Мультимедиа в современном образовании

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере

Мультимедиа – набор аппаратных и программных компонентов, которые значительно изменяют и расширяют возможности компьютера

Мультимедиа - особый вид компьютерной технологии, объединяющей в себе как традиционную статическую (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.д.)

Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD — compact disk). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.

Содержание

Классификация

Мультимедиа может быть грубо классифицировано как линейное и нелинейное.

Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод.

Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».

В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный(интерактивный) способ подачи информации…

Возможности

1. Мультимедийные презентации - могут быть проведены человеком на сцене, показаны через проектор или же на другом локальном устройстве воспроизведения. Широковещательная трансляция презентации может быть как «живой», так и предварительно записанной. Широковещательная трансляция или запись могут быть основаны на аналоговых или же электронных технологиях хранения и передачи информации. Стоит отметить, чтомультимедиа в онлайне может быть либо скачана на компьютер пользователя и воспроизведена каким-либо образом, либо воспроизведена напрямую из интернета при помощи технологий потоковой передачи данных. Мультимедиа, воспроизводимая при помощи технологий потоковой передачи данных может быть как «живая», так и предоставляемая по требованию.

2. Мультимедийные игры — такие игры, в которых игрок взаимодействует с виртуальной средой, построенной компьютером. Состояние виртуальной среды передается игроку при помощи различных способов передачи информации (аудиальный, визуальный, тактильный). В настоящее время все игры на компьютере или игровой приставке относятся к мультимедийным играм. Стоит отметить, что в такой тип игр можно играть как в одиночку на локальном компьютере или приставке, так и с другими игроками через локальную или глобальную сети.

Различные форматы мультимедиа данных возможно использовать для упрощения восприятия информации потребителем. Например, предоставить информацию не только в текстовом виде, но и проиллюстрировать ее аудиоданными или видеоклипом. Таким же образом современное искусство может представить повседневные, обыденные вещи в новом виде.

Различные формы предоставления информации делают возможным интерактивное взаимодействие потребителя с информацией. Онлайн мультимедиа все в большей степени становится объектно-ориентированной, позволяя потребителю работать над информацией, не обладая специфическими знаниями. Например, для того, чтобы выложить видео на YouTube [1]или Яндекс[[2]]. Видео, пользователю не требуется знаний по редактированию видео, кодированию и сжатию информации, знаний по устройству web-серверов. Пользователь просто выбирает локальный файл и тысячи других пользователей видеосервиса имеют возможность просмотреть новый видеоролик.

Преимущества мультимедиа в образовании

Нынешний этап развития общества требует при сохранении преимуществ индивидуального подхода в обучении обеспечить массовость не только в области получения различных уровней образования, но и при активно востребуемой в последнее время профессиональной переподготовки и повышения квалификации, доля которых неуклонно возрастает. Задача массовости обучения с успехом решалась и решается всей системой образования, построенной на традиционных технологиях, чего нельзя сказать об его индивидуализации. Комплексное решение этих двух задач на сегодняшний день многие видят в создании и внедрении Мультимедийных обучающих систем (МОС).

Мультимедийное обучение от традиционных форм обучения отличают следующие характерные черты:

  • Гибкость. Возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины.
  • Модульность. Возможность из набора независимых учебных курсов - модулей формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
  • Параллельность. Параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
  • Охват. Одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся. Общение через сети связи друг с другом и с преподавателями.
  • Экономичность. Эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов.
  • Технологичность. Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.
  • Социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Интернациональность. Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.[[3]]

Правильно разработанные мультимедиа, гораздо лучше, чем текстовая информация, помогают ученикам построить точную и эффективную ментальную модель. Потенциальные преимущества правильно разработанных мультимедиа, согласно комплексному исследованию Шепарда (Shephard), следующие:

1. Альтернативные перспективы

2. Активное участие

3. Ускоренное обучение

4. Запоминание и применение знаний

5. Навыки решения проблем и принятия решений

6. Системное понимание

7. Мышление высшего порядка

8. Автономность и внимательность

9. Управление темпом и информационными последовательностями

10. Доступ к информации для поддержки

Давая человеку возможность воспринимать видео и аудио, мультимедиа, имеет преимущество перед каждой из этих возможностей в отдельности. Кроме того, так как эти два канала обработки информации очень различны, то их комбинация в мультимедиа очень успешна, так как использует преимущества обоих систем. Связи между текстом и графикой потенциально позволяют глубже понять и лучше построить ментальную модель. [4]

Мультимедийное обучение также очень интересно для людей, которые находятся вне традиционного образовательного пространства. Исследователь человеческого фактора Tоуренс Наджар (Lawrence Najjar) рассмотрел, как мультимедиа влияют на обучение и вывел следующие методики:

  • выберите медиаформат, который по характеристикам лучше походит для соответствующего типа информации – например графика лучше подходит для отображения пространственной информации, чем текст
  • используйте мультимедиа для поддержки или для расширения обучения, а не только для украшательства
  • представляйте медиаэлементы при одновременном показе так, чтобы один поддерживал другой
  • использование мультимедиа эффективней, если вербальный и визуальный каналы помогают ученикам интегрировать контент с уже имеющимся ранее знанием (так называемое обрабатывающее обучение)
  • дайте ученикам возможность управлять и манипулировать процессом
  • используйте понятные метафоры и аналогии, обратную связь и персонализацию для увеличения мотивации
  • вовлекайте учеников в активный процесс и интеграцию, а не просто в пассивное потребление информации


Формы применения мультимедиа

Формы применения мультимедиа различны – от игровых до исследовательских. В первую очередь разработчикам необходимо определиться, какого результата они хотят добиться, и уже после этого выбирать элементы, наиболее подходящие для поставленных задач. Затем следует убедиться, что выбранные элементы мультимедиа хорошо разработаны и сочетаются друг с другом. Успешное применение мультимедиа в обучении включает не просто одновременное применение множества система представления информации, но подразумевает продуманное применение разных систем с тем, чтобы максимизировать свойства каждой из систем, расширяя и углубляя опыт обучения.

На пример:

1.Образование

В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов (популярное название CBTS) и справочников, таких как энциклопедии и сборники. CBT позволяет пользователю пройти через серию презентаций, тематического текста и связанных с ним иллюстраций в различных форматах представления информации. Edutainment – неофициальный термин, используемый, чтобы объединить образование и развлечение, особенно мультимедийные развлечения. Теория обучения за последнее десятилетие была значительно развита в связи с появлением мультимедиа. Выделилось несколько направлений исследований, такие как теория когнитивной нагрузки, мультимедийное обучение и другие. Возможности для обучения и воспитания почти бесконечны. Идея медиа-конвергенции также становится одним из важнейших факторов в сфере образования, особенно в сфере высшего образования. Определяемая как отдельные технологии, такие как голосовые (и функции телефонии), базы данных (и производные приложения), видео-технологии, которые сейчас совместно используют ресурсы и взаимодействуют друг с другом, синергетически создавая новые оперативности, медиа-конвергенция – это стремительно меняющийся учебный курс дисциплин, преподаваемых в университетах по всему миру. Кроме того, она меняет наличие, или отсутствие таковой, работы, требующей этих “подкованных” технологических навыков. Газетные компании также пытаются охватить новый феномен путём внедрения его практик в свою работу. И пока одни медленно приходят в себя, другие крупные газеты, такие как The New York Times, USA Today и The Washington Post создают прецедент для позиционирования газетной индустрии в глобализованном мире.

2.Техника

Разработчики программного обеспечения могут использовать мультимедиа в компьютерных симуляторах чего угодно: от развлечения до обучения, например: военного или производственного обучения. Мультимедиа для программных интерфейсов часто создаётся как коллаборация между креативными профессионалами и разработчиками программного обеспечения.

3.Математические и научные исследования

В математических и научных исследованиях мультимедиа в основном используется для моделирования и симуляции.Например: учёный может взглянуть на молекулярную модель какого-либо вещества и манипулировать ею с тем, чтобы получить другое вещество. Образцовые исследования можно найти в журналах, таких как Journal of Multimedia.


Литература

1. Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.

2. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.

3. С. Новосельцев “Мультимедиа — синтез трех стихий”. Компьютер–Пресс.1991.

4. Шлыкова Ольга "Культура мультимедиа: Учебное пособие для студентов". 2004.

5. В. Дьяконов “Мультимедиа–ПК”. Домашний Компьютер. 1999.

6. Казаков С.И. Основы сетевых технологий. М.: Радио и связь, 1998.

7.«Мультимедиа для всех» статьи И.Р.Куцнецова [[5]]

8. В.А.Никеров «Компьютер для работы и дома» 1998г

9. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000.

Ссылки

  • мультимедиа в образовании[6]
  • мультимедиа технологии в образовании[7]

--Любовь Кустодиева 12:36, 8 сентября 2010 (UTC)

Персональные инструменты
Инструменты