Прошлое и настоящее Пошехонского края Ярославской области
Информация о географическом положении (прошлом и настоящем).
Из истории создания Рыбинского водохранилища
Рыбинское водохранилище – искусственное море, рукотворное море – создано на реке Волге и её притоках Шексне и Мологе. 13 апреля 1941 года в 13ч.10 мин началось его заполнение. Около 17 тысяч лет назад на месте Рыбинского водохранилища было ледниковое озеро. Постепенно оно обмелело, и возникла обширная Молого-Шекснинская низменность. Рыбинское водохранилище планировалось как самое большое по площади искусственное озеро в мире. Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 году у деревушки Переборы выше места впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 года русло Волги перекрыли. Наполнение гигантской чаши продолжалось 7 долгих лет и закончилось только в 1947 году по достижении запланированного "нормального подпорного уровня" (+102 м относительно уровня Мирового океана). Уровень должен быть +98 м. При таком подпорном уровне город Молога и большая часть территории Мологского уезда остались бы незатопленными. Средняя глубина — 5,5 м, максимальная — 25-30 м. Площадь 4580 км2. Объём 25,5 км³. Центр 37° 30′ в.д. и 58° 30′ с.ш. Затоплено: 3645 км лесов, 663 деревни, 1 город (Молога), 6 монастырей и более 50 храмов. В рапорте начальнику Волгостроя докладывали, «что граждан добровольно пожелавшим уйти из жизни вместе со скрабом при наполнении водохранилища, составляет 294 человека». Переселено 130 000 чел. На дне Рыбинского водохранилища покоятся деревни, кладбища и даже целые сёла с церквями. Нередко официально это не подтверждается, доходит до смешного. Но во время межени над поверхностью воды показываются кресты церквей. В основном такие подводные сёла находятся вблизи пошехонских и брейтовских берегов. После наполнения гигантской чащи ушла под воду и была изъята из хозяйственного оборота восьмая часть ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье драгоценных пойменных заливных лугов, травы которых по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов, более 70 тыс. га веками возделываемой пашни, более 30 тыс. га высокопродуктивных пастбищ, более 250 тыс. га грибных и ягодных лесов. Сельскохозяйственному производству региона был нанесен тяжелейший удар, поскольку основными районами маслоделия Ярославской губернии были Мологский и Пошехонский уезды, а также северные части Мышкинского и Рыбинского уездов, то есть те территории, которые были затоплены или подтоплены водохранилищем. Здесь, на северо-западе губернии, вырабатывалось до 85 процентов ярославского масла, значительная часть которого до революции экспортировалась в Западную Европу, в частности, в Англию и Данию. Создание такого «водного гиганта» привело к разрушению культурно-исторического наследия. Прошло около семи десятилетий и мы должны помнить об истоках духовности и культуры и передать их нашим потомкам. (Авторы: Кротова Алена. 8 класс, Ковригина Т.В. Пятницкая ООШ. 26.10.2010) [1][2]
Карта Ярославской губернии 1927 года.
На данной карте указана территория Ярославской губернии, которая была затоплена водами Рыбинского водохранилища.(Кротова Алена, 8 класс Пятницкая ООШ) [3]
Влияние Рыбинского водохранилища на современный облик Пошехонского района
Рыбинское море поглотило в своих пучинах великое множество старинных населенных пунктов, включая один из древнейших городов Мологу. Другой, не менее замечательный город Весьегонск перенесен был на гору, что и сохранило его, хотя вряд ли новый город смог полноценно заменить ушедший под воду. Село Брейтово перенесено на другое место. Такая вот своеобразная "Русская Атлантида"... Конечно, Рыбинское море поглотило не весь Пошехонский район, а лишь меньшую его часть. Вынуждены были уехать жители Мормужинского, Давшинского, Пельневского и Космодемьянского приходов. По берегам водоема образовались новые поселения, новые колхозы, и жизнь в общем-то нормализовалась. С самим же городом Пошехонье ситуация сложилась иначе. Городу Пошехонью повезло. Рыбинское море не только не накрыло его, но разлившиеся реки, которых в городе несколько, настолько улучшили облик Пошехонья, что многие часто называют его "Северной Венецией". Такое сравнение подкрепляется не только обилием воды и древней архитектуры, но и бесчисленным количеством мостов, которых в Пошехонье столько, что кажется, никто никогда даже не пробовал их сосчитать. Здесь были созданы промышленные предприятия. Издревле в городе существовал редкий золотобойный промысел: Мастера-золотобойщики изготовляли сусальное золото, которое пользовалось спросом даже в советские времена. Купола Московского Кремля, Исаакиевского собора в Питере, фонтаны Царского Села и даже оперный театр в Одессе - все это украшено было сусальным золотом пошехонских мастеров. Сейчас промысел умер. Воды рукотворного моря поглотили село Никольское, которое находилось возле места впадения реки Маткома в Глухую Шексну; село Мормужино у устья реки Согожа; село Пельнево на левом берегу реки Шексна; село Космодемьянское Пошехонского уезда, которое располагалось на левом берегу Шексны на северной границе уезда, недалеко от нынешней деревни Шетинское. Под водой оказался и памятник архитектуры церковь Космы и Дамиана (1838 года). На дне моря покоятся сотни деревь, кладбища, сёла с церквями. (Автор: Яковлев Андрей 9 класс. Ковригина Т.В. Пятницкая ООШ. 26.10.2010) [4]; [5][6]
Информация об историческом прошлом.
АДРИАНОВ МОНАСТЫРЬ
31 мая 1543 - официальная дата основания Адрианова монастыря, вернее заложение игуменом Адрианом небольшой церкви.Жители в окрестности 90 вёрст посещали данную обитель. Благодетелей у обители не было, церковную утварь брать было негде, в связи с этим, игумен Адриан занимался ещё писанием икон.Со временем братия увеличилась и послушники построили ещё три кельи для жительства и ещё одну, которую затем преобразовали в трапезную. Так же Преподобный Адриан задумал строительство каменного храма и собрал на это достаточную сумму. Но через год, 5 марта 1544года, в обитель ворвались разбойники , ограбили монастырь и убили игумена Адриана. Прошло много лет. В 1699 году монастырь потерпел пожар, и, в связи с этим, в 1702 году здесь возвели каменную обитель с большим количеством храмов. Для сравнения - в наше время на территории монастыря осталось всего два храма: храм Богоявления Господня и Успенский. Монастырь хранит много святынь. Н.Н. Юрьева, жена Я.М. Юрьева, пошехонского помещика, пожертвовала монастырю ковчежец и крест. В ковчежце находятся мощи многих святых, например: Иоанна Крестителя, Святого Евангелиста Луки.Всего монастырь хранит мощи девятнадцати святых. Так же в обители имеются два серебряных креста, которые находятся над вратами Успенского храма.Кресты содержат частицы мощей.Игуменский посох преподобного Адриана - тоже святыня, которой братия монастыря сильно дорожит. Посох сделан из дерева с полукруглой рукояткой, мера посоха - 1,5 аршина. Среди святынь имеется и икона Преподобномученика Адриана. Икона хранится в храме Богоявления Господня. Икона содегжит частицу святых мощей Адриана. Колодец, вырытый игуменом Адрианом, также считается святыней обители, но находится сейчас в плачевном состоянии.
В 2000 году монастырь возродился сначала как женский. Его возглавляла игуменья Дамиана. Сначала был первый женский состав, затем - второй. В 2006 году монастырь стал мужским. Восстановление монастыря продолжал первый мужской состав, а сейчас эстафету принял второй мужской состав, которым руководит игумен Иоанн. Сегодня в обители кроме игумена живут два иеромонаха, иеродьякон и восемь послушников. Именно эта братия восстановила колокольню монастыря, и сейчас подходит к завершению последняя стадия ремонтных работ. (Автор: Сорокин Александр, 9 класс, Белосельская СОШ, информация от1.10.2010)Возрождение Адрианова монастыря
В 1918 году обитель закрыли, разграбили, монастырское кладбище распахали под огороды, уцелевшие от погромов строения распределили под дома и дачи, а потом и вовсе забросили. 2000 год - год возрождения духовной жизни монастыря. Монастырь был открыт как женский (Дамиана (Латышева), игум. (XXI в.)). Первую зиму сестры пережили в нечеловеческих условиях. Кругом полная разруха – нет света, отопления, температура в кельях опускалась ниже ноля, вода превращалась в лед. В таких экстремальных условиях сестрам пришлось провести несколько лет. Первоначально, на деньги, выделенные Московской патриархией, начался ремонт в килейном корпусе. "За лето хотелось утеплить здание, вход отремонтировать и сделать отопление", - делилась планами старшая сестра инокиня Филарета. В монастыре вместе с настоятельницей было 6 сестер, помимо трудов духовных они активно поднимали хозяйство. "Полная бытовая неустроенность не пугает, здесь очень красивое место, очень намоленная святыня", - утверждала инокиня Николая. В этот период был вычищен и благоустроен колодец, по преданию выкопанный самим Адрианом Пошехонским. Сестры жили надеждой найти мощи преподобного, которые на протяжении многих столетий были главной святыней монастыря. 2006 году женский монастырь был преобразован в мужской. В 2007 году был оштукатурен весь колокольный комплекс, сделана новая крыша и все строительные работы внутри северного крыла На территории имеются: огород, хозяйственные постройки, среди них гараж, скотный двор и др. В одной из хозяйственных построек расположен естественный ледник. Внутри постройки бьёт родник, благодаря которому зимой происходит естественное намерзание льда ( Ковригина Юлия 8 класс, Пятницкая ООШ, информация от 25.10.2010) [7]
РОДНИК СВЯТОГО АДРИАНА
Родник Святого Адриана даёт начало реке Иней.В давние времена родник находился в деревне Зайцево, которая, к сожалению, уже исчезла и сейчас название деревни не упоминается. Теперь родник - достопримечательность деревни Заднево. Раньше к роднику ходили за ключевой водой, которая считалась целебной, но потом родник забросили.в 2007 году начались работы по восстановлению родника. В расчистке территории и самого родника принимали участие лишь два человека - Андреев Алексей Васильевич и Афанасьев Михаил Александрович (мой папа). При чистке родника, через каждые 30 см. находили серебряные и золотые монеты XVI,XVII,XVIII веков, глиняные трубки, кресты и прочую церковную утварь. Также при восстановлении родника оказал помощь московский предприниматель Попов В.А. В роднике бьёт 12 ключей. Сейчас над родником возвели крышу, построили купель. Построены летняя и зимняя трапезные. По дороге к роднику сделаны очень удобные скамеечки с крешей, чтобы отдохнуть усталым путникам. На роднике строятся новые удобства для отдыхающих. В 2008-2009гг. исследователи из нашей школы брали пробы родниковой воды и проводили химический и биологический анализ. По всем показателям вода оказалась очень чистой. В наше время такая вода - настоящий клад. Люди с большой радостью приезжают сюда из разных уголков России за полезной родниковой водой. (Автор: Афанасьева Алёна, 8 класс Белосельская СОШ)Пошехонская старина и уединенные пошехонцы
Первоначально Пошехонье - это обширная местность - край на левой стороне реки Шексны. Название произошло от притока Великой Волги - Шехонь/Шехона. Пошехонье - это еще и городок - центр уезда, а теперь района. (Автор: Смирнова Алена, 10 класс, Колодинская СОШ, 28.10.2010г) [8]
Пошехонье - город пяти рек и семи мостов
Пошехонье позицирует себя под брендом "Город пяти рек и семи мостов" и это неслучайно. (Автор:Денисенко Ирина,9 класс, Колодинская СОШ, Богоявленская А.А. 28.10.2010г.) [9]
Пошехонье
Пошехонье - это обширная местность на левой стороне реки Шексны. Но Пошехонье - это еще и городок, центр района. В период феодальной раздробленности Пошехонье входило в состав Белозерского княжества. Вместе с белозерцами принимали участие пошехонцы в Куликовской битве 1380 года. В 1486 году был образован Белозерский уезд, а в 1541, в период укрепления Русского централизованного государства, из этого уезда выделена новая отдельная административная единица - Пошехонский уезд. Центром его было определено село Белое. В 1540 году пришел в “пределы Пошехонския” монах Адриан, ставший впоследствии местным святым, и с 1543-го начал строить монастырь, который сыграл заметную роль в истории уезда и города. Преп. Адриан Пошехонский обучался иноческому житию у преп. Корнилия Комельского. После смерти наставника в 1537 году у инока появилось горячее желание построить в глухом пустынном месте обитель. Однажды в храме появился благолепный странник. Старец предложил проводить инока в глухое место, где не ступала нога человеческая, привел его в дремучий Пошехонский лес и исчез, будто его и не было.
Здесь, у реки Ветхи, трудами монахов был воздвигнут храм в честь Успения Божией Матери и обитель. В 1550 году, в Великий пост, на Адрианову пустынь напала шайка разбойников. Злодеи схватили игумена. Жгли его горящей лучиной, кололи ножом, давили накинутой на шею веревкой, выпытывая деньги. Страдалец, указав на кувшин с 40 рублями, сказал: “Вот все наше имущество”. Злодеи удавили святого старца, а храм был ограблен. Тело преподобного мученика Адриана монахи увезли из обители и спрятали на берегу реки Ушломы близ села Белого. Спустя 76 лет, в 1626 году, инок Иона перед смертью открыл, что отец его - священник Исидор - с соседями свезли тело убитого игумена Адриана к опустевшей церкви пророка Ильи и схоронили его под полом храма. На могиле для памяти посадили рябину. Получив о том донесение, патриарх Филарет предложил перенести мощи святого в Адрианову пустынь.
В 1680 году административный центр уезда и его городское правление были переведены из села Белого в монастырское село Пертому. Не случайно некоторые краеведы ведут отчет действительной истории города Пошехонье с этого года. С 1727 года уезд приписан к Ярославлю и в составе Ярославской провинции - к Московской губернии. В 1777 году Указом Екатерины II село Пертома переименовано в город Пошехонье, уезд включен в состав Ярославской губернии, а в следующем году утвержден и герб города. К концу 18 века население уезда достигло 129 тыс. человек. Заметно оживилась экономическая жизнь уезда и города Пошехонье в 19 веке: развивались крестьянские и помещичьи хозяйства, кустарные и отхожие промыслы, торговля, появились местные богатые предприниматели, купцы, мещане. Их стараниями построены в городе здания центра, магазины, а в 1832 году - торговые ряды. В 1822 году возведена церковь на городском Успенском кладбище, в 1883 - закончено строительство нового теплого храма городского собора. Развитие края продолжилось и в советское время. В 1929 году был образован Пошехонский район, но в мирную жизнь ворвалась большой бедой Великая Отечественная война. 6500 пошехонцев - трудоспособных людей в расцвете сил - не пришли с фронта, многие вернулись ранеными и калеками. В уходящем столетии город значительно вырос. Открыты общеобразовательные школы, детские сады, библиотеки, музыкальная школа, районный Дом культуры, построена Центральная районная больница, работает Историко-краеведческий музей. (Автор: Дедюлина Анастасия, 8 класс, Колодинская СОШ, учитель Богоявленская А.А., 29.10.2010г)
Рыбинское водохранилище и его история
Рыбинское водохранилище -море, которое человек создал своими руками. История Рыбинского водохранилища уникальна. Это неспокойное огромное море впечатляет своими размерами на карте. Рыбинское водохранилищенаходится в Ярославской области, на реке Волге. (Автор: Колодинская СОШ, учитель Богоявленская А.А.29.10.2010г) [10]
Град-Китеж Рыбинского водохранилища
Китеж-град -древнерусский город,который , по народному поверью, чудом скрылся под землю во время нашествия Батыя. На его месте в Нижегородской губернии образовалось святое озере...Рыбинское водохранилище, раскинувшееся в верховьях Волги на территории трёх областей святым назвать нельзя. Воды искусственного моря скрывают несколько "град Китежей", но не по доброй воле ушедших на дно, а по Государственному плану электрофикации России. (Автор: Колодинская СОШ учитель Богоявленская А.А. 30.10.2010 г) [11]
Сохоть
== МОУ Колодинская СОШ == Рассказ экскурсовода "Святой Севастиан Сохотской "
В конце XV века дремучими лесами, нехоженой тропой шел в Пошехонские места святой Севастиан Сохотский. Остановился подвижник в Сохотском лесу. Речка, которая там протекает, Сохотью зовется. Стал Преподобный Севастиан жить отшельником, питаться тем, что в лесу растет, и время проводить в молитве. Удалившись от мира в Пошехонские леса, он на реке Сохоть построил для себя келью и церковь, которую, разумеется, сам и освятил в честь и славу Преображения Господня. При этой церкви он стал жить сначала один; но укрываться от мира он долго не мог: о нем, как о подвижнике, скоро разнеслась слава; вскоре явились к нему ученики, которые и оставались с ним, чтобы вести жизнь подвижническую. Преподобный Севастиан естественно сделался их настоятелем. Всю свою жизнь он проводил в молитве, посте и трудах. Он сам носил воду, рубил дрова, плел вервие, пек хлебы, молол жито. Кончина его последовала в конце XV века (1492 г.). В середине XIX века над мощами преподобного Севастиана был построен каменный храм. На месте первой обители возник крупный монастырский комплекс в Ярославской области, который состоял из нескольких храмов и жилых зданий для обителей монастыря.
Севастианов Преображенский монастырь: Проследим, как создавался Севастианов Преображенский монастырь. На месте обители святого Севастиана Сохотского Пошехонского, над его мощами местные жители поставили деревянную часовню. В 1853 году была сооружена деревянная церковь в честь Севастиана Сохотского Пошехонского. Некоторое время храм находился в ведении пошехонского Адрианова монастыря под именем Преображенско – Севастиановского скита. В 1885 году была поставлена вторая деревянная церковь Преображения Господня. В 1894 году был возведен двухэтажный полукаменный трапезный корпус. В 1898 году Севастиановский храм перевели в Успенский скит, устроенный монастырем в трех верстах к северу на берегу реки Сохоть. Новую шатровую звонницу возвели над восточными воротами обители в 1898 году. В этом же году был заложен трехпрестольный пятиглавый кирпичный храм. Он строился 8 лет и был освящен в 1906 году.
Поездки на Сохоть: Первый крестный ход на место Севастианова Монастыря, который состоялся в 2007 году. Совершается богослужение. В нем приняло участие 9 человек. Приехав на место, мы увидели остатки разрушенных храмов. Бывшая трапезная, единственное полукаменное здание построенное в 1894 году, оставшееся после монастыря. Рядом с трапезной находилась колокольня Севастианова женского монастыря. Она разрушена, но осталось подвальное помещение, его вы видите на экране. В настоящее время там находятся иконы, которые оставляют паломники. А наверху установлены два креста: один деревянный, другой металлический. На территории монастыря сохранился жилой дом и полуразрушенные хозяйственные постройки, старый колодец. Прошел год, и мы снова собрались на Сохоть. Приехав на место, первым делом мы послужили Преподобному Севастиану перед крестами, установленными на месте разрушенного храма. Молиться было очень легко и чувствовалось, что когда то пускай и очень давно, здесь творил молитву Преподобный Севастиан.Совершается богослужение. Последний крестный ход был в августе 2010 года "Рассказ экскурсовода о памятных местах провела Углова Алена, 10 класс"
== МОУ Ермаковская СОШ == Рассказ экскурсовода Монастырь Преображенский Себастианов, п.Сохоть, последняя четверть 19 - начало 20в.
Один из крупнейших монастырских комплексов Ярославской области, сформировавшихся в период эклектики. Культовые и жилые постройки монастыря, типичные для своего времени, были выдержаны в русском стиле. История монастыря отличалась уникальной активностью и размахом строительной деятельности.
Преображенско-Севастиановский общежительный монастырь находился в 36км к северу от Пошехонья на р.Сохоть среди обширного лесного пространства. Он был образован на основе женской православной общины, учрежденной указом Синода от 13 декабря 1885г. Официальное открытие монастыря совершено архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном 10 декабря 1889г. Выбор места для комплекса не был случайным: в конце 15в. здесь находилась обитель местночтимого святого Севастиана Пошехонского, который был его первым игуменом вплоть до своей смерти, последовавшей, по одним источникам, в 1492, а по другим - в 1542г. В 1697-1702гг. обитель числилась за Вологодской епархией, с 1725г. была приписана к ЧереповЕЦкому Воскресенскому монастырю Новгородской епархии, а в 1764г., при учреждении монастырских штатов, была упразднена. Известно, что над мощами преподобного местные жители поставили деревянную часовню, на месте которой в 1853г. петербургским купцом Петром Денисовым была сооружена деревянная церковь с шатровой колокольней, освященная 9 января 1856г. в честь Севастиана Пошехонского. Вплоть до учреждения общины этот храм находился в ведении пошехонского Адрианова монастыря под именем Преображенско-Севастиановского скита. В 1885г. на средства ярославского потомственного почетного гражданина Михаила Литова восточнее этого храма была поставлена вторая деревянная церковь Преображения. Тот же благотворитель в 1887 - 1888гг. субсидировал ремонт и частичную перестройку старого храма. В 1894г. на пожертвования М.Е.Комарова возведен двухэтажный полукаменный трапезный корпус. В его нижнем этаже находилась обширная трапезная, кухня и кельи для трапезниц и кухонниц, а вверху располагались кельи настоятельницы и сестер. В 1898г. Севастиановский храм перенесли в Успенский скит, устроенный монастырем в трех верстах к северу от основной обители на высоком берегу р.Сохоть. Эта работа производилась на средства Василия Алферова, принявшего монашество. В связи с переносом Севастиановской церкви в другое место перед монастырем встал вопрос о строительстве колокольни. Новую шатровую звонницу возвели из толстых бревен над восточными воротами обители в 1898г. В том же году на месте старого храма был заложен трехпрестольный пяти-главый кирпичный храм, посвященный коронованию Николая II и царицы Александры Федо-ровны. Его проект по типу тоновского собора в Свеаборге составил гражданский инженер А.Федосеев. В процессе строительства первоначальный проект был изменен, получив более индивидуальные черты. Главный престол Рождества Богоматери и Севастиана Пошехонско-го и северный придел во имя Николая Чудотворца и Великомученицы Александры были ос-вящены в январе 1906г., а южный придел Рождества Иоанна Предтечи - в июне. Оба храма стояли по одной оси напротив восточных ворот, трапезная располагалась перпендикулярно им к западу от каменной церкви. По сторонам от основных зданий в мона-стыре находился целый ряд деревянных построек: двухэтажный келейный корпус, постав-ленный в 1886 на пожертвования и средства М.М.Литова, одноэтажный келейный корпус с мезонином (1890), в котором размещались иконописная и башмачная мастерские, еще один одноэтажный дом для сестер (1887) и небольшой флигель при нем (1896), хлебная и квасная (1886), баня с прачечной и кладовая (оба здания 1886). Квадратная в плане территория ком-плекса была обнесена деревянной оградой с тремя воротами на восточной, южной и запад-ной сторонах. Большое число монастырских построек располагалось за его стенами. Ближе к южным воротам стояли два дома притча (1886 и 1893гг.) с надворными постройками. Неподалеку от восточного входа размещались две гостиницы для богомольцев (1887 и 1890гг.), за первой из них располагалась конюшня. Кроме этих сооружений в подмонастырской слободе числилось более 20 хозяйственных, жилых и служебных построек (в том числе большой скотный двор, конюшенный двор, сарай для пожарных машин, многочисленные амбары и сараи). Монастырское кладбище находилось в 200 м от ограды обители. Здесь в 1911г. на средства благотворительницы московской купчихи Е.Ф.Чижовой была поставлена деревянная часовня в русском стиле. Проект для нее выполнил А.Федосеев - строитель монастырского собора. Монастырю принадлежала также каменная часовня на главной площади Пошехонья, возведенная в 1891г. в память спасения царской семьи в 1888г. во время крушения поезда и освященная 28 августа 1892г. К настоящему времени от некогда развитого комплекса сохранилось несколько полу-разрушенных хозяйственных построек. Каменный собор уничтожен, деревянная церковь, в советское время превращенная в клуб, в 1890гг. была перенесена в п.Зубарево Пошехонского р-на и приспособлена под жилой дом. Из-за своей удаленности и отсутствия дорог место недоступно для обследования. Церковь Преображения - скромный образец небольшого деревянного храма со спокойным фасадным декором, типичным для времени эклектики. Рубленный из бревен без остатка и обшитый тесом храм был поднят на невысоком кирпичном основании. Он принадлежал к клетскому типу с продольно-осевой композицией. К компактному четверику, четырех-скатная кровля которого была увенчана главкой на глухом восьмигранном барабанчике, с востока примыкал прямоугольный пониженный алтарь, а с запада - небольшая, также пониженная трапезная. Декор здания был довольно скромен: узкие филенчатые лопатки на углах объемов, фриз из вертикально положенного теса в основании прямоугольных окон (окна четверика - по три на боковых фасадах - более высокие), наличники с несложными фигурными фартуками и пропильными подзорами на сандриках, неширокие ажурные подзоры по краю кровли. Церковь Рождества Богоматери - крупный каменный храм, типичный для монастырского строительства рубежа 19 - 20вв. в формах русского стиля. Фасадная композиция кирпичного и оштукатуренного храма сложилась не сразу, что отчетливо проявляется при сравнении форм реально построенного здания и двух предшествовавших ему проектов. На первом церковь предстает повторением собора в Свеаборге, что и было декларировано в пояснительной записке А.Федосеева. Прямоугольный односветный четверик с чуть пониженным алтарем, имеющим в центре скругленную апсиду, и узким западным притвором увенчаны пятью крупными главами (центральная световая), возвышающимися над четырехскатной кров-лей. Пилястры с капителями, членящие фасад и наличники арочных окон и порталов, завершенные разорванными фронтонами, повторяют образцовые проекты К.А.Тона. По второму по времени проекту предполагалось построить четырехстолпный храм с пятью световыми главами. Чуть вытянутый по продольной оси четверик приобретает здесь симметричную композицию - с небольшими выступами прямоугольных ризалитов по центрам слегка зауженных алтаря и западного притвора. В средних расширенных пряслах фасадов располагались строенные арочные окна, во фланговых - одинарные. И те и другие имели обрамления в виде ва-ликов с перехватами, аналогичные аркатурно-колончатому поясу, украшавшему цилиндрические барабаны луковичных глав. Существовавший в реальности храм с двусветным четвериком, чуть вытянутым по продольной оси, имел позакомарное покрытие и также был увенчан пятиглавием. Алтарь с тремя полукруглыми апсидами и более узкий западный притвор по высоте равны четверику. Тонкий профилированный пояс, обходящий все фасады, делит их на два яруса. Узкие щелевидные окна второго света (три в центральных пряслах и по одному в боковых) включены в структуру аркартурно-колончатого пояса. Видимо, этот знаковый элемент, интерпретирующий формы Успенского собора в Москве, где проходило венчание на царство Николая II и его суп-руги, был призван указывать на событие, послужившее поводом для строительства. Изменилась также композиция завершения храма. Восьмигранные барабаны луковичных глав, из которых лишь наиболее крупная цен-тральная является световой, подняты на постаментах, декорированных кокошниками. При этом композиция закомар с круглыми филенками - знак высочайше утвержденных проектов Тона, насаждаемых государством, - сохранилась. В интерьере четыре крещатых столба, от которых были переброшены подпружные арки к пристенным лопаткам, делили пространство храма на девять ячеек. Центральная была увенчана световой главой, угловые перекрыты крестовыми сводами, а пространственный крест - коробовыми сводами с распалубками. В западной части храма были устроены хоры с железной решеткой. Стены были оштукатурены и побелены. В сводчатом подцерковье между первыми восточными пилонами с северной стороны для обозначения места, где, по преданию, покоились мощи Севастиана, устроен склеп в виде малой часовни с каменным надгробием, украшенным образом преподобного. Трапезный корпус - прямоугольное в плане протяженное двухэтажное здание, крытое на два ската с пологими фронтонами на торцовых северном и южном фасадах. Стены кирпичного первого этажа гладко оштукатурены, второй рублен из бревен с остатком. Декор фа-садов ограничен лопатками обоих этажей, отвечающих примыканию внутренних стен, простейшими наличниками прямоугольных окон второго этажа с треугольными очельями (нижние окна, также прямоугольные, обрамлений не имеют) и венчающим карнизом с гладким фризом. Планировка коридорного типа с двухсторонним расположением помещений. В се-верном торце здания на втором этаже размещался зал трапезной. Кладбищенская часовня - деревянная, квадратная в плане типа восьмерик на четверике, была завершена шатром с полицей. В основании шатра по странам света, а также в основании глухого барабанчика главы находились килевидные кокошники. Углы объемов были подчеркнуты лопатками. Венчающие карнизы в четверике были дополнены широким фризом из вертикально набитого теса, а в восьмерике - ажурным подзором. Окна часовни с необычной формой перемычек (в четверике с подвышением в центре, в восьмерике - со срезанными верхними углами) были заключены в строгие наличники с профилированными сандриками. Крыльцо входа прикрывал двускатный навес с маленькой главкой. Внутри восьмерик был завершен плоским потолком, а углы при переходе от четырех-гранного объема к восьмигранному были оформлены в виде треугольных парусов. Рассказ экскурсовода о монастыре в п. Сохоть представила Савинова Алена (10 класс)
ПОШЕХОНСКОЕ СЫРОВАРЕНИЕ
Когда незнакомому человеку говорят о Пошехонье, то пошехонский сыр - первая ассоциация, которая у него возникает.
История сыроварения
В 1865 году трое друзей по морскому корпусу, Николай Верещагин, Владимир Бландов и Григорий Бирюлев, побывав в странах Европы — Англии, Германии, Франции, Дании и Швеции и изучив там молочное производство, совершили в Росии настоящий переворот. Располагая сведениями о землях Ярославской губернии, качестве молока, наличии лугов и пастбищ, они пришли к выводу о возможности успешного развития молочного производства, и в первую очередь масла и сыра. При этом, они преследовали и другую цель — поднять благосостояние крестьян. Именно с этих троих человек и началось в Ярославской губернии, и Пошехонском уезде в частности, промышленное сыроварение и маслоделие.В 1933 году был построен крупнейший по тому времени сыродельный завод, на котором работал Павел Антонович Авдиенко. Начинал он в той самой молочной фирме, организованной Владимиром Бландовым. В 1927 году, участвуя в Ярославском губернском конкурсе на лучшее качество сыра, он получил вторую премию, в следующем году завоевал заводскую премию. В 1933 году Павел Антонович получил назначение на только что построенный в Пошехонье-Володарске механизированный завод. Сорок два года отработал Авдиенко в маслосыродельной промышленности. В книге Г. М. Ленского «История Пошехонского сыродельного завода» среди мастеров сыроделия и маслоделия, работавших на заводах в период Великой Отечественной войны, указано и имя Павла Антоновича Авдиенко. Производством сыра марки «Пошехонский» на Пошехонском сырзаводе уже после смерти Авдиенко занималась мастер-сыродел Галина Алексеевна Каменская, за что получила звание Героя Социалистического Труда.
Состав сыра.
Изготавливают сыр из пастеризованного и нормализованного по степени жирности коровьего молока, с добавлением бактериальных заквасок и сычужного фермента. Выпускается в форме круглых головок весом 3,5 — 7 кг.
Производство сыра.
Купленное у колхозов или частников молоко пастеризуется, пропускается через сепаратор, а затем заливается в специальную «сырную ванну». В ванне нужно поддерживать постоянную температуру около 32°C, и для правильной реакции сюда заносится «чистая культура» (специальная закваска наподобие кефирной) и чуть-чуть селитры. Затем при помощи комбинации содержание обрата и молоко достигает жирности 45%. Для свёртывания смеси готовится специальный «сычужный фермент». Мастер, который все делает самолично, должен «уловить» момент, когда смесь достигает зрелости. Сгустившаяся смесь, которую называют «калье», разбивается лопатками, в результате чего получается полноценная сырная заготовка - «зерно». После удаления сыворотки «зерно» оседает. Затем оно сливается в формовочный аппарат, где сырный пласт прессуется и укладывается в формы. Следом головки сыра на 2 суток опускаются в ванны с рассолом, после чего сыр должен в специальных помещениях созревать 45 дней. Главное в созревании — определить раннее парафинирование. Сыр покрывается парафином где-то в месячном возрасте, когда «корочка наведется».
Возрождение
В Пошехонье хотят вернуть славу пошехонскому сыру. Для этого в городе в целях возрождения бренда «пошехонский сыр» разрабатывается новая туристическая программа "Сырная лавка". Туристы, приезжающие в Пошехонье, смогли бы посетить Сырную лавку - мини-музей сыра, в котором было бы представлено старинное оборудование для его приготовления. В лавке краеведы и экскурсоводы рассказывали бы об истории сыроварения, сыроварах Пошехонья, о рецептах приготовления сыров. Пока же под маркой «пошехонский» производят сыры по всей стране, кроме Пошехонья.
Составитель: Колюхов Дмитрий 8 класс
Церковь и источник Св. Параскевы наречённой Пятница
На христианской Руси храм, богослужение стояли в центре жизни человека. Где бы не селились русские, первым делом они возводили церковь. Вся жизнь наших предков начиналась с храма. Если есть храм — то село, если нет — то так, деревня. Церковь Св. Параскевы Пятницы расположена в д. Погост-Пятницкий Белосельского сельского поселения Пошехонского района Ярославской области, построена в 17 в. Внесена в список ценных архитектурных памятников 17 века. До 17 века храмы на Руси не завершались шатром. На нашей церкви есть и купол и шатёр. Шатровый храм – это четырёхугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем. Стены и купол были украшены фресковой росписью и лепниной. Фрески – это роспись стен красками по сырой штукатурке, вот почему через века ни дожди, ни снега не смыли краски, они остались яркими на тех местах, где ещё сохранилась штукатурка. Как вспоминают местные жители, это был очень богатый и красивый храм, который имел второй по величине приход среди близлежащих храмов. В церкви проводились обряды венчания, крещения, панихиды и богослужения, связанные с годовым циклом церковных праздников. В воскресенья и праздничные дни звон колоколов далеко разносился до окрестных деревень. Церковь отслужила до конца 30-х годов. Её не коснулись гонения на религию. Была закрыта перед самой ВОВ по причине аварийности. Неразрывно связана история храма с историей местного святого источника. Глубоко в историю уходит своими корнями рождение родника. О давности его существования могут говорить монеты, найденные на дне источника. По древнему обычаю их бросали в воду на счастье, чтобы быстрее исполнились просьбы, высказанные в молитвах к святой Параскеве. Самые древние монеты, найденные в последние годы, датируются 1743 годом. Старожилы помнят, как выглядел родник в конце XIX века. Когда церковь была действующей, родник был святым местом для прихожан. Из родника священники брали воду для освящения. В большие праздники происходило освящение воды прямо в роднике. Вокруг родника был сделан сруб 3 х 3 метра, кругом был настил шириной 1 метр с поручнями. Над родником была крыша, крытая дранкой, её венчал небольшой купол с крестом. Крыша была установлена на столбах. Дно родника было выстлано камнями. Вода вытекала через специальное окно по корытцу. С закрытием церкви, обветшал и обрушился родник. По мнению местных жителей, вода и серая глина из этого источника действительно является лечебными. (© Пятницкая ООШ Авторы: Бабалова Анна, Кротова Алена)
ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ПОШЕХОНСКОГО КРАЯ
Пошехонье - символ отечественного захолусья
Пошехонье - край сказок и преданий, девственных лесов и чистых рек, территория, где сохранился традиционный уклад русского народа с ярко выраженным «пошехонским» колоритом. Пошехонье - русская глубинка, известная всему миру как город чудаков и юмористов, о жителях которого рассказывают анекдоты. Дикость и необжитость нашего края издавна составила ему репутацию символа отечественного захолустья. В Словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений (под ред. Н. Абрамова) «пошехонье» находится в одном синонимическом ряду с такими словами, как «глушь», «болото», «волчий край», «медвежий край», «медвежий угол», «тьмутаракань», «захолустье», «глухомань», «волчий угол», «глухая провинция», «глухое место», «уединение». В Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона этот синонимический ряд дополнен следующими словосочетаниями: «малонаселенная, отдаленная глушь», «захолустный, далекий от культурных центров страны городишко».
Житие Адриана Пошехонского - источник культурной истории нашего края 16 века
Первым жителем в этих местах по преданию был преподобный Адриан Пошехонский. Житие Адриана Пошехонского, жившего в 16 веке, написано игуменом Успенского монастыряря Алексием (1570-1573), существует в двух частях. Первая, древнейшая часть «Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова» представляет собой рассказ об основании преподобным монастыря и о трагической гибели святого 10 лет спустя. Во второй части «Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана», возникшей вскоре после обретения мощей Адриана Пошехонского в 1626 году, подробно излагается это событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы. Житие Адриана Пошехонского является ценным источником культурной и бытовой истории нашего края 16 века. .
Пережитки языческих верований
Заселенное монахами-первопроходцами, искавшими уединения, и переселенцами из центральных регионов старой владимирской Руси в XIV-XVI веках, Пошехонье долго сопротивлялось реформам Никона, нововведениям Петра, за что у духовных и светских властей заслужило дурную репутацию. Среди пошехонцев бытовали пережитки языческих верований, всякие заговоры и приговоры. Почва для этого была самая подходящая: грамотные люди в деревнях Пошехонского уезда были в диковинку. Почти на всякий случай жизни у неграмотных пошехонцев были свои "вещие" слова: от покражи и от болезней, от злых начальников и от недобрых людей. Очень своеобразные заговоры и приговоры были у охотников и рыбаков.
В лесном краю, каким всегда было Пошехонье, разлучаться с топором не приходилось. Топором рубили лес, с топором строили дома, баржи и лодки, делали клепку для бочек и кадушек. С помощью топора строгали самые затейливые игрушки. Много поговорок в старом Пошехонье было связано с этим немудрящим народным инструментом: "Сицкарь с топором, что казак с конем". "Сицкарь топор одевает, топор обувает, топор кормит".
Пошехонье - родина русского анекдота
Пошехонье считается родиной русского анекдота. Здесь, как и в болгарском городе Габрово, творятся всяческие нелепости. Интерес к образу пошехона-чудака возник в России давно. Все начиналось с фольклора, русской культуры начала XVIII века. Наивные пошехонцы на елку лазали, чтобы Москву посмотреть, лукошком солнце ловили, плели лапоть размером с лодку и ночью путались в собственных ногах. Впервые в литературу слово "пошехонцы" как нарицательное имя ввел русский писатель-фольклорист и педагог-просветитель Василий Березайский. Так называют тупых, темных, отсталых людей, отличающихся невежеством и глупостью. В 1798 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга Василия Семеновича Березайского «Анекдоты древних пошехонцев». В 1821 году, в год смерти создателя книги, под названием «Анекдоты, или веселые похождения старинных пошехонцев» вышло ее второе издание, а в 1863 году – следующее. Главным объектом иронии и насмешки Березайского были невежество и глупость. В предисловии к «Анекдотам древних пошехонцев» Н.А. Астафьева пишет: «С пошехонцами происходят невероятные вещи, которые заканчиваются для них печально». Особенность книги Березайского в том, что он объединил в ней наподобие авантюрного сюжета, рассказы о традиционных «простофилях». Сюжет книги оформлен в виде писем, которые Словохот из Галича пишет Любоведу в Санкт-Петербург. В своем письме Словохот пишет: «В Ярославской губернии, при реке Согоже, обитал древле народ, именуемый пошехонцами и управляемый по тогдашним обычаям воеводами. Столица их и поныне пребывает на том же местоположении и под тем же известна именем; но жители совсем стали не те; они так переродились, что ни на волос не походят на своих предков».
Книга Березайского способствовала тому, что термин «анекдот» наполнился оригинальным национальным содержанием. Древние пошехонцы были наивны, счастливы на выдумки, ловки, толковы, расторопны, добродушны, бесхитростны, но не глупы. Тип «весёлого пошехонца», созданный Березайским, утвердился в России, был популярным и просуществовал в лубочных изданиях вплоть до ХХ столетия. Сюжеты о традиционных русских фольклорных дураках и простофилях для анекдотов Березайский брал, подвергая литературной обработке, из русских народных сатирических сказок, зачастую с международным сюжетом, а также из литературных источников. Можно с уверенностью сказать, что к этим анекдотам «приложили руку» и сами пошехонцы, которым было выгодно изображать из себя недотёп, с которых нечего взять. В этом отношении анекдоты о простаках-пошехонцах появились таким же образом, как народные сказки об Иванушке-дурачке, который сам себе на уме и любого умника за пояс заткнет.
С Пошехонским краем связано творчество выдающегося русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Образ пошехонца вторично вернулся в литературу в его произведениях «Пошехонские рассказы» 1884 года и «Пошехонская старина» (1887 — 1889). Образ анекдотических пошехонцев был использован и переосмыслен писателем, который сам в Пошехонье никогда не был. Под этим именем сатирик выводит невежественных, ограниченных и жестких людей, особенно помещиков-крепостников, и чисто фольклорный мотив он превратил в мощный сатирический образ. Таким образом, образ Пошехонья, созданный в произведениях Салтыкова-Щедрина, собирательный, ярославско-тверской.
Между тем Пошехонье, по Салтыкову-Щедрину, это еще и понятие географическое. Вот как пишет об этом современный писатель и путешественник Голованов, выходец из «пошехонского» города Весьегонска: «Прежде Пошехонье было обширнее и совсем близко подкрадывалось к столице со стороны Талдома. Однако развитие сети железных и автомобильных дорог потеснило его, и ныне в своей заповедной самости оно сохранилось лишь внутри неправильной фигуры, очерченной железнодорожными путями вокруг Рыбинского водохранилища: западнее Ярославля и Вологды, севернее Калязина, восточнее Твери и Бологого, южнее Череповца. Внутри этой фигуры заключена обширная, переполненная водой верхневолжских притоков страна, захватывающая неосвоенные края четырех соседних областей – Ярославской, Тверской, Новгородской и Вологодской. Пошехонские реки суть: Шексна, Иней, Конгора, Кештома, Сога, Согожа, Сить, Ламь».
В настоящее время пошехоны-чудаки – это литературные персонажи, с которыми коренные пошехонцы и гости города встречаются с пошехонами-чудаками в стране Пошехонии и играют с ними в игры, основанные на анекдотах о древних пошехонцах. Три молодых гида с шутками и прибаутками рассказывают о своем крае. За 2 года (2009-2010) пошехонские чудаки стали узнаваемым туристическим брендом, источником которого являются сказки про пошехонов. Собирательные образы расторопных пошехонских мужичков заслужили неподдельный интерес и любовь местных жителей и туристов.
Литература Пошехонского края XVIII века
В 1777 году монастырское село Пертома по указу Екатерины II становится городом. Первым градоначальником Пошехонья был действительный статский советник Прокопий Иванович Окулов. С того времени дошла до наших времен регулярная застройка – с центральной городской площади Свободы разбегаются под ровными углами улицы, так что с любой точки в центре города можно видеть в начале улицы главное украшение города – высокую четырехъярусную 75-метровую колокольню Троицкого собора начала XVIII века. Появление в XVIII веке в Пошехонье новых культурных объектов связано как с административными новшествами, так и с частной инициативой. Тогда же развивается золотобойный промысел, пошехонские мастера изготавливали тут тончайшее сусальное золото, которое шло на отделки куполов храмов и военных знаков отличия.
Важно отметить, что первым провинциальным периодическим изданием в России был журнал «Уединенный пошехонец», выходивший в Ярославле в течение 1786 года. В его названии неслучайно было использовано слово «пошехонец». Авторы журнала предлагали отрешиться от светской суеты и в мирном уединении искать покоя и гармонии в общении с природой, вдали от городов, в сосредоточенном труде на земле, в размышлениях и занятиях науками. В журнале публиковались историко-географические очерки уездных ярославских городов, в том числе и Пошехонья. Они были одним из этапов составления топографического описания Ярославского края. Ныне журнал существует в считанных экземплярах и является библиографической редкостью.
В городе Пошехонье во второй половине XVIII века открываются новые учебные заведения. В 1789 году было открыто первое народное училище для обучения лиц не духовного сословия, в котором занимались 26 мальчиков и 3 девочки. Учителя часто не получали за свой труд денег из городской казны и чуть ли не нищенствовали. Учитель Федор Тверицкий пребывал в постоянной нужде. Попав в учительское звание, человек не мог уже рассчитывать на служебный рост, а со службы ему позволялось уйти разве только в солдаты. Большинство учащихся в это время удовлетворялось элементарными знаниями, не видя нужды в изучении более серьезных предметов. В народных училищах могли обучаться и девочки; однако среди учащихся девочек были единицы.
Яркое явление культуры Пошехонья XVIII века - народная песня, имевшая широкое распространение вплоть до XX века. Без музыки и пения не обходились собрания молодежи, праздники, да и будни.
Литература Пошехонского края XIX века
В XIX веке в системе духовного образования в Пошехонье возникает Духовное училище (первоначально - в Адриановом монастыре). В 1813 году из Адрианова монастыря оно было переведено в город. В Духовном училище получали первоначальное образование дети духовенства Пошехонского уезда и смежных с ним других уездов Ярославской губернии. По окончании училища выпускники могли поступить в Ярославскую духовную семинарию. В училище работало пять педагогов и обучалось около 192 учащихся мужского пола.
Примерно в 1880-1890гг., окончив сначала Духовное училище, а затем Ярославскую семинарию, работал преподавателем Алексей Васильевич Балов – Пошехонский краевед и этнограф. «Очерки Пошехонья» - главный труд А.В. Балова – печатался в пяти номерах журнала «Этнографическое обозрение» (1897 – 1900гг.). Умер А. В. Балов в 1913 году.
В XIX веке в Пошехонье развивается система училищ, городских и уездных. По переписи 1897 года в Пошехонье были одно Духовное училище, женская прогимназия, училища городское трехклассное и женское приходское, земское смешанное с 3 отделениями (одно для девочек), школы церковно-приходская и грамоты, приют для девочек, земская публичная библиотека (4759 т.). Все это позволяло прочесть в Ярославской прессе того времени, что после Рыбинска, Ростова, Углича, Романов-Борисоглебска Пошехонье может считаться лучшим городом в губернии, одной из первых во всей империи по своему благоустройству.
Во второй половине Х1Х века усиливается приток в литературу писателей-самоучек из народа, непосредственно из крестьян. В культурной жизни Пошехонья стал заметен поэт-пошехонец Савва Яковлевич Дерунов, поэт, прозаик, этнограф, земский деятель. Он родился в 1831 году в деревне Большие Ветхи Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крепостных крестьян. Самоучкой овладел грамотой. С 1844 года жил в Москве, служил в трактирном заведении, во второй половине 50-х годов вернулся в деревню, поселился в селе Козьмодемьянском.
Литературная деятельность Дерунова была обширной и разнообразной. Как поэт, выступил последователем Кольцова, Некрасова, Сурикова. Дерунов – член известного суриковского кружка, один из участников первого сборника поэтов-самоучек «Рассвет» и других сборников, выпускаемых Суриковским литературно-музыкальным кружком. Был хорошо знаком с Суриковым, в 60-х годах сблизился с Трефолевым, который посвятил ему стихотворение «Пошехонские леса». Первые стихи Дерунова появились в журнале «Грамотей», первом русском журнале, созданном для народа, затем в «Мирском вестнике», «Иллюстрированной газете», «Русском богатстве», «Деле», сотрудничал Дерунов и в местных изданиях - «Рыбинском листке», «Ярославских губернских ведомостях», «Северном крае». Отдельными изданиями вышли его «Розовые книжки» (по типу некрасовских «красных»): «Бедный Ваня-подкидыш» (кн. 1, Пошехонье, 1904 г.), «Стихотворения» (кн. 2-4, Пошехонье, 1905-1906 гг.). Как драматург Дерунов выступил со «Сценами», «У кабака» и народными драмами «Кулак», «Через золото слезы льются». Рассказы писателя «Год за годом», «Катерина», «Мирской приговор», «Петруха-нос», «Бобыльская семья» отличаются верным отражением крестьянского быта, яркостью и колоритностью народного языка. В 1870-71 годах в журнале «Нива» напечатана повесть Дерунова «Ельник». Дерунов был членом Русского этнографического общества. Он автор многих публикаций об обычаях, обрядах, верованиях и суевериях крестьян Пошехонского уезда. В 1898 году Дерунов ослеп, но не прекратил литературной работы, диктовал дочери воспоминания и стихи. Умер Дерунов Савва Яковлевич 29.7.1909 в селе Козьмодемьянское, Пошехонского уезда Ярославской губернии.
Чрезвычайно интересны история и судьбы пошехонских дворянских и купеческих поместий. В тридцати километрах от Пошехонья сохранилась дворянская усадьба Лихачевых (дворянский род, известный с начала XV века) - Сосновец, описанная в повести «Ельник» Саввой Деруновым, публикация которой в конце 1870 и начале 1871 года в столичном журнале «Нива» спровоцировала настоящий скандал в Санкт-Петербурге и Пошехонье.
Яков Иванович Лихачев (1765 г.– 1822 г.) основал усадьбу Сосновец, в последние годы жизни, перестроив ее заново. Григорий Васильевич Лихачев (1800 г. – после 1856 г.) - владелец усадьбы Сосновец в конце 1820-х – начале 1830-х годах, начал перестройку усадебного комплекса. Иван Васильевич Лихачев (1801г. – 1870 г.) - владелец усадьбы Сосновец и крупных винокуренных заводов в Пошехонском уезде. При нем в конце 1840-х – начале 1850-х годах усадебный комплекс практически полностью был перестроен. Усадебная библиотека Лихачевых собиралась не одним поколением и представляла собой богатейшую коллекцию русских и иностранных книг, журналов, гравюр.
Усадьба Лихачевых - место, где возникала характерная для вершин усадебной культуры «атмосфера литературных игр, дружеского любительского поэтизирования и музицирования, домашняя культура - культура поэзии частной жизни, поднимающая ее на уровень лаборатории культурной жизни эпохи» (Ю. Лотман). В собрании картин Лихачевых были в основном портреты членов дворянского семейства, имелись гравюры, скульптура.
В XIX веке важное место в фольклоре Пошехонья продолжают занимать сказки. Широко известна сказка «Марьюшка Чудная», записанная С.Я. Деруновым в Пошехонском уезде Ярославской губернии во второй половине XIX в. По мнению А.В. Киселева, пошехонская сказка испытала влияние мифологических представлений русского населения данного региона в XIX в. Жанровой особенностью данной сказки является отсутствие ярко выраженного мифологического сюжета. Кроме того, она похожа на бывальщину – рассказ, нередко включавший «сказочные» обороты и основанный на необычном, но достоверном происшествии.
Полнокровной жизнью в фольклоре Пошехонья живет песня. И до сих пор в селах и деревнях можно услышать «Золотое мое Пошехоньеце». Пошехонские народные песни были разнообразны по жанру и стилю. Это лирические песни исконно крестьянского происхождени, песни романсного типа и баллады преимущественно любовной тематики («Ах, зачем эта ночь»), песни литературного происхождения («Песня о камаринском мужике» Л.Н. Трефолева, «Уродилась я, как былинка в поле» И.З. Сурикова, «Коробейники», «Меж высоких хлебов затерялося» Н.А.Некрасова и др.)
Частушки, распространившиеся во второй половине XIX века, и сейчас все еще продолжают сохранять большой удельный вес в песенном творчестве Пошехонья. В них запечатлены наиболее важные моменты в жизни края. Много частушек любовных, плясовых, сатирических, шуточных.
Научное собирание и изучение фольклора края началось с середины XIX века. Первыми этнографами-собирателями были местные историки и краеведы Исключительный интерес для изучения фольклора края представляют фольклорно-этнографические материалы, собранные и опубликованные С.Я. Деруновым, А.В.Баловым, Н.Г. Огурцовым. Важным событием в культурной жизни Пошехонья XIX века было открытие 1 января 1873 года публичной библиотеки.
Литература Пошехонского края XX-XXI века
Интересна история литературы Пошехонья XX века. В 1918 году Пошехонье-Володарский уездный Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял решение об организации двухполосной местной газеты «Известия». Так началось издание районной газеты, которая меняла за годы существования свои названия («Известия», «Колхозный путь», «Сельская новь»), но всегда отвечала единой задаче – отражению истории Пошехонского района. Однако в Словаре Брокгауза и Эфрона упоминается «Пошехонский листок», который выходил в 1901-1902 годах, так что можно считать пошехонскую газету одной из старейших не только в области, но и в стране. «Сельская новь» является достоянием культуры нашего Пошехонского края. Для многих пошехонцев с «Сельской Новью» связана литературная судьба.
Ракитин Николай Степанович - заслуженный работник культуры РСФСР, писатель, много произведений посвятил Пошехонью. «Мы с Согожи-реки» - самая известная его книга очерков о земляках-пошехонцах. В тридцатые годы по направлению райкома комсомола пришел в редакцию районной газеты «Колхозный путь», стал заведующим отделом, потом заместителем редактора. На страницах газеты появились первые его корреспонденции, очерки, зарисовки о людях, о переменах нашего края, о буднях пошехонских комсомольцев и молодежи. Из редакции пошехонской газеты Н.С. Ракитин ушел в большую журналистику. Работал в областной газете «Северный рабочий», был заведующим сектором печати Ярославского обкома партии.
Самобытным талантом, писательской наблюдательностью отличался Павел Андреевич Иванов из д. Зубарево Пошехонского района.. Примерно раз в месяц на протяжении более полувека приносил он в газету свои небольшие заметки, статьи, в основном о природе, истории нашего края. Его творения всегда отличались от других своим лаконизмом, образностью. Начитанные пошехонцы сравнивали этого человека с писателем-журналистом Василием Песковым. Наблюдения П.А. Иванова о природе охотно печатали и областные, и центральные издания. Более 20 лет проработал в пошехонской районной газете «Сельская новь» Анатолий Александрович Есин (1931 – 2005). Был корреспондентом, заведующим отделом, заместителем редактора. Известна и дорога пошехонцам поэзия А.А. Есина. В его стихах чувствуется кровная связь с родной землей: Пошехонские дали рассветные С хороводами белых берез, Я люблю ваши песни приветные Под простую мелодию гроз. Он не понаслышке знал заботы людские. За свою жизнь он работал на различных участках: был рыбаком, председателем сельпо, сельсовета, председателем колхоза, освобожденным секретарем парткома колхоза. Состоял членом Союза журналистов России. Его стихи бесхитростные и трогательные: «Люблю деревеньку родную», «Размышления у родника», «Ромашкин луг», «Знаешь, слово Россия в душе у меня», «Край гаютинский, верой, надеждой живи!» и др. В 2006 году вышел сборник стихов А.А. Есина «Родимый край». За его творчество, патриотизм и любовь к родному краю Анатолию Александровичу Есину было присвоено звание Почетного гражданина Пошехонского муниципального округа.
Глубокие корни связывали Александра Михайловича Иванова (1926 — 1981) и его поэзию с малой родиной, пошехонским краем. В 55 лет в ноябре 1981 года злая болезнь унесла его жизнь. В деревне Гузнево Холмовского сельского совета и сечас стоит дом, в котором родился Алексей Михайлович. Атмосферу душевной, волнующей встречи с родными в родной деревеньке поэт лирически точно передал в поэме «Разговор за чаем». А.М. Иванов - автор нескольких поэтических книг. Известные сборники его стихов: «Смотрю в глаза твои, Россия» (1974 г.), «За все тебя благодарю» (1976 г.). В последний из них вошли стихи поэта за 27 лет. Он с болью вопрошал: «Коль уезжают люди из глуши, Земля-то остается на кого же?» Долгие годы возглавлял областную газету «Северный рабочий», с 1966 года член Союза писателей СССР. За заслуги перед государством был награжден многими орденами и медалями. Заслуженный работник культуры РСФСР.
Каждому пошехонцу известно имя Панова Григория Николаевича, воспевшего в своих стихах Пошехонье и Пошехонский край, свою малую родину. «Из великих земель всей России» для него роднее всех маленькая деревня Якушово Пошехонского района, Ярославской области: Здесь в объятиях милой природы Протекли мои детские годы. Здесь под запахи цвета черемух Знал я ласку родных и знакомых. В стихотворении «Все пишу о Пошехонье» поэт утверждает, что родина у человека одна, и какой бы она ни была, другого места, такого родного, как это, «в целом свете не найдешь», именно поэтому поэт-земляк с гордостью заявляет: За успехами в погоне, Будто нет других мне тем, Все пишу о Пошехонье – К остальному глух и нем. «Пошехонская сторонка» Панова - визитная карточка Пошехонья. «Пошехонская сторонка» - это «голубой льняной узор» полей, это сказочные леса, увидев которые, впервые попавший в наши края человек думает, что попал в сказку. Разговорное слово «родимый» в значении «свой, родной, милый» поэт повторяет дважды, а затем с помощью других эпитетов называет черты родного города. Пошехонье – город «негромкий», «скромный, тихий и сердечный». Так можно сказать о близком, родном человеке. Таким образом, создавая образ родного города, поэт определяет и черты пошехонца. Это человек скромный, добросердечный, радушный хозяин. Особая «примета» пошехонца – «пошехонский говорок». Главная тема творчества - тема малой родины - сближает творчество Г.Н. Панова с творчеством Сергея Есенина.
Четырьмя десятилетиями измеряется литературное творчество известной писательницы Пошехонского края Горюновой Зои Павловны. Не одно поколение земляков цитирует ее знаменитые стихотворные строки: «Уголок земли, угодной богу, Где тебе родиться привело, Расскахи мне, мне, мама, про Мологу, Только не печально, светло». Более 40 лет проработала З.П. Горюнова директором и учителем русского языка и литературы в Кладовской неполной средней школе Пошехонского района, ею был создан дружный, сплоченный коллектив учителей и учеников. Все эти годы она являлась общественным корреспондентом районной газеты «Сельская новь». Выход в свет сборника лучших стихов пошехонской поэтессы «Луч солнца позднего» (2004 г.) – это высшая оценка ее творчества. В сборник включены ее стихи конца 20 и начала 21 века. В них звучит любовь к малой родине – Пошехонью. Пошехонцами знакомы и песни на стихи Зои Павловны «Осенняя песня» (в исп. А.В. Смирнова и Н.А. Поповой), «Что такое школа», исполняемая учениками школ Пошехонского района и др. Никого не оставляет равнодушными и ее статья «Атлантида» о затоплении Мологи. А.И. Дмитриев, долгие годы возглавлявший газету «Сельская новь», назвал З.П. Горюнову «лириком во времени и в пространстве». Поэт Ю.М. Кублановский, с которым З.П. Горюнову связывала многолетняя дружба, неоднократно навещал ее. В Кладове, в семье Горюновых, Юрия Михайлолвича встречали как родного. Зоя Павловна была приглашена на торжество, посвященное вручению Ю.М. Кублановскому премии Александра Солженицына. Стихи З.П. Горюновой печатались в областных изданиях и литературных и художественных журналах «Наш современник», «Новый мир», «Родина» и других. В предисловии к сборнику стихов З.П. Горюновой Ю.М. Кублановский написал: «Основное свойство поэзии Зои Горюновой – верность: верность отчей землеи русской культуре. Это проникновенная лирика, напоминающая о том, что поэзия – в своих истоках – исповедальна. Это стихи, к которым хочется возвращаться – памятью и глазами».
«С годами журналистика стала моей второй профессией и, пожалуй, первой любовью, а вернее, пленительной страстью» - признается Валентина Павловна Гусева. Она родилась в 1951 году в краю, который принято называть «рубцовским» – в Тотьминском районе Вологодской области. В 1962 году переехала вместе с семьей в Пошехонский район Ярославской области, на родину матери. Окончила школу, затем Рыбинское дошкольное педагогическое училище; в 1978 году – филологический факультет Ярославского педагогического института. Работает учителем русского языка и литературы в сельской школе, сотрудничает с районной, областной и центральной прессой. С 15 лет пишет стихи, публиковалась в местной периодике и коллективных сборниках. Начиналось все в шестидесятых годах, когда желая во веем подражать любимому педагогу (она тогда училась у З.П. Горюновой), Валентина Павловна послала заметку «Прощание со школой» в районную газету. С тех пор уже более 40 лет она продолжает сотрудничать с газетой «Сельская новь», являясь внештатным корреспондентом из Кладова. Очерки, рассказы, стихи В.П. Гусевойпринесли ей известность. О чем бы она ни писала – деревенских проселкаж, людских судьбах, о своих учениках – всегда это идет от души, а не ради красивого словца. И читатель чувствует отсутствие фальши. Талант В.П. Гусевой живущей по принципу «ни дня без строчки» оценен не только местными почитателями. Она неоднократно становилась дипломантом областных конкурсов журналистов, активно сотрудничает с рядом региональгных изданий. Ее статьи, непосредственные, эмоциональные можно нередко увидеть на страницах «Золотого кольца», газеты «1 сентября», журналов «Бабья радость», «На счастье», «Зимняя вишня», а «толстый» журнал «Русский путь» готовит к изданию сборник ее рассказов. В.П. Гусева и в настоящее время живет в деревне Кладово Пошехонского района Ярославской области.
Поэт-земляк Иван Алексеевич Смирнов, уроженец д, Якушово Пошехонского района , Ярославской области, прошел огромный жизненный и творческий путь. Он работал в рыбинских малотиражной и городской газетах, областной молодежной «Сталинская смена»(ныне – «Юность»), старейшей газете Ярославской области «Северный край».Долгое время возглавлял областную писательскую организацию. Иван Алексеевич Смирнов – замечательный лирик нашего края. Прошли десятилетия, а его творчество не пошло на убыль. Сколько за это время написано им стихов, поэм, публикаций, размышлений! Одна из главных тем его произведений – родная земля и ее люди – он их певец. Им лично и в содружестве с с другими поэтами написано десятки поэтических сборников. Его стихотворение «Яродился в Пошехонье» известно каждому пошехонцу: «Вся округа по Шехоне, По Шексне, реке лесной, Называлась Пошехоньем, Глухоманной стороной». Циклы стихов И.А. Смирнова публиковались в центральных журналах «Москва», «Звезда», «Наш современник», «Волга». Среди них такие: «Любовь бывает разная» (1969); «Живу на главной улице России» (1975); «Пою о женском мужестве России» (1995).
Андрей Константинович Тюнин родился в 1960 году в селе Пречистое Пошехонского района Ярославской области, в семье учителей. Окончив в 1983 году филологический факультет Ярославского педагогического института имени К.Д. Ушинского, работал учителем истории в сельских школах, сельскохозяйственном колледже. С 1990 года работает в средней школе №2 . В 2003 году вышел в свет его первый поэтический сборник «Душа по капельке сочится». Живет в Пошехонье.
Ирина Бахвалова не считает себя поэтессой, но по словам земляков, без ее стихов картина литературного нстоящего Пошехонского края была бынеполной. Причем, рождается поэзия не по строчкам или четверостишиям, а полностью: не убавить, не прибавить. Исправлять написанное автор никогда не умела, да и не имела желания. Ирина Михайловна пишет обо всем, обо всех: и о старых сапогах, и о пирогах на противнях, и о русской печке, и о девушке с веснушками, и о старушке с натруженными руками. И.М. Бахвалова - участница самых различных конкурсов. Писать оды для Бахваловой – дело привычное. к 1000-летию Ярославля сочинила целую поэму. Западное слово "слоган" поэтесса раньше и вовсе не слышала, но ее слоган «Пошехонский край большой к вам с открытою душой» был признан лучшим.
В 1995 году Нина Евгеньевна Отряхина впервые послала свое стихотворение под названием «Новогоднее» в редакцию газеты «Сельская новь». Именно с того времени она входит в состав ее литературной группы. Пошехонцам известны стихи Н.Е. Отряхиной: "Глубинка", "Деревенька", "Безответная любовь", «Скорый поезд», «Догорает свеча». «Вдохновение приходит неожиданно: в любое время суток, и на работе, и в минуты отдыха, - рассказывала Нина Евгеньевна. - Бывает, утром встанешь, а в голове крутится какая-то строчка, потом возникает вторая. Так рождается стихотворение. В общем, пишу, когда пишется". Нина Евгеньевна счастлива, что судьба поэтическим даром: Наделила судьба меня рифмами. Значит, так уж ей было по нраву. Ну а мне стихи писать нравится. Это словно бальзам на рану. Известно, что герой древнегреческих мифов Тезей, получивший от полюбившей его Ариадны, дочери Миноса, клубок ниток, оставил его у входа в лабиринт и, отматывая нитку, проходя по извилистым и запутанным ходам лабиринта, благополучно нашел выход из него, следя за направлением нитки. В стихотворении С. Я. Надсона «Когда в вечерний час» есть строчки, в котором упоминает нить Ариадны: Поэзия меня ведет, как Ариадна, Сквозь лабиринт скорбей в сияющий свой храм... Для Нины Евгеньевны поэзия – это тоже нить Ариадны, которая ведет ее по жизни.
В 2001 году вышел в свет первый сборник стихотворений пошехонских поэтов. В него вошли как уже полюбившиеся читателям произведения постоянных авторов «Литературной странички» газеты "Сельская новь", так и новые стихотворения молодых поэтов. Популярность этого сборника показала, что поэзию пошехонские читатели любят и стихи читают.
В 2008 году, в юбилейный для редакции районной газеты год, вышел сборник стихотворений поэтов-земляков «Певцы земли Пошехонской». В него вошли стихотворения, которые уже были опубликованы в «Литературной страничке» в прошлом году, а также еще не опубликованные стихотворения. Здесь вы познакомитесь с произведениями известных авторов - Зои Павловны Горюновой, которая отметила 50-летний юбилей сотрудничества с редакцией районной газеты в прошлом 2007 году, Валентины Павловны Гусевой, членов литературной группы Ирины Бахваловой, Нины Отряхиной, Владимира Сецко, Ирины Туркиной, Натальи Прозоровой, Зинаиды Прохоровой, а также недавно появившихся на литературном небосклоне Юрия Шабанова, Нины Матюниной, Александры Соколовой, Алексея Лисицына и других. Литературная летопись Пошехонья продолжается.
(© СОШ №1 г. Пошехонья Автор Крюковская Татьяна)
Информационные ресурсы
- ...
- ...
- ...
1. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН МК-18-09. ЕРМАКОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ. Ярославская область, Пошехонский муниципальный район. ООО«СПЕЦСТРОЙПРОЕКТ». Ярославль: 2009 г., с. 25-28 (о Сохоти) 2.Лукьяненко В.Время собирать камни. [12]; 3.Михеев Г.Северная Венеция - Пошехонье [13] 5.Звонят ли колокола из под тёмной воды.(Святыни,которые унесло Рыбинское водохранилище)Леушинские Стояния.[14] 6. Официальный сайт Московского патриарха.[15] 7. Нестеров Ю. Русская Атлантида.[16]