Модели взаимодействия в мультиагентных средах

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Мультиагентное моделирование при принятии управленческого решения. Мультиагентное моделирование является эффективным средством нахождения оптимального решения задач, принятия управленческого решения. В этом контексте та или иная ситуация проецируется на искусственно созданную модель, где каждый агент наделяется определенным функционалом. В управленческой среде речь может идти о моделировании ситуации, где задействованы люди, производственные процессы, объекты и прочее. Живые агенты — люди — имеют одно отличительное свойство по сравнению с другими агентами (роботы, компьютерные агенты). Это свойство — социальность. В таких моделях важно учитывать социальный статус, социальные отношения, распределение функций, наделение полномочиями. Агентные системы, смоделированные по образу человеческого сообщества, связаны с теорией организацией, теорией административного управления, теорией игр и др. Однако, в таких системах очень тяжело учесть ценностные ориентиры, которые приняты в данной группе. Люди могут выбрать нормативную и ненормативную линию поведения, что нельзя никак перенести на агент. Но в остальном агенты также могут обращаться к другим агентам при решении поставленной задачи, строить совместные планы, координировать свои действия. Такой подход к решению задачи очень удобен, он отсекает много рисков. Например, он позволяет руководителю выбрать правильную стратегию поведения во взаимоотношениях с поставщиками, клиентами, конкурентами, в кризисной ситуации ограниченности ресурсов. Если резюмировать, то при моделировании мультиагентных сред важно учитывать: 1. Отражение особенностей таких как, тип ресурса, с которым работают агенты (материальный, информационный, человеческий), состояние операции, проблемное поле; 2. Определение целей каждого агента, описание его знаний; 3. Описание механизма взаимодействия между агентами, группами агентов; 4. Описание механизма разрешения конфликтных ситуаций между агентами, группами агентов; 5. Описание плана действий агентов, групп агентов.

Примерная схема взаимодействия мультиагентной системы..JPG

--Гнетнева Ксения (обсуждение) 13:55, 5 апреля 2016 (MSK)

Мультиагентное моделирование в среде NetLogo

Программа NetLogo обладает простым функциональным интерфейсом. Главным элементом, которого является окно «виртуального Мира» агентов. На рисунке это окно расположено в центре экрана.

Файл:89436-278 1.png

Пользователь и разработчик агентной программы может взаимодействовать с ней в интерактивном режиме, подавая команды в окне «Командного центра», оно расположено в нижней части окна программы. Команды подаются на уровне определенного объекта программы моделирования: «Наблюдатель», «Пятна», «Черепахи» (агенты), «Связи». Команда — это определенный оператор языка программирования NetLogo. Допускается создание комбинированных моделей, код которых предварительно записан на языке NetLogo, и затем модель исследуется с привлечением командного центра. Код агентной модели представляет собой набор процедур. Пример на картинке:

Файл:EmGbRzkaptM.jpg

В модели всегда должны присутствовать две процедуры setup и go [4]. Первая процедура связывается с командной кнопкой инициализации агентов модели, вторая запускает процесс моделирования. Движение агентов в виртуальном мире показано на рисунке. По умолчанию используется пиктограмма агента в виде направленного острия. Допускается сменить пиктограмму агента на другую из библиотеки ресурсов программы, либо создать собственную пиктограмму, с помощью графического редактора. Графический редактор входит в систему моделирования.

Файл:Jttedr3miPQ.jpg


Примером модели может служить — Модель «хищник — жертва»

Такой класс моделей позволяет исследовать взаимодействие агентов в виртуальном Мире, где наблюдается конкуренция между агентами. Один класс агентов «хищники», поддерживают свой жизненный потенциал за счет уничтожения других агентов «жертв». Вид интерфейса работающей модели показан на рисунке

Файл:QksRqU0nZ3w.jpg

Агенты обоего типа обладает энергией, если она падает ниже определенного уровня, то агент «умирает». Агенты жертвы поддерживают свою энергию за счет «зеленых пятен», поглощая их, агент хищник поддерживает свою энергию за счет уничтожения жертв. Когда энергия агентов возрастает до определенного уровня, они воспроизводит себе подобных. Это операция клонирования агентов. Для контроля за состоянием ресурсов используется экран «Ресурсы». Экран отображает число ресурсов — пятен зеленого цвета, ресурсы возобновляются. Из рисунка видно, что популяции «хищников» и обычных агентов имеет пиковые значения, после численность популяции начинает стабилизироваться.

Персональные инструменты
Инструменты