Конкурсный учебный проект Проявленная ценность
Который раз убеждаюсь в простой истине: чем больше ты даёшь людям, тем больше получаешь в ответ. История изобилует такими примерами. Но это в истории, там всё понятно. А когда встречаешься с людьми, про которых говорят – «люди со щедрой душой» и далекая история становится близкой и понятной.
Однажды, когда я читал сказку Экзюпери «Маленький принц», то глаз зацепился за строки, которые тогда мне были не совсем понятны: «Одни дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпичной кукле, и она становится им очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут»... Зачем автор акцентирует на этом внимание? Теперь то, мне стало ясно, и во многом, благодаря школьному «Театру книги». Как странно, этот коллектив существует уже почти 20 лет в нашей школе, а я о нём почти ничего не знал. Да так вряд ли бы узнал, если бы не афиша...
А все началось тоскливым дождливым вечером... Я стоял у афишной тумбы и ждал маму. От скуки стал разглядывать обрывки старых афиш. И в сохранившемся уголке прочитал знакомые буквы МОУ СОШ № 1. Да это же наша школа! Это была реклама спектакля «Поллианна». Неужели его смотрели не только учащиеся нашей школы? А я так и не посмотрел... Слышал только, что очень здорово играли ребята. Вот бы увидеть...
Желание оказалось таким сильным, что через день я уже входил в студию, где разместился театр. Режиссер театра – женщина, с удивительно искрящимися глазами, Герасимович Людмила Вячеславовна показала мне этот спектакль на кассете. Это была история девочки, которая играет в радость. Всегда и во всех ситуациях. Постепенно, все жители маленького английского городка будут включены в эту игру. И тогда произойдут чудесные превращения. Поправится прикованная к инвалидному креслу миссис Сноу, поверит в любовь суровая и чопорная тётя Поллианны, все жители города научатся дарить радость. После просмотра осталось светлое и радостное чувство. И мне захотелось продолжить знакомство с этими людьми, которые делают совершенной необычной нашу (что уж скрывать, порой очень непростую) школьную жизнь.
Необычна и сама история школьного театра... 1989 год – время рождения театра. А место рождения – самая обычная школьная библиотека. Создатель, идейный вдохновитель, режиссер - Герасимович Людмила Вячеславовна. На первый взгляд может показаться странным название творческого коллектива «Театр книги», но если вдуматься, то ничего странного, потому что основой любой постановки всегда является литературное произведение. А для этого объединения характерно ещё и трепетное отношение к литературному источнику. Так что, всё оправдано.
Первые постановки – «Ночь перед Рождеством» по повести Н.В.Гоголя, «Мещанин во дворянстве» по пьесе Ж.Б.Мольера. Первые победы ( за спектакль «Мещанин во дворянстве» коллектив получил диплом на областном фестивале детских и юношеских театров в г.Тюмени и стал лауреатом городского фестиваля для детей и юношества «Весна театральная» заставили всерьёз задуматься о профессиональной режиссерской подготовке. В 1994 году Людмила Вячеславовна поступает в Российский институт культуры и искусства в Москве.
Спектакль «Весёлые приключения Пеппи и её друзей», который стал дипломной работой Людмилы Вячеславовны, сразу стал очень известным. (р.1)На городском фестивале «Весна театральная – 95» жюри единогласно присудило театру звание Лауреата и главный приз фестиваля. В этом спектакле всё было уникально и оригинально. Сценическое действие создавалось с помощью самых обычных предметов: стул, обруч, чемодан (да и где взяться в школе театральному реквизиту?). При помощи гимнастического обруча игровая площадка превращалась в хозяйственный магазин или аптеку. Несколько стульев – и мы (зрители) уже в цирке. Театральная сцена постепенно перемещается в зрительный зал. Непосредственное общение актёров с аудиторией, игровой выход в зрительный зал создавали возможность любому школьнику, в любую минуту стать участником спектакля. По словам режиссера, актёров тогда не хватало, и большинство участников пьесы исполняли в ней по несколько ролей, создавая новые, порой контрастные образы.
Как я потом узнал, эта увлечённость стала такой сильной, что в следующей постановке играли не только учащиеся, но и учителя нашей школы. Когда я рассматривал фотографии, то был сильно удивлён. В постановке «Мэри Поппинс, до свидания» играла завуч нашей школы Громова Светлана Фёдоровна ( она была там самой Мэри Поппинс), и ещё мой классный руководитель и учитель истории Гусева Елена Васильевна, а так же учитель информатики Князев Николай Борисович. В школе они такие строгие, иногда даже неприступные, а там поют, танцуют, смеются... Я очень хотел бы сегодня посмотреть этот спектакль, но, к сожалению, от него не осталось никаких записей, только фотографии. А на фестивале «Весна театральная – 96» коллектив вновь получил звание лауреата, жюри отметило особые отношения партнёрства, которые сложились на сцене между взрослыми и детьми, занятыми в этом спектакле. Я думаю это благодаря именно той увлечённости, которая возникла в коллективе. Это сразу замечаешь, когда на фотографиях рассматриваешь лица детей, которые вместе отмечают дни рождения, празднуют победы в конкурсах, устраивают капустники. Лица такие светлые, открытые, добрые, но, к сожалению, я их совсем не помню, они уже давно закончили школу. Интересно, как сложились их судьбы? Я решил расспросить об этом саму Людмилу Вячеславовну.
«Школьников-актеров было тогда не много, 14-15 человек, но это был настоящий сильный коллектив, где совершенно отсутствовал мой довлеющий режиссерский диктат. Да это и не нужно. Потому что не нужно заставлять что-то делать, к чему-то принуждать. Все занятия проходили на одном дыхании, осознанно. Мы учились понимать специфику художественного отражения, характер творческого труда, роль искусства, его теснейшую связь с жизнью. Мы учились глубокому восприятию художественного произведения, проникновению в его сокровенный смысл, это было необходимо для воплощения идей и образов произведения.
Для развития чувства ритма словесного и физического действия у нас была разработана специальная программа занятий по хореографии. В первые годы существования коллектива её успешно воплощал один из студийцев – Денис Ломакин. Им же были поставлены и все танцы к самым первым спектаклям. «За смелость пластического воплощения замысла» - так в грамоте организационный комитет фестиваля «Весна театральная – 97» отметил его работу в спектакле «Ведьма на каникулах». Тогда он был учеником 10 класса. Если определить его профессиональное кредо, то это будет звучать, может быть, банально, но зато точно «Гореть самому – зажечь других». Заразил всех. На его репетиции ходили даже учителя. Старались, выписывали ножками па, краснели, получая замечания от своего ученика, репетировали дома, только бы завтра всё прошло без помарок, только бы «учитель» остался доволен. Уже окончив школу и поступив в Российскую академию культуры и искусства, Денис остался работать в коллективе. На его плечи легла ответственная работа по подготовке подрастающего поколения, так сказать «пилотная подготовка». Попутно играл, ставил хореографические композиции в наших спектаклях. Сейчас он уже окончил институт и занимается педагогической деятельностью в Москве.
Замечательная девочка с большими грустными глазами - Татьяна Алексеева, закончив Сургутский филиал Российской академии театрального искусства, стала актрисой Сургутского музыкально-драматического театра. Нам приятно было встречаться с ней во многих театральных постановках, где она исполняет главные характерные роли. Сейчас она по семейным обстоятельствам уехала в Таганрог, где так же играет в театре.
Ещё одна наша маленькая актриса - Юлия Уткина. Она и Пеппи в спектакле «Весёлые приключения Пеппи и её друзей», и Золушка в пьесе «А жизнь – это не бал...», и Джейн в «Мэри Попинс, до свидания», и Марта в «Ведьме на каникулах», и тётя Поли5-1 в «Поллианне». Везде она безукоризненно точна в трактовке образов, в подаче своих героинь. Это на её плечи (после ухода Дениса Ломакина) легла хореографическая подготовка ребят, работа по постановке танцевальных композиций. Высокий профессионализм которых до сих пор отмечают все, кто хоть раз видел их на сцене. Сейчас, закончив Сургутский филиал Российской академии театрального искусства, она сама ставит спектакли (её дипломная постановка «Анджело») и играет в Сургутском музыкально-дрматическом театре. Сегодня в этом театре играют и наши выпускники: Павел Касьян, Диана Жаворонко. 4-2