Скоморохи (музыкальная группа)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

История группы

Skomor01.jpg


История группы СКОМОРОХИ началась в 1966 году на станции "Чкаловская" Северной железной дороги Московской области, в одноименном поселке - Чкаловский, поселок (Московская область). Первоначально состав назывался THE BUMBLE-BEES.


Естественно, что коллектив собрался под влиянием BEATLES, и в репертуар группы входили композиции BEATLES, ROLLING STONES, SHADOWS, BEACH BOYS и TROGGS. Однако команда просуществовала недолго (примерно до середины 1967 года), по причине того, что басист оставил Московский лесотехнический институт — сокращенно МЛТИ — и летом 67-го пополнил ряды Вооруженных Сил.

Состав группы

Параллельно THE BUMBLE-BEES существовал другой состав (название которого не сохранилось), на базе школы # 14, также состоящий из одноклассников, учеников 11 класса: Петр Мезенцев, "Пит" — лидер-гитара; Владимир Дектярев, "Декка", "Лысый" — ритм-гитара, вокал; Дмитрий Попов, "Шмуля" — бас-гитара, вокал; Константин Фирсов, "Кот" - гитара, вокал; Юрий Попов, "Кюрий" — ударные, вокал. Эта группа исполняла песни BEATLES и ANIMALS. Она также просуществовала недолго, поскольку лидер-гитарист ушел из группы, поступив в Сасовское училище гражданской авиации. На обломках этих двух самодеятельных ансамблей и родился коллектив, названный ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ, который быстро поменял название на СКОМОРОХИ. Все члены группы были выпускниками средних школ 1966 года, и к концу 1967 года состав СКОМОРОХОВ стабилизировался в следующем виде: Борис Архипенко, "Боб" — лидер-вокал; Владимир Витенко, "Петя", "Витен" — лидер-гитара, вокал; Владимир Дектярев, "Декка", "Лысый" — ритм-гитара, вокал; Валерий Сотов, "Толстый" — электроорган, фортепиано, гитара, вокал; Дмитрий Попов, "Шмуля" — бас-гитара, вокал; Андрей Патаракин, "Энди Таккер" — ударные, вокал.

Что исполняют

Появление в составе органиста "Толстого" и басиста "Шмули" стало важным событием для коллектива. Во-первых, это позволило расширить репертуар — к старым рок-н-ролльным и битовым боевикам прибавились композиции THE DOORS, APHRODITE'S CHILD, PROCOL HARUM. Также изменились и аранжировки вещей. Песню ROLLING STONES "Paint It Black" стало возможным исполнять в версии, близкой к варианту Eric Burdon с альбома "Winds Of Change".

Во-вторых, группа получила возможность знакомиться в кратчайшее время со всеми новинками, появлявшимися на мировом музыкальном рынке. Дело в том, что матушка "Шмули" была профессиональной переводчицей с итальянского языка и имела возможность привозить из Италии самые свежие пластинки. Кроме того, она могла "с голоса" переносить на бумагу тексты песен, которые СКОМОРОХИ потом включали в свою концертную программу. (Она работала переводчицей на Нюрнбергском процессе)

Таким образом, в "арсенале" группы присутствовали номера не только на английском, но и на итальянском языках, в отличие от множества других команд того времени, певших на непонятном "тарабарском" наречии и коряво пытавшихся фонетически воспроизвести английский текст песен.

Во многом, именно благодаря матушке басиста "Шмули" и сформировался репертуар СКОМОРОХОВ 1968-1969 годов. Выглядел он примерно следующим образом:

  • "Bring It On Home To Me" — THE ANIMALS,
  • "The House Of Rising Sun" — THE ANIMALS,
  • "Please Don't Let Me Be Misunderstood" — THE ANIMALS,
  • "End Of The World" — APHRODITE'S CHILD,
  • "And I Love Her" — THE BEATLES,
  • "O'Key" — DAVE, DEE, DOZY, BEAKY, MICK & TEACH,
  • "Sealed With A Kiss" - Jason Donovan,
  • "Christal Ship" — THE DOORS,
  • "Delilah" — Tom Jones,
  • "Sunny Afternoon" — THE KINKS,
  • "Trouble And Tears" — MANFRED MANN,
  • "A Whiter Shade Of Pale" — PROCOL HARUM,
  • "Just Can't Stand It No More" — Rocky Roberts,
  • "Paint It Black" — THE ROLLING STONES, "(I Can't Get No)
  • Satisfaction" — THE ROLLING STONES,
  • "Ruby Tuesday" — THE ROLLING STONES,
  • "Wooly Booly" — SAM THE SHAM AND THE PHARAONS,
  • "Love Potion Number 9" — THE SEARCHERS,
  • "Gimme Some Lovin'" — SPENCER DAVIS GROUP,
  • "Even The Bad Times're Good" — THE TREMELOES,
  • "Wild Thing" — THE TROGGS,
  • "For Your Love" — THE YARDBIRDS/HERMAN'S HERMITS,
  • "I Got A Woman" - Ray Charles,
  • "Auschwitz" — EQUIPE-84 (на итальянском),
  • "Bang Bang" — EQUIPE-84 (на итальянском),
  • "La Bambola" — Patty Pravo (на итальянском),
  • "Ma Che Colpa Abbiamo Noi" — THE ROKES (на итальянском),
  • "Rock'n'Roll In States" -unknown

Кроме того: "Черные очи" — эта композиция не имела ничего общего с общеизвестной "Очи черные". Она исполнялась СКОМОРОХАМИ на армянском языке во время их концертов в Бакуриани в 1969-70 годах. "Темная ночь" — инструментальная версия. История появления этого номера в "обойме" группы весьма интересна. Во времена существования коллектива концертная программа специально утверждалась соответствующими органами и обязательно должна была содержать какое-то количество песен советских композиторов. Выбор СКОМОРОХОВ пал на "Темную ночь", а чтобы адаптировать вещь, было решено исполнять ее в инструментальной версии и звучание максимально приблизить к SHADOWS. Получился своеобразный slow dance. "Будет ласковый дождь" — собственная песня группы. Вальс на переведенные стихи из одноименного рассказа Рэя Брэдбери из "Марсианских хроник", автор — Владимир Дектярев.

"Подорожник" — также творение коллектива. Слова написаны барабанщиком "Энди" и ритм-гитаристом "Лысым" в ноябре 1970 года. Полностью она называлась "Грустный взгляд подорожника". "Энди": "В то время я уже не играл в группе, но отношения с ребятами сохранились. Однажды ко мне в гости зашел "Лысый" и попросил помочь с песней. Я попробовал, что-то получилось. Это было третье или четвертое стихотворение, которое я сам написал. Сейчас их уже около тысячи".

Группа использовала следующие музыкальные инструменты и оборудование: бас-гитара: "Fender jazz-bass", гитара: "Иолана-стар", орган: "Юность", ударные: "Трова", бубен, усилители: "Кинап", "самострок".

Также не сохранилось никакой информации о колонках, микрофонах и тарелках. А с бас-гитарой была связана очень интересная история. Во время одной из командировок в Италию, мать бас-гитариста "Шмули" попала на концерт группы EQUIPE-84, проходивший в небольшом клубе. После концерта, в разговоре с лидером команды Маурицио, переводчица поведала, что ее сын в СССР играет в бит-группе, исполняющей в том числе и композиции EQUIPE-84. Но, к сожалению, группа играет на самодельных инструментах. Так, в качестве дара от EQUIPE-84, к СКОМОРОХАМ попал уникальный для советских бит-групп 60-х годов инструмент "Fender jazz-bass.

В декабре 1968 года "Шмуля" оставил группу, предпочтя учебу в "Строгановке", и был заменен "Котом". В это же время в армию забрали "Витена", и на его место пришел Сергей Славутский — "Гызя". Теперь все члены группы были студентами МЛТИ. Состав группы (уже предпоследний) стал выглядеть следующим образом: Борис Архипенко, "Боб" — лидер-вокал; Сергей Славутский, "Гызя" — лидер-гитара; Владимир Дектярев, "Декка", "Лысый" — ритм-гитара, вокал; Валерий Сотов, "Толстый" — электроорган, фортепиано, гитара, вокал; Константин Фирсов, "Кот" — бас-гитара, вокал; Андрей Патаракин, "Энди Таккер" — ударные, вокал.

Где репетируют и играют

Репетиционным помещением группы являлась все та же школа 12, аппаратурные проблемы коллектива были также решены, что называется, "с опорой на собственные силы". Являясь студентами Московского лесотехнического института, СКОМОРОХИ входили в состав агитбригады под эгидой Мытищинского РК ВЛКСМ и активно выступали с концертами в Москве и Можайском районе Московской области...


В составе агитбригады студенческого стройотряда МЛТИ ансамбль выступал в поселке Варда, Холмогорского района Архангельской области. СКОМОРОХИ совмещали студенческие "капустники", агитработу, концерты, игру на танцах с трудом на лесосплаве. Тогда же было написано следующее двустишие: "Мы с товарищем работали на Северной Двине/Ни х... не причиталось ни товарищу, ни мне!"

В зимние студенческие каникулы 1969 и 1970 годов СКОМОРОХИ "работали" на горнолыжном курорте Бакуриани (по линии Мытищинского РК ВЛКСМ). Но выступления 1970-го прошли уже без "Энди", который покинул группу в январе того года. Временно он ушел из музыки, но его история на этом не закончилась. Летний сезон 1974 года "Энди" отыграл в Чкаловском доме офицеров со следующим составом: Сергей Сбоев — лидер-гитара, вокал (ранее он играл в группе КЛЮЧИ, также связанной с МЛТИ и станцией "Чкаловская". Ориентировочное время их активной творческой деятельности — 1968-1971 годы); Александр Адамович, "Адамо" — гитара, вокал; Юрий Бекетов, "Чарли старший" — бас-гитара; Андрей Патаракин "Энди" — ударные, вокал. Репертуар ансамбля был на тот момент достаточно стандартным — BEATLES, ROLLING STONES, DEEP PURPLE, EQUALS, SLADE, MONKEES, и кое-что из "арсенала" ЦВЕТОВ ("Звездочка моя ясная" и т.д.). Запомнился улетный джем-сейшен со Щелковскими рок-музыкантами в поселковом одноэтажном деревянном клубе на станции "Загорянская".


В 1971 году группа активно играла в Москве и Московской области на концертах и танцах. Выступления коллектива проходили в клубе "Мелодия и ритм", расположенном в здании церкви на Большой Ордынке, а сами музыканты были кандидатами в члены клуба. Также группа предприняла попытку записать "Подорожник" в Государственном доме радиовещания и звукозаписи — сокращенно ГДЗР — расположенном на Малой Никитской улице.

В 1972 году по различным причинам группа СКОМОРОХИ прекратила свое существование. В настоящее время "Шмуля" уехал в США, "Кота", "Клима" и "Толстого" уже нет в живых, "Лысый" живет в Королеве, "Гызя" — в Москве, а "Энди", "Боб" и "Витен" по-прежнему живут в Чкаловском.

Запись песни "Подорожник" , сделанная в 1971 году в Москве в Радиостудии на ул.Качалова, в 2006 году была найдена в архиве и оцифрована для потомков -

Listennow.gif

P.S. Текст песни "Подорожник":

Слышите скрип трехколесной телеги,
Подков о бетон инвалидный стук?
С кем же теперь по безножью коллеги –
Лошадь и цокот, разрезавший слух?...

Припев: Как мне добраться до синего моря,
Как очутиться в долине чудес,
Где пряный запах желтого зноя,
Где розы падают прямо с небес?

Снег не растает, еще не родившись,
Желтые бельма разбухших солнц
Им не остудят больные ресницы,
Слез выливая приторный морс.

Припев

В безветрии тлеет безмолвье дороги,
На листьях застыла пыльная муть...
Из подорожников светятся ноги
Жизни, присевшей в кювет отдохнуть...

Припев

Борис Архипенко (Боб), Андрей Патаракин (Энди)
Подготовил "Профессор"


Судак 1968

Акустическиe сейшены Скоморохов проходили в августе 1968 г в Судаке (Боб, Лысый, Толстый, Энди, гитара, клавишная губная гармошка, бубен, который у Скоморохов там-же и украли). В это же время в Cудаке были и представители Чкаловской прогрессивной молодежи:

  • Том Аракелян
  • Гена Глинка
  • Андрей Никитин
  • Саша Синяк
  • Олег Яковлев
  • Вова Шлайн - оставивший в Летописи воспоминание о Скоморохах: Судак 1968

Отзыв на книгу В поисках обретенного времени Книга на Озоне.ру

Привет, кудесник барабанов,
Мой незабвенный "Скоморох"!
Я в книге не нашел изъянов,
И, как писатель, ты не плох!

Ты словно снова выдал соло, 
Добавив несколько штрихов,
И в страстный ритм рок-н-ролла
Вплел четкий ритм своих стихов.

Всему на свете ритм - основа!
Перо - как палочки в руках.
Пусть в тишине родится слово,
Я слышу музыку в стихах!

Был барабанщик, стал поэтом.
Соседям радость! Фарт! Улет!
Что ты не лупишь по хайхету
Теперь все ночи напролет...,
 
А лишь перо скрипит в тиши, 
Рождая музыку души.


Письмо-воспоминание

Если я вспоминанию свое музыкальное прошлое, то всплывает не только духовой оркестр, в котором я играл на трубе, и моя группа "Каравелла", где был басистом, но и, конечно же, Ваша группа "Скоморохи".

Я помню Ваше первое выступление на вечере в стенах МЛТИ. Мы, тогдашние школьники, тоже начали увлекаться рок-н-роллом. Поэтому посещали все вечера, чтобы послушать музыку. Благо, играя в духовом оркестре при институте, мы имели удостоверение "Клуб МЛТИ" и, пользуясь им, могли без труда пройти на любое мероприятие, проходившее в его стенах. Помню, как среди нас прошел слух, что на вечере в честь 7 ноября на танцах будет играть не ансамбль под управлением Виктора Бичева, или еще что-то в этом роде, а "настоящая группа". Конечно, и "Бичев со товарищи" играли и твист и шейк, но соло на аккордеоне - это, все-таки, "не есть рок-н-ролл". Да и единственный их гитарист, которого звали Юра, играл на обычной гитаре с привинченным к ней 10ти рублевым звукоснимателем. В нашем понимании все это было далеко до настоящего рока. И вот, наконец "... приедет настоящая группа"!!!

Когда мы пришли, то увидели, что в центре фойе института уже огородили столами площадку. Так всегда делали, чтобы танцующие не затоптали музыкантов. И в этом вольере возятся с аппаратурой какие-то люди. Я даже помню смешной эпизод, который тогда произошел. Дело в том, что обычно музыканты в те времена старались выглядеть празднично и торжественно. Бичев, например, так вообще, при бабочке выступал. А тут какие то люди, одетые в пиджаки а-ля битловки переделанные из военных мундиров.... Так вот, глядя на это безобразие, один из зевак изрек: - Да что вы тут копаетесь! Уходите не мешайте! Сейчас тут Группа выступать будет!!

Но скоро все выяснилось и встало на свои места. Зазвучали Satisfaction, Paint in Black и т.д. Для нас это было что-то запредельное! Конечно, мы слышали и Beatles и Rolling Stones и Beach Boys и Animals. Но тут мы услышали всю эту музыку, как сейчас принято говорить, "живьем"!

С тех пор "Скоморохи стали для нас многих из нас примером, эталоном.


На какой аппаратуре вы играли в тот вечер, я не помню. А гитары были самодельными, но выглядели очень солидно. Они были красно-коричневого цвета, блестящие, покрытые лаком. Я их еще как-то раз видел, когда вы репетировали.

Я прекрасно помню, какая печальная участь ожидала группу, которая будет играть на танцах в тот же день, когда будете играть и вы. Там, где играли вы, было не протолкнуться.

Через несколько лет я тоже стал студентом МЛТИ. И начал играть в группе "Каравелла". Как это часто бывает у единомышленников, у нас потихоньку стали завязываться отношения с другими музыкантами и первые контакты со "Скоморохами". Например, в 1971 году мы купили "скомороховскую" музыкальную колонку. Это была самопальная колонка небольшого размера. 70 см высотой и 80-85 см. длиной, обтянутая клеёнчатой материей с красновато-розовым оттенком. Особые приметы - 2 торчащие блестящие ручки для переноса.


Про гитары - с чешской Starухой Декки и тяжеленным "Фендером" Кота - тут все ясно. А вот, как называлась "серебрянная" гитара, которая была у Славуцкого, я не помню. Кажется она была немецкого происхождения, "Херенсдорф" с педальным ревербератором


Александр Соловьёв (Алик). 55 лет, г. Кольчугино Владимирской области


Персональные инструменты
Инструменты