Перспективные интернет-практики для школы: взгляд образовательного сообщества

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

В последние несколько лет сеть Интернет перестала быть средой передачи информации и транспортным каналом доставки знаний. Сеть стала площадкой для совместной деятельности, на которой люди действуют и думают вместе. Развитие социальных сервисов привело к возникновению феноменов, которые называют по-разному: мудрость толпы, краудсорсинг, викиномика, общественная поддержка, паутина соучастия. В основании этих феноменов - возможность непосредственного участия в принятии решений, в коллективном творчестве. Серьезным вызовом для организаторов и дизайнеров краудсорсинговых проектов является создание условий, в которых массовая деятельность участников была направлена на решение общественных и государственных проблем и завершалась бы не выдвижением отдельных мнений и пожеланий, но созданием комплексного документа. В данном проекте перед участниками была поставлена цель - сформулировать и отобрать лучшие предложения по продуктивному использованию в российских школах Интернет-практик, исходя из наиболее значимых вызовов современной ситуации в российской системе общего образования. Достижение этой цели предполагало решение следующих задач проекта:

  • Выявить и оценить и интернет-практики, имеющие наибольший потенциал и значимость для развития российского школьного образования.
  • Разработать укрупненный план создания и/или распространения этих интернет-практик в российских школах
  • Выявить среди участников онлайн-сообщества проекта наиболее знающих, креативных и ориентированных на получение результата.

Параллельно с решением содержательных задач в пилотном проекте происходило исследование и уточнение методик и инструментов для сетевой коллективной деятельности.

Содержание

Старт проекта

Проект открылся 3 декабря 2009 года и был представлен в ходе конференции «Чему и как учиться и учить в XXI веке». Многие участники конференции в течение нескольких лет встраивают сетевые технологии в школьную практику, используют интернет-сервисы, руководят сетевыми сообществами. Поэтому их знания о проблемах интернет-обучения и их идеи о том, как решать эти проблемы, особенно помогли содержательному наполнению проекта.

Первый этап

На первом этапе в декабре 2009 - январе 2010 гг. производилось выращивание и отбор лучших идей. Сотни участников из различных регионов России были поставлены перед вызовом: какие из интернет-практик могут быть наиболее полезны при решении проблем, стоящих перед национальной системой образования. Это был уникальный случай мозгового штурма, где участники были разделены в пространстве и времени и тем не менее активно и эффективно взаимодействовали на специально подготовленной интернет-площадке. Организация работы позволила участникам освоить и проверить новые приёмы управления знаниями: постоянную оценку и вознаграждение действий каждого участника, рынок идей, биржу предсказаний. Была создана атмосфера деловой игры, победители которой, заработавшие наибольшее количество очков, предложившие наиболее ценные и дорогие идеи, сделавшие верные предсказания, должны были получить награды. По условиям игры конструктивная деятельность участников (публикация сообщений в форумах и блогах, оценивание предложение, выдвижение новых идей, рецензирование идей) вознаграждалась и увеличивала игровой капитал участника. Каждый участник получил право приглашать на площадку новых участников и за счет этого так же повышать свой сетевой капитал.

В самом начале первого этапа участники договаривались об общем понимании предметного поля. На главной странице площадки, в блоге проекта и рассылке каждому участнику был предложен первый вопрос, с которого началось определение направлений или секторов:

  • Какие вызовы стоят перед современным российским образованием?

Участники предлагали, обсуждали и голосовали за вызовы в общем дискуссионном форуме. По каждому предложенному вызову было организовано голосование - "За" или "Против". Голосования были анонимными. По результатам голосований в качестве секторов второго уровня были созданы следующие: Адекватность, Безопасность, Демократизм, Доступность, Индивидуализация, Качественность, Креативность, Метанавыки, Мобильность, Мотивированность, ОргОбучаемость, Открытость, Проектность, Саморазвитие, Сотрудничество, Социальность.

После обсуждения было принято решение сократить число рассматриваемых вызовов до трех:

  1. Совместное творчество
  2. Повсеместность
  3. Работа Учителя

Участникам было предложено выдвигать и продвигать свои идеи внутри одного из этих секторов. Для того, чтобы задать более строгие рамки описания был предложен следующий формат:

  1. Важность и актуальность
  2. Продуктивность.
  3. Инновационность.
  4. Перспективность.
  5. Бизнес-окупаемость.

После того как идея была представлена, она обсуждалась и оценивалась членами сообщества. Каждая идея проходит несколько стадий в своем развитии:

  • Зарождение.
  • Рассмотрение
  • Выход на рынок идей. Когда идея выходит на рынок, участники получают возможность покупать акции этой идеи.

На заключительном этапе принимается решение о том, попадает ли идея в Банк идей, или закрывается как отвергнутая. Если идея попадает на рынок идей, то ее автор, члены команды и участники, купившие акции, получают существенную прибавку к своему капиталу. Система позволяла участникам отслеживать продвижение своих идей, стимулировала их к более активному продвижению идей (Рис. 1).

Spigit-ideas.jpg
Рисунок 1 Продвижение идей

Для отбора наиболее перспективных идей были использованы следующие параметры:

  1. Капитализация - величина вложений в идею. Капитализация показывает насколько активно покупались акции данной идеи.
  2. Разница За и Против - разница между числом голосов За и числом голосов Против
  3. Buzz - активность обсуждения идеи внутри всего сообщества

В результате среди предложенных идей были отобраны 13 предложений, получивших наибольшую поддержку сообщества. В ходе обсуждения на следующем этапе число идей было сокращено до 10.

Второй этап проекта

На втором этапе в январе - феврале 2010 г. авторы идей и наиболее активные и компетентные участники получили приглашение работать над коллективным документом. Этот коллективный документ создавался на базе вики-платформы MindTouch. Устройство и дизайн площадки были нацелены на коллективное редактирование статей и создание единого финального документа. Следует отметить, что большинство участников не имели никакого опыта создания и редактирования коллективных документов. Изменение условий деятельности, переход от ситуации, когда каждый отстаивает свою собственную идею, конкурирует с другими и отвечает только за свою идею, к ситуации, когда необходимо создать единый связный текст, учитывающий и отражающий интересы многих участников, было серьезным испытанием для группы.

Коллективное планирование предполагает, что все участники разделяют ответственность за создаваемый документ и сами заинтересованы в выделении разделов, в разработке которых они принимают участие. Переход от отстаивания собственной идеи к работе над общим документом явилось столь серьезным вызовом, что лишь четверо из участников взяли на себя ответственность в написании общих разделов. Другие участники помогали в этой работе, чаще всего используя режим оценивания и комментирования.

Итоговый документ состоит из множества страниц и даже отдельных разделов страниц. Сборка итогового документа осуществлялась модератором площадки, при этом каждый включаемый фрагмент обязательно содержал ссылку на страницу или фрагмент и участники могли вносить правки не в весь финальный документ, а его отдельные части. Такое дробление документа на небольшие фрагменты снижало уровень тревожности и ответственности участников, помогало им включиться в коллективное редактирование и перейти от оценивания и комментирования страниц к редактированию и созданию. Была предпринята попытка дополнительно снизить уровень вхождения в режим коллективного редактирования за счет возможности создания множества версий отдельных статей, чтобы каждый участник мог создавать и редактировать собственную отдельную версию.

Свойства площадки позволяли участникам встраивать фрагменты видео и другие мультимедиа примеры, которые могли бы служить прототипами для реализации предложений. Сама площадка для многих предложений, в которых предлагалось собирать репозитории, музеи и коллекции служила готовым прототипом. Например, для предложения по созданию сети детских конструкторов участники включали примеры работающих цифровых моделей непосредственно в текст предложения. Таким образом, можно было не просто только рассказать о предложении, но и наглядно показать, что будет сделано и как это будет работать.

Участники, предложения которых содержали ссылка на использование существующих сервисов - видео-каналы YouTube, карты Google, цифровые коллекции и календари - активно использовали мультимедийные возможности площадки для расширения и пояснения своих предложений. Особое значение для реализации заключительной стадии проекта имела возможность встраивания в страницы документа коллективных таблиц Google.

Авторы и участники идей могли копировать и заимствовать планы друг друга, могли помогать друг другу и согласовывать планы реализации отдельных идей. В ходе этой работы участники дорабатывали свои идеи и организовывали эти идеи в общий документ. При этом многие идеи существенно видоизменялись, происходило сращивание некоторых идей, а некоторые идеи постепенно теряли поддержку. Реализация проекта по выдвижению, отбору и выращиванию предложений, направленных на развитие интернет-практик в российской школе, позволила не только создать содержательный документ, но и увидеть проблемы, которые стоят на пути развития таких практик. Эти проблемы носят не столько технический, сколько психологический характер. В самом документе участники наибольшее внимание уделили интернет-практикам, связанным с совместным созданием и использованием объектов различного типа: документам, видео-каналам, цифровым моделям, историям, кейсам.

Схема перспективных идей

Internet-Practice01.png

Клонирование видео-кейсов
Создание видео-коллекции образцов удачных педагогических практик, материалы которой побуждали бы учителей к клонированию успешных интернет практик и самостоятельной сетевой активности. Задача коллекции - создание моды на новое, современное обучение. Формирование такой моды будет осуществляться силами локальных учительско-ученических групп, которые будут создавать сценарии и тематические сюжеты и размещать их на учебных каналах популярных видео-сервисов - YouTube.
Школа конструкторов
Построение социальной сети, внутри которой дети и подростки смогут обмениваться своими цифровыми проектами, создавать учебные модели, игры. В сети будут созданы условия для цифрового творчества и конструктивной деятельности школьников. Участники социальной сети смогут обмениваться цифровыми историями, играми и моделями. В качестве средств для создания полностью открытые или бесплатные среды - Scratch, Alice, StarLogo TNG, NetLogo На основе сети будет разработана процедура "одомашнивания" цифровых образовательных ресурсов и включения их не только в учебные материалы преподавателей, но и в проекты школьников.
Персональные цифровые устройства
Продвижение в учебный процесс приемов работы с цифровыми устройствами, которые находятся в личном распоряжении учащихся. Личные мобильные компьютеры и другие гаджеты (цифровые фотоаппараты, видеокамеры, сенсорные устройства, GPS-приборы) имогут быть внедрены в исследовательскую практику учеников и использоваться для проведения исследований и домашних экспериментов дома, на улицах, в парках.
Родительские собрания, блог для родителей, SMS-сервисы для родителей
Разработка новых форм сетевого взаимодействия семьи и школы, родителей учащихся с классным руководителем, психологом, завучами, другими родителями, когда родительское собрание из монолога педагога переходит в диалог участников образовательного процесса, когда конкретные вопросы решаются мобильно, оперативно и эффективно. При этом могут быть рассмотрены разные формы проведения родительских собраний, начиная от классных родительских собраний, на которых через проектор транслируются Интернет -ресурсы или используются Интернет -среды для фиксации идей, и кончая полностью виртуальным родительским собранием, которое проходит в блоге, Вики, Friendfeed, Campus. Между ними может быть классное собрание, которое предворяет обсуждение определенных вопросов в Интернете или собрание, которое начинается в классе и затем продолжается в Интернете.
Учебная практика, школа тьюторов
Создание внутри педагогических вузов и институтов повышения квалификации сетевой образовательной среды, в которой были бы учтены сетевые ориентиры, тенденции к постоянным изменениям и вся деятельность была бы нацелена на сетевые практики. В этой среде студенты и практикующие педагоги будут осваивать основы педагогического мастерства не из устного творчества лекторов, а в практической деятельности: собирая, классифицируя, комментируя, и аннотируя различные сетевые учебные материалы, создавая и поясняя диаграммы связей и карты знаний к существующим материалам, критикуя, копируя и создавая сетевые кейсы, создавая и модерируя сетевые образовательные проекты. Сетевая образовательная среда создается путем введения в учебный процесс специальных модулей или форм самостоятельной работы в рамках существующих учебных дисциплин (как ИКТ, так и методических, педагогических и предметных) и их интеграции.
Открытый школьный музей
Цифровое собрание всех результатов проектно-исследовательской деятельности педагогов, учеников, их родителей и всех прочих участников этой деятельности. Учитывая вечную нехватку места, можно принимать на хранение лишь оцифрованные отображения объектов хранения. Летопись всех школьных событий и хранилище всех знаний, обычаев, артефактов и других элементов культуры данной школы. С точки зрения программной реализации, такое хранилище представляет собой систему накопления, хранения и управления базой знаний школы. Эта система, в частности, должна обеспечивать автоматический или полуавтоматический перевод событий или новостей со школьного сайта в архив музея, накопление содержимого ученических и учительских портфолио, хранение всех публикаций школы и о школе и др.
Дистанционная интернатура
Организация поствузовского систематического практического обучения через практику на базе самообучающейся школы с приглашением ведущих специалистов науки, практики и технологии. Педагогическое мастерство на примерах лучших педагогов, ведущих вебинары и открытые уроки.
Репозиторий кейсов
Сбор, формализация и обсуждение удачных и неудачных экспериментов по использованию сетевых сервисов в школьном обучении. Деятельность будет проходить на базе вики площадки. Если мы соберем такую копилку, то мы сможем обсуждать и оценивать реализованные проекты, а при проведении новых проектов опираться на опыт уже собранных ошибок. Второе основание проекта - желание поменять отношение к ошибке, показать что учитель тоже может ошибаться, что он не тот, кто не ошибается, а тот кто готов учиться вместе с другими.
Обучаясь обучаем
Организация очных и дистанционных пунктов или каналов, на базе которых школьники могли бы консультировать педагогов и родителей по вопросам использования интернет-сервисов и ресурсов. Как следствие - активизация работы родителей и педагогов в сети, поиск и реализация новых форм взаимодействия, новый тип взаимоотношений "ребенок" - "взрослый", формирование "новой школы" - школы партнерства.
Вики как среда для проектной деятельности
Внедрение в образовательную деятельность вики-принципов совместного создания и редактирования объектов различной структуры и направленности: исследовательских и проектных документов, видео-коллекций, репозиториев различной направленности.

Коллективная работа участников по выдвижению предложений и коллективному оформлению документа может служить примером перехода от практики высказывания мнений и отношений к созданию и отбору конструктивных предложений. Мы наблюдаем формирование нового типа сетей, когда на основе либо в дополнение к социальным сетям, в которых внимание уделяется связям и отношениям между участниками, формируются созидательные сети, в которых внимание сосредоточено на создании общего продукта. Переход от социальной к созидательной сети сопряжен с серьезными когнитивными проблемами. Большинство участников при обсуждении проблем, с которыми они столкнулись в совместной деятельности, отмечали сложность перехода к ситуации коллективной ответственности за финальный документ.

Персональные инструменты
Инструменты