Рыжова, Антонина Васильевна
Файл:Иллюстрация в проекте Стариковой Е.jpg
Содержание |
Эвакогоспитали города Горького
С первых дней ожесточенных сражений Горьковской области пришлось принимать и лечить огромное количество раненых. Согласно плану распространения в Горьковской области эвакогоспиталей от 9 июля 1941 г., сначала предусматривалось создать госпитали за счет больниц, санаториев и домов отдыха на 8270 коек. Затем госпитали стали размещаться и во многих школах. 11 июля 1941 г. в г. Горький прибыл первый военно-санитарный поезд № 347. К работе по оборудованию и обустройству госпитальных палат, к транспортировке и приему раненых привлекли профсоюзы, комсомол и другие общественные организации, интеллигенцию в виде шефства предприятий, учреждений, колхозов и отдельных граждан над определенными госпиталями. В разные периоды войны в Горьковской области функционировал 171 эвакогоспиталь на 71640 коек (включая 28 передислоцированных из других областей), где находились на излечении 422 тысячи 949 красноармейцев.
Поле боя медсестры – эвакогоспиталь…
Медицинская сестра Рыжова Антонина Васильевна – моя прабабушка. В 41-ом ей было всего лишь 17 лет. В 1941-1942 гг. прошла ускоренное обучение на медицинскую сестру в Горьковском медицинском училище и 16 июля 1942 года начала работать в эвакогоспитале №2817 в г. Горьком, в январе 1943 года переведена на работу в эвакогоспиталь №2796, в котором проработала до октября 1944 года. Сколько людей помнили ее мягкие добрые руки, тихий, полный теплоты голос, благодарили за спасенную жизнь. Вот такие наши нижегородские люди: тихие, скромные, добрые, незаметные.
Из воспоминаний Антонины Васильевны:
«Эшелоны с тыловыми госпиталями и военно-санитарные поезда с ранеными шли непрерывным потоком. После боев под Москвой и под Сталинградом они буквально «накатывались» один на другой. Мы тогда едва справлялись с тем, чтобы просто обмыть, переодеть людей, сменить им повязки. Измученные бойцы были молчаливы, раздражительны и срывались по пустякам. Помогали разрядить обстановку навещавшие госпиталь работники искусств г. Горького и области, участники художественной самодеятельности, школьники. Помню замешательство молодой актрисы, которая играла в пьесе по рассказам Чехова. Спектакль был смешной, и видно было, что она ожидала бурной реакции зрителей. Однако из «зрительного зала» раздался только странный стук. Девушка испуганно схватила меня за руку, не решаясь выглянуть из-за кулис. Я, как могла, утешила ее: «Что вы? Не расстраивайтесь. Вы очень хорошо выступили!». – «А почему же они не хлопают?» - «Им нечем хлопать. Они аплодируют костылями». Молоденькая актриса, как-то сразу, сникнув, притихла и больше не сказала ни слова… К этому на самом деле было трудно привыкнуть даже нам, сотрудникам госпиталя…
Война... Война...
Да… Восемнадцатилетний однорукий лейтенант, сорокалетний командир с контузией…. Сколько их – лейтенантов, сержантов, рядовых, прошло через эвакогоспиталь № 2796, в котором я работала?! Сотни? Тысячи? От запаха крови кружилась голова, от жалости сжималось сердце, но мне было уже девятнадцать, я была на войне, я была на работе. Не зря говорят: «Войну выиграл народ». Горьковские медики своим героическим трудом по спасению раненых показали пример огромного самопожертвования и мужества. Сегодня, в связи с распространением коронавируса, медики России стали воинами этой страшной войны. Они точно также жертвуют своими жизнями, спасая заболевших граждан. Именно поэтому нам было необходимо сохранить память о Великой Отечественной войне и той великой жертве, которую принес советский народ ради своей свободы. Сегодня нам предстоит вспомнить о мужестве и самоотверженности наших предков, чтобы победить в новой войне!
Источники
Воспоминания Рыжовой Антонины Васильевны