Медведева, Аида Григорьевна
В 41, 40-памятном году
Прокричали репродукторы беду.
Наверное, это странно представить: я сейчас старше бабушки. Нет, конечно, я много её моложе, но мне сейчас 18, а ей в 1941 едва исполнилось 13…
Она жила на маленькой железнодорожной станции Бисер, что расположена где-то на севере Пермской области. Природа там удивительная: ели огромные, леса густые, а травы в логах по пояс. За ягодами ходили часто на Лысую гору. Она только называлась Лысой, на самом деле так же густо была покрыта лесом, как и другие, только солнце её любило: накрывало всегда светом, как покрывалом. Летом 41-го война гремела где-то далеко на западе, а на Урале жизнь продолжалась: собирали грибы, ягоды, косили траву, жгли сучья, расчищая дорогу к лесосекам. И вот однажды все ученики 7А класса, где училась бабушка, увидели чудо: из-за Лысой горы выкатилось солнце – огромный красный шар. Все замерли, забыв на несколько минут то, о чем говорили. Все, как один, увидели на алом фоне заката уходящих на фронт. Может быть, впервые ребятишки ощутили горячие дыхание войны.
Железнодорожный поселок обезлюдел: на фронт ушли едва ли не все мужчины и даже некоторые женщины. Уже в июле 1941 года бисеряне начали активно помогать фронту. Все, кто мог, отправились на лесозаготовки. Вековые ели и пихты рубили под корень, превращали в бревна, которые везли на фронт для строительства землянок. Много лет спустя, уже будучи взрослой, бабушка считала, что знаменитая песня о «землянке нашей в 3 наката» сложена именно о бисерских бревнах. Старшим помогали подростки: им доверяли обрубать сучья, сжигать их, чистить дорогу-лежневку.
Помочь фронту хотелось. Но уже в первый военный год бисерские ребята, как все дети военной поры, начали чувствовать голод. Все, что можно, страна отдавала фронтовикам, а в тылу даже хлеб выдавали по карточкам. Больше всех получали машинисты, а дети - иждивенцы должны были довольствоваться крохами. И когда ребят старших классов позвали на лесозаготовки, моя бабушка вместе с младшим братом Борисом вызвалась идти одной из первых. За день на лесозаготовках давали 400 граммов хлеба. Одну пайку они с Борисом съедали, вторую откладывали, потому что дома ждали четверо голодных братьев и сестер. Жили в трудных условиях, спали в бараке, укрыться было нечем, а комары по ночам донимали, поэтому ребята клали себе на ноги пучки мокрой травы. Конечно, не согреешься, зато мошкара не прокусит. Повариха тетя Тоня заметила, что Морозовы (это девичья фамилия бабушки) откладывают хлеб, и посоветовала: «Давай в сухари превратим, а то заплесневеет». Маленькие сухарики бабушка несла домой как самую главную драгоценность. Но, прибираясь по лесным колдобинам, запнулась, упала, рассыпала драгоценный груз. Наверное, никогда в жизни так горько не плакала.
На лесозаготовках было тяжело, но одновременно интересно. Усталые и измученные ребята перед сном собирались вокруг учителя, который либо рассказывал о том, что происходило на фронте, таком далеком, и одновременно близком, либо читал им вслух роман Фенимора Купера "Последний из могикан". Долгие годы спустя эта книга будет ассоциироваться для бабушки с военным российским бытом, хотя повествует совсем о других временах и странах.
Но главной заботой школьников и учителей, безусловно, оставалось содержание в порядке железнодорожных путей, по которым шли и шли поезда-эшелоны с танками Т-34 из Нижнего Тагила. Очень часто случалось так, что, придя в школу, бабушка и её одноклассники вместо тетрадок брали в руки лопаты и шли на снегоуборку.
Бисер – станция железнодорожная и вся жизнь её жителей связана с путевыми работами. Зимой – снегоуборка, летом – ремонт железнодорожного полотна; работа тяжелая: замена шпал, укрепление болтов, конечно, под руководством специалиста – мастера. У черных тарелок репродукторов собирались ежедневно, слушали молча. Даже маленькие понимали, что сводки неутешительные. Линия фронта откатывалась стремительно, и нужно было готовиться к самому страшному. Летом и осенью 1941 года в Бисере ввели светомаскировку: прежде чем зажечь свет в комнат, окна зашторивали наглухо, чтобы не единый лучик не показал пролетающим вражеским самолетам наличие жилья, населенного пункта. Это еще не диктовалось необходимостью – немецкие самолеты до Урала не долетали, но нужно было научиться и этому.
Все тыловики хотели быть полезным, а фронту прежде всего требовалось оружие, и даже в крохотном уральском поселке действовал цех, в котором ученики 6-7 классов изготовляли зажигательные бомбы.
В 1944 году жили уже предчувствием победы. Каждый день узнавали об освобождении всё новых населенных пунктов, но это была «радость со слезами на глазах»: земле приходилось залечивать раны, для работы на освобожденных территориях требовались специалисты. Бабушке исполнилось 16. По военным меркам она была взрослой, поэтому её мобилизовали на учебу: после краткосрочных курсов она должна была стать помощником дежурного по станции. Однако учеба затянулась, а с фронта уже начали возвращаться мужчины, и ехать далеко от дома бабушке не пришлось.
Как ни странно, военные годы помнятся не только изматывающей работой. Это была юность, которой свойственны и веселье, и оптимизм. После любой, даже очень тяжелой работы в бисерском клубе собирались и пели. Одной из самых любимых песен того времени был «Офицерский вальс» , и даже сейчас бабушка слушает его, полуприкрыв глаза. Ей вспоминается чисто вымытый зал железнодорожного клуба, на лавках вдоль стен старики и ребятишки, а в центре парами кружатся девушки, подпевая себе:
В этом зале пустом
Мы танцуем вдвоем,
Так скажите хоть слово,
Сам не знаю о чем.
Так пролетело 4 страшных года.Тогда, в 40-е годы, ни бабушка, ни её одноклассники не считали себя героями. Они просто жили, они просто служили своей Родине. Но долгие годы спустя Родина попыталась воздать дань уважения людям, у которых было отнято детство. 30 апреля 1987 года за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР решением Пермского областного исполкома бабушка была удостоена медали «Ветеран труда».
22 мая 1995 года моя бабушка была награждена юбилейной медалью «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-45 годов», и ей было вручено удостоверение «Ветеран труда», выданное администрацией Кировского района города Перми. А 28 апреля 2000 года ей была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 годов».
Мы знаем о войне из книг, мы читаем стихи Симонова и Друниной , мы смотрим фильмы Озерова и Ромма, мы поем песни военных лет, но свою сопричастность к истории кровно ощущаем именно потому, что творили её наши бабушки.
СХЕМА ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ ИЗ НИЖНЕГО ТАГИЛА В СТОРОНУ ФРОНТА
Текст на английском языке:Medvedeva Aida Grigorievna