Сергеева, Анастасия Ивановна
Сергеева Анастасия Николаевна | |
участник ВОВ | |
Дата рождения: | 1924 г. |
Место рождения: | с. Перекопное Ершовский район Саратовской области. |
Родилась Анастасия Ивановна в 1924 году в селе Перекопное Ершовского района в многодетной семье, где была самым младшим, тринадцатым, ребенком.
Вспоминая своё нелёгкое детство, пришедшееся на самые тяжелые для страны, голодные 33 и 34 годы, бабушка с горечью говорит о том, что хлеб тогда был мерилом всего. Люди голодали, умирали целыми семьями, но, несмотря ни на какие трудности, Анастасия Ивановна стремилась к знаниям, ей удалось закончить 10 классов. 15 июня 1941 года она сдала последний школьный экзамен. И помчалась домой: ей сказали, что приехал в отпуск брат, который в то время служил в армии в Чите.
Едва успела увидеться с ним. Он, прощаясь с ней, посоветовал: «Учись, сестрёнка, поступай в институт, если войны не будет». Это была её заветная мечта. Правление колхоза поддерживало молодых людей, помогало им получить специальность. Её и её подругу от колхоза отправили учиться в Саратов, помогли с жильем.
Приехали девчонки учиться, радовались, что мечта их сбывается. А наутро Анастасия Ивановна проснулась от громкого плача подруги, которая, захлебываясь от рыданий, едва смогла ей сказать, что началась война с Германией.
Настали тяжелые времена. О поступлении в техникум пришлось забыть: колхозу нужны были рабочие руки, ведь многие мужчины ушли на фронт.
А в 1943 году Анастасия Ивановна приехала в поселок Горный и устроилась стрелком охраны стратегически важного объекта – электростанции. Так, впервые в 18 лет взяла в руки оружие. Она была очень добросовестной и ответственной, и вскоре её назначили начальником караула. До войны, как и вся советская молодежь, училась в разных кружках, сдавала нормативы. У неё были значки “Ворошиловский стрелок”, “Готов к труду и обороне”, медицинский значок. И это она считала главным аргументом, когда обращалась к военкому с заявлением об отправке её на фронт. Она добилась своего: её направили в город Саратов, где она прошла строевую подготовку, и вскоре уже ехала в воинском эшелоне на фронт.
И в 19 лет Анастасия Ивановна стала санитаркой военно-полевого госпиталя 5-ой ударной армии под командованием генерала Берзарина. Она была среди тех, кто прошел ад полевых госпиталей. На своих хрупких плечах выносила с поля боя под пулями и взрывами снарядов раненых бойцов. Двигался их госпиталь по Западной Украине. Местное население по-разному относилась к советским бойцам. Одни радовались освобождению, помогали Красной армии, а другие были настроены недружелюбно, говорили, что им и при немцах жилось хорошо. А в Польше отношение было нейтральное: ни особой радости, ни открытой вражды.
Вспоминая свою фронтовую юность, говорит, что самое страшное – это бесконечные бомбёжки: днём мощные, нацеленные на уничтожение солдат, а ночью шумовые. И этот адский грохот не давал передышки ни на минуту. В одну из таких бомбёжек был почти полностью уничтожен полк и их госпиталь. Они как всегда готовились к приему раненых, когда раздался крик: “Воздух!”. Анастасия Ивановна с другими медиками бросилась в укрытие, но не удалось ей спрятаться от бомбежки: осколком снаряда она была ранена в ногу. Так, недалеко от Варшавы закончился боевой путь моей бабушки. Её отправили в тыловой госпиталь.
А после войны Анастасия Ивановна окончила техникум связи. Работала в поселке Горный в отделе спецсвязи: получала и отправляла секретные документы КГБ, прокуратуры и других спецподразделений. Участвовала и в общественной жизни поселка, была секретарем поселкового совета, а потом депутатом. Вышла замуж за Сергеева Кондратия Ермолаевича, вырастила сына.