История возникновения г.Саратова
Содержание |
Саратов изначальный
В книге “Евангелие”, написанной в конце XVI века, на чистом листе почерком малограмотного и не искушенного в письме человека была сделана такая запись: “Лета 7098 (1590) месяца июля во 2 день в память положения пояса Пречистыя Богородицы приехал князь Григорий Осипович Засекин да Федор Михайлович Туров на заклад города Саратова ставити”. Хотя запись довольно точна и не вызывала сомнения в подлинности, это всего лишь личная заметка. Ученые продолжали искать сведения в официальных документах. И вот в написанном в начале XVII века старцем Тихоном Казанцем сборнике, состоящем из летописных отрывков, нашлась запись: “А в 98-м году поставлен город Саратов”. Позднее обнаружилось еще упоминание в Разрядной книге XV-XVI веков, куда записывали по годам назначения на высшие военные и государственные должности. Под 1590 годом было указано: “В новом городе на Саратове острове голова Федор Туров”.Эти документы свидетельствуют об основании Саратова в 1590 году. На основании косвенных документов и археологических находок большинство ученых предполагают, что первый, изначальный Саратов был построен в нескольких километрах выше современного города. Здесь, при впадении речки Гуселки в Волгу, находится мыс с гладким, слегка покатым плато. В центре его и располагался первоначально Саратов. Над городом возвышался высокий холм, или, по-местному, “шихан”, с которого прекрасно просматривалась местность на несколько верст, а с построенной там вышки - еще дальше. Крутые склоны берегов Волги и Гуселки, займище, поросшее лесом, перемежавшимся с заливными лугами, протоками, старицами, озерцами, были естественными препятствиями и защищали город со стороны Заволжья. С противоположной стороны хорошей защитой служил глубокий, тоже поросший лесом и кустарником овраг, проходивший за холмом-шиханом. Место для постройки первого Саратова, как мы видим, выбрано было удобное, защищенное природными преградами, выгодное в военном отношении. Строительство города на Волге являлось делом большой государственной важности. Поэтому подготовка была тщательной. Выбиралось место, применительно к нему составлялись чертеж будущего города и смета на строительство, где определялись размеры города, его социальный состав, какие и откуда брать строительные материалы. Летом 1590 года на берегу Волги в том месте, где в нее вливается речка Гуселка, было многолюдно и шумно. Сотни людей под охраной стрельцов разгружали суда с лесом для строительства нового города.
Еще прошлым летом в богатых лесом верховьях Волги был срублен деревянный город - все его строения, включая и крепостные сооружения. За лето и осень деревянные постройки просохли, бревна осели. Весною все срубы разобрали, пометив каждое бревно плотницким счетом, и на судах доставили на место будущего города. Такой способ позволял возводить новый город за несколько недель. На закладку нового города приехали воеводы - князь Г. О. Засекин и стрелецкий голова Ф. М. Туров, а с ними дьяки, дети боярские, стрельцы. Еще раньше сюда прибыли плотники, кузнецы, печники и другие строители, пешие стрельцы. Г. О. Засекин, как опытный фортификатор и градостроитель, руководил всей работой. Наконец наступил день закладки Саратова. По чертежу размечалась его территория: прокапывались канавки, вбивались колышки-отметки на месте будущих построек. За строителями шли воеводы, дьяки, свободные стрельцы. Тут же был священник, следом несли икону. По обычаям того времени, с молебствием и водосвятием обошли предполагаемые места крепостных сооружений и ворот города. Все это священник кропил “святой” водой. Затем наметили и освятили место храма. В тот же день, пока все еще было “свято”, из бревен заложили первые венцы будущих сооружений и построек. И строительство пошло полным ходом. Первый Саратов, видимо, ничем не отличался от других городов-крепостей того времени. Деревянные крепостные стены с башнями окружали небольшой по размерам город и защищали его от нападений. В городе были построены воеводская канцелярия и двор самого воеводы, рядом находились дворы детей боярских и стрелецких сотников. Остальная территория была занята усадьбами ремесленников и торговцев, а ближе к крепостным стенам — стрельцов, пушкарей и других служилых людей. Отдельно стояли хлебные амбары, пороховые погреба, тюрьма и другие государственные постройки. Над всеми строениями возвышалась деревянная церковь.
Две версии о месте основания Саратова
История Саратова хорошо изучена и освещена в трудах дореволюционных и советских историков, публицистов и краеведов. Собран обильный и красноречивый материал в местных музеях. И тем не менее в истории города до сего времени остаются нерешенными два вопроса: 1) в каком месте был заложен Саратов — на правом или на левом берегу Волги; 2) каково происхождение этого явно иноязычного географического названия? Этот второй вопрос тем более законен, что наш город возник не в глубокой древности, не много столетий тому назад, как Новгород, Киев, Москва, а во времена сравнительно недавние, оставившие после себя вместе с памятниками материальной культуры многочисленные документы: летописи, законодательные акты, писцовые и разрядные книги, всякого рода грамоты, доклады, письменные свидетельства очевидцев, картографический материал и т. д. Саратов основан в годы, когда Московская Русь оформилась как Русское государство с централизованным аппаратом управления и хотя с плохими и неухоженными, но хорошо изученными внутренними трактами, с густой сетью речных путей. Казалось бы, что при возникновении каждого нового города ему должно даваться не иноязычное, а русское имя типа Новгород, Луганск, Павлодар, Покровск и т. п. Ведь были же даны в те годы другим новым городам — ровесникам Саратова имена: Белгород, Царев-Борисов. Здесь же — непонятное и чуждое в своей основе русской речи название. Оказывается, что если трудно ответить на первый вопрос — о месте первоначального основания города вследствие того, что архив приказа Казанского дворца, ведавшего делами Поволжья, сгорел в 1701 году, то в вопросе о географическом названии доказательства как бы лежат внутри его самого: стоит только расшифровать его языковую основу, и ответ получен. К сожалению, это вовсе не так просто, как кажется, и не только в этом случае. Есть множество географических названий, смысл и происхождение которых, несмотря на усиленные попытки установить их, остаются по-прежнему не расшифрованными. Так и здесь: хотя местные краеведы положили немало труда для разрешения проблемы, все же многие их предположения и доводы остаются неубедительными. Сыграло свою роль и то, что краеведы недостаточно использовали опубликованные в печати материалы особой отрасли языкознания — топонимики, науки о географических названиях. Однако в данном случае особенно велико значение именно топонимики, так как «сами (географические) названия многое могут сказать историку-исследователю, явиться, особенно при недостатке других источников, своеобразным историческим ориентиром. Географические названия можно использовать наряду с другими историческими источниками для изучения истории страны и историко-географических фактов». Нужно подчеркнуть, что топонимика как наука о географических названиях связана прежде всего с географией (включая историческую), а также с историей и этнографией, часто обращается к археологии и другим отраслям знания.
А что означает слово "Саратов"?
Вопросом - что означает имя их города - саратовцы задались, вероятно, только в середине прошлого века. И тогда один из первых наших краеведов, историограф и журналист Андрей Филиппович Леопольдов вроде бы довольно просто решил эту загадку. Действительно, слово "Саратов" как бы само собой распадается на два восточных, тюркских: "сары", что означает "желтая", и "тау" - гора. А дальше все получается очень логично. Гора рядом с городом - имеется. Тюркоязычные кочевники в XVI веке в Поволжье были. Вроде бы могли они эту гору называть по-своему. А основатели города - русские, чуть-чуть изменив, перенести это имя и на крепость, поставленную у подножья горы. Однако со временем обнаружились сложности. Во-первых, как выяснилось, Саратов впервые мог быть поставлен и не около "желтой горы", а где-то довольно далеко от нее. Во-вторых, гора эта, если присмотреться, и не желтая, а скорее - серая. В-третьих, подтверждений, что кочевники означенную гору называли именно "сары-тау" найти не удавалось. (У русских же вершина эта издавна именовалась Соколовой). А в-четвертых, и это самое главное, слово "Саратов", если заняться с ним поосновательнее, распадается не только на "желтая" и "гора". Его, оказывается, можно понимать и как "сара-атель", что уже означает "красивая удобная местность" (А.И. Шахматов, 1891 г.). И как "сарык-атав" -"ястребиный" или "разбойничий остров" (Н.Ф. Хованский, 1891 г.). И как "сарык-атов" - тоже "остров", но уже "желтый" (В.И. Осипов, 1976 г.). Это, если иметь в виду тюркские языки. Но ведь кроме кочевников - татар или ногайцев, в наших краях когда-то обитали и финно-угорские племена, и индоиранские. А у них "сарата" понимается как "быстрая текучая вода" (А.С. Мадуев, 1928 г.). "Cap" - означает осоку или низкую болотистую местность (В.И. Горцев, 1986 г.).
И вот еще что любопытно. Сделанные после Леопольдова расшифровки вроде как-то увязывались с особенностями тех мест, где, по мнению более поздних исследователей саратовской старины, мог быть построен и получил свое имя город. Скажем, на левом берегу Волги, представляющем "красивое удобное место". Или на одном из многочисленных речных островов, где, конечно же, водились хищные птицы - ястребы, коршуны или находили пристанище разбойники, или опять же на острове, который мог называться "желтым" из-за цвета своих песчаных берегов. Конечно же, саратовская крепость сначала могла быть построена и около какой-то речки с "текучей водой", впадающей в Волгу, наподобие Гуселки. Или - у тихой заводи, берега которой "заросли осокой"...
Кроме перечисленных предположений, за последние полтора века были высказаны и еще некоторые, менее удачные, поскольку их авторы не старались связать "Саратов" с особенностями каких-то мест, а просто руководствовались созвучием этого имени с подходящими словами из разных древних языков. Скажем, высказывались мнения, что "Саратов" происходит от старинного "сарт", означавшего "оседлый, постоянный житель" (М.В. Готовицкий, 1889 г.). Или от "cap" - "строители городов" (школа академика Марра). Или от "сармс", означающего "городить, ограждать" (В.Н. Майков, 1978 г.). Едва ли у основателей первой саратовской крепости, боярина Турова и воеводы Засекина, имелось время заниматься изысканиями в древних книгах, чтоб выбрать там название помудренее. И уж тем более не обратились бы они, скажем, к калмыцкому с его "сары-болгасн", что означает "желтый город" (иностранные исследователи). Тем более, что калмыков в конце XVI века в наших краях еще не было. Едва ли удачным можно признать и предположение, что слово "Саратов" связано с древнерусским "ратай", т.е. пахарь. Саратовцы в течение первых ста лет жизни города обработкой земли определенно не занимались, т.к. были полностью поглощены делами военными. Пахотные солдаты появились в наших краях много позже (А.И. Баженова, 1987 г.).
Значительно более интересными представляются два других предположения, появившихся недавно. Они основаны на замечании саратовского ученого А.А. Гераклитова, сделанного еще в 1923 году. Он отметил, что в первые годы существования Саратова наши предки, отправляясь в новый город или посылая туда какие-то депеши, говорили и писали не "в Саратов", а "на Саратов". По особенностям русского языка, так могло быть только в том случае, если словом "Саратов" обозначался не только город, но и целый район, участок местности, урочище. Авторы новых гипотез (Е.К. Максимов, Л.Г. Хижняк, З.Л. Новоженова, 1990-1991 г.г.) считают, что имя города произведено русскими от бытовавшего у тюркоязычных кочевников - ногайцев слова "сары-тав", обозначавшего правый нагорный участок волжского берега, обрывистый, во многих местах имеющий и сегодня желтый цвет. Ногайцы же действительно кочевали в Поволжье в XV-XVI веках и имели постоянные контакты с русскими. Кроме того, указанные выше исследователи допускают, что основа имени первой русской крепости в наших краях могла появиться и раньше, еще до прихода на Волгу ногайцев и даже татаро-монголов. В IX-X веках у кочевых и полукочевых племен, частично пользовавшихся индоиранскими словами - у них " сара" тоже означало "желтый", а может быть и "рыжий". И были племенные группы, где рыжеволосость встречалась очень часто. Если одна из таких групп довольно долго кочевала по нынешним нашим краям, то имя "Саратов" может происходить от названия местности, где "возле Волги обитало племя рыжеволосых".
Итак, на сегодняшний день имеется по крайней мере 13 вариантов расшифровки заинтересовавшего нас, слова. К сожалению, ни один из них не бесспорен и не может противостоять серьезной критике, а следовательно, поиски наши будут продолжаться. И понятно, не забавы ради. Ведь "Саратов", это не только название нашего главного города. Это слово - часть священного для нас понятия - Земля Саратовская. И более того - оно звучит в нашем общем имени - саратовцы. Имени, объединяющем тех, кто и сегодня живет в пределах Саратовской области, рядом или чуть поодаль от величественных обрывистых берегов русской реки Волги...