Сборник эссе/Проект Мир поэзии Бродского
Содержание |
Ответ команды <МАЯК>
МОЁ ОТКРЫТИЕ ПОЭТА. ( КОМАНДА МАЯК) Что значит открыть поэта? На мой взгляд, это значит узнать поэта, но это не только поверхностное изучение биографии, не только прочтение одного-двух десятков стихов. Это значит увидеть ту тайную связь, порождающую стихотворения из сливающихся обстоятельств мира внешнего, окружающего Бродского и мира внутреннего, духовного. В поэзии Бродского неожиданно ново находят свое отражение традиции не только русской, но и мировой культуры. В ней четко прослеживаются связи с русской классической литературной традицией, находит свое отражение культура древнего мира, чувствуется влияние англо-американской поэзии. Творчество Бродского во многом автобиографично. Где бы не находился поэт, на какие бы берега не заносила его судьба, все его стихи читаются в контексте того, что где-то на земле есть город, о котором поэт всегда помнит, - Петербург. В начале творческого пути город живет вместе с автором в его строках. Тем города звучит в поэзии Бродского на протяжении всей его жизни. Санкт-Петербург для него олицетворение Родины в годы изгнания. Тема оставленной Родины – еще одна значимая веха в творчестве зрелого Бродского. Бродский никогда не думал об обретении новой Родины. Истинной Родиной для него является только страна творчества. Именно поэтическое слово помогает осознать себя на чужбине как часть единого целого, и покинутая Россия предстала в сознании поэта такой же частью. В эмиграции одной из главных тем Бродского становится Слово. Именно Слово спасает поэта, уводя его из серого мира в страну творчества. Посвятив свою жизнь служению языку, Бродский-поэт таким образом решает для себя проблему бессмертия. По его мнению, вечность принадлежит слову так же, как слово является проводником Вечности: Так родится эклога. Взамен светила загорается лампа: кириллица, грешным делом, разбредаясь по прописи вкривь ли, вкось ли, знает больше, чем та сивилла, о грядущем. О том, как чернеть на белом, покуда белое есть и после. «Эклога зимняя», 1977
Что сказать о особенности поэзии Бродского, то я замечаю тягу к повествовательности, виртуозное владение стихом, постоянно ощутимые мощные, как волны, ритмы.
На мой взгляд, мир в творчестве Бродский предстает как некая внешняя система, законы которой неумолимы, но все-таки объективны. Закон смерти, бренности бытия – они ужасают, но они есть в каждой жизни, и их не преступить.
Как поэт Бродский пытается выйти за пределы своего «я» в мир чистого творчества. Девизом его становится «поэзия ради поэзии». Таким образом, закон смерти преодолевается путем слияния двух миров: поэтического, созданного сознанием, и реального. И тогда поэт не умирает, а остается жить в сердцах миллионов читателей.
Навсегда расстаемся с тобою, дружок, нарисуй на бумаге простой кружок. Это буду я: ничего внутри, Посмотри на него – и потом сотри. «То не муза воды набирает в рот…», 1981