Конкурсный учебный проект Проявленная ценность
Который раз убеждаюсь в простой истине: чем больше ты даёшь людям, тем больше получаешь в ответ. История изобилует такими примерами. Но это в истории, там всё понятно. А когда встречаешься с людьми, про которых говорят – «люди со щедрой душой» и далекая история становится близкой и понятной.
Однажды, когда я читал сказку Экзюпери «Маленький принц», то глаз зацепился за строки, которые тогда мне были не совсем понятны: «Одни дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни тряпичной кукле, и она становится им очень дорога, и если её у них отнимут, дети плачут»... Зачем автор акцентирует на этом внимание? Теперь то, мне стало ясно, и во многом, благодаря школьному «Театру книги». Как странно, этот коллектив существует уже почти 20 лет в нашей школе, а я о нём почти ничего не знал. Да так вряд ли бы узнал, если бы не афиша...
А все началось тоскливым дождливым вечером... Я стоял у афишной тумбы и ждал маму. От скуки стал разглядывать обрывки старых афиш. И в сохранившемся уголке прочитал знакомые буквы МОУ СОШ № 1. Да это же наша школа! Это была реклама спектакля «Поллианна». Неужели его смотрели не только учащиеся нашей школы? А я так и не посмотрел... Слышал только, что очень здорово играли ребята. Вот бы увидеть...
Желание оказалось таким сильным, что через день я уже входил в студию, где разместился театр. Режиссер театра – женщина, с удивительно искрящимися глазами, Герасимович Людмила Вячеславовна показала мне этот спектакль на кассете. Это была история девочки, которая играет в радость. Всегда и во всех ситуациях. Постепенно, все жители маленького английского городка будут включены в эту игру. И тогда произойдут чудесные превращения. Поправится прикованная к инвалидному креслу миссис Сноу, поверит в любовь суровая и чопорная тётя Поллианны, все жители города научатся дарить радость. После просмотра осталось светлое и радостное чувство. И мне захотелось продолжить знакомство с этими людьми, которые делают совершенной необычной нашу (что уж скрывать, порой очень непростую) школьную жизнь.
Необычна и сама история школьного театра... 1989 год – время рождения театра. А место рождения – самая обычная школьная библиотека. Создатель, идейный вдохновитель, режиссер - Герасимович Людмила Вячеславовна. На первый взгляд может показаться странным название творческого коллектива «Театр книги», но если вдуматься, то ничего странного, потому что основой любой постановки всегда является литературное произведение. А для этого объединения характерно ещё и трепетное отношение к литературному источнику. Так что, всё оправдано.
Первые постановки – «Ночь перед Рождеством» по повести Н.В.Гоголя, «Мещанин во дворянстве» по пьесе Ж.Б.Мольера. Первые победы ( за спектакль «Мещанин во дворянстве» коллектив получил диплом на областном фестивале детских и юношеских театров в г.Тюмени и стал лауреатом городского фестиваля для детей и юношества «Весна театральная» заставили всерьёз задуматься о профессиональной режиссерской подготовке. В 1994 году Людмила Вячеславовна поступает в Российский институт культуры и искусства в Москве.
Спектакль «Весёлые приключения Пеппи и её друзей», который стал дипломной работой Людмилы Вячеславовны, сразу стал очень известным. (р.1)На городском фестивале «Весна театральная – 95» жюри единогласно присудило театру звание Лауреата и главный приз фестиваля. В этом спектакле всё было уникально и оригинально. Сценическое действие создавалось с помощью самых обычных предметов: стул, обруч, чемодан (да и где взяться в школе театральному реквизиту?). При помощи гимнастического обруча игровая площадка превращалась в хозяйственный магазин или аптеку. Несколько стульев – и мы (зрители) уже в цирке. Театральная сцена постепенно перемещается в зрительный зал. Непосредственное общение актёров с аудиторией, игровой выход в зрительный зал создавали возможность любому школьнику, в любую минуту стать участником спектакля. По словам режиссера, актёров тогда не хватало, и большинство участников пьесы исполняли в ней по несколько ролей, создавая новые, порой контрастные образы.
Как я потом узнал, эта увлечённость стала такой сильной, что в следующей постановке играли не только учащиеся, но и учителя нашей школы. Когда я рассматривал фотографии, то был сильно удивлён. В постановке «Мэри Поппинс, до свидания» играла завуч нашей школы Громова Светлана Фёдоровна ( она была там самой Мэри Поппинс), и ещё мой классный руководитель и учитель истории Гусева Елена Васильевна, а так же учитель информатики Князев Николай Борисович. В школе они такие строгие, иногда даже неприступные, а там поют, танцуют, смеются... Я очень хотел бы сегодня посмотреть этот спектакль, но, к сожалению, от него не осталось никаких записей, только фотографии. А на фестивале «Весна театральная – 96»(ДИПЛОМ)коллектив вновь получил звание лауреата, жюри отметило особые отношения партнёрства, которые сложились на сцене между взрослыми и детьми, занятыми в этом спектакле. Я думаю это благодаря именно той увлечённости, которая возникла в коллективе. Это сразу замечаешь, когда на фотографиях рассматриваешь лица детей, которые вместе отмечают дни рождения, празднуют победы в конкурсах, устраивают капустники. Лица такие светлые, открытые, добрые, но, к сожалению, я их совсем не помню, они уже давно закончили школу. Интересно, как сложились их судьбы? Я решил расспросить об этом саму Людмилу Вячеславовну.
«Школьников-актеров было тогда не много, 14-15 человек, но это был настоящий сильный коллектив, где совершенно отсутствовал мой довлеющий режиссерский диктат. Да это и не нужно. Потому что не нужно заставлять что-то делать, к чему-то принуждать. Все занятия проходили на одном дыхании, осознанно. Мы учились понимать специфику художественного отражения, характер творческого труда, роль искусства, его теснейшую связь с жизнью. Мы учились глубокому восприятию художественного произведения, проникновению в его сокровенный смысл, это было необходимо для воплощения идей и образов произведения.