Николенко, Лидия Петровна
Николенко Лидия Петровна | |
блокадник Сталинграда | |
Дата рождения: | 22 марта 1930 |
Место рождения: | г.Сталинград |
Содержание |
Из детских военных воспоминаний
Моя фамилия в те годы была Букина Лида, родилась 22марта 1930 года. Это был 1941-1942 год. Я жила в Сталинграде, в части города под названием Сарепта , рядом с нашим домом стояла баня. В эту баню, приводили солдат помыться. Пока солдаты мылись, лейтенанты заходили к нам в дом и ждали солдат. Разговаривали, рассказывали о себе, а мы слушали их : мама моя, сестра ей было 16 лет и я, мне было 11 лет. Дождавшись солдат, ребята уходили.
Вспомним их поименно
Я до сих пор помню их имена :Александр Блинов из Архангельска, Некрасов был из детдома, третий был просто грузин. Это были неразлучные три товарища, все лейтенанты. Ходили они к нам постоянно. Но однажды они исчезли на долгое время .
На войне как на войне
Шли дни,мы начали переживать. К нашей радости ребята снова появились, все трое: стройные, красивые, но с обмороженными лицами у Некрасова и грузина. Блинов не обморозился, так как жил в Архангельске и был "завкален", как он выражался. Оказывается они выполняли задание, какое и где они не говорили.
Дорог не подарок, а внимание
Опять стали водить солдат в баню. Дело уже шло к новому году. Ребята подлечились и готовились к отправки на фронт , было им лет по 19 приблизительно. Дату и время они не говорили, но мы догадывались что скоро они уйдут. Солдаты подарили нам свои фотографии,но к сожалению они потерялись со временем. Также Некрасов подарил мне книгу "стихотворения Некрасова" , а сестре книгу Маяковского, Блинов подарил домино. В книгах было написано от кого и кому, а грузин написал письмо на грузинском языке. Так мы и не смогли прочитать этого письма, поэтому не знаем что там было написано.
На фронт
Дорога где должны были идти колонны солдат проходила мимо, рядом с нашим домом, ребята сказали что когда они будут проходить они стукнут в окно, чтобы мы вышли к ним попрощаться , ведь они не смогут к нам зайти так – как останавливаться нельзя, а окно было плотно закрыто, чтобы свет не проглядывал. И вот мы ждали этого момента, число я не помню, но помню что к вечеру колоны двинулись по дороге, мы оделись тепло и ждали стук в окошко, верили и терпеливо ждали, а колоны шли и шли в 11 вечера стук появился. Мы выскочили мгновенно, солдаты шли быстро, Некрасов схватил меня на руки, протянул мне бумагу и сказал, «ни пришлось нам вместе встретить новый год здесь, вот тебе подарок к новому году». Это была денежная купюра. Спросил будешь писать мне письма я сказала буду это все получилось мгновенно, и мама здесь оказалась и сестра, и все три товарища попрощались навсегда. Стали мы ждать от них письма. Радио в то время в домах не отключали, на улицах висели на столбах репродукторы, последние известия передавали часто, люди оставались на улице, слушали последние известия и мы тоже. Однажды сидим дома и слышим передают по радио «Александр Блинов повоевал на отлично, с последними гранатами предотвратил … » дальше не помню что говорили, и вскоре получили письмо от Александра Блинова, где он писал «повоевал на отлично , лежу в госпитале, ранило осколком мины. Некрасов погиб, грузин тяжело ранен наверное отдаст Богу душу … .» . Больше письма ни от кого не получали, началась сильная бомбежка, приходилось сутками сидеть в окопах. И мы уехали , все фото, книги у нас не сохранились, а в памяти эти ребята живут всю жизнь, грузина я не помню ни фамилии как звали его, кажется его звали Женя , а фамилия его наподобие Джоев или Джиоев, поэтому я его называла просто грузин. Возможно он жив, а Некрасов помню он подарил мне книгу Некрасова и фамилия его была Некрасов а звать его как тоже забыла, вроде Семен. И вот они мне сказали нас может не быть, а вы будете жить скажите когда нибудь, где-нибудь «Слава русским героям», а грузин сказал «а я не русский», тогда они подумали и сказали «Слава советским героям». А бумага которую дал мне Некрасов это были деньги, а какая купюра я не запомнила. Тогда плакали все и за всех, чужого горя не было, мне уже 80 лет а душа до сих пор ноет может кто-то из этих ребят остался жив, чувствую вину перед ними что нигде не смогла сказать их завещание. Это СЛАВА СОВЕТСКИМ ГЕРОЯМ ! Вот теперь сейчас я это говорю.
Линия фронта подходила к родному городу и все люди старались покинуть нажитые места. На следующий день после отъезда Люды с родителями в конце 41 года в Казахстан, на дом упала бомбежка. После взрыва на месте дома и бани остался один котлован.