Кукарские кружева
Made by Гасников Евгений
Кукарские кружева
Центр вятского (кировского) кружевного промысла находится в г. Советске (бывшая слобода Кукарка Вятской губернии). По художественной значимости, по ценным народным традициям и творческим находкам последнего времени этот промысел занимает равное место с остальными центрами. Считается, что вятские кружева появились в начале XVIII в. Во второй половине XIX в. промыслом занималось многочисленное крестьянское население. Он был развит не только в районе Кукарки, но и в районе Белой Холуницы, где существовала кружевная школа, и заказы поступали из Петербурга. В начале 1890-х гг. была открыта кукарcкая земская школа кружевниц, она способствовала расширению промысла. Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок, простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы.
Особую узорность им придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решетки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и ее ширина. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Вятское кружево
Вятское кружево. Салфетка. Вторая половина ХХ века. Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента. В развитие местных черт кировского кружева большой творческий труд вложила художница А. А. Гужавина. В 1906 г. она окончила Кукарскую кружевную школу, более 50 лет проработала в промысле. Преподавала в школе, проявила себя талантливым художником, возглавляла художественную лабораторию в г. Советске. В 60-е годы значительные работы были созданы художником промысла 3. А. Вараксиной — уникальные панно «Дымковская игрушка», «Дружба народов», к принципам построения которых (клетчатая узорная композиция с фигурой в каждой клетке) потом неоднократно обращаются многие авторы.
B 70-х гг. ряд сложных многофигурных произведений создала А. Ф. Блинова. Ее праздничные панно орнаментально насыщены, как, например, панно «Вятские страдания», где использован сюжет молодежного гулянья; они весьма индивидуальны и тщательно исполнены с применением многообразных приемов плетения. В. И. Смирнова интересно работает над выявлением новых декоративных возможностей кружева, например, над созданием «объемных», двухслойных кружевных композиций. Для современного кировского кружева типичны сложные сюжетные произведения из суровых и неярких цветных ниток, выплетенные в технике сцепного кружева.
В крупных предметах нередко применяют скань для придания основному рисунку особой рельефности. Отчасти в этом проявляется влияние Вологды. Но кировские кружевницы настойчиво ищут своеобразных декоративных решений.
История
Кружевоплетение появилось в России гораздо позднее вышивки, наиболее старинные кружевные отделки выполнены из металлических — золотых и серебряных нитей. Они украшали одежду знатных горожан XVII в. В XVIII — первой половине XIX в. наряду с золотым кружевом появилось шелковое и льняное. Кружевной промысел возник из помещичьих мастерских, где крепостные крестьянки обучались с детских лет повторять западноевропейские образцы. Тем не менее творческий труд русских мастериц создал самобытную художественную традицию, огромное разнообразие узоров, своих неповторимых приемов профессионального мастерства и местное своеобразие кружев в каждом промысловом центре.
Кружево плетут по сколку — техническому рисунку, нанесенному на плотную бумагу. Сколок закрепляют на подушке-валике, набитом сеном или опилками, который находится перед кружевницей. На сколок нанесен рисунок будущего кружева, сперва линиями, затем точками, куда вертикально втыкаются булавки. Выплетают кружево с помощью коклюшек — деревянных палочек, на которые намотаны нитки. Перебрасывая коклюшки из одной руки в другую, кружевница обвивает нитками булавки, переставляя их с одних точек на другие, по мере выполнения рисунка. Вятское кружево
Сколок кружева. Исторически, в соответствии с приемами выполнения, сложились три основных типа плетеных кружев: численное, парное и сцепное. Численное выполняют без рисунка, по счету нитей. Это кружево в исполнении проще других и требует небольшого количества коклюшек, всего несколько пар. Парное и многопарное кружево выполняется по сколку. Это наиболее сложное кружево, требующее очень большого числа коклюшек, иногда до 300 пар. Сцепное кружево также выполняют по сколку, одновременно используя от 6 до 12 пар коклюшек. Основной элемент коклюшечного сцепного кружева — вилюшка, или полотнянка, — узкая полоса-лента полотняного переплетения, изгибы которой вырисовывают формы кружевного узора. Основную «ткань», поверхность кружева создают легкие сквозные решетки. В парном кружеве фон и узор выплетаются одновременно, в сцепном сцепляются между собой при помощи вязального или тамбурного крючка. В кружевах XVIII — начала XIX в. встречается сочетание льняных, шелковых и металлических нитей. Решетки старинных кружев были очень простыми — диагонально пересекающимися под прямым углом нитями. Их разнообразила различная окраска разных участков, на фоне которых вырисовывался одноцветный светло-кремовый узор полотнянки. Лишь впоследствии решетки стали сложноузорными, разнообразных рисунков звездочек и др.
Основные элементы плетения, из которых образуется все многообразие кружевных узоров, немногочисленны. Это — плетешок (шнурочек, который используют и в фоне и в обрамлении, а иногда создают целиком несложное плетешковое кружево); полотнянка (полоса полотняного плетения); сетка (разреженное плетение, которое перемежается с полотнянкой); насновка (небольшая овальная или квадратная плотная форма, присутствие которой в разных сочетаниях обогащает рисунок и фактуру кружева).
Дополнительные элементы плетения: отвивная петелька, отходящая от плетешка или насновки, придает большую воздушность кружеву, усложняет силуэт рисунка; скань — более толстая нить, введенная в полотнянку и придающая рельефность.
Во второй половине XIX в. кружевной промысел широко распространился по деревням и стал делом многих тысяч мастериц. В 1883 г. по инициативе С.А.Давыдовой была открыта Мариинская практическая школа кружевниц в Петербурге, где обучались наиболее способные кружевницы из разных губерний. Окончив школу, выпускницы своей творческой и преподавательской работой способствовали развитию и совершенствованию кружевного промысла. Русские кружева пользовались успехом не только в России, в большом количестве их вывозили в другие страны.
В советское время кружевной промысел получил развитие в четырех основных центрах: Вологде, Кирове, Ельце (Липецкой области), Михайлове (Рязанской области); кроме того, в небольшом объеме занимаются кружевоплетением в поселке Кириши Ленинградской области.
"Серебряная коклюшка"
По инициативе правительства Вологодской области, ассоциации «Народные художественные промыслы России», ЗАО «Вологодская кружевная фирма» прошел российский конкурс мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка». В его программе были выставка готовых работ; семинар "Стилистические особенности кружевоплетения в современном ассортименте предприятий народных художественных промыслов; обмен опытом работы мастеров кружевоплетения; конкурс на лучшее изделие «Серебряная коклюшка».
Профессиональное училище № 28 на этом конкурсе представляли: Надежда Коноплева, А. В. Бадьина, Л. М. Анцыгина.
Убедительную победу в конкурсе «Серебряная коклюшка» одержала Надежда Коноплева, заняв 1 место. Это вторая победа на Всероссийских конкурсах профессионального мастерства. В 2001 году наши конкурсанты в г. Йошкар-Ола заняли в разных номинациях два первых места и одно третье, оставив позади себя даже Вологду. За первое место Надежда Коноплева награждена дипломом I степени, серебряной коклюшкой весом 41,38 г серебра, премией — 5000 рублей.
Комиссия единодушно отметила в работе Надежды Коноплевой красоту изделия, высокое качество, умение работать.
Её победа еще раз подтвердила — в ПУ-28 обучают кружевниц на высокой профессиональной основе. Мастеру производственного обучения А. В. Бадьиной, преподавателю Л. М. Анцыгиной были вручены благодарственные письма за профессионализм в подготовке рабочих кадров и активное участие в мероприятиях конкурса.
Победы в двух российских конкурсах (2001 и 2006 годов) профессионального мастерства по профессии «Кружевница» говорят о том, что настала пора вновь открывать фабрику кружев в Советске. Создавать, как правило, всегда труднее, чем разрушать. Администрация учебного заведения приглашает к сотрудничеству по открытию хотя бы цеха кружевоплетения. Откликнитесь, неравнодушные к судьбе кукарского кружева! Пусть былая и настоящая слава кукарского кружева восторжествует!