Черникович, Парфён Парфёнович
Парфён Парфёнович Черникович родился 2 ноября 1920 года. С отличием окончил семилетнюю школу, работал в леспромхозе. Затем поступил в Холмогорскую профессионально-техническую школу художественной резьбы по кости имени Ломоносова. Став одним из лучших учеников, ещё студентом и до призыва в армию он создавал авторские произведения, участвовал в совместном труде над заказными вещами, которые получали высокие оценки искусствоведов, использовались в качестве памятных подарков высокопоставленным лицам, экспонировались на всероссийских выставках и конкурсах.
В 1941 году Парфён был призван в ряды Красной Армии. Во время войны участвовал в боях под Старой Руссой, Демьянском, Новгородом. Получил тяжелое ранение и провел в госпиталях около девяти месяцев. После демобилизации и возвращения домой с инвалидностью долгих полтора года не мог приступить к своей любимой работе.
Первое большое произведение мастера – ваза «Север» – сразу же поставила его в ряд наиболее талантливых холмогорских мастеров. Эта вещь была отмечена грамотой ЦК ВЛКСМ и первой премией Всесоюзного конкурса резьбы по камню, кости и дереву (Москва, 1945) и преподнесена в дар президенту США Ф. Рузвельту от Советского правительства.
Следующая большая работа – кубок «Победа» (1946) – из мамонтовой кости с изображением батальных сцен и портретов маршалов Советского Союза отнесена экспертной комиссией к числу уникальных художественных произведений.
Последующие годы работы в артели (позднее – Ломоносовской фабрике художественной резьбы по кости) принесли много творческих достижений и побед. Парфён Парфёнович по праву считался ведущим художником промысла, занимал пост художественного руководителя артели. Сделано много заказных работ для лучших музеев страны и большое количество образцов для постановки на производство.
В 1958 году произошло событие, засвидетельствовавшее факт международного признания творчества мастера и тем самым поднявшее престиж всего холмогорского промысла. Для участия на Всемирной выставке в Брюсселе после тщательного отбора на всех уровнях была послана шкатулка Черниковича «Север» («Поездка на оленях»), за которую художник получил диплом и серебряную медаль.
Дом в селе Ломоносово, где жил Парфён Парфёнович с семьей, был центром притяжения творческих сил, здесь часто бывали местные художники и многие деятели культуры страны, которых влекли родина М.В. Ломоносова и знаменитый холмогорский промысел.
В 1968 году по приглашению начальника Управления художественных помыслов облисполкома Парфён Парфёнович с семьёй переезжает в город Горький.
Открылось большие возможности для применения творческих и организаторских способностей художника. Горьковская область не имела на тот момент косторезных традиций, а Управление художественных промыслов целенаправленно работало над созданием в крае нового промысла.
Со свойственными ему энергией и творческим подходом к делу решал Черникович ответственную задачу организации в Варнавине косторезного промысла. Подготовка производства, кадров мастеров-косторезов, фонда образцов для производства – эти и другие вопросы, связанные с новым промыслом составляли постоянную его заботу в 1970-е годы.
Предстояло решить, может быть, главную творческую задачу в жизни – создать с нуля не только косторезный промысел, но и его художественный стиль.
Соединив виртуозную холмогорскую технику ажурной и рельефной резьбы с творчески переработанными элементами деревянной и каменной резьбы и различных нижегородских росписей мастеру удалось выработать новый синтетический холмогорско-нижегородский стиль. Он же лег в основу творчества варнавинских косторезов, которые самостоятельно развили его в лучших работах теперь уже всемирно известного нижегородского варнавинского промысла.
Работа Парфёна Парфёновича на нижегородской земле принесла мастеру много творческих удач и большое признание.
В Нижнем Новгороде ему были присвоены почётные звания заслуженного, а затем – народного художника России.
Лучшие его работы нижегородского периода были признаны сообществом мастеров и искусствоведов и, как и прежде, пополняли собрания музеев страны. Несколько вещей поступило в Эрмитаж.
На посту начальника художественного отдела проектно-конструкторского бюро Управления художественных промыслов (70-е годы) Парфён Парфёнович много сделал для развития традиционных нижегородских промыслов, принимая участие в разработке, отборе лучших образцов и способствуя постановке их на производство.
Мастер прожил долгую творческую жизнь. Над созданием своих произведений он трудился и в преклонном возрасте, пока позволяло зрение. Последняя работа была закончена в 2008 году. В 2011 году художника не стало.
Свыше 100 творений мастера хранятся более чем в 16 музеях нашей страны, в нескольких зарубежных музеях. Много работ подарено и находится в частных коллекциях.