Амбариха, деревня (Нижегородская область)
Деревня Амбариха
Деревня Амбариха находилась в 10 километрах к северо – западу от города Ветлуги. По преданию, вблизи деревни были помещичьи заводы, принадлежавшие Окуневой и гнавшие смолу и деготь. Деревня была построена возле дегтярных амбаров. (1) Отсюда и название – Амбариха.
К началу XVIII века были налицо почти все деревни, расположенные на правом и левом берегах реки Ветлуги. Названия этих деревень имели интересные особенности: у одних во второй половине слова имелся слог-суффикс «ха» (Амбариха, Ефаниха, Бажениха, Швечиха, Колосиха, Нориха), у других – слог-суффиксы «ин» и «ив» (Мошкино, Галкино, Иваново, Кривцово), у третьих не было не одного из этих слов-суффиксов (Усолье, Сежа, Подкурня). Появление таких названий не было простой случайностью. Учёный топонимист В.А. Никонов в книге «Принципы топонимики» указывает, что деревни, в наименовании которых присутствует суффикс «ха», образованы переселенцами из Суздальской земли, что по названиям с этим суффиксом можно точно судить, как много веков суздальцы расселялись на Средней Волге, шли через долину реки Вятки на Каму. Следовательно, и наши деревни типа Амбариха, Ефаниха, Бажениха, Микриха и др. созданы новосёлами из Суздальской земли, которая находилась в старину совсем рядом с Поветлужьем, за соседней рекой Унжей.
Ветлужские деревни с суздальскими названиями – самые старые, первые русские деревни в черемисском Поветлужье. Есть основание предполагать, что они возникли во время татаро-монгольского нашествия Батыя на Русь. В 1237-1238 годах орды Батыя громили города междуречья Оки и Волги, уничтожая население. Суздальцы спасались от монгольской сабли в лесах Поветлужья и Поунжья. (3). Поветлужье – зона широкого распространения названий на – иха.
В Ветлужском районе их – 77, Варнавинском – 32, Краснобаковском – 28, Воскресенском – 27 и т.д., эпицентр – иха находится именно в Ветлужском районе (1).
По данным первой всеобщей переписи 1907 года по Ветлужскому уезду Печенкинской волости д.Амбариха находилась в 12 верстах от уездного города: число дворов - 29, душ обоего пола -165.Наличное население по переписи 1897 года: мужчин - 70, женщин - 82, всего - 152. Преобладающий промысел: лесной, извоз, речной.
Вот как пишет о деревне Амбариха один из жителей Николай Соловьев «….. я впервые попал в удивительную Амбариху, похожую на маленькое красивое царство…Справа увидел рощицу, посредине которой стояла часовенка, а вокруг берёзы, ели, пихты – словно теремок в зелени. Ближе к деревне, на раздорожии – столбик, на нём полотенце и икона, как доброе напутствие прохожему. В Амбарихе прямая улица, дорога наезженная оканавлена, к каждому дому проложен мостик. В начале деревни слева пруд….»
Перед каждым домом палисадник с сиренью, черёмухой, клёнами, небольшими тополями и берёзами, а на них – скворечники, огород за домом большой, за огородом – яблоневый сад. Вдоль огорода, справа располагались постройки: житница, где хранили зерно, баня, овин , и рядом с ними по меже посадки черёмух, рябин и даже елей. Ближе к саду за огородом располагалась пасека.
В Амбарихе была своя мельница. В пойме речки Нужны крестьяне ставили сотни стогов сена, сеяли овёс, лён, клевер. Амбариха славилась своими хлебными урожаями, её жители держали много скота. Зимой, кто помоложе, работали в лесу, на лошадях возили лес. Летом выращивали много овощей, особенно огурцов.
Крестьяне деревни Амбариха и окрестных деревень своей продукцией наполняли ветлужский рынок во время частых базаров и ярмарок. Население каждой деревни облюбовало свое производство. Например, в деревне Баженихе занимались гончарным производством. Делались прекрасные плошки, опарницы, горшки, корчаги и всякие другие глиняные изделия.
Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой (2). Пасека – пчеловодное хозяйство, место, где расположены ульи (2). Плошка – плоский сосуд, блюдце. (2) Опарница – посуда для опары – заправленное дрожжами и забродившее тесто.(2) Горшок – глиняный сосуд для варки пищи, для молока.(2) Корчага – большой глиняный сосуд, употребляющийся в деревенском обиходе (2)