Люди, прославившие 20-тое столетие

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Владимир Ильич Ленин

Логотип Википедии

В Википедии тоже есть статья по теме
«Ленин,_Владимир_Ильич».

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) родился 22 апреля 1870 года.

Григорий Распутин

Григорий Распутин родился в 1871 г.

Он в возрасте 22-х лет вступил в религиозную секту «хлыстов», утверждающих что «чем больше грех, тем больше прощение божие». Возможно, Григорий увидел в них общее с сибирскими шаманами, от которых, как говорят, он перенял умение вводить себя в транс, получая тем самым власть над потусторонними силами.

В 1903 г. он приехал в Санкт-Петербург, где обрёл популярность среди светских дам, объявил себя врачевателем, пророком. Слава Распутина возросла на столько, что в 1907 г. его представили ко двору, а после того, как возносимые им молитвы помогли остановить кровь у страдавшего гемофилией царевича Алексея, мать наследника престола императрица Александра Фёдоровна бесповоротно поверила в святость «старца». Обладал ли Распутин какими-то врачебными навыками или же он сумел подкупить слуг, чтобы они набили царевича наркотическими веществами, остается неясным и поныне, но так или иначе в его руках сосредоточилась огромная власть. В 1910 г. группа аристократов, вдохновляемая князем Юсуповым, составила заговор. Распутина пригласили на «орлию» где заговорщики напоили его вином и накормили сластями, начинёнными цианистым калием, однако «старец», как ни в чём не бывало, требовал ещё музыки и вина. Тогда в него несколько раз выстрелили из пистолета, разбили голову ломом, после чего, связанного колючей проволокой, спустили в речную прорубь. Проведённый осмотр тела показал, что находясь под водой, он какое-то время боролся за свою жизнь.

Норман Эрнест Борлоуг

Используя достижения классической генетики, селекционеры сумели превратить искусственный отбор, тысячелетиями осуществлявшийся чисто интуитивно, в точную науку, позволившую неимоверно ускорить создание новых сортов растений. В 1950 — 60-е годы были получены высокопродуктивные, приспособленные к местным условиям, неполегающие и устойчивые к болезням и неблагоприятным климатическим вариациям сорта пшеницы, кукурузы, риса, сорго и других зерновых культур, демонстрирующие к тому же высокую эффективность усвоения вносимых в почву удобрений. Результаты их внедрения в Латинской Америке, Японии, Индии, Пакистане, на Филиппинах оказались столь впечатляющими, что в мире заговорили о «зеленой революции». Действительно, страны, прежде хронически голодавшие, обреченные ввозить до половины необходимого зерна, буквально за несколько лет вышли на зерновое самообеспечение.

Наиболее весомый вклад в осуществление зеленой революции внес американский (сын норвежских эмигрантов) генетик и селекционер Норман Эрнест Борлоуг, в середине 1940-х годов возглавивший в Мексике группу местных ученых и агротехников, приступившую к программируемому созданию злаковых гибридов. К великолепным результатам — с девятикратным (!) повышением урожайности — привело «укорочение» стебля пшеницы путем скрещивания различных ее сортов с карликовым японским сортом «норин». В самом деле, короткий стебель способен нести мощный колос, не полегая, и растение не расходует энергию на образование вегетативной массы, в дальнейшем превращающейся ненужную солому, да и удобрения почти целиком расходуются на колос. Аналогичным путем были «усовершенствованы» и другие зерновые культуры.

Будучи отнюдь не кабинетным ученым, Борлоуг проделал огромную работу по незамедлительному и широкому внедрению новых сортов в практику голодающих стран. Поскольку Альфредом Нобелем премии по сельскому хозяйству предусмотрены не были и поскольку к тому же теоретические идеи подобных разработок высказывались и ранее (в частности, Николаем Ивановичем Вавиловым), Борлоугу в 1970 году присудили Нобелевскую премию мира, а не за научное достижение. Тем самым подчеркивалось, что борьба с голодом — важнейшая составляющая борьбы за мир между народами. Впрочем эту мысль весьма лаконично сформулировал и сам ученый: «Если вы стремитесь к миру — насаждайте справедливость, но в то же время возделывайте поля, чтобы получать больше хлеба, иначе не будет и мира».

Казимеж Функ

Казимеж Функ (1884-1867), ученый биохимик, польский еврей (с 1920 года американский гражданин), учившийся в Швейцарии и работавший в Германии, Франции, Англии, США и Польше, в 1912 году, проводя исследования в лондонском Институте профилактической медицины, впервые получил вещество, которое назвал «витамином» (от латинского «vita», что значит «жизнь», и «амины» — класс органических соединений, содержащих определенную азото-водородную атомную группу).

Это был витамин B-1, который Функ выделил из рисовых отрубей в качестве профилактического средства против бери-бери, которой болели (в странах Азии) те, кто питался лишь очищенным рисом. В 1897 году голландский военный врач Христиан Эйкман, служивший на острове Ява, установил, что переход на неочищенный рис исцеляет эту болезнь. Однако выделить вещество, оказывающее целительное действие, пришлось на долю Функа, который также «узаконил» высказывавшееся задолго до него многими врачами и физиологами мнение о том, что такие болезни как цинга, рахит, пеллагра и др. вызываются отсутствием в потребляемой пище определенных веществ — в его терминологии, авитаминозом (среди этих ученых первенство принадлежит Н. И. Лунину). В 1929 году, когда за вклад в открытие витаминов Нобелевская премия была присуждена Х. Эйкману и английскому биохимику Фредерику Гоуленду Хопкинсу, многие ученые не сомневались в том, что Функ был обойден совершенно несправедливо.

Гарри Каспаров

11 мая 1997 в Нью-Йорке сильнейший шахматист мира Гарри Каспаров со счетом 2,5:3,5 проиграл компьютеру «Deep Blue», построенному и запрограммированному специалистами американской компании «IBM». Впервые искусственный интеллект одолел человеческий. Годом ранее Каспаров обыграл «Deep Blue», но с тех пор программисты усовершенствовали своего «электронного шахматиста», наделив его способностью за одну секунду оценивать сравнительную силу 200 миллионов шахматных ходов. Каспаров не признал, что компьютер играет лучше и обвинил своих соперников в недобросовестности по двум пунктам: во-первых, он утверждал, что гроссмейстерская комманда, обслуживавшая «Deep Blue», нарушая условия матча, в критические моменты вмешивалась в игру, а во-вторых, по его мнению, копьютер был запрограммирован не на игру в шахматы — вообще, а на игру с одним, «отдельно взятым», шахматистом по имени Гарри Кимович Каспаров.

Анна Ахматова

Анна Андреевна Ахматова
Ахматова.jpg
Анна Андреевна Ахматова
Имя при рождении: Анна Горенко
Дата рождения: 11(23) июня 1889 г.
Место рождения: Одесса
Дата смерти: 5 марта 1966 г.
Место смерти: Домодедово, Московская область


Жизнь

  • 11(23).06.1889 г. - родилась в Одессе.
Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, "Крейцеровой сонатой" Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня (Midsummer Night). Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем. [1]
  • 1900—1910 гг. — учёба сначала в Царскосельской гимназии (до 1905), затем в Киевской Фундуклеевской гимназии, на Киевских высших женских курсах и на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.
  • 1910 г. — в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва. С 1910 года - преимущественно живёт в Петербурге. Печататься начинает рано, примыкает к группе акмеистов. Увлекается поэзией 19 века, своим учителем в поэтическом творчестве считает И.Анненского.
  • 1912 г. – первый сборник стихов «Вечер» (когда Ахматова показала свои первые стихи мужу, он посоветовал ей заниматься танцами).
  • 1912 г. — в октябре родился сын — Лев Николаевич Гумилёв.
  • 1914 г. – сборник «Чётки», приходит широкая известность.
"Четки", как я уже говорила, вышли 15 марта 1914 года, то есть вскоре после того, как окончилась кампания по уничтожению акмеизма. С необычайным воодушевлением и редкостным единодушием все и вся ринулись душить новое течение. <...> Дошло до того, что пришлось объявить "Гиперборей" не акмеистическим журналом, Одни заглавия антиакмеистических статей могут дать представление об общем тоне полемики ("Замерзающий Парнас", "У ног африканского идола", "Без божества, без вдохновенья" и т.п.). Брюсов в влиятельной "Русской мысли" назвал Николая Степановича - "господин Гумилев", что на тогдашнем языке означало некто, находящийся вне литературы. ...Все это я говорю в связи с моими воспоминаниями о "Четках" потому, что в нескольких десятках хвалебных рецензий об этом сборнике ни разу не встречается слово "акмеизм". Это было почти бранное слово. [1]
  • 1917 г. – сборник «Белая стая».
К этой книге читатели и критика несправедливы. Почему-то считается, что она имела меньше успех, чем "Четки". Этот сборник появился при еще более грозных обстоятельствах. Транспорт замирал – книгу нельзя было послать даже в Москву, она вся разошлась в Петрограде. Журналы закрывались, газеты тоже. Поэтому в отличие от "Четок" у "Белой стаи" не было шумной прессы. Голод и разруха росли с каждым днем. Как ни странно, ныне все эти обстоятельства не учитываются. [1]
  • 1921 г. – сборники «Anno Domini MCMXXI», «Подорожник». Арест, затем расстрел мужа Н. Гумилёва.
  • 1922 г. – сборник «Anno Domini».
  • 1922-1936 гг. – Ахматову практически не печатают. Творческий кризис, Ахматова почти перестаёт писать. Скудная, почти аскетическая жизнь усугубляется арестом сына (впоследствии известного историка Льва Гумилёва).
  • 1936 г. – вновь начинает писать, но, по свидетельству самой Ахматовой, «почерк у меня изменился, но голос уже звучит по-другому».
  • 1935-1940 гг. – написание «Реквиема», который хранился в списках.
  • 1940 г. – сборник «Ива».
  • В годы Великой Отечественной войны выступала со стихами, проникнутыми патриотическими настроениями.
До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. [1]
  • 1946 г.доклад А.Жданова, постановление в журналах «Звезда» и «Ленинград», заклеймившие Ахматову за несоответствие задачам, стоящим перед советской литературой. Доклад знаменовал начало опалы, длившейся вплоть до смерти Сталина.
Ругательные статьи были не только в "Культуре и жизни" (Александровский централ), но и во всей центральной и периферийной прессе – четырехзначное число в течение многих лет. И все это в течение многих лет давали нашей молодежи как назидание. Это был экзаменационный билет во всех вузах страны. Зощенко и Ахматова были исключены из Союза писателей, то есть обречены на голод. [1]
  • 1960-е гг. – всеобщее признание, присуждение литературной премии «Этна-Таормина», звания почётного доктора Оксфордского университета.
  • 1940-1962 гг. – ведёт редакторскую работу, покровительствует молодым поэтам. Ахматовой принадлежат переводы из восточных, западно-европейских, еврейских, латышских поэтов.
  • 1966 г. – умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье) , похоронена в Комарове близ Санкт-Петербурга.
Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных. [1]


Творчество

Первые известные стихи Ахматовой относятся к 1904 г., с 1911 г. начала регулярно печататься в московских и петербургских изданиях. В 1911 г. вошла в творческую группировку «Цех поэтов», из которой весной 1912 г. выделилась группа акмеистов. В 1912 г. вышел первый сборник «Вечер», стихи которого послужили одной из основ для создания теории акмеизма.

Разлука с любимым, счастье «любовной пытки», скоротечность светлых минут – основная тематика сборников «Чётки» (1914), «Белая стая» (1917). Страстные и мятежные по настроению стихотворения перемежаются в сборниках со стихотворениями элегичными. Лирическая героиня словно примеряет на себя всевозможные роли.

Раннее творчество поэтессы исследователи относят к модернистскому поэтическому направлению нач. XX в., именуемому акмеизм. Акмеисты проповедовали радость жизни, призывали ощущать её во всей полноте. В зрелом же творчестве поэтесса всё глубже постигает классические традиции рус. поэзии, в нём сильны прежде всего пушкинские мотивы. Исследователи отмечают античную пластику её образов, классическую точность стиха. Стихи первых ахматовских книг отличались подлинностью выражения оттенков любовного чувства, точностью передачи психологических состояний, глубокой содержательностью художественных деталей, необычной зоркостью поэтического зрения, отточенностью и лаконизмом формы.

В 1930-е гг. Ахматову не печатали, ей приходилось писать «в стол», только в 1940 г. вышел сборник «Из шести книг». В это же время создавалась поэма «Реквием», ставшая памятником жертвам сталинских репрессий и опубликованная лишь в 1988 г. Как и «Реквием» Моцарта, ахматовская поэма написана по заказу: её попросила описать ужасы сталинских репрессий женщина из тюремной очереди, в которой Ахматова стояла, надеясь передать посылку для осуждённого сына.

Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

В эпилоге поэмы автор говорит о желании назвать поимённо всех безвинных жертв репрессий, она просит поставить ей памятник около тюрьмы, где ей пришлось отстоять триста часов, а памятником погибшим в сталинских застенках стала сама поэма.

В 1943 г. во время эвакуации в Ташкент публикуется сборник «Избранное». В ахматовской лирике военных лет наблюдается усиление патриотических мотивов. Поэтесса ощущала в себе гражданскую гордость за то, что в самых тяжёлых испытаниях была вместе со своей отчизной, со своим народом. В это время официальная критика обвиняет поэтессу в том, что она воспевает лишь отжившую дворянскую культуру с каменными статуями и липовыми аллеями и далека от современной жизни.

Итоговым произведением поэтессы стала «Поэма без героя», опубликованная уже после смерти автора, в 1989 г. Ахматова подчёркивает, что героем этого произведения стала эпоха, время, породившее столь необычное и в какой-то мере даже разностильное произведение. Поэма создавалась довольно долго (с 1940 по 1965), претерпела значительные изменения, в ходе эволюции замысла рождались всё новые и новые образы. Особое место в произведении занимает образ Петербурга, возникающего в поэме в разных обличиях: это и город дворцов и соборов, и простонародный Питер, и, наконец, город, пронизанный революционным духом бунтарства. Поэма сложна по композиции и содержит множество символьных образов. Для её понимания важны отсылки к общекультурному конспекту (напр., к творчеству У. Шекспира), библейские мотивы, многочисленные эпиграфы. Строки ахматовской поэмы пронизаны глубокой любовью к родному городу, к родине в целом, болью за её судьбу, за трагические страницы истории.

В эпиграмме из цикла «Тайны ремесла» (1936—60) Ахматова напишет фразу, которую можно сделать эпиграфом ко всему её творчеству:

Я научила женщин говорить...


Волшебный купол

Уже весной 1960 года Ахматова, по свидетельству Виктора Кривулина, говорила о небывалом рассвете поэзии, сравнимом лишь с началом "серебряного века": "Я могу назвать, — это ее подлинные слова, — по крайней мере десять поэтов молодого поколения, не уступающих высокой пробе "серебряного века".

Вокруг Ахматовой постепенно сложился кружок молодых поэтов, которых она называла "аввакумовцами" и "волшебным куполом" (Евгений Рейн, Анатолий Найман, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский)

Великая душа, поклон через моря
За то, что их нашла, - тебе и части тленной,
Что спит в родной земле, тебе благодаря
Обретшей речи дар в глухонемой вселенной.
И.Бродский "Стихи на столетие Анны Ахматовой"


Она принесла с собой "свое время" - и унесла его: в нынешнем ей, живой, места не нашлось бы...

А.Найман "Рассказы о Анне Ахматовой"


После смерти поэтессы по строке из стихотворения Бобышева и названию его же статьи их окрестят "ахматовскими сиротами".

И, на кладбищенском кресте гвоздима
Душа прозрела: в череду утрат
Заходят Ося, Толя, Женя, Дима
Ахматовскими сиротами в ряд.
Д.Бобышева "Все четверо"


Память об Ахматовой жива

  1. Памятник в Санкт-петербурге
    Бронзовое воплощение великой русской поэтессы смотрит на следственный изолятор "Кресты", где был заключен сын Ахматовой Лев Гумилев, с противоположного берега Невы.
    Трехметровая скульптура, созданная архитектором Владимиром Реппо и скульптором Галиной Додоновой, расположилась на постаменте из монолитного темно-красного гранита. Открыт памятник 18.12.2006
  2. Памятник в Санкт-петербурге
    В петербургском следственном изоляторе "Кресты" открыт еще один памятник Анне Ахматовой, который, как рассказала автор скульптуры Галина Додонова, является гипсовой копией монумента, появившегося недавно на набережной Робеспьера на другом берегу Невы.
    Авторскую модель такой же величины установили в коридоре "Крестов", ведущем к тюремному храму святого Александра Невского. В "Кресты" в 1939 году попал как "враг народа" сын Ахматовой Лев Гумилев, поэтесса носила ему передачи.
  3. Памятник в Петербурге у Фонтанного дома.
    Памятник представляет собой кусок стены с изображением Анны Андреевны Ахматовой. Гравировка, выполненная в зеркальном отображении, содержит строчки из ее стихов «Тень моя на стенах твоих». Открыт 5 марта 2006 г. в Шереметевском саду. Скульпторы А.В. Иванов, М.Ш. Цхададзе, арх. В.Б. Бухаев.
  4. Памятник в Петербурге
    Открыт в Парке современной скульптуры во дворе филфака СПбГУ 30 августа 2004 г. Скульптор В. Трояновский.
  5. Памятник в Москве
    Открыт в 2000 г. во дворе дома № 17 по Большой Ордынке, где жили Ардовы и где Ахматова часто останавливалась, бывая в Москве.
    Скульптурная композиция выполнена по рисунку итальянского художника Амедео Модильяни, который когда-то дружил с Ахматовой.
  6. Шаблон:Cite web «Семья Гумилевых» в Бежецке. Автор: Андрей Ковальчук
  7. Музей в с. Слобидке-Шелехивская
    В 1989 году к 100-летию со дня рождения Анны Ахматовой в с. Слобидка-Шелехивская, Хмельницкой области Украины был открыт литературно-мемориальный музей ее имени: в имении тетки по материнской линии – Анны Вакар, в доме, который раньше служил дачей помещику Вакару, «у дороги непроезжей».
    Здесь поставлен и первый в Украине памятник Анне Ахматовой работы Виталия Зайко.
  8. Памятник в Одессе к 100-летию со дня рождения.
    Памятник находится в одном из самых престижных районов города, на Фонтанской дороге.
  9. Память об Ахматовой в Париже
    Мемориальная доска на одном из парижских домов. Возможно в Париже, в этом доме в 1915 году жила Ахматова.
  10. Литературное кафе имени Анны Ахматовой
    В городе Евпатории, в Крыму есть литературное кафе по адресу проезд Анны Ахматовой, 21/16.
  11. Киевская библиотека имени А. Ахматовой
    г.Киев, ул. Казанская, дом 20
  12. Московская библиотека имени Анны Ахматовой
  13. Улицы, названные в честь А. Ахматовой, есть в Царском Селе, Калининграде, Одессе, Киеве.

Сборники стихов

Ссылки

  1. Статья в википедии
  2. http://www.akhmatova.org
  3. http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html
  4. http://www.museum.ru/M127
  5. http://anna.ahmatova.com/
  6. http://ahmatova.ouc.ru/

Литература

  1. А.Ахматова "Автобиографическая проза (Очерки, заметки, дневниковые записи)".
  2. Евгений Рейн "Сотое зеркало. Запоздалые воспоминания".
  3. Энциклопедия «Литература и язык» (с иллюстрациями).
  4. Виктор Куллэ. Эволюция Бродского в России

Казимир Малевич

Русский художник, теоретик искусства и философ.

  • 11 (23) февраля 1878 родился в Киеве в семье выходцев из Польши (отец его работал управляющим на сахарных заводах).
  • В 1895–1896 учился в Киевской рисовальной школе Н.И.Мурашко.
  • В 1905 приехав в Москву, занимался в студии Ф.И.Рерберга. Прошел путь практически через все стили того времени – от живописи в духе передвижников к импрессионизму и мистическому символизму, а затем к постимпрессионистическому «примитиву» (Мозольный оператор в бане, 1911–1912, Городской музей, Амстердам). Был участником выставок «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», членом «Союза молодежи». В его работах первой половины 1910-х годов, все более задорно-новаторских, полуабстрактных, определился стиль кубофутуризма, соединивший кубистическую пластику форм с футуристической динамикой (Точильщик (Принцип мелькания), 1912, галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США; Лесоруб, 1912–1913, Городской музей, Амстердам). Важное значение в эти годы получил у Малевича и метод «заумного реализма», поэтика абсурда, алогичного гротеска (Англичанин в Москве, там же; Авиатор, Русский музей, Петербург; обе работы – 1914). После начала войны исполнил цикл патриотических агитлистков (с текстами В.В.Маяковского) для издательства «Современный лубок».

Ключевой смысл для мастера имела работа над оформлением оперы Победа над Солнцем (музыка М.В.Матюшина, текст А.Е.Крученых и В.В.Хлебникова; премьера состоялась в петербургском Луна-парке в 1913); из трагикомического бурлеска о крушении старого и рождении нового миров возник замысел знаменитого Черного квадрата, впервые показанного на выставке «0, 10» в 1915 (хранится в Третьяковской галерее). Эта простая геометрическая фигура на белом фоне – и своего рода апокалиптический занавес над прежней историей человечества, и призыв к строительству будущего. Мотив всесильного художника-строителя, начинающего с нуля, доминирует и в «супрематизме» – новом методе, призванном, по замыслу Малевича, увенчать собою все предыдущие течения авангарда (отсюда само название – от лат. supremus, «высший»). Теорию иллюстрирует большой цикл беспредметно-геометрических композиций, который завершается в 1918 «белым супрематизмом», где краски и формы, парящие в космической пустоте, сведены к минимуму, почти к абсолютной белизне. Жил в Москве и Ленинграде до 1918 г.

  • 1919-1922 работает и живет в Витебске. После Октябрьской революции Малевич сперва выступает как «художник-комиссар», активно участвуя в революционных преобразованиях, в том числе в монументальной агитации. Славит «новую планету» искусства авангарда в статьях в газете «Анархия» (1918). В Витебске создает «Объединение утвердителей нового искусства» (Уновис), стремясь (в том числе и в главном своем философском труде "Мир как беспредметность") наметить универсальную художественно-педагогическую систему, решительно переоформляющую взаимоотношения человека и природы.

Разоблачая академические художественные стереотипы, проявил яркий темперамент критика-полемиста.

  • 1923 г. Москва. Малевич возглавил Государственный институт художественной культуры (Гинхук), выдвинув идеи, радикально обновившие современный дизайн и архитектуру (объемный, трехмерный супрематизм, воплощенный в бытовых вещах (изделия из фарфора) и строительных моделях, так называемых «архитектонах»). Малевич мечтает об уходе в «чистый дизайн», все более отчуждаясь от революционной утопии. Ноты тревожного отчуждения характерны для многих его станковых вещей конца 1910–1930-х годов, где доминируют мотивы безликости, одиночества, пустоты – уже не космически-первозданной, а вполне земной (цикл картин с фигурами крестьян на фоне пустых полей, а также полотно Красный дом, 1932, Русский музей). В поздних полотнах мастер возвращается к классическим принципам построения картины (Автопортрет, 1933, там же).
  • 1927 и 1930 - годы арестов. Власти относятся к деятельности Малевича все с большим подозрением. К концу жизни он попадает в обстановку социальной изоляции. Самобытная «школа Малевича», образовавшаяся из его витебских и ленинградских учеников (В.М.Ермолаева, А.А.Лепорская, Н.М.Суетин, Л.М.Хидекель, И.Г.Чашник и другие) уходит либо в прикладной дизайн, либо в подпольно-«неофициальное» искусство. Опасаясь за судьбу своего наследия, в 1927, во время заграничной командировки, мастер оставил значительную часть своих картин и архива в Берлине (позднее они легли в основу фонда Малевича в амстердамском Городском музее).
  • Умер Малевич в Ленинграде 15 мая 1935.
Персональные инструменты
Инструменты