Участник:Мария Шеннен

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Скопцева Мария, студентка 431 группы Историко-лингвистического факультета Глазовского государственного педагогического института.


Дети на престоле

Подарок судьбы или наказание?!Править великими странами уже с детских лет. Неужели никто не подумал о том, что они, в любом случае, еще дети? Дети, ставшие жертвами случайных обстоятельств. Понимали ли они, что на их плечах лежит огромный груз ответственности, когда приходиться отвечать за каждого жителя страны, которой правишь, в которой царствуешь.Дети у которых было все кроме детства.


Иоа́нн IV Васи́льевич (Грозный)

Иван IV Васи́льевич (25 августа 1530 — 18 марта 1584) — великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547). Старший сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров.

Номинально Иван стал правителем в 3 года, после смерти отца Василия III в 1534 году. Регентом малолетнего правителя стала его мать Елена Глинская. Но вскоре в 1538 году она скончалась,как принято считать отравленная боярами, оставив восьмилетнего великого князя сиротой.Использую сложившуюся ситуацию, между князьями и боярами начинается жестка борьба за власть. В этой борьбе победу одержали князья Шуйские. Иван рос беспризорным, но зорким сиротой в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия, проникавших в его детскую опочивальню даже ночью. Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чём он твердил при всяком случае; «родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь.Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, как держали, как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, всё заставляли делать насильно и не по возрасту.Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называется страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, Иван рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность высматривать, как плетётся вокруг него бесконечная сеть козней, которою, чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон. Это заставило его постоянно держаться настороже; мысль, что вот-вот из-за угла на него бросится недруг, стала привычным, ежеминутным его ожиданием. Всего сильнее в нём работал инстинкт самосохранения. Все усилия его бойкого ума были обращены на разработку этого грубого чувства.Как все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17-20 лет, при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. В 1546 г., когда ему было 16 лет, среди ребяческих игр он, по рассказу летописи, вдруг заговорил с боярами о женитьбе, да говорил так обдуманно, с такими предусмотрительными политическими соображениями, что бояре расплакались от умиления, что царь так молод, а уже так много подумал, ни с кем не посоветовавшись, от всех утаившись. Эта ранняя привычка к тревожному уединенному размышлению про себя, втихомолку, надорвала мысль Ивана, развила в нем болезненную впечатлительность и возбуждаемость. Иван рано потерял равновесие своих духовных сил, уменье направлять их, когда нужно, разделять их работу или сдерживать одну противодействием другой, рано привык вводить в деятельность ума участие чувства. О чём бы он ни размышлял, он подгонял, подзадоривал свою мысль страстью. С помощью такого самовнушения он был способен разгорячить свою голову до отважных и высоких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от горячего железа под молотом кузнеца, сыпались искры острот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обороты. Иван - один из лучших московских ораторов и писателей XVI в., потому что был самый раздраженный москвич того времени. В сочинениях, написанных под диктовку страсти и раздражения, он больше заражает, чем убеждает, поражает жаром речи, гибкостью ума, изворотливостью диалектики, блеском мысли, но это фосфорический блеск, лишенный теплоты, это не вдохновение, а горячка головы, нервическая прыть, следствие искусственного возбуждения. Читая письма царя к князю Курбскому, поражаешься быстрой сменой в авторе самых разнообразных чувств: порывы великодушия и раскаяния, проблески глубокой задушевности чередуются с грубой шуткой, жестким озлоблением, холодным презрением к людям. Минуты усиленной работы ума и чувства сменялись полным упадком утомленных душевных сил, и тогда от всего его остроумия не оставалось и простого здравого смысла. В эти минуты умственного изнеможения и нравственной опущенности он способен был на затеи, лишенные всякой сообразительности. Быстро перегорая, такие люди со временем, когда в них слабеет возбуждаемость, прибегают обыкновенно к искусственному средству, к вину, и Иван в годы опричнины, кажется, не чуждался этого средства. Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъёмов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил и задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал ещё больше поступков, которые сделали его примером ужаса и отвращения современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе - читая обо всем этом, подумаешь, что это был зверь от природы.

Источник: http://vikent.ru/enc/879/

Источник: http://rulers.narod.ru/grozny/grozny.htm


Эдуард VI Тюдор

Эдуа́рд VI (англ. Edward VI, 12 октября 1537 — 6 июля 1553) — король Англии и Ирландии с 28 января 1547, сын Генриха VIII. Родился от третьего брака короля с Джейн Сеймур; мать умерла вскоре после его рождения от родильной горячки. Вступил на престол девяти лет под опекой дяди по матери.

Эдуарду было 10 лет, когда умер его отец Генрих VIII. Согласно воле отца молодого короля должен был опекать совет из 16 регентов, однако фактически власть захватил в свои руки герцог Сомерсет. Эдуард был болезненным ребенком (вероятно это был врожденный сифилис или туберкулез). Единственное, что его сильно интересовало в жизни, было богословие. В 8 лет он уже знал латынь, в 13 - французский и греческий, самостоятельно переводил книги и изучал Священное Писание, и несмотря на юный возраст увлекся проблемами реформации.Очень болезненный с детства, Эдуард рос ответственным государем (его «Дневник» показывает, что мальчик подробнейше интересовался всеми государственными делами) и убеждённым протестантом. Был хорошо образован: знал латынь, греческий и французский, переводил с греческого. К его правлению относится выработка протестантского катехизиса и «Книги общих молитв», а также некоторые реформы богослужения, близкие к лютеранству (в отличие от возобладавших впоследствии в англиканстве при Елизавете I черт, более компромиссных по отношению к католицизму). Религиозные реформы Эдуарда были свёрнуты после его смерти королевой Марией I, ярой католичкой, однако после вступления на престол Елизаветы I они легли в основу догматов и обрядов англиканской церкви. Эдуард заболел в январе 1553 года. В апреле наступило временное улучшение. К 1 июля, когда он в последний раз появился на публике (через окно), подросток был худ и истощен, испытывал проблемы с дыханием. Эдуард VI умер 6 июля 1553 года. Тело было вскрыто и хирург заявил о болезни легких, как причине смерти. Возможно, речь шла о туберкулёзе или пневмонии, ходили также слухи об отравлении, которые сопровождали практически все смерти королей и принцев в 16 веке.

Источник:http://enc-dic.com/word/jE/Jeduard-evei-5380.html

Источник: http://ru.science.wikia.com/wiki/Эдуард_VI

Персональные инструменты
Инструменты