Водоватово (Арзамасский район, Нижегородская область)
Содержание |
Местоположение
Географические координаты
История
Добро пожаловать в Водоватово. Мы будем путешествовать по нашему родному селу, передвигаясь с востока на запад. Глядя на современное село, давайте вспомним, с чего же всё начиналось.
« Всю свою жизнь я люблю беседовать о Водоватовской старине» - так говорил создатель летописи о происхождении нашего села – Андрей Филиппович Макаров.
Согласно архивным источникам, Водоватово упоминается впервые в 1585 году, однако среди сельчан бытует мнение, что село возникло значительно раньше. В тот период и сейчас наша местность богата лесами, болотами и кустарниковыми зарослями. В низменностях всюду прорастали непроходимые камыши, сама речка Теша была полноводной, а ее притоки Иржа и Телемей также блестели своей гладью круглый год. Весной вода с этих притоков заполняла все низменности. Река Теша и ее притоки были богаты рыбой. В лесу было много дичи: волки, лоси, лисицы и особенно много зайцев. По речке Теше прибывали охотники, которые всегда увозили с собой много набитого зверя и птицы. Наш край привлекал охотников и рыбаков того времени, никто не уходил с наших мест без богатой добычи. Рыбаки и охотники посещали группами нашу местность и сочли нужным и выгодным поселиться в этих местах, где и земля была очень плодородной. Место под поселение было выбрано в лесу. Переселившиеся группы в основном занимались охотой и рыбной ловлей.
Существует легенда, что недалеко от поселенцев проходил ручей, вода была очень чистая и вкусная, выходила из родника и была в изобилии. Этот ручей до того времени был безымянный, название его произошло от слова – вода. Один из поселенцев не мог произносить букву «Д», а вместо ее он говорил букву «Т» и у него получалось не вода, а «вота». Первое время над ним шутили и называли его Вода – вотой, потом постепенно этот ручей стали называть «Водоватовкой», позднее то место где расположились поселенцы, стали называть – Водоватовом.
Этот ручей течет и по сегодняшний день.
Существует и другое предположение: Первое поселение, у этого безымянного ручья основал один по национальности мордвин, имя и фамилия его остались неизвестны. Он имел семью, а когда он заболел и скончался, оставив свою жену вдовой. Жена с сыновьями, по-прежнему осталась жить на том месте и вести промысловую охоту. К ней часто наезжали охотники, она была гостеприимна, на основании чего в ее адрес шла добрая молва, охотники говорили так: мы были у, вдове, поехали к вдове-то. На основании этого и поселение стали называть Вдоватовом.
Считается, что образовали Водоватово мордовские охотники и рыболовы. Все население занималось только охотой и рыбной ловлей, земледелие и скотоводство не были развиты совсем. Ценность трофеев понизилась. Купцы из Арзамаса оплачивали за меха и рыбу, очень мизерные гроши. Чтобы прокормить саои семьи, многие поселяне были вынуждены заняться разбоем: грабили обозы купцов. В Водоватове и сейчас существует поверье о том, что там, где проходила старая дорога (гать) от села до леса, недалеко от моста через тёшу, лежит закопанная столетия назад лодка с награбленным золотом и драгоценностями.
Простые крестьяне в Водоватове жили в ветхих лачугах, крытых соломой, дворы огораживали плетнем из хвороста, полов в избах не было, дети ходили босиком в крестьянской избе по земле. Керосиновых ламп не было, сидели с лучинкой, укрепленной в железные развилки, и постепенно клали на огонь колотую лучинку, где она горела и дымилась, тем самым создавала свет в комнате.
В печах дымоходов не было, печь топилась по черному, т.е. дым шел из печки прямо в комнату, для выхода дыма над дверью в стене прорубали окно. Железных ведер не было, воду носили из колодца деревянными бадьями. Для удобства носить на коромысле к бадьям привязывали веревки – свитые из лыка. Мебель крестьянина составляли семейный стол, за которым обедали вся семья, лавка, ее делали шире для того, что бы можно на ней было спать. Кроватей, одеял, подушек не было, матрацем служил связанный из соломы или из камыша щит. Около печки стоял большой ушат, над которым все члены семьи умывались. Спали на печи, полатях, на лавке и на полу, спать на печи зимой считалось удовольствием, но не всегда и всем это удавалось.
Посуда у крестьян была из глины, а чашки были большинство деревянные.
Позднее в комнатах стали слать деревянные полы. Крестьяне полы не мыли – берегли, они предусматривали так, что если мыть пол, то он быстро от сырости сгниет, и поэтому полы скоблили лопатой. Мыли полы только к большому празднику, после мытья в комнату натаскивали соломы и ходили по ней, что бы не марать пол. Долгими зимними вечерами при свете лучины мужики плели лапти, так как сапоги в то время считались шикарной роскошью, их имели только зажиточные и они надевали эту обувь только в церковь, одних сапог хватало на всю жизнь, даже переходили в наследство детям. Лапти плели не только для себя, но и на продажу. Женщины всеми зимними вечерами пряли пряжу. Девушки и парни сходясь на вечеринки, всегда захватывали с собой работу. Что бы у молодежи не проходило время даром, родители провожая на вечер сына или дочь давали каждому задание, парню сплести столько то лаптей, а девушке напрясть несколько рушников пряжи.
Летом у девушек был свой праздник Иеки, ребята в нем участия не принимали. Накануне девчата приносили из леса березки, вскладчину собирали яйца и молоко. Утром жарили яичницу, расставляли по кругу березки и водили хоровод. Еще сохранился до наших дней шуточный день «Ярилы». Происхождение его древнее, славянское, занесенное к нам из древне русских городов. В день Ярилы молодежь обливает друг друга водой. Зимой до сих пор празднуют «Масленицу», по селу катаются на лошадях.
А 29 – 31 августа по старому стилю в Водоватове был большой праздник – Ярмарка. Зачинателем этого праздник приблизительно в 1815 – 1820 гг. стал Александр Васильевич Мессинг, у которого 30 августа был день ангела. Для крестьян объявлялся трехдневный праздник. В Водоватово в эти дни приезжали торговцы из Арзамаса. Продавали ситец, платки, обувь, игрушки, посуду, а также мёд, яблоки , орехи, арбузы. Рядом с торговыми рядами устраивались игры, стояли цыганки – гадалки, гармонисты распевали частушки. Позднее этот день стал престольным праздником для Водоватовцев.
После этого праздника несколько воскресений подряд шли драки – село на село. Водоватовцы дрались с селом Тумановым. Бывало, что драки заканчивались печально.
В Водоватове существовало много примет и поверий. При закладке нового дома под углы клали монеты, чтобы деньги водились. Девушки проводили разные гадания. Особенно забавным было «кусание углов». Девушка кусала угол дома, где жили парни, потом щепочки клала под подушку, и ложилась спать. Считалось , что тот, кто приснится станет мужем.