Создатели культуры XVIII века/Левицкий, Дмитрий Григорьевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 21:50, 28 января 2010; Олечка Карпова (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Первоначальные навыки в искусстве получил, по-видимому, от своего отца — гравера Г. Левицкого. Затем учился у А. Антропова (с 1752), расписывавшего в 1752—55 Андреевский собор в Киеве. Ученик А. Антропова, он перенял от него правдивость и непредвзятость в изображении сановных моделей, чувство собственного достоинства, исключающее ложь и угодливость. Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть ма-стерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен "Портрет А. Ф. Кокоринова", выполненный в характерном для XVIII века жанре парад-ного портрета. Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама компози-ция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека. За этот портрет Левицкий получает звание академика и с 1771 года в течение семнадцати лет руководит классом портретной живописи в Ака-демии художеств.

Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач и самодур П. Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Но присмотритесь — это складки не мантии, а домашнего халата. Ведь Демидов не ни на какой государственной службе, он! сановник, не полководец. Он опирается не саблю, а всего лишь на садовую лейку, торжественный жест руки указывает не на сражения, а лишь на цветочные горшки знаменитой демидовской оранжереи. И уж ничего величественного нет в его хитром немолодом лице, любезном и скаредном одновременно.

Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естествен ности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин "новой породы" - воспитанных и образованных. Семь портретов были заказаны императрицей и выполнены на протяжении 1773-1777 годов.Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты в Гос. Русском музее). Музицирующие, танцующие или разыгрывающие изящные «пиесы» смолянки исполнены девичьей грации, свежести и непосредственности, которые покоряют зрителя независимо от наивного кокетства, считавшегося признаком благородного воспитания. Большие размеры полотен художник сумел сочетать с интимной трактовкой темы, своеобразную монументальность композиции — с подкупающей естественностью, условность придворного этикета — с обаянием беззаботной молодости, свободную живописную манеру — с материальностью письма и внимательной передачей фактуры предметов. Палитра Д. Левицкого полнозвучна и широка по диапазону. Только серии смолянок вполне достаточно, чтобы признать в Левицком художника, стоявшего на высшем уровне живописного портрета, а в русской живописи — зрелую и самобытную национальную школу европейского искусства.

Персональные инструменты
Инструменты