Улица Гальперина (г.Пермь)
История улицы
Улица Гальперина в нашем городе появилась сравнительно недавно, в 1993 году. К 90-летию со дня рождения выдающегося ученого, внесшего огромный вклад в развитие пороховой промышленности, лауреата двух Сталинских премий, улица Витебская была переименована в улицу Гальперина, а по адресу Кировоградская, 17, на доме, где жил Давид Израилевич Гальперин была установлена мемориальная доска.
Биография и научные достижения Д.И.Гальперина
Давид Израилевич Гальперин родился в 1903 году в г. Белосток (Польша). В 1921 году, после скитаний в неспокойное время по Украине, со всей семьей переехал в Москву.
В 1928 г. после окончания МВТУ им. Н.Э. Баумана Гальперин начал работать на экспериментальном заводе Анилтреста. С тех пор вся его жизнь была связана с деятельностью пороховой отрасли.
С 1929 года он работал на Рошальском заводе была проведена работа по облагораживанию хлопковой целлюлозы. Это позволило отказаться от использования в качестве исходного сырья старых пироколлоидных порохов американского производства и получать коллоксилины для производства нитроэмалей, нитролаков, триплексного целлулоида для автомобильной промышленности и других сортов целлулоида для ширпотреба.
С 1935 по 1937 год Давид Израилевич работал техническим директором Котовского завода, а в 1937 году приказом по Комиссариату оборонной промышленности СССР был переведён в аппарат Наркомата заместителем главного инженера Главка. Он был первым в отрасли человеком, который, сломав сопротивление сначала на своём заводе, а впоследствии и в отрасли, внедрил технологические регламенты как основу стандартизации производства. И само слово «регламент» было предложено Гальпериным. В дальнейшем нарком Оджоникидзе распространил опыт регламентации технологических процессов на промышленность в целом.
Февраль 1938 года существенно изменил весь уклад жизни Давида Израилевича - его арестовали по надуманной, как это было принято в те годы, причине - вредительство. Приговор суда - 10 лет лишения свободы. Этот этап жизни начался в организованном НКВД особом техническом бюро, куда согнали «под ружьё» всех крупнейших пороховых специалистов, и куда Гальперина определили старшим инженером. С началом войны ОТБ разместили на Урале, на заводе № 98. Несмотря на положение заключённого, Гальперин продолжал плодотворно трудиться, поскольку был убеждён, что его работа «жизненно необходима государству». Более того, в военные годы талант его как учёного проявился с особой силой.
Среди наиболее значительных достижений этого времени нужно особо отметить следующие:
- разработка составов нитроглицеринового холодного пороха (НДТ) для использования в сухопутной и морской артиллерии;
- стандартизация производства, внедрение калориметрии и дозировочных таблиц;
- замена остродефицитного централита доступной и дешёвой окисью магния, которая к тому же оказалась эффективным катализатором горения;
- создание новой марки пороха - типа НМ;
- организация производства НЦ на Краснокамском ЦБК (освоили выпуск коллоксилина в течение месяца).
И, наконец, - разработка шнековой технологии производства зарядов к «катюшам», начатая в 1941 году и завершённая пуском производства летом 1943 года. Это была инженерная находка мирового класса, которая сохраняла приоритет в течение нескольких десятилетий. Вслед за этим последовали освобождение из-под стражи, назначение главным инженером завода, награждение орденом «Знак Почёта», присвоение почётного звания лауреата Сталинской премии. 13 лет продолжался этот период деятельности Давида Израилевича. Но в 1957 году в связи с гонениями на людей определённой национальности по рекомендации знающих людей в верхних эшелонах власти он, сославшись на здоровье, ушёл с должности главного инженера крупнейшего в стране порохового завода во вновь открывшийся институт - НИИПМ, на должность старшего научного сотрудника, где реально стал воспитателем нового поколения учёных и специалистов и создателем новой научной школы, которой руководил последующие 13 лет, в течение которых институт и завод превратились один -в во флагмана топливной науки, другой - во флагмана производства зарядов смесевого твёрдого топлива с решением огромного количества научных и организационных проблем, всех тех, которые сопровождают рождение нового, ранее неизведанного направления.
С 1964 г., когда в связи с серьезно пошатнувшимся здоровьем он вынужден был уйти с должности заместителя директора НИИ по научной работе. Вплоть до своей смерти в 1977 году Д.И. Гальперин осуществлял методическое руководство работами аспирантов и соискателей. Результат был весьма существен - за эти годы 100 научных сотрудников института защитили свои кандидатские и докторские диссертации, качество которых, как отмечали в соответствующих учёных советах, всегда было высоким.
Подводя итоги всей научной деятельности Давида Израилевича Гальперина к упомянутым выше научным работам (по нитроклетчатке, по разработке системы регламентов, по созданию непрерывной технологии переработки порохов) необходимо добавить фундаментальные работы по теории построения рецептур баллиститных порохов и их технологии, по созданию впервые в стране новых рецептур и технологий изготовления смесевых твёрдых топлив и зарядов на их основе, по методологии оценки качества составов и методике определения свойств и многое другое.