Лицей № 17 города Костромы/Исследовательская работа. Герои и кумиры 20-го века. Лех Валенса

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Участники исследовательской работы

Ученики 11 "В" класса МБОУ лицея №17, г. Костромы

Глазов Илья

Меньшиков Глеб

Вступление

Лех Валенса – одна из наиболее ярких фигур современной польской политики и истории. Фигура, споры о роли и значении которой, в политической жизни Польши не утихают до сих пор. Польские историки, как и зарубежные, на данный момент не могут сказать, кем точно был Валенса и какую роль он сыграл в истории. В 80-х – 90-х годах репутация президента-электрика была бесспорна: он тот, кто освободил Польшу от коммунистов и влияния России. [1]
Лех Валенса(1).jpeg

Годами польская официальная пропаганда предпринимала все мыслимое, надеясь вернуть председателя "Солидарности" в положение частного лица. Его пытались дискредитировать, временами небезуспешно, сбивая столь раздражавшую властей популярность. Но опросы общественного мнения, регулярно проводившиеся в 80-ые годы, неизменно подтверждали: Лех Валенса надолго вошел в общественное сознание как перворазрядная фигура политической жизни, присутствие которой на политической сцене необходимо.

Он нашел на ней свое собственное амплуа народного трибуна, обретшего значимость своего рода общественного института, которому трудно подыскать аналогию в упорядоченных демократиях Западной Европы. Общественное сознание Польши назначило ему эту роль, а политические актеры и масс-медиа других стран мира охотно и умело подыграли.

Итог - уникальная политическая карьера. Те рабочие, что после войны стали главами государств в Восточной Европе, прошли школу Коминтерна и своеобразную "стажировку" в Москве. Антитоталитарные революции 1989-1990 годов сделали героями своего первого дня интеллектуалов и профессиональных политиков. Феномен Валенсы был и остается беспрецедентным.

Жизнь Валенсы - не плавный подъем, а ряд крутых ступеней, на каждой из которых - тот же, да не тот человек, к тому же каждый раз в ином окружении.

Лех Валенса(2).jpg

Корни Валенсы - в крестьянском дворе, провинциальной школе, профтехучилище и заштатных сельскохозяйственных ремонтных мастерских. Из деревни - здоровье и крепкие нервы.


Оттуда же - солидность не по годам, раз и навсегда сложившаяся самооценка: не безымянный винтик, а сам себе хозяин, первый парень на деревне. Среди других выделяется редкостной уверенностью в собственных силах и темпераментом.[2]

Целью нашего исследования является изучение жизни Леха Валенсы и его политики.

Биография

Детство и Юность

Лех Валенса родился 29 сентября 1943 года в небольшой деревне Попово. Отец умер в концлагере и его отчимом стал брат отца. Лех ненавидел отчима и даже уже в зрелом возрасте зачастую, называл его скрягой. «Разлом в семье повис над всем моим детством и дальнейшей жизнью», – вспоминал он. Но именно раннее сиротство, крепкое здоровье и прочные нервы, чувство хозяина, мужчины в семье стали основанием для формирования в будущем самоуверенной личности, которая смогла воплотить свои амбиции в жизнь. Еще в школе Лех проявил себя как прекрасный организатор. Учителя вспоминают Валенсу как человека быстрого интеллекта, но концентрация и усидчивость оставляли желать лучшего. Будущий президент часто признавался, что в школе учителя сломали не одну указку об его голову.

Сразу после окончания школы он уехал в ближайший крупный город – Липне. Здесь он получил образование механика, а затем и электрика. В 1964 году начал двухлетнюю воинскую службу, окончив ее в звании капрала. «Маленький капрал» – это прозвище в будущем надолго закрепиться за Валенсой. После службы он попал в город, с которым в дальнейшем и будет связана вся его жизнь, – Гданьск. В 1967 году Лех Валенса нашел работу в быстро развивающейся судоверфи имени Ленина. Знакомые Валенсы тех времен вспоминают его как энергичного, остроумного молодого человека, но абсолютно не интересующегося политикой.

Путь к успеху

Самый знаменитый польский электрик с самых малых лет носил в себе несколько ключевых принципов: был убеждённым католиком, инстинктивно «не любил русских», в принципе, как и многих поляков, и не доверял социалистической пропаганде. Вероятно, он даже не знал основных догматов марксистско-ленинской идеологии, однако, в определенный момент их девизы совпали, в частном «Главенствующая роль рабочего класса». Именно этому девизу лидер «Солидарности» остался верен на протяжении двух десятков лет. Как рабочий верфи Валенса оказался среди рабочей аристократии, так как ее работники зарабатывали больше всех в тяжелой промышленности, но условия их труда были ужасными. Валенса описывает верфь следующим образом: «Это была мануфактура, по которой мы ходили как трубочисты и оборванцы, без единого шанса умыться и справить естественную нужду». Вскоре после трудоустройства Леха Валенсы, в результате несчастного случая, вызванного непригодными условиями труда, погиб 21 электрик. Сам будущий президент не пострадал, но для себя он навсегда решил, что оставаться в стороне от проблем рабочих нельзя. После этого Валенса начал открыто критиковать официальные профсоюзы, обвиняя их в том, что они представляют интересы не рабочих, а администрацию. После одного из горячих выступлений Валенса был уволен.

Повышение цен летом 1980 года вызвало волну волнения среди рабочих. В Гданьске центром забастовок стала судоверфь имени Ленина. Здесь 14 августа была предпринята попытка организовать новую стачку с требованием вернуть на работу Анну Валентинович, видного деятеля профсоюзного движения, и повысить зарплату на тысячу злотых. Призыв первоначально поддержали всего немногим более 100 человек и к тому же после ряда условных уступок «толпа начала колебаться». Сценарий стачки был кардинально изменен появлением Леха Валенсы. Маленький электрик, все еще был популярной личностью на верфи, и толпа выразила одобрение, когда он призвал к оккупационной забастовке. Появление Валенсы однозначно спасло забастовку от поражения. Был избран забастовочный комитет, требования бастующих были дополнены. Принципиально новым требованием стало строительство памятника жертвам декабря 1970 года. Рабочие заняли территорию верфи, создали охранные отряды и ввели сухой закон. Стачечный комитет был расширен за счет старшего поколения, готового ограничиться чисто экономическими требованиями. 15 августа забастовка распространилась и на другие предприятия города.

16 августа дирекция предложила рабочим бастующей верфи повышение зарплаты на 1500 злотых, что было принято большинством стачечного комитета. Валенса вскинул вверх сжатую в кулак руку и выкрикнул «победили». После этого большинство рабочих направилось к выходу, однако в оставшейся толпе раздались выкрики «предатель» и «продажный». Протестующими оказались представители иных бастующих предприятий города. «Если вы нас бросите, у нас ничего не оставят». Под их давлением Валенса меняет решение и призывает к продолжению стачки как «забастовки солидарности». Именно в этот момент рождается Валенса как вождь и лидер рабочих. Все дни забастовки Валенса продолжает играть ключевую роль. Внешне это выражалось в том, что после ежедневной мессы, которую с согласия властей с 17 августа во дворе у главных ворот служил ксендз Янковский, он взбирался на грузовик и начинал свой вечерний разговор с собравшимися, как с той, так и с другой стороны ворот. На земле он казался фигурой немного комичной, передвигающейся как Чарли Чаплин, быстро и нервно. Именно эта комичность и является одной из причин популярности Валенсы. Он был одним из них, являлся воплощением «маленького человека» – польского рабочего. А, кроме того, он говорил их языком, а не заученными словами аппаратчиков. Ежедневно во время своих вечерних бесед он простыми словами рассказывал присутствующим о достигнутых успехах в борьбе с властью.

В лице Леха Валенсы рабочие нашли руководителя, которому они полностью доверяли. Позже сам лидер напишет об этом: «Я был для них достаточно умным, более умного они не хотели. Такой бы встал над ними, а этим они были сыты по горло». Именно он в эти дни становится символом борющегося рабочего класса. Л. Вадковский, гданьский писатель, объясняя этот феномен, связывал его с общественной «потребностью в моральном руководстве».

К введению военного положения 13 декабря 1981 года «Солидарность» была не готова. В момент ареста, лидер солидарности отказался от умеренных требований и решительно произнёс: «Действуя так, вы проиграете, это будет ваш конец и конец коммунизма». Для домашнего ареста Валенсы была выбрана правительственная вилла, та же что в своё время стала пристанищем для В. Гомулки. Отрезанный от информации, лишённый своих советников «маленький капрал» и в изоляции проявил максимум политического чутья и выдержки, доказав всем, что именно он является подлинным лидером страны. 12 ноября 1982 года Леха Валенсу освобождают, стараясь придать ему статус частного лица. Превратить его в частное лицо властям не удалось. Попытка М.Раковского, ключевой фигуры на политической сцене ПНР, развенчать авторитет Валенсы на встрече с рабочими в августе 1983 года закончилось неудачей. Он попытался высмеять и изобразить лидера польских профсоюзов марионеткой в руках советников. Его действия обернулись против него, репутация Раковского как либерального и авторитетного политика была утеряна . 1983 год оказался важной вехой в биографии Валенсы. В это кризисное для «Солидарности» время он получил серьезную моральную поддержку со стороны церкви, (его принял Иоанн Павел II), и со стороны мировой общественности, (осенью ему была присуждена Нобелевская премия мира).

1984 – 1987 годы были периодом затишья в противостоянии партий и «Солидарности». Несмотря на постепенную потерю авторитета оппозиции в обществе, в эти годы Валенсе удалось консолидировать основные силы, находящиеся в подполье «Солидарности». Им был создан Временный совет «Солидарности» и воссоздана Всепольская исполнительная комиссия. Его выступления в этот период полны пропаганды необходимости диалога власти с обществом и мирных методов борьбы за демократизацию. Очередная волна волнений в стране в конце 80-х годов сделала неизбежным решающее «сражение» за демократию. Первым этапом этого «движения» стали открытые теледебаты между Лехом Валенсой и лидером проправительственных профсоюзов А. Медовичем. По словам Б. Геремека, последние хотели, чтобы легенду «Солидарности» уничтожил ее лидер. Медович обещал своим коллегам сделать из Валенсы «отбивную». В прямом эфире 30 ноября 1988 года, за которым наблюдало 20 млн. зрителей, Валенса безоговорочно выиграл дебаты. Его общественный престиж поднялся настолько высоко, что он вновь превратился в важнейшую политическую фигуру страны.

Не подлежит сомнению, что эта личная победа Леха Валенсы и заставила руководство партии пойти на переговоры за «Круглым столом». Переговоры прошли под диктовку «новых польских политиков» и дали толчок для демократических преобразований в стране, кульминацией которых стало избрание 9 декабря 1990 года президентом Польши Леха Валенсы. Свои президентские регалии он получил от Р. Качаровского, польского президента в эмиграции. Лех Валенса является одним из самых харизматичных фигур современной европейской истории. Во второй половине ХХ века он стал лидером и символом событий “сломавших” коммунизм не только в Польше, но и во всей Центральной и Восточной Европе. Разрушение основ Варшавского договора и падение «красного колоса» - прямая заслуга лидера «Солидарности». Признанный и уважаемый во всем мире Валенса рассматривается как человек с демократическими и христианскими принципами. Маленькая и невзрачная личность изменила историю польской республики и помог реализовать мечты поляков о свободе.[3]

Персональные инструменты
Инструменты