Эвенки (тунгусы)
Идущие поперек хребтов
Коренными жителями Вернебуреинского района являются эвенки. Интересна история когда-то сильного и многочисленного народа эвенки.
В 17 веке территория расселения эвенков была огромна: на западе они выходили на Обь-Енисейский водораздел, на севере осваивали значительную часть тундры между Енисеем и Леной и тайгу по бассейнам всех трёх Тунгусок, на востоке: от Лены по тайге до Охотского моря. Конные группы и скотоводы кочевали в степях Забайкалья и Верхнего Приамурья и по правым притокам Амура. В 18 веке отмечается изменение в расселении эвенков, их потеснили более сильные народы – якуты, буряты, позже русские. В конце 19, начале 20 века территория расселения постепенно уменьшалась, примерно такой она сохранилась до 1926-27г.г.
Столь значительное пространство, освоенное тунгусами, представляет собой уникальное явление в истории человечества. Ни один, ни другой народ в мире с уровнем развития как у эвенков 17-19 в.в. не освоил столь значительной территории.
Занятия
У всех тунгусоязычных народов основным знанием являлась охота. У верхнеамгуньских эвенков хозяйственный год был таким же, как удских. Здесь приобретала охота. Важную роль в жизни эвенков имели домашние олени. Уход за оленями у большинства эвенков считается женским делом. Постройка чума и пошив одежды тоже. У амгуно-удских эвенков и упряжку вела женщина. Также в обязанности женщины входило приготовление пищи, уход за детьми, изготовление одежды и обуви из меха.
Экономический и культурный уровень амгуньских эвенков был весьма низкий, да и Амгунь раньше несусветная глухомань. Если с появлением русских переселенцев на Амуре приамурские народности постепенно перенимали культуру земледелия, то амгуньские эвенки до начала 30-х годов о земледелие не имели понятия.
Образ жизни
Жилище эвенков – конический чум, построенный из 25 шестов, накрытыми разными материалами в зависимости от времени года. Жили эвенки большими родами, слова семья эвенкийском языке нет, «дю» - дом, «дюган» - домашние. Название рода у многих стали фамилиями, только позже, с обращением в христианство, у них появились русские фамилии. Самый древний обряд у эвенков – камлание, шаманы камлали у больших костров, позднее в чумах, у маленьких костров.
30-50-е годы
Туземное хозяйство представлено было охотой, таёжным оленеводством. В 30-е годы в районе было сосредоточенно 25% оленьего стада Амурской области (из состава Амурской области Верхнебуреинский район выделен как самостоятельная административная единица 14 июня 1927 года – полное его название тогда «Верхнебуреинский туземный район народа эвенки-тунгусов») Охота и извоз на оленях являлись основным занятием кочевого населения. По данным Амгунь-Селемджинской экспедиции Академии Наук 1931 года 82,1% денежного дохода населения получалось от охоты, 13,3% от извоза,2,4% от службы, 1,7 от прочих видов доходов. В 1926 году в Кукане было организованно «Товарищество охотников», которое снабжало продуктами, промышленными товарами и боеприпасами. Охотники рассчитывались пушниной.
Массовое оседание кочевого населения началось в период коллективизации. С 1931 по 1936 год всё бедняцко-середятское хоз. населения – 129 хозяйств коллективизировано, образовано 5 колхозов: "Путь Ленина" в селе Усть-Ниман, "Северная Заря" (им. Колесова) в селе Ниманчик, "Красный охотни" – село Чекунда, Негу-Геван (рассвет севера) в селе Могды, Алапан ("перевал к счастливой жизни").
В начале своего существования колхозы носили название простейших товариществ по совместному выпасу оленей, однако уже через год, в 1932 году было обобществлено почти всё поголовье оленей, находившихся до этого в личном пользовании колхозников.
Со времени организации колхозов, и оседания большинства населения северных народностей сельское хозяйство начало внедряться в их быт. Так, в первый год работы колхозов в 1931 году они имели посева 41,67га в 1933 году – около 10га.
К концу 30-х годов под влиянием повышенного спроса на продукты сельского хозяйства со стороны прибывшего в район промышленного населения, а также резко повысившегося потребления овощей и картофеля у северного местного населения. В результате административного воздействия со стороны руководящих организаций – сельское хозяйство в национальных промыслово-оленеводческих колхозах постепенно выросло из второстепенной отрасли в отрасль, равнозначную по выходу продукции с оленеводством и охотпромыслом. А в колхозах «Алапан» и «Красный охотник» сельское хозяйство к концу 30-х годов стало ведущей отраслью колхозного производства.
Даже в чистом по виду оленеводческом колхозе имени Колесова сельское хозяйство по выходу продукции занимает 60,1%. Таким образом, исконному занятию коренного населения – оленеводству, охотпромыслу не уделяется должного внимания. Более того, постепенно снижается поголовье оленей. И в 50-е годы их совсем не останется, и на базе колхозов создан Верхнебуреинский коопзверопромхоз, основной деятельностью которого является охотопромысел, сбор дикоросов, лекарственных растений, изготовление национальных изделий. Так полностью утрачено оленеводство, а ведь это не просто одна из отраслей хозяйства. Это образ жизни северного народа, его традиции и обычаи, искусство и язык.
Сегодня...
Согласно переписи населения 1989 года в районе с 60-тысячным населением проживает 730 человек народностей севера, среди них эвенки-495ч. В районе имеется национальное село Шахтинское, где проживают эвенки, основной вид деятельности которых – охота. В селе имеется клуб, фельдшерско-акушерский пункт, начальная школа. Обучение детей на русском языке.
В районном краеведческом музее собранна этнографическая коллекция, в которую входят предметы быта эвенков. В последние годы коллекция практически не пополняется, перед работниками музея стоит задача – сохранить имеющиеся предметы быта эвенков-кочевников, т. к. увидеть их теперь можно только в музее. Теряются знания, умения и навыки, рвутся нити, связывающие поколения. В память потомкам оставили эвенки, которые своё самоназвание переводят – «идущие поперёк хребтов» звучные и мудрые наименования рек, ключей местности, живые и полные: Чегдомын – сосновая вода, Бурея – добрая, хорошая, Яурин – шумная река, Ургал – стремительный, быстрый, Тырма – маленькая чёрная уточка. Русских названий в топонимике района немного, в основном эвенкийские, реже якутские. Традиция эта продолжилась и в 70-е годы, когда на карте района появились новые посёлки, возведённые строителями БАМ из различных республик. Украина оставила частицу своей солнечной республики на буреинской земле - посёлок Новый Ургал, молдавские строители назвали свой посёлок Алонка, с якутского языка переводится «место сказов». Таджикистан – посёлок Солони – «средняя речка» с эвенкийского, отряд «Хабаровский комсомолец» - посёлок Сулук – «тополиный» с эвенкийского, а посланцы Куйбышевской области возвели посёлок Этыркен, что значит на эвенкийском «дедушка».