Халевина, Татьяна Семеновна (с.Новоселово Красноярского края)
Верис Дарья, 10 «в» класс Новоселовской средней школы №5 Красноярского края
Дорога длиною в жизнь
В этом году исполнилось 62 года с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Эта война была самой жестокой и кровопролитной в прошлом столетии. Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулось горе утраты родных и тяжелые испытания, выпавшие на долю тех, кто остался в тылу. В полной мере эти тяготы испытала и семья моей прабабушки, о которой я и хочу рассказать с ее слов.
Моя прабабушка, Халевина Татьяна Семеновна, родилась в Красном камне Новоселовской волости в 1916 году. В 20 лет вышла замуж в деревне Аешка за Катцына Анания Кирилловича. Они прожили счастливо до 1941 года. В первые же дни войны прадед ушел на фронт, оставив дома любимую жену и двух малолетних дочерей.
После проводов мужа на войну у прабабушки началась тяжелая непосильная работа.
В те годы не было никакой техники, пахали на быках, сеяли, косили вручную, вязали снопы. Все женщины, проводившие своих мужей на войну, работали в колхозе за мужиков.
На прадеда пришла похоронка в 1942 году, в июне. Так никто из нашей семьи и не знает, где и как он погиб, было от него всего одно письмо с дороги, что повезли их в вагонах под Ленинград и все, больше ничего не получали.
1944 год был очень голодный – неурожай хлеба, картошка и та не уродилась, и в этот тяжелый год у прабабушки украли со двора корову. Она плакала, искала, но напрасно. После такого психического потрясения, ее увезли в Новоселовскую больницу. Так и остались вдвоем маленькие дочери, которые ничего не знали, как там их мама, потому что ехать к ней было не на чем, да и что они, две девчонки, могли бы повезти ей в больницу, они сами собирали мерзлую картошку да жмых. Им помогали соседи, у которых были коровы. В то нелегкое время люди были добрее и делились куском хлеба, вот так они и выживали.
Через два месяца прабабушка приехала из больницы, стала понемногу налаживаться жизнь. Она пошла работать на сушилку, где мешки таскала на себе по лестнице.
Еще прабабушка рассказывала, что в молодости она очень хорошо пела, а муж ее прекрасно играл на гармошке. И уже когда наступили голодные годы, она все, что могла, меняла на картошку, но прадедушкину гармошку все берегла, а когда уже нечего было менять, она вытащила из сундука гармонь и отнесла ее за ведро картошки. Придя домой, она плакала, потому что последнее, что осталось от мужа, пришлось продать. Затем прабабушка приехала в Толстый Мыс, и по сей день живет там со своей дочерью, в январе ей исполнилось 89 лет. Но, несмотря на свой возраст, она, как и сейчас, помнит каждый день своей нелегкой жизни.
Если бы не наши предки, возможно, сейчас не было бы нас, не было бы свободной России. Я надеюсь, люди всегда будут помнить заслугу наших бабушек и дедушек и стараться жить в мире и согласии. Ведь война - это самая страшная и разрушительная сила, которая навсегда останется жить в памяти людей черным пятном.
Велентеенко Янина,ученица 10-го класса Толстомысенской средней школы №7, п. Толстый Мыс, Новоселовского района, Красноярского края
Великая Отечественная война…
1418 долгих дней и ночей, четыре страшных года для всех, кого коснулись эта война. Годы трудных испытаний, борьбы за освобождение своей земли от фашизма, годы окопной голодной жизни для них - солдат, защищавших своих детей и сестер, жен и матерей, стариков. Годы тревоги за родных, оставшихся дома, где-то далеко, в самых разных уголках нашей страны. Как они там, матери, сестры, жены с малыми ребятишками, как они одни- то? А им, оставшимся в тылу, нужно было ждать и надеяться, работать, кормить детей, верить нужно было.
Так ждала и надеялась, что вернется ее муж, моя прабабушка Татьяна Семеновна, о которой мне хочется рассказать. Она самый старший человек не только в нашей семье, но и во всем поселке. Она - то и рассказывает (хотя и редко: тяжелы эти воспоминания) нам, внукам и правнукам, о войне, ведь дочери ее: Люба и Валя, моя бабушка, были совсем маленькими, к сорок первому старшей было четыре года, а младшей – два.
Родилась бабушка Таня в 1916 году в поселке Анаш в большой семье. Их, детей, у отца с матерью было двенадцать, в живых осталось шестеро: четыре брата и две сестры (еще шестеро умерли малышами).
Тане пришлось и младших сестренок-братишек нянчить, и в чужих домах работать, чтобы как-то помочь своей семье. Трудным было детство…. В тридцать шестом встретила судьбу свою - Анания Кирилловича (так звали отца моей бабушки Вали), в этом же году вышла замуж, в тридцать седьмом родилась у них дочка, Люба, а еще через два года -вторая дочка. Жить бы да радоваться, дочек растить, но вот война проклятая все перечеркнула. В сорок первом забрали всех мужчин семьи Халевиных, отца Тани и всех четырех ее братьев, младший из которых только поступил в летное училище, мечтал летать. Ушел на фронт и Ананий, и муж ее сестры Дуси. Остались в семье одни женщины: мать Тани и Дуси да пятеро ребятишек из двух сразу осиротевших без мужского плеча семей.
Тяжело пришлось женщинам, ведь все на них держалось. Заботы о доме, о детях, работа в колхозе, где и председательствовала женщина (мужчин не было в деревне), да дума горькая: как там на фронте отец, братья, муж? От мужа своего Татьяна с дочками и получили-то одну- единственную весточку с дороги. Писал, что отправляют под Ленинград. Это единственное письмо, написанное химическим карандашом, к сожалению не сохранилось, но долгие годы было самой дорогой в доме вещью, греющей сердце вдовы и ее детей.
А в семье прибавление: в самом начале сорок второго родила Татьяна еще одну дочь, назвала своим именем (так муж хотел). Да только короткой была жизнь ее третьей дочери, не дожила и до года: в яслях задушилась в кроватке по недогляду воспитательницы. Поплакала Татьяна, похоронив дочь, но в суд подавать не стала, не смогла осиротить трех чужих ребятишек, как они без отца, без матери?
А в июне сорок второго, в первую годовщину войны, получила бабушка с фронта сообщение о том, что муж ее, Катцын Ананий Кириллович, пропал без вести. Много таких писем, похоронок пришло в деревню, мало кто вернулся домой, из семи мужчин бабушкиной семьи вернулись только два ее младших брата. Старший брат, Михаил, погиб в мае сорок пятого, когда в стране уже праздновали Победу, на отца и второго брата, Андрея, получили похоронки в сорок четвертом.
Страшное было время: труд до изнеможения, голод (последнюю корову украли со двора, поднялась же у кого-то рука), надежда, что вдруг, несмотря ни на что, вернется? Женщины, работавшие в годы войны в тылу, много хлебнули лиха, но выстояли и все сделали, чтобы приблизить этот праздник Великой Победы.
Прошло шестьдесят два мирных года. Много это или мало? Наверно, немного, если иметь в виду историю человечества в целом. И очень много, я думаю, в жизни каждого человека в отдельности. Для меня, пятнадцатилетней, это очень много, это целая жизнь, например, моей бабушки Вали, которой к этому Великому Дню - Девятое мая - исполнится шестьдесят восемь, а тогда в первый День Победы было шесть лет. Но и она помнит этот праздник как светлый, радостный даже для них – детей, чьи отцы никогда уже не вернутся, детей, которых женщины, утирая слезы украдкою, теперь называли горьким словом - сиротки.
Вот уже многие десятилетия, поздравляя друг друга с праздником, мы желаем счастья, здоровья и мирного неба над головой. Я думаю, нужно начинать с пожелания мира, ведь от этого будет всегда зависеть и здоровье будущих поколений и, конечно же, счастье. Мира вам всем, люди!