Файл:1190713905 khram3.jpg

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 07:47, 16 декабря 2008; Юлия Ткачева (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
1190713905_khram3.jpg(450 × 325 пикселей, размер файла: 32 КБ, MIME-тип: image/jpeg)

Христианские традиции на территории Северска

Первые поселения, возникшие на территории будущего Северска, относились к приходу Спасской церкви, находящейся в селе Спасском (ныне Коларово), а затем были определены к приходу Градо-Знаменской церкви, где находились до 1862 года. Однако нижнетомские крестьяне были скорее формальными, чем реальными прихожанами данных церквей. Причиной этого была и отдаленность прихода, и специфика крестьянской религиозности, и наличие необходимых служб в монастырской часовне на Архимандритской заимке, находящейся недалеко от деревни Белобородово. Ситуация изменилась, когда в 1862 году на средства благотворителей на одном из красивых мест села Иглаково была построена деревянная однопрестольная церковь во имя святого пророка Ильи. Храм освятил 15 августа 1863 года Епископ Томский Порфирий. Только с постройкой церкви деревня Иглаково получило новое название - село. 25 марта 1863 г. церковь постиг пожар, но по ходатайству прихожан храм был восстановлен и расширен. 12 октября 1863 года - день освящения церкви - явился ее вторым рождением. Это был не просто храм, который стоял в центре села и разделял его на Верхний и Нижний край. Это был центр прихода, включавший почти всю «ныне северскую» территорию: село Иглаково, деревни Белобородово, Чернильщиково, Попадейкино, Песочки. Пророко-Ильинская церковь находилась на возвышенном площадном месте, хорошо просматриваемом среди деревенских пятистенок. Здание было деревянное, украшал его позолоченный купол, имелась крепкая деревянная колокольня. Парадное крыльцо церкви выходило на центральную улицу села. При храме имелись и две деревянные сторожки. Обрамляла церковь красивая кованая ограда. Храм гордился своим иконостасом. Штат означенной церкви состоял из священника и псаломщика. На средства прихожан для них были построены удобные дома. Церкви было отведено 91 десятина пахотной земли, 8 десятин сенокосных угодий и 20 десятин лесного надела. Казна платила церковнослужителям жалование. Церковь стала центром прихода и вместе с тем архитектурным, эстетическим, культурным центром для крестьян села Иглаково, деревень Белобородово, Чернильщиково, Попадейкино, Песочки. До сих пор старожилы с теплотой вспоминают священника Иглаковской церкви Василия Михайловича Жигачева, прослужившего в приходе почти 40 лет. Судьба Иглаковского храма была жестоко перечеркнута переменами, последовавшими вслед за событиями 1917 г. В 1928 г. все служители церкви и их близкие были лишены избирательных прав. В 30-х годах многие из священнослужителей Иглаковской церкви пострадали из-за своей веры. Службы же в Иглаковской церкви вплоть до 1937 года проводили присылаемые из Томска священнослужители. В 1937 году храм закрыли и долгое время использовали как склад. Строительство Северска внесло свои коррективы в историю Пророко-Ильинского храма. В 1949 году в церкви была расположена казарма для солдат из первой строительной части. Там были сколочены трехярусные нары. В 1951 году в церкви случился пожар, в результате которого храм села Иглаково прекратил свое существование. Сегодня на месте бывшей церкви расположены деревянные дома, напротив памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны иглаковцам. В деревне Чернильщиково с 1896 года действовала часовня в память священного «Коронования Их Императорских Величеств», построена она была крестьянином Хлызовым. В деревне Песочки с 1910 года существовал молитвенный дом. Жители деревни Белобородово ходили в церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена она была в 1877 году и находилась в месте слияния Томи и Киргизки, на Архимандритской заимке Томского мужского Алексеевского монастыря, возникшего еще в 17 веке в месте устья реки Большая Киргизка (нынешняя территория современного Северска). И хоть жители относились к приходу Пророко-Ильинской Иглаковской церкви, но считали церковь Покрова своей и на все службы ходили именно сюда, и даже престольным праздником в деревне был Покров. В 1937 году , на рождество, Покровскую церковь подожгли воспитанники детской колонии «Чекист». Предыстория Северска представлена и католичеством. На территории города до недавних пор существовала семидворная деревня, называемая стариками Цензовкой. Настоящее же ее имя - Ксендзовка. Происхождение деревни непосредственно связывается с католической общиной, имевшей здесь пасеку и покосы. Сведений об общине крайне мало. История существования католиков на территории Северска требует дальнейшего изучения. 14 мая 1991 года, во время пребывания в городе, Патриарх всея Руси Алексий II освятил камень, символизирующий возведение на этом месте будущего Храма Владимирской иконы Божьей Матери. Строительство храма началось 8 августа 1994 года. В результате конкурсного отбора был выбран проект северского архитектора А.Ершова. В архитектурном плане Храм построен в старорусских традициях. Внутри - есть молитвенное помещение на 400 человек, крестильная комната на 30 человек, библиотека, гардероб, служебные помещения. 22 мая 1998 года состоялось освящение и установка крестов и куполов Храма. Освящение совершал по благославлению епископа св. Аркадия иерей Михаил. Золочение крестов и куполов производили умельцы из г. Трехгорный (предприятие «Конверсия»). Строило северский храм СП ОАО «Химстрой». 7 января 2000 года в светлый для всех православных день Рождества Христова в Храме Владимирской Иконы Божией Матери состоялась первая служба. В 2003 году во время визита в Томск и Северск Патриарха Всея Руси Алексия II построенный храм Владимирской иконы Божией Матери был освящен.

История файла

Нажмите на дату/время, чтобы просмотреть, как тогда выглядел файл.

Дата/времяМиниатюраРазмерыУчастникПримечание
текущий07:47, 16 декабря 2008Миниатюра для версии от 07:47, 16 декабря 2008450 × 325 (32 КБ)Юлия Ткачева (обсуждение | вклад)Христианские традиции на территории Северска Первые поселения, возникшие на территории будущего Северска, относились к приходу Спасской

Нет страниц, ссылающихся на данный файл.

Персональные инструменты
Инструменты