Дьюи, Джон
ДДжон Дьюи - американский философ, психолог и педагог, один из ведущих представителей прагматизма, оказавший сильное влияние на педагогическую мысль США.
Дьюи основывался на философии, которая следовала из теории эволюции Дарвина, - это как раз добавление среду образования идеи неустойчивости и развития.
Для Дьюи постоянные повторения и подкрепление информации ведут только к поверхностному обучению. Задача учителя состоит в том, чтобы организовать среду в учебной комнате таким образом, чтобы ученик сталкивался бы с проблемной ситуацией, которую бы он был мотивирован решить через посредство учебной деятельности. Вот этот подход в начале развития педагогического дизайна по целому ряду причин не оказывал воздействия на технологию обучения.
- Интересы учеников
- интересы в общении и обсуждении
- интерес к исследованию и изучению вещей
- интерес к созданию и конструированию вещей
- интерес к художественному самовыражению
- Понятие ситуации как сети
- Слово «Ситуация» обозначает не отдельный объект или событие и не множество объектов и событий, поскольку у нас нет никакого опыта суждений по поводу объектов или событий, взятых по отдельности. Мы всегда рассуждаем о взаимосвязях в контексте единого целого, которое мы и называем «Ситуация» [Dewey, Boydston, Nagel, 2008, с. 72].
Содержание |
Понятие среды
Дьюи выделяет понятия
- окружающая среда
- социальная среда
- обучающая среда
Окружающая среда
Слова "окружающая среда" и "обстановка" означает нечто большее, чем просто то, что окружает индивида. Они указывают на то, что собственные устремления человека являются непосредственным продолжением среды. Объекты, в связи с которыми человек становится отличным от других, - вот его истинная окружающая среда. Так, астронома отличают от других людей его интерес к звездам и их положениям в пространстве. Из всего того, что его окружает, важнейший элемент его среды - телескоп. Для изучающего древность окружающую среду составляет далекая эпоха жизни человечества, которой он занимается: ее следы, письменные и другие источники, посредством которых он устанавливает связь с тем временем. Короче, окружающая среда состоит из тех внешний условий, которые способствуют или мешают, стимулируют или затрудняют деятельность, характерную для живого существа. Вода является для рыбы окружающей средой, поскольку она необходима для ее жизнедеятельности. Северный полюс представляет собой важный элемент окружающей среды для исследователя Арктики, поскольку он определяет характер его действий. Именно потому что жизнь - не просто пассивное существование (если считать, что таковое вообще возможно), а деятельность, окружающая среда или обстановка - все что поддерживает эту деятельность или препятствует ей.
Дьюи определяет истинную окружающую среду человека как объекты, в связи с которыми человек становится отличным от других людей. И тут можно говорить только о личной окружающей среде. В этом смысле разговоры о персональной обучающей среде должны начинаться с того, что является средой, что является для человека персональной средой и только потом, что является обучающей персональной средой. Вот определение персональной обучающей среды - эта та часть персональной среды, которая связана с обучением, освоением форм поведения.
Социальная среда
Социальная среда формирует интеллектуальные и эмоциональные установки поведения у индивидуумов путем вовлечения их деятельность, которая порождает и усиливает определенные побуждения, имеет определенные цели и влечет за собой определенные последствия. Коллектив не создает побуждений, привязанностей и неприязни, он указывает объекты, вызывающие их. Объекты, заслуживающие внимания, определяются условиями жизни группы; эти же условия задают направление и ставят ограничения нашей наблюдательности и памяти. Самое главное в наших установках формируется независимо от обучения именно такими влияниями.
Обучающая среда
Дьюи и идеи развития и эволюции
Dewey was the first philosopher who understands that the theory of natural selection would change our thinking about ourselves and living forms, and also that approach to philosophy would be changed significantly, because he knew the mind emerging from earlier mindless forms implies new accounts of epistemology or knowledge, ethics and political philosophy; and with that Dewey reconsiders all traditional types of philosophy.
Дьюи был первым философов, кто осознал, что теория естественного отбора изменит наше понимание самих себя и других форм жизни и то, что изменения будут значительны, поскольку признание того, что наше сознание произошло от других бессознательных форм жизни, потребует изменений в эпистемологии, этике и философии.
- Liu H. The Influence of Evolution on Dewey’s Educational and Philosophical Thoughts // International Journal of Social Science and Humanity. 2013. P. 83–86.
- Образ будущего Источник?
- По-прежнему верно то, что трудности, которые переживает человек, — это силы, заставляющие его проектировать образ более совершенного положения вещей. Но образ лучшего будущего имеет форму и поэтому может служить инструментарием для действия, в то время как в классическом мировоззрении идея завершена и как таковая остается в мире ноуменальном. Стало быть, она является всего лишь объектом поклонения либо средством утешения, тогда как для современного взгляда идея есть предположение о каком-либо действии или способе действия.
- Деятельность, направленная на объект (?)
- «Сегодня дело обстоит так, что если человек, скажем физик или химик, хочет что-то узнать, то созерцание — это самое последнее, к чему он прибегнет. Он не станет смотреть на объект каким бы то ни было долгим и пристальным взглядом, поскольку понимает, что подобным образом не выявит его неизменную и характерную форму. Он не надеется на то, что хоть малая мера такого отстраненного, пусть и внимательного, исследования поможет открыть некие тайны. Он предпочитает делать что-то, отдавать некоторую энергию, смотреть, как она действует на объект и как он реагирует; он помещает объект в необычные условия, с тем чтобы вызвать в нем какие-то изменения.»
Этапы мышления
Неопределенная ситуация, проблемная ситуация, выдвижение гипотезы, критическое рассмотрение, экспериментальная проверка гипотезы.
- Неприятное и тревожное ощущение затруднения. На данном этапе необходимо выявить причины этого затруднения и для самого себя осознать проблему, ответив на главный вопрос: в чем именно она состоит.
- Когда проблема сформулирована, неопределенная ситуация становится проблемной. Этот этап включает осознание трудности и понимание цели, к которой мы стремимся. В случае, если проблема установлена с самого начала, первый и второй этапы сливаются воедино.
- Здесь выдвигается гипотеза. Она должна устранить трудности, достигнуть определенности и окончательно решить проблему. Данный этап требует работы понятийного мышления, а также определения идей, содержащих предвидимые последствия умственных операций, или поступков, направленных на решение проблемы.
- Этот этап включает критическое рассмотрение выдвинутой гипотезы, теоретическое прослеживание ее последствий и их оценка
- Пятый этап состоит в чисто экспериментальной проверке гипотезы и ее фактической результативности, а также в оценке того, что с ее помощью может быть достигнуто.
Дьюи говорит о том, что взаимодействие объекта и субъекта происходит в некой проблемной ситуации. Решить проблему — значит изменить проблемную ситуацию в нужном направлении. Это направление человек определяет сам. Вначале он не видит альтернатив и отрабатывает умения действовать только в одном направлении. Но затем начинает видеть и другие пути. А это значит, что и проблема, и направление выхода из нее не заданы объективно. Человек, формулируя проблему, таким образом, определяет и ситуацию, и себя в ней. В этом и состоит суть понятия личность.
Граф
Kolb - reflective learning
http://www.open.ac.uk/blogs/openminded/?p=318
Дьюи (Педагогическое кредо)
- Я считаю, что школа - это, в первую очередь, социальный институт. Поскольку образование - это непрерывный социальный процесс, школа - это такая форма общественной жизни, где сконцентрированы все виды деятельности, что позволяет ребёнку наиболее эффективно и полно усвоить наследие человечества, и использовать свои способности для общественных целей.
- Я считаю поэтому, что образование это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни.
- Я считаю, что школа должна представлять текущую жизнь как важную и реальную, настолько же, насколько и та, которую ребенок ведет дома, в своем близком окружении и на площадках для игр.
- Я считаю, что образование, которое не пронизано жизненными формами, формами, которые достойны того, чтобы существовать ради них самих, всегда является бледным подобием живой реальности, ограничивает и ослабляет.
- Я считаю, что школа, как социальный институт, должна упрощать существующую социальную жизнь, должна сводить ее, где возможно, до простейших форм. Существующая жизнь настолько сложна, что ребёнок, сталкиваясь с ней, получает "пинки и шишки", он или переполняется огромным количеством впечатлений, так что теряет способность разумно реагировать, или его так возбуждают разнообразные виды деятельности, что его способности призывают его поспешно вступить в игру и он или чрезмерно углубляется в каком-то одном направлении или ещё более разбрасывается.
- Я верю, что как упрощённая модель социальной жизни, школьная жизнь должна постепенно вырастать из домашней жизни, т. е. в школе следует начинать и продолжать те виды деятельности, с которыми ребёнок уже был знаком в домашних условиях.
- Я считаю, что нужно предоставлять ребёнку эти виды деятельности, представлять их так, чтобы ребёнок постепенно узнавал их значение, и был готов сам принимать участие в них.
Литература
- Dalsgaard P. Designing for inquisitive use // Proceedings of the 7th ACM conference on Designing interactive systems. New York, NY, USA: ACM, 2008. P. 21–30.
- Dewey J. How We Think. Cosimo, Inc., 2008. 238 p.
- Dewey J., Boydston J.A., Nagel E. The Later Works of John Dewey, 1925-1953: 1938, Logic - the Theory of Inquiry. SIU Press, 2008. 828 p.
- Granger D.A. John Dewey, Robert Pirsig, and the Art of Living: Revisioning Aesthetic Education. First Edition. Palgrave Macmillan, 2006. 384 p.
- Koschmann T. Dewey’s contribution to the foundations of CSCL research // Proceedings of the Conference on Computer Support for Collaborative Learning: Foundations for a CSCL Community. International Society of the Learning Sciences, 2002. P. 17–22.
- Wiburg K.M. An historical perspective on instructional design: is it time to exchange Skinner’s teaching machine for Dewey’s toolbox // The first international conference on Computer support for collaborative learning. Hillsdale, NJ, USA: L. Erlbaum Associates Inc., 1995. P. 385–391.
- Артемов М.Ю. Историко-критический анализ метода проектов в системе языкового образования // УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ОРЛОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ. 2011. № 6. P. 364–371.
- Валеева Л.А. Логический метод обучения джона дьюи // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2007. № 6. P. 16 – 17.
- Валеева Л.А. Педоцентризм Джона Дьюи как глобальная идея гуманистической педагогики xx века // ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЛАСТНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. 2007. № 3. P. 3–7.
- Дьюи Д. Как мы мыслим. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. 192 p.
- http://ddong.narod.ru/dewey/index.htm РЕКОНСТРУКЦИЯ В ФИЛОСОФИИ
- Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 p.
- Карпачева Н.В. Проблема взаимодействия школы и социальной среды в педагогическом учении Джона Дьюи // ВЕСТНИК ТАМБОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. 2007. № 5. P. 92–95.