Первая мировая война(Пителинский р-н, Рязанская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 12:51, 1 августа 2006; Edeisys (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Первая мировая война. Пителинский район

80 лет назад, в августе 1914 года, началась Первая мировая война. Была втянута в неё и Россия.


«Мы привыкли отсчитывать время с 1917-го. На самом деле Новое время, начавшееся примерно на рубеже XV и XVI веков, закончилось в 1914 году. Прежние войны вели профессиональные армии, сохранявшие что-то от рыцарских правил игры. Народы в целом не воевали.


Первая мировая война всё это переменила. Она загнала в окопы многих мужчин – добрую половину всех великий цивилизованных стран».


«Страшно подсчитать миллионы убитых. Горько видеть слом государства. Обидна насмешка судьбы, исключившей в «последний момент» Россию из числа стран-победительниц.


Ещё страшней, горще и обиднее глухая бесследность трагедий в нашей национальной памяти. Кажется, ни одна война, разразившаяся над Россией в Новое время, не была опозорена и оболгана в народном сознании так, как эта «империалистическая». Ни одна не оставила такого зияющего вакуума, ни одна не оказалась так затёрта в сознании потомков, как эта.


Война всегда обостряет национальное самосознание. Она уходит в легенды. «Империалистическая» сразу была перечёркнута революцией. Она «переросла в гражданскую» и как бы перестала существовать. Европа вся покрыта памятниками бойцам 1914-1918 годов – у нас в России их нет. В мире вышли тысячи работ: мемуаров и исследований. У нас – нет.


Миллионы жертв первой мировой войны были покрыты десятками миллионов жертв второй, Отечественной. Эта, последняя, действительно стала вехой национальной истории. Та, первая – нет».


Так пишут о первой мировой наши историки.


А вот как коснулась эта война своим «чёрным крылом» Пителинского района.


В селе Пителино страшная новость о начале войны разлетелась мгновенно. А спустя несколько дней жители осмыслили суть происходящего. Провожали новобранцев всем селом.


В числе первых на фронт ушли Иван Фёдорович Сипин, Фёдор Иванович Тимохин, Александр Михайлович Сергунин, Семён Иванович Сергунин, Александр Иванович Можаев, Василий Никитич Горбатов, Никита Поликарпович Савин, Сергей Андреевич Тележкин, Василий Иванович Никулаев, Павел Евсеевич Умняшкин, Павел Григорьевич Никишин, Василий Захарович Маркин, Григорий Иванович Тимохин, Иван Иванович Маркин, Андрей Егорович Силаев, Алексей Сергеевич Тележкин и многие, многие другие.


Каждый воин с честью и достоинством русского человека выполнял свой долг перед Отечеством. И пусть они шли в бой с лозунгом «За царя и Отечество», а не «За Родину, за Сталина!», для каждого на первом месте стояли семья, дом, родные места. Вот судьбы некоторых из них.


Тимохин Фёдор Иванович прибыл на передовую в 1914 году и попал в артиллерийские войска. Он прошёл и огонь и воду. Летом 1916 года расчёт, в котором служил Пителинский боец, посылают в разведку. Со своими товарищами Фёдор Иванович на задание выехал ночью, и неожиданно они попали под вражеский огонь. Все солдаты были сражены наповал шрапнелью, а его засыпало землёй и придавило убитой лошадью. И он единственный остался в живых. Только на другой день его нашли свои. С контузией Фёдор Иванович вернулся домой в 1917 году.


Сергунин Семён Иванович прошёл всю первую мировую, успел прихватить и Великую Отечественную, на которой и погиб.


Жительница р.п. Пителино Сипина Анна Федотовна вспоминает о своём дяде Бучине Фёдоре Ивановиче, уроженце села Самодуровка: «Он был призван на действительную воинскую службу в 1914 году. Попал в самые престижные войска – царскую гвардию (гвардейцы находились под личной опекой Николая II). Пройдя с боями до Галиции, Фёдор Иванович пал смертью героя».


В селе мужские дела и заботы легли на плечи женщин. Многие теряли своих кормильцев и тянули лямку за двоих. В деревнях появились беженцы из Гродненской губернии. Им помогали чем могли: кто одежду даст, кто обувь, а кто и копеечку подбросит. Богаты тоже в стороне не оставались. Купец Жарков в помощь солдатам отсылал отмеры материала на кисеты, носки шерстяные, полушубки поношенные и т.д.


Пителинская валяльная мастерская валяла валенки по специальному заказу для фронта. А над селом звучали женские, готовые сорваться от слёз голоса:


«Что это такое?

Сразу три набора!

Взяли брата и отца,

Берут и ухажёра!

Проводила болю в бой.

Сорок суточек водой!

В молоды его года

Охота ли ему туда?»


Да, память о героях уходит, как вода сквозь пальцы. И может быть, спустя десятилетия, вспомнят русичи о героях первой мировой, империалистической. О тех, кто вынужден был прятать свои награды, добытые кровью. О тех, кому нет ни памятников, ни монументов.


Кто помнит о растоптанных в гражданскую, увезённых на чужбину Георгиевских крестах? А ведь когда-то гордились ими больше, чем любыми другими наградами: полный Георгиевский кавалер был истинным русским богатырём. «Конечно, вам пуля и штык страшны, а мне нисколечко не страшен штык». «Удалому и смерть не страшна, а в особенности мне – Георгиевскому кавалеру…». Это из солдатских писем.


Поколения, угробленные в 1914-1918 г.г., взывают к нам из безвестности. Услышьте их, русичи!!!

Источник:

Сайт Пителинского района

Персональные инструменты
Инструменты