Храмы Воронежа

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

История православных святынь нашего города не достаточно освещена в научной и особенно - популярной литературе. Вот почему следует еще раз обратиться к этой теме, интересной и поучительной для всех, интересующихся историей русской Православной Церкви родного города! (особенно для молодежи).

ПОКРОВСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР Многие каменные церкви, отстроенные в Воронеже в XVIII—XIX веках, поставлены на месте деревянных. Не исключение и Покровская. Как существующая она упомянута в 1615 году в Дозорной книге Григория Киреевского: «Слобода Беломестных атаманов и казаков, а в слободе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древяна, клецки, с папертью, а в церкви образы и колокола и всякое церковное строение приходских людей. И служат у тое церкви попы: во дворе поп Григорий Степанов, во дворе поп Иван Федоров, во дворе проскурница Ульяна, да две кельи нищих, питаются от церкви Божия». Определение «новая» применительно к ней не употреблено, так что ее строительство можно датировать началом XVII века.

ТРОИЦКИЙ СМОЛЕНСКИЙ СОБОР

У человека, недавно живущего в Воронеже или впервые попавшего в этот город, может сложиться впечатление, что до революции центр его был довольно безликим. Нет сейчас ни одного храма ни на проспекте Революции, ни на площади Ленина, ни на улицах Ф. Энгельса, Плехановской, Пушкинской. Но это не значит, что их не было никогда. На Староконной площади (сейчас площадь Ленина) в давние времена стояла часовня, на Большой Московской (ныне Плехановская) — церковь. Вот об этом храме святой Троицы, простоявшем более полутора веков в самой сердцевине торговой площади, и настала пора вспомнить. Сейчас его место занимает научно-производственное объединение «Заря».

Двойное наименование храма — не редкость в Воронеже. Главным престолом в данном случае была Троица-Праздник пятидесятницы, или святой живоначальной Троицы, — один из древнейших в христианстве, установлен еще Ветхим Заветом. Совершается он на пятидесятый день после Пасхи.

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Благовещению Пресвятой Богородицы был посвящен из первых храмов на воронежской земле. Время его основания разные исследователи указывают различное. По мнению митрополита Киевского Евгения (Болховитинова) он был основан в 1620 году. Прот. Стефан Зверев, архиепископ Димитрий (Самбикин) и известный иследователь Н.И. Поликарпов считали, что он был построен почти одновременно с основанием города Воронежа в 1586 году.

учить, священнодействовать и управлять. В сей праздник издревле повелось украшать жилище зелеными ветками, травой и цветами. Сама Троица по традиции символизирует единство Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого.

После революции Благовещенский Собор и Митрофанов монастырь разделили судьбу многих и многих православных святынь. Вначале они был закрыты а в 50-е годы окончательно разрушены. Сегодня Благовещенский собор восстановлен и находится на Проспекте Революции.


АЛЕКСЕЕВСКИЙ АКАТОВ МОНАСТЫРЬ

 В наименовании единственной уцелевшей в Воронеже обители слились воедино каноническо-православная часть и природная, характеризующая его местоположение. Официальным своим названием монастырь обязан святому Алексию, митрополиту Московскому (1300—1378).

1620 году здешние жители сумели отстоять город и отразить набег литовцев и черкас. В память об избавлении от опасности они решили основать храм в честь того святого, в день которого им была дарована победа Им оказался день памяти митрополита Алексия. Вскоре желание основать Алексеевский храм переросло в стремление учредить вторую в городе обитель (первым, как уже упоминалось, был Успенский мужской монастырь, существовавший с 1600 года). Алексеевский мужской монастырь ведет отсчет своей истории с 1620 года и, выходит, лишь на несколько десятилетий моложе самого Воронежа.

Персональные инструменты
Инструменты