Чимбулат могучий, легенда (Советский район, Кировская область)
Марийцы хотя и признали за собой власть русского государства, но христианской религии не принимали, а поклонялись, как и прежде, одухотворяемым ими силам природы: солнцу, ветру, воде, лесу, камню.
Особым поклонением, наравне с силами природы, у них пользовался легендарный герой марийского народа Чимбулат, могила которого указывалась на берегу реки Немды в Колянурской волости. Свои моления и жертвоприношения богам марийцы периодически устраивали в лесах, а раз в год, весной — на могиле Чимбулата. Миссионеры доносили в 1830 году (а по данным марийских историков, в 1828 году) митрополиту, что местные жители упорно не хотят принимать христианство, так как верят в своего легендарного богатыря Чимбулата и ждут, что он встанет из могилы и защитит их от назойливости попов, притеснений царских чиновников.
По жалобе этих миссионеров московский митрополит Филарет и министр внутренних дел царского правительства дали секретное указание вятскому губернатору — «распорядиться немедленным разрушением камня, находящегося в Колянурской волости и боготворимого марийцами под именем могилы Чимбулата» (1964 г. «Знамя Ильича» Пижанский район, статья краеведа-любителя П. Головина).
В библиотеке МарНИИ есть книга С. К. Кузнецова «Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария», изданная в 1905 году. Автор очень подробно излагает о верованиях марийцев к Лемде Курык Кугуза (Чимбулат). Далее ученый-краевед С. К. Кузнецов рассказывает о встрече со стариком, 73-летним Никитой Афанасьевым, очевидцем и участником взрыва Чимбулат-камня. Вот что поведал ученому старожил:
«Собрали нас, здоровых мужиков, около сотни. Кто с топором, кто с ломом. Вокруг нас — вооруженные
исправники на лошадях. К вечеру у подножья каменной горы еле-еле выкопали 3 ямы шириной в
сажень и глубиной в 2 сажени. В каждую вложили бочку с порохом весом в пуд. Зажгли свечи, вход
закрыли камнями, через некоторое время так громыхнуло, что земля под нами зашаталась.
Кругом — дым, пыль. А когда все затихло, увидели: тот самый камень — утес, где марийцы молились,
раскололся на несколько глыб величиной с деревенскую избу. Зачем надо было взрывать такую
красоту природы? Ведь марийцы вреда не делали своим молением, верой».
А виновниками уничтожения этого народного памятника были миссионер Покровский, Котельничский и Уржумский исправник Поздняков и Давлет-Кильдеев. Действовали по указанию митрополита Филарета. Сначала уничтожили мост через Немду, а потом в 1828 году взорвали святилище Чимбулата. Этим они хотели показать, что ни мост (говорили, по нему Чимбулат проезжает, поэтому мост святой), ни камень не таят в себе сверхъестественной святой силы.
Такова эта история. Теперь уж никто не увидит тот камень — площадку жертвоприношения высотой 7 саженей и шириной 11 саженей (сажень — 2,13 метра), аккуратную каменную лестницу, ведущую к нему. Но люди ходят и, напорное, просят, чтоб богатырь и заступник Чимбулат проснулся и помог своему народу возродиться и окрепнуть, сохранить величие род¬ной земли.
Существует два варианта легенды о Чимбулате.
- Один записан Н. Телешовым в 1919 году со слов марийских старожилов («Избранные сочинения» т. II, Москва, 1956 год). Согласно этой легенде Чимбулата напрасно вызывали из могилы и прогневали ребятишки.
- Второй вариант легенды описан в книге Кима Васина («Сабля Атамана» в рассказе «Чимбулат могучий», М., 1964 г.). Согласно второму варианту, нашелся предатель среди марийского народа и за деньги зря вызвал богатыря из могилы, лишив тем самым марийцев покровительства своего защитника.
На берегу реки Немды до начала 80-х годов стояла деревня с одноименным названием Чимбулат. Каждый житель знал лесную тропу к чудо-камню, учащиеся Колянурской школы ходили в походы на могилу Чимбулата, посещали ее и многочисленные туристы. Сейчас деревни уже нет, тропа едва заметна, камни затянуло зеленым мхом. Но марийцы, как могут, сохраняют святое для них место, ставят вешки, огораживают жердочками. Верили и верят, что поможет Чимбулат, даст людям силы пережить лихую годину, обрести былое величие России.