Флуссер, Вилем
Флуссер Вилем - немецкий философ чешского происхождения.
Фрагмент из работы "Память"
То, что электронные носители памяти увеличивают наши функции запоминания и делают эти процедуры значительно проще чем раньше, несомненно, окажет огромное влияние на будущее цивилизации. Позвольте мне перечислить некоторые из этих изменений: электронные памяти гораздо легче информировать, они хранят информацию гораздо дольше и они обеспечивают гораздо более легкое копирование информации. Из этого следует, что мы более не будем пытаться хранить информацию внутри нашего мозга, но мы будем перебрасывать эту информацию на носители электронной памяти. Это означает, что наш мозг освободиться для выполнения других задач, таких как переработка информации. Переработка информации называется "творчеством": мы можем ожидать взрывное увеличение человеческого творчества, в связи с тем, что мы освобождаемся от всех механических аспектов размышления. Другое ожидаемое изменение связано с тем, что электронная память будет объединена с роботами и информация хранимая в электронной памяти будет переведена в их жесты. "Работать" - это жесты, которые информация накладывает на объект. Например, каменный нож, это результат наложения информации о том, "как резать" на камень. Таким образом, жесты работающего могут быть переданы от нас автоматическим машинам, и мы освободимся для того, чтобы программировать их.
Последнее ожидаемое изменение связано с тем, что информацию с электронных носителей гораздо легче стирать, они забывают гораздо легче чем это делает человеческий мозг. Сегодня достоверность информации ограничена во времени и время валидности становится все короче. Например, информация, относящаяся к физическим наукам, которая была достоверна поколение назад, сейчас уже не может использоваться. Наши мозги переполнены информацией такого типа и это мешает нам обрабатывать нужную информацию. Электронная память позволяет критически отбрасывать ненужную, засоряющую информацию и облегчает позитивное накопление информации. Это открывает дорогу "историческому мышлению и действию" в новом более радикальном смысле этого слова. Кроме того, это показывает, что забывание является столь же важной функцией памяти, как и запоминание.
Однако все эти упоминавшиеся выше изменения, не смотря на всю их очевидную значимость, не затрагивают основ современной культурной революции. Действительно революционным событием является то, что электронные носители памяти позволяют нам занять новую критическую позицию относительно наших способностей усваивать, хранить и передавать информацию, к тому, что мы обычно называем "духом". Наша практика обращения с электронной памятью подводит нас к признанию того факта, что память является не вещью, а процессом, хотя этот процесс и предполагает наличие тела человека или компьютера, внутри которого он должен происходить. Эта практика приводит нас к тому, что внутри нас нет никакого твердого ядра, которое бы руководило этим процессом и которое мы могли бы называть нашей "душой", нашим "духом" или даже нашим "эго". Практика показывает нам, что процесс извлечения, хранения и передачи информации протекает через нас и включает не только существующее и прошлое общество, но и фактически все, что мы называем словом "мир". Это приводит нас к пониманию того, что мы только узлы во всеобщей сети текущей информации, что эти узлы получают, перерабатывают и передают информацию, и что они полное ничто если взаимосвязи будут разорваны. Фактически, практика наших отношений с носителями электронной памяти требует от нас признать, что то, что мы называем "Я" это - только узел взаимосвязей и отношений, который при тщательном рассмотрении даже не содержит крючка, к которому эти отношения могут быть прицеплены.