Психолог
Содержание |
Профессия
Древнегреческий философ Аристотель начал свой трактат «О душе» следующими словами: «...было бы правильно... отвести исследованию о душе одно из первых мест, так как это — знание о наиболее возвышенном и удивительном. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ».
Прошли века, но и ныне очевидно, что психология (от греч. «психе» — «душа» и «логос» — «учение») - самая важная и самая сложная из наук. Уникальность психологии в том, что в ней сливаются познающий и познаваемое: человек открывает себя, собственные тайны. Рождение психологического знания можно назвать пробуждением самосознания человека. Люди долго направляли мысль прежде всего на внешний мир, но настал момент, и они осмелились заглянуть в глубины своего внутреннего мира. Постичь законы психики означает для человека возможность научиться управлять собой.
История профессии
Психология очень молодая наука — ей чуть больше века. Хотя за это время она накопила массу фактов, разработала методы исследования и доказала собственную практическую ценность, до сих пор ещё остаются загадкой многие проявления человеческой души, психической жизни людей.
Аристотель признан отцом психологии, как и многих других наук Его трактат «О душе» долгие века считался самым значительным сочинением в этой области. Аристотель видел основы психологии не только в философии, как Платон, но и в биологии, медицине; именно он сформулировал идею естественно-научного изучения психики.
Возникновение психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с именем немецкого учёного Вильгельма Вундта (1832—1920). В 1879 г. он открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Это было время поразительных успехов физики, химии, физиологии, медицины. Вундт хотел построить новую дисциплину по их образцу. В своей лаборатории Вундт начал использовать метод интроспекции (в буквальном переводе с латыни «смотрение внутрь») — наблюдения за собственным сознанием и выделения его элементов.
Радикальные изменения в представлениях о предмете психологии и её методах произошли с появлением бихевиоризма (от англ. behaviour — «поведение»). Его программа была заявлена американским учёным Джоном Уотсоном (1878—1958). Первая работа Уотсона «Психология глазами бихевиориста» увидела свет в 1913 г. в журнале «Психологическое обозрение». Бихевиоризм противостоял направлениям, которые опирались на субъективные методы исследования и пытались анализировать сознание путём самонаблюдений (структурализм и функционализм).
Настоящую революцию в развитии психологии совершил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Новизна состояла уже в том, что он исходил не из логики теоретического познания, а из собственной врачебной практики. Фрейд пришёл к выводу, что развитие психики представляет собой процесс адаптации к враждебной окружающей среде. При этом основное «событие» в психической жизни происходит не в сфере сознания, как считалось всегда, а в области бессознательного. В русле психоаналитической теории Фрейда и в полемике с ней развивались аналитическая психология Карла Юнга, индивидуальная психология Альфреда Адлера, глубинная психология Карен Хорни и другие научные школы.
В 60-х гг. XX столетия в США появилось новое направление — гуманистическая психология. Она решительно выступила против жёсткой определённости истоков душевной жизни. Ведь при всех различиях и бихевиоризм, и психоанализ лишали человека свободы воли, возможности мыслить и действовать по собственному усмотрению. Гуманистическая психология, названная «третьей силой», предложила новый взгляд на человеческую природу. Лидеры направления Абрахам Маслоу и Карл Роджерс отстаивали идею целостности природы человека, подчёркивали роль сознательного опыта, свободы выбора, творческой инициативы, стремления людей к самосовершенствованию.
Ещё в середине XX в. психологии приходилось отстаивать своё место в ряду наук. Психолога путали с психиатром, область применения психологии была очень ограничена, её место в общественном сознании размыто. Особенно удручающим оказалось положение в нашей стране, где главным считалось развитие производства, техники. Привилегию заниматься изучением человека получили медицина и биология, с одной стороны, и идеологизированная философия и социология — с другой. Человек рассматривался либо с точки зрения деятельности его мозговых механизмов, либо как социально-исторический продукт (ведь сознание в соответствии с марк¬систской философией есть совокупность общественных отношений). Психология, по сути, была не нужна. Не хватало исследовательских центров, отсутствовали специализированные учебные институты. Факультету психологии крупнейшего вуза страны — Московского государственного университета в 2006 г. исполнилось только 40 лет!