Алексиево-Акатов женский монастырь

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

First.jpg Алексиево-Акатов монастырь — один из древнейших монастырей Воронежского края. Он основан в 1620 г. Город Воронеж в те стародавние времена имел исключительно военное значение и был незначительным городком-крепостью, населенным военными людьми, привезенными сюда из различных мест для защиты окраины Российского государства от набегов южных крымских и нагайских татар. Враги нападали неожиданно, и от них нередко приходилось отбиваться силами только одного города. Так, в 1620 г. на крепость напали литовцы и черкасы, и воронежцы выдержали неравный бой. Численность населения в то время не превышала 1000 человек. Несколько ранее, в 1590 г. Воронеж был при подобном набеге полностью разрушен, а жители вместе с воеводой были перебиты. Предвидя такую же беду, при новом нападении, защитники крепости решились на отчаянный шаг - они сделали вылазку и имели успех. Воронеж был спасен и избавлен от разграбления. Second.jpg В 1674 г. на средства обители и подаяния мирян была построена первая каменная церковь. В 1746—1755 г. она за ветхостью фундамента была частично (с алтарной стороны) разобрана, и над нею был построен второй этаж, причем нижняя церковь была посвящена святителю Алексию, а верхняя - Владимирской иконе Пресвятой Богородицы.

В 1796—1798 г. церковь была перестроена, а в 1879 г. за ветхостью разобрана совсем. От нее осталась только двухъярусная каменная колокольня готической архитектуры, замечательная тем, что и кровля на ней выведена из камня. Материал старой церкви был употреблен на постройку новой колокольни.

Судьба монастыря значительно изменилась, когда при Петре Первом была устроена верфь для постройки кораблей на реке Воронеж, необходимых для войны с турками, владевшими грозною морскою крепостью Азовом на берегу Азовского моря. Тогда в Воронеже подолгу жил сам Государь Петр, для которого устроен был на берегу реки близ Успенского монастыря дворец. Здесь же были корабельная верфь, адмиралтейство, дворцы вельмож. На корабельные работы было привлечено 26000 рабочих со всех концов России. Среди корабельных мастеров было много иностранцев, образовавших немецкую слободу с двумя лютеранскими церквами. Окруженный со всех сторон шумной жизнью, Успенский монастырь испытывал крайнее стеснение и неудобство в своей иноческой жизни.

В 1700 г. по указу Петра I для освобождения удобного места для кораблестроения Успенский монастырь со всеми владениями был присоединен к Акатову монастырю. А каменная церковь стала приходской при адмиралтействе.

В связи с этим царь возвысил роль Алексиевского монастыря, теперь единственного мужского монастыря своей временной столицы, и пожаловал его настоятелям сан архимандрита.

[1]

Third.jpg 1764 г. для монастырей был роковым. Императрица Екатерина II отобрала в пользу казны у монастырей их вотчины. И только некоторым из них вместо вотчины был назначен казенный оклад разных размеров в зависимости от классности. В Воронеже назначены были оклады только Алексиево-Акатову монастырю и Покровскому девичьему. Остальные же были упразднены.

Алексиево-Акатову монастырю как монастырю 2-го класса было положено на содержание 1311 руб. 90 коп. ассигнациями и на содержание 17 служителей 88 руб. 61,25 коп. в год. Оставлено также было озеро Лопата и 8 десятин земли. По штату 1764 г. в монастыре положено было быть 17 монашествующим. В конце XVIII и начале XIX в. действительное число монахов в монастыре было меньше.


Forth.jpg В 30-е годы нашего столетия обитель была закрыта. В годы Великой Отечественной войны Алексиево-Акатов монастырь претерпел значительные разрушения. Дальнейшему его упадку способствовали, как это ни печально, действия самих воронежцев. Территория монастыря изо дня в день превращалась в свалку мусора, монастырское кладбище было разорено, могилы осквернены. Кто-то вырезал вместе со слоем штукатурки лики святых из композиции внутрицерковной росписи. В помещениях храмов жгли костры, а местные любители горячительных напитков наводили ужас на живущих около монастыря горожан, устраивая на святом месте свои вакханалии. "Рачительные хозяева" приспосабливали в своем хозяйстве монастырские решетки, кирпич и доски. Кто-то сбивал лепнину, кто-то подрубал колонны, кто-то снимал кресты... В довершение этих актов вандализма местные скалолазы стали устраивать на святых стенах свои тренировки.

Fifth.jpg

Персональные инструменты
Инструменты