Зелёный базар (Алматы, Казахстан)
Зелённый базар, Алматы, Казахстан
Особой любовью и популярностью у горожан Алматы пользуется торговый центр «Береке», один из 80-ти рынков южной столицы республики. Здесь можно купить все — от пучка зелени душистого пастернака до пиалы искристого и пенящегося кумыса по цене в столько-то звонких тенге. Так уж повелось на планете Земля, — писал в своих бессмертных романах Леонид Брежнев, — что о любой стране, о каждом народе судят по их столичному рынку. Такой подход правилен и закономерен, — считал «отец застоя». Случалось бывать ему и на алма-атинском рынке. Правда, за последнее время здесь произошли значительные метаморфозы. Нарождающееся купечество, современные нувориши, перестроечные нэпманы дали бы теоретику из ЦК ложное представление о благосостоянии местной экономики и среднестатистического жителя края. По старинке Центральный рынок называют «зеленым» базаром, потому как здесь исстари торговали первой зеленью, дарами природы богатого Заилийского края. Смешанная торговля не дозволялась, хотя на каждом рынке продавались печеный хлеб, соль, иные съедобные припасы. О санитарии беспокоились учрежденные городской Думой базарные смотрители. Они строго следили за сбытом определенных видов продукции на специализированных рынках: животных — на скотопригонных участках; шерсть, пух, кошмы — на рынках по продаже «черного» товара. «Зеленый» базар встречал покупателя горами овощей и фруктов, пучками зелени или ведрами верненских груздей, возами темно-красного апорта и гигантской редиски, корзинами земляники, малины и прочей вкуснейшей горной ягоды. Приведу для примера два обзора состояния верненских рынков, конца 19-го и начала 20-го столетий. Весной 1881 года местная газета писала: «…В городе и теперь проживает немало лиц, прибывших в край десять и более лет назад. Они прекрасно помнят то время, когда лучшая курица стоила не дороже 10 копеек, фунт баранины — от 1 до 2 копеек, пуд пшеничной муки — от 15 до 20 копеек. Не говоря уже о фруктах… Теперь же хорошую курицу за 25 копеек купить нельзя, а платить по 40 приходится нередко. Двухнедельный цыпленок в середине мая стоил 15 копеек и дороже, пуд пшеничной муки — 1 рубль 20 копеек, лучшее мясо — 7 копеек за фунт». Отметим, что в тот год средний чиновник получал в год 500 рублей, полицейский — 396 рублей, садовник или караульщик — 300 рублей. А вот другая газетная заметка, за осень 1906 года: «…Несмотря на октябрь месяц, в Верном стоит прекрасная погода… Базары полны сельскохозяйственных продуктов. Пшеница стоит от 40 до 48 копеек за пуд, средний воз клевера — до 2 рублей 20 копеек, картофель — до 7 копеек ведро, капуста — до 4,5 рублей за сотню вилков, мясо — до 5 копеек, сало — до 12 копеек за фунт…. Летние сорта яблок уже отошли, остались зимние — лимонные яблоки, антоновка, а также груши. Апорт на месте стоит до 1 рубля 30 копеек за сотню. Другие сорта яблок продаются до 3 рублей за телегу (т.е., от 800 до 1000 штук)». Рынки старой Алма-Аты славились Обжорными рядами. Только здесь можно было отведать все, что душе угодно — от восточных сладостей до пикантных приправ и блюд. Например, попробовать верненского пива под акульи плавники с Японских островов. Горожане, однако, предпочитали пельмени, — своего рода вершина сибирской кулинарии, аттестат искусства семиреченской хозяйки. Казаки, составлявшие основную часть населения, гордились тем, что имеют прямое отношение к изобретению столь вкусной и здоровой пищи. Между прочим, в народе ходила яркая лубочная книжка «Песни про пельмени», где было место поэтическим строкам: «Что за народ сибиряки — добры, умны и остряки, без дальних рассуждений придумали пельмени». Наряду с пельменями в ходу были блины, куличи, пирожки со всякой начинкой. Они подавались в трактирах, разносились пирожниками по торговым рядам, Сенным и другим базарам. Пара пирожков в закусочной торговых рядов купцов Уточкина или Зубова стоила пять копеек. Пирожник с деревянным подносом, укрытым стеганным одеялом, и блинщик со стопочкой блинов на лотке, с жестяным кувшинчиком масла и коробочкой колотого сахара были постоянными фигурами на улицах, площадях и рынках Верного. Простой народ потчевали квасом, сбитнем, мороженым и прочими нехитрыми лакомствами. Зеленый базар звался в прежние годы не менее уважительно, чем сегодня — «Гостиный двор и его купечества». Он принимал заезжих гостей, предпринимателей, торговых агентов со всей Средней Азии, сопредельных стран и даже с островной Японии. Не говоря уже о представителях крупнейших чайных фирм Китая. Сам по себе рынок оставался памятником не только торгово-промышленного благополучия края, но и архитектурно-градостроительного искусства. Его каменные лавки, зрелищно-увеселительные аттракционы, лабазы, торговые ряды, проточные арыки и фонтаны, возведенные для совершения намаза торговцами-мусульманами, — поставил в 1875 году местный зодчий Ян Поклевский, волею судеб приехавший в наш город из самого Парижа. Аранжировкой Гостиного двора занимался еще один весьма талантливый француз по происхождению, первый градостроитель Верного Поль Гурде. Так что, по своим торговым и иным качествам Зеленый базар не уступал лучшим рынкам Туркестана. Заезжие купцы ставили свои особняки по периметру деловой площади, привносили в облик новых улиц свои строительные вкусы, самобытную культуру. Над резными крылечками низеньких верненских домов крепились ажурные вывески: «Торговый дом Г.А.Шахворостова с сыновьями», «Гостиница «Европа», «Ресторан «Париж», «Кинотеатр «ХХ век». В начале следующего столетия здесь появились электричество, телефон, автомобиль, проведен водопровод. Вместе с рыночной площадью появились вполне опрятные улицы Нового города: Кульджинская (Макатаева), Торговая (Жибек Жолы), Первогильдейская (Зенкова). От Зеленого базара город стал расти на юго-запад и, что важно, рос на барыши от торговли, на проценты меценатов и благоустроителей старой Алма-Аты. Сто лет спустя, в 1975 году по проекту алма-атинских архитекторов М.Павлова и С.Рустамбекова, группы конструкторов и инженеров Н.Оразымбетова, В.Щипицина, Г.Казиева и А.Котова базарную площадь снесли и возвели новые павильоны из бетона и стекла, навсегда истребив торгашеский дух «понизовой вольницы» среднеазиатских рынков. Теперь здесь правит бал советский Меркурий.
Владимир Проскурин