Исчезнувшие деревни Карповского сельского совета

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Деревни Карповского сельского совета Путешествовали: учащиеся 7 класса, классный руководитель Красильникова Надежда Александровна.

Сколько мест, где село уж давно не село,

Где потухшую жизнь только пыль покрывает,

Где репьем как быльем все до крыш поросло,

И в глазницах окон только ветры гуляют...

Цель похода: историко-краеведческое исследование деревень Карповского сельского совета, отдых учащихся.

Задачи: в рамках историко-краеведческого похода:

 восстановить факты из истории деревней Семеновка, Красильниково, Шароновка, Симеоново, сел Шитово, Карпово.

 выяснить род деятельности местного населения.

 оценить перспективы изучения истории малых сёл.

Состав участников экскурсии: Руководитель маршрута - классный руководитель 7 класса Красильникова Надежда Александровна

Участники экскурсии:

6. Хрушков Артем

7. Шестиперстова Анастасия

План экскурсии 29 августа 2011 года

1. 13-00 – Начало маршрута (село Карпово– деревня Семеновка – деревня Красильниково – деревня Шароновка – село Карпово)

2. 14-00– прибытие в деревню Семеновку, краткая справка педагога, отдых, поисковые мероприятия.

3. 15-30– прибытие в деревню Красильниково, краткая справка педагога.

4. 17-00 – деревня Шароновка, краткая справка педагога, общение с жителями села, отдых.

5. 18-30– прибытие в с. Карпово.

Говорят, что некогда в 21 веке еще ходили в походы. Люди того времени думали о пользе этого дела. И вот 29 и 31 августа 2011 года н.э. мы, дети, знаменитой Карповской школы, ученики 6 класса со своим великолепным учителем Красильниковой Надеждой Александровной, отправились в велосипедную прогулку. Как все начиналось … На очередном заседании кружка «Краведческий» ко мне, как к руководителю, подошли дети и спросили: «На карте Карповского сельского совета отмечено много деревней, где же они сейчас?» Эти деревни давно потеряли своё существование, а некоторые, например, как Шароновка и Шитово доживают «последние дни». Детей заинтересовала эта тема, и мы все вместе решили собраться в велосипедных поход в эти деревни.

29 августа 2011 год И вот 29 августа мы, 6 класс, во главе с классным руководителем Красильниковой Надеждой Александровной отправились на велосипедах в деревни Семеновку, Красильниково, Шароновку. Не прошло и часа как мы уже стояли на месте деревни Семеновка. [[Файл:IMG 2031.JPG]

Умирают деревни, умирают деревни!

Исчезают навеки, хоть верь, хоть не верь.

Где отыщется слово суровей и гневней,

Чтобы выразить боль этих жутких потерь?!

Семеновка – деревня на крайнем востоке Уренского района в 27 км от райцентра и в 2 км от с. Карпова. Входила в состав Карповского совета и колхоза «Карповский». Основана в середине XIX века поселенцами из с. Карпова. Названа по имени одного из них. В 1907 году значилось 20 хозяйств. Промыслы: лесной, сухая перегонка древесины. Колхоз, созданный 23 августа, 1931 года объединил все хозяйства и получил название «Социалист». Деревня опустела в 1975 году. На месте Семеновки мы увидели, стоящих неподалеку друг от друга, два разрушенных дома. Исследовав территорию, мы нашли много интересных, и в тоже время, очень старых вещей. Первой находкой для нас стал утюг, мы предположили что он конца XIX века, т.к в музее в крестьянской избе стоят такие же утюги. Следом за утюгом нашли топор, тарелки, старый железный бидон, маленький замок, колесо от велосипеда и многое другое. Example.jpg Немного отдохнули и опять в путь! Ехали не долго, т.к заранее знали где находятся нужные нам места. И вот мы стоим на месте деревни Красильниково. Красильниково – деревня на крайнем востоке от Уренского района на реке Рыжовка в 28 км от райцентра и 3 км от с.Карпова. Дата основания не установлена. Названа от наиболее распространенной в деревне фамилии – Красильниковы. Промыслы: извозный, сухая перегонка древесины. Колхоз был создан 3 января 1931 года, объединил в себе 30 хозяйств и получил название «Земледелец». Первый председатель И.А. Марков. В деревне был пруд, пекарня, столовая. Последний житель деревни переехал в 1982 году в с. Карпово. Здесь остался всего один разрушенный дом. Обследовав территорию, находок здесь мы не нашли, но получили огромное удовольствие, побывав еще в одной деревне, где когда-то жили наши бабушки и дедушки. И снова в путь! Следующим пунктом нашего похода стала деревня Шароновка. Мы решили сократить маршрут и поехали прямо по полю. И вот, наконец, показались крыши домов! Ура мы на месте! Первое что мы увидели это старый заброшенный конный двор, не далеко от деревни, где когда-то колхоз «Труженик» держал коней. Мы не удержались и зашли туда! Здесь все почти сохранилось и клетки, и лари, в которых хранили корм, и седла. Осмотрели помещение, представили, что когда-то здесь было много коней и маленьких жеребят! Вот бы сейчас погладить их по мордочкам и дать корму. Вышли из конюшни, сели на велосипеды и поехали в деревню. Шароновка - деревня на востоке Уренского района на реке Небучихе в 26 км от райцентра и 1 км от села Карпова. Основа в XVIII веке названа по имени одного из переселенцев Шорона (Шерона). Бытовало название Шероново. Коренная религиозная группа – старообрядцы поморского толка. Преобладающая фамилия – Беловы. Колхоз, созданный в 1930 году, получил название «Труженик». Первый председатель – Щепочкин Наум Андреевич. К главной дороге, которая идет из села Карпово, Шароновка расположена перпендикулярно. Мы свернули налево. Доехали до конца улицы и увидели старый разрушенный дом. Осталось в нем только двор, где раньше хозяева держали скот. Немного походили и увидели, что-то красное лежало под старым сеном, наклонились и обнаружили фотоальбом «Память о службе в РТВ» 1976г. Мы этих людей не знали, но альбом находится в очень хорошем состоянии, решили забрать его в наш школьный краеведческий музей. Когда просмотрели альбом, опять отправились в путь - в другую часть деревни. Навстречу шла бабушка. Нам захотелось пообщаться с жительницей деревни. Поприветствовав её, она согласилась на беседу. Мы удобно устроились около её дома и стали слушать рассказ. «Меня зовут Белова Татьяна Николаевна» - сказала бабушка. «Я здесь коренная жительница, мои родители здесь жили, и я живу здесь всю жизнь. В 50-е годы я закончила 4 класса Титковской школы, в Карпово было далеко ходить. После окончания школы стала работать в колхозе «Труженик».Example.jpg Молодость наша была веселая, часто ходили по «поседкам», это когда собиралась вся молодежь у кого-нибудь в доме пели, плясали и играли в разные игры. В поле рожь, в поле рожь, Кто её посеял Распроклятая любовь Кто её затеял». Нас заинтересовал рассказ Татьяны Николаевны, и мы дали ей посмотреть альбом, который нашли в заброшенном доме. Она сразу узнала сыновей Белова Поликарпа Ивановича. Но, к сожалению она их плохо помнила, т.к они молодыми уехали из деревни. А вот про Поликарпа Ивановича рассказала, что он служил на войне, вернулся, стал работать в колхозе. Был очень трудолюбивым человеком. Пока мы вели разговор с Татьяной Николаевной, наши мальчики заметили необычные наличники у напротив стоящего дома. Их заинтересовали необычное оформление дома. И все-таки задали бабушке вопрос – кто жил в этом доме? И она стала нам рассказывать, что несколько поколений тому назад в этом доме жил помещик. Он был очень богатым человеком. Занимался сбытом хлеба по стране и за рубеж. В доме осталась всего одна изба, а раньше было две. Он содержал не только дом, но и скотину. Также неподалеку от дома он построил церковную сторожку, где проходили праздничные служения и отпевания умерших людей. Напротив церкви было кладбище. Сейчас его почти не видно - все заросло, кресты упали, потому что за ними никто не ухаживал. А на месте кладбища возвышаются три березы.

Поблагодарив Татьяну Николаевну, мы отправились домой. На этом наша экскурсия 29 августа закончилась. Теперь будем с нетерпением ждать 30 августа, чтобы отправиться снова на велосипедах в село Шитово и деревню Симоново.

План экскурсии 31 августа 2011 года

1. 13-00 – Начало маршрута (село Карпово – село Шитово –деревня Симеоново – село Карпово)

2. 14-30 – прибытие в село Шитово, краткая справка педагога, отдых, поисковые мероприятия.

3. 15-30 – прибытие в деревню Симеоново, краткая справка педагога.

4. 17-00 – прибытие в с. Карпово.

31 августа в таком же составе, в 1300 сев на велосипеды мы помчались по асфальтированной дороге в село Шитово. И вот наконец проехав 5 км. мы прибыли в село. Шитово – деревня на востоке Уренского района в 31 км. от райцентра и в 7 км. от села Карпова. Впервые упоминается в данных переписи населения в 1723 г. Названо по занятию женщин первопоселенцев – шитью. В период существования церкви Шитово считалось селом. Долго хранилась икона древнего письма, которой поклонялись раскольники. Шитово появилось раньше, чем Карпово. В наши места люди бежали от гнета. Народ Шитова подали прошение императору Николаю с просьбой о помощи в строительстве церкви. Император разрешил для постройки церкви 400 корней удельного веса. Прозвище жителей «шитовские монахи» (за религиозную истовость и отшельничество). Ранее на месте деревни был скит. Колхоз, созданный в апреле 1931 года, получил название им.Д.Бедного. Первое, что мы увидели, это разрушенное здание самой церкви, которая ранее существовала. В 30-х года церковь закрыли и все иконы и церковное оборудование отдали в Храм во имя Казанской Пресвятой Богородицы в селе Непряхино. Example.jpg За разрушенной церковью мы увидели шитовское кладбище. Обойдя его, мы заметили пруд и все вместе решили сходить на него. Вернувшись с пруда, сели на велосипеды и поехали еще в одну деревню, находящуюся в одном километре от Шитова. Это деревня Симеоново. Симеоново – деревня на крайнем востоке Уренского района на р.Шитовка в 32км. от райцентра и в 6 км. от с. Карпова. Упоминается в данных переписи населения в 1723 году. Названа именем первопоселенца. Промыслы: извозный, лесной. Последний житель Смирнов Петр Николаевич переехал в село Шитово, затем в Карпово в 1977 году. К сожалению, на месте деревни мы не обнаружили ничего, не домов, не старых развалин, а один только маленький лесок. Дружно сфотографировавшись, мы отправились домой в Карпово. По дороге менялись впечатлениями о походах. Когда подъезжали к Карпову увидели поля скошенного овса и с таким удовольствием повалялись на соломе, отдохнули!