Из опыта работы Урбан Е.Г. Компьютерные презентации на уроках физики
Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи |
Использование компьютерных презентаций и игровых форм на уроке физики
Автор: Урбан Екатерина Геннадьевна
Учитель физики МОУ средней школы № 41 г.о.Тольятти
Из века в век учителя стремятся процесс обучения сделать более доступным и интересным. Идя в ногу со временем, необходимо следить за последними новинками и сделать преподавание в школе современным и эффективным. Учитель не должен отказываться от традиционных форм обучения, но при этом использовать и новые информационные технологии. Такова презентационная технология. Она помогает проиллюстрировать любое выступление, соединив все возможности компьютера (мультимедиа, анимацию, графику, возможности Internet и т. д.). Для разработки и демонстрации презентаций служит Microsoft PowerPoint. В настоящее время необходимо усилить наглядность в образовательных процессах, которая осуществляется в соответствии не только с потреб-ностью учебного процесса, но и с учетом реальных материально-технических возможностей (программа Microsoft PowerPoint - общедоступное программное средство).
Использования презентаций на уроках в школе предполагает:
• усиление мотивации обучения;
• повышение уровня подготовки учащихся и преподавателей в сфере современных информационных технологий;
• улучшение качества обучения и воспитания для повышения у учащихся информационной культуры и уровня подготовки к трудовой деятельности в обществе;
• демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты, звуковое сопровождение и музыка, графика и т. д.);
• сделать более квалифицированным труд учителя.
Для того чтобы сделать урок более занимательным результативно сочетать игровую ситуацию и мультимедийные презентации, тем самым, поддерживая познавательный инетерес учеников, который в свою очередь положительно влияет на память, мышление, восприятие, волю, вызывая у ребят удовлетворение от самой работы на уроке и усиливая мотивацию учения.
Игровые ситуации делают урок более интересным, придают ему эмоциональную окраску. Ребята обмениваются мнениями, выдвигают гипотезы и обосновывают свои соображения, рассматривают способы решения задач, вместе исправляют ошибки. Общение помогает учащимся разобраться в учебном материале, вместе устранять затруднения. Это позволяет каждому ученику двигаться вперед своим темпом, подтягивает слабых и не сдерживает сильных учеников. На игровых уроках, особенно уроках повторения и обобщения знаний, царит атмосфера доброжелательности, интереса, азарта, каждый слышит и видит окружающих.
Для примера, ко дню открытых дверей в школе я провела интегрированный урок в 7 классе в форме телеигры «Своя игра».
Цель урока: обобщение, повторение и систематизация знаний по физике, математике и информатике. Тип урока: урок повторения и обобщения в форме ТВ-игры; интегрированный (можно проводить как внеклассное мероприятие).
К предметам, которые интегрировались, относятся: физика, математика, информатика Возраст участников – ученики 7 класса, но данный урок можно адаптировать для любого предмета и для любой возрастной категории.
Задачи:
1. Активизация учебно-познавательной деятельности при повторении
а) физических тем « Строение тел» и «Взаимодействие тел»;
б) алгебраических и геометрических формул, понятий;
в) геометрических фигур и их свойств;
г) основных информационных понятий и компьютерных устройств.
2. Актуализация и систематизация знаний учащихся, закрепление ранее изученного материала по физике, математике, информатике;
3. Развитие логического мышления при построении стратегии игры;
4. Развитие коммуникативной компетентности на уроке как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию;
Оборудование: проектор, экран, таймер, вопросы и таблицы «стоимости» вопросов в Power Point, карточки для ставок и ответов, листы с вопросами и ответами у учителя. Удобно иметь помощника, ведущего счет и фиксирующего время.
Подготовка: класс делится на четыре команды (в зависимости от количества человек в классе число команд можно увеличить), желательно равные по силам. Выбирается название команды и капитан. Игра состоит из трех раундов. На каждый ход выходит четверка игроков – по одному участнику от каждой команды. Очередность ответов определяется жребием, тему и «стоимость» вопросов выбирает сам отвечающий. На обдумывание в первых двух раундах дается примерно 20 с, в третьем раунде – 3 мин. Участники команд меняются поочередно. При правильном ответе игрока его команда получает очки, равные «стоимости» вопроса. Если ответ неверный, то отвечает команда игрока (за половину «стоимости» вопроса). Если и в этом случае верный ответ не дан, то право ответить получают другие команды (за 10 очков). Кроме того, и в первом и во втором раунде в некоторых вопросах спрятана категория «Кот в мешке», в которой скрывается неизвестная тема, вопрос и стоимость вопроса. В этом случае игрок не отвечает в этом ходе, а передает вопрос игроку другой команды, которой придется отвечать в данном ходе дважды. При правильном ответе игрока его команда получает очки, равные «стоимости» вопроса. Если ответ не-верный, отвечает команда игрока, передавшего вопрос (получая половину его «стоимости»). Если и в этом случае верный ответ не дан, очки с этой команды списываются, а возможность ответить получают другие команды (за 20 очков). Если участник и осталь-ные команды не дают правильный ответ, отвечает учитель. В раунде «Своя игра» команды делают ставки письменно на карточке и сдают их ведущему (время 10 с). Далее ко-манды из предложенных тем должны убрать те, которые им не нравятся, должна остаться одна.
Применение презентаций наполняет новым содержанием методику преподавания, так как предлагает новые варианты решения педагогических задач и рассматривается как одно из новых дидактических средств для организации учебного процесса.