Чимбулат могучий, легенда (Советский район, Кировская область)
Записана в 1919 году Н. Телешовым, опубликована местным краеведом П. Головиным 20 июня 1958 года в газете «Знамя Ильича» п. Пижанка.
«Зимою среди белоснежной пустыни, летом среди знойного зеленого разнотравья и шума высоких деревьев возвышается над величавой Немдой утес — Живой камень. В давно минувшие времена здесь были поселения черемисского народа, и жил среди них могучий богатырь по имени Чимбулат. Простой, трудолюбивый крестьянин, он, как все в мирное время, пахал землю, растил хлеб. А если нужно было защищать свою землю от врагов, Чимбулат был впереди всех, на белом коне, с острым мечом в руке. И повсюду, где только появлялся могучий богатырь на белом коне, в ужасе бежали враги.
Но не бесконечен человеческий век: пришло время помирать Чимбулату. Собрались вокруг Чимбулата черемисы, плача, взмолились они: «Не покидай нас, богатырь!» Приподнялся на локте Чимбулат, повел бровью, чтоб замолчали все, и в наступившей тишине раздался его голос: «Настал мой смертный час, и нельзя отдалить его. Слушайте мою последнюю волю. Похороните меня на высоком утесе, чтобы рядом вольно и свободно текла река и чтобы с утеса виден был бы весь край мой марийский. Пусть мольный ветер проносится над моей могилой, и в шорохе его услышу я вести со всех концов марийской земли».
И, взглянув на плачущих людей, Чимбулат продолжал: «Не горюйте, друзья, что пришла моя смерть. Кто все силы отдал народу, тот умирает только телом, а сила его вечно живет в народе. Я никогда и мертвым не дам вас в обиду. Когда плохо придется, когда самим вам не справиться с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» Я встану тогда и обороню вас. Только не тревожьте меня попусту».
С этими словами и умер Чимбулат — могучий заступник пахарей и лесных охотников. В тяжелую дубовую колоду положили Чимбулата и похоронили на высоком утесе над рекой. Вместе с богатырем положили его меч и пику, и белого коня.
Умер Чимбулат. Справили черемисы богатые поминки и долго оплакивали потерю. Но шло время, высокий лес вырос вокруг могилы Чимбулата, весной и летом на крутом берегу цвели пышные цветы. Вокруг, в лесной чаще, пели птицы, а возле скалы было тихо: ни птицы, ни люди не смели нарушить сон богатыря. Все было благополучно, и мало-помалу Чимбулата стали забывать. И забыли бы о нем, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать, теснить черемисов. Вспомнили они о своем богатыре, побежали к скале, к могиле его и стали громко звать на помощь: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!»
И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, появился из тем¬ной расщелины Чимбулат на белом коне своем, в шлеме, со щитом в руке, с копьем у стремени, с мечом над головой. Бросился богатырь на врагов, колол, рубил обезумевших от страха захватчиков, обратив их в бегство. А когда опасность миновала, Чимбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале, снова замкнулась она за ним и поглотила вместе с конем. Шло время. Когда наступала беда, всякий раз Чимбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.
Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чимбулата. Стали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» Дрогнула скала. Выехал Чимбулат на белом коне в полном вооружении. А неприятеля нет. Смотрит богатырь направо, налево — нет никого. Повернулся воин и молча поехал к горе, исчез в ней. Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страха, и хохота, сколько было всяких рассказов. Стали опять играть в войну и опять вызвали Чимбулата. Выехал снова на их зов богатырь, не увидел вновь врага, нахмурился и, сердито взглянув, вернулся обратно в гору. Но неймется мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!». Затряслась земля. Со страшным грохотом раздвинулась скала, и выехал оттуда разгневанный Чимбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы — только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы сбегались на грохот. Увидел их Чимбулат и крикнул им: «Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаетесь, начали понапрасну меня тревожить. Помните, ухожу теперь от вас навсегда! Больше я вам не защитник, сам буду вам мешать, каждое ваше моление и жертвоприношение лишь на одну помощь сдобрят меня». Опустил Чимбулат свой меч, повернул коня и скрылся в горе.
Не стало с тех пор у марийского народа заступника. Начались войны, и некому было защитить черемисов. Молчалив стал и тих серый утес над рекой, оброс он сразу мхом и травой. Но не пропала надежда черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время, забудет Чимбулат обиду и защитит народ свой от всяких напастей».
Поэтому и зовется этот камень живым, что жива в нем вечная сила, и в народе не умирает вера в своего защитника. Веками шли марийцы к Чимбулат-камню, несли дары, молились, прикасались к холодной скале, чтобы набраться живительных сил у своего легендарного богатыря. Уносили кусочки камня, хранили их, как самые дорогие реликвии. Не исчезает тропа к могиле и сейчас. Ведь это не камни — память.