Современный взгляд на Мултанское дело

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи

Содержание

Введение

Мултанское дело.jpg


Медиа:Удмуртская.mp3


«Мултанское дело, – дело по обвинению удмуртов села Старого Мултана Малмыжского уезда Вятской губернии в принесении человеческой жертвы языческим богам, продолжалось свыше 4 лет – с 5 мая 1892 г., со дня обнаружения трупа нищего Конона Матюнина, до 6 июня 1896 года, когда все привлечённые по этому делу удмурты признаны невиновными. В течение этого периода оно рассматривалось два раза Сарапульским окружным судом (в г. Малмыже 10-11 декабря 1894 г.) и в г. Елабуге (29 сентября – 1 октября 1895 г.) и один раз Казанским окружным судом (в г. Мамадыше Казанской губернии 26 мая – 4 июня 1896 г.)». Мултанское дело сразу же после первого обвинительного приговора в 1894 году привлекло к себе широкое внимание общественности в России. В периодической печати появлялись многочисленные статьи, заметки, отклики, посвящённые этому запутанному уголовному процессу. В этом большая заслуга В. Г. Короленко. Писатель едет на место происшествия, тщательно изучает материалы следствия, беседует с людьми, печатает статьи, выступает на процессе и добивается оправдания подсудимых из селения Старый Мултан. Прошло уже 120 лет с этого момента, но споры до сих пор не стихают. Проблема Мултанского дела остается актуальной, требует более подробного изучения.

Чему учит Мултанское дело?

Конец XIX века характерен резким ухудшением межнациональных отношений в Удмуртии. Причиной изменения этнических стереотипов удмуртов и русских могло стать ухудшение экономического положения крестьянства. В связи с массовым притоком русского населения на территорию Удмуртии в течение XIX века количество населения увеличилось в 3,5 раза, в результате значительно уменьшился земельный душевой надел. Хотя к этому времени удмурты были хуже обеспечены землей, но она была плодороднее, чем в соседних русских селениях. Удмурты меньше страдали от неурожаев. В таких условиях возникла агрессивность по отношению к удмуртам. Появляются многочисленные слухи по поводу смерти Конона Матюнина.

Матюнин.jpg

Предварительное следствие по делу мултанских удмуртов приобретает заведомо обвинительный уклон, т. е. отношение к убийству как к тяжкому преступлению с ритуальной целью, лишь год спустя, когда передается товарищу прокурора Сарапульского окружного суда Н.И. Раевскому. Расследование в1893 г. пошло по пути прямой фальсификации вещественных доказательств, применения насилия к обвиняемым. Обвинение, защита, судьи, а также авторы газетно-журнальных публикаций того времени прекрасно понимали, что смысл Мултанского процесса в том, чтобы доказать варварскую дикость языческих верований удмуртов. Поэтому организаторы дела всячески манипулировали с трупом, чтобы оставить на нем следы языческого ритуала. В прессе и в изданиях научного характера неоднократно допускались фактические ошибки в изложении дела. Отдельные чины прокуратуры и полиции действительно рассчитывали использовать "мултанское дело" в личных интересах, стремясь сделать карьеру на скандале. Однако после долгих судебных разбирательств по запутанному делу, правда, все-таки, оказалась на стороне мултанцев. Как стало известно, убийство действительно было совершено преднамеренно, однако не удмуртами, а русскими крестьянами Тимофеем Васюкиным и Яковом Конешиным, которые надеялись переложить преступление на удмуртов села Старый Мултан и завладеть их землями. И многие даже в наши дни думают, что в Мултанском процессе противостояли, с одной стороны, язычники-удмурты, с другой – христиане-русские. Но это не так. Следует отметить, что все участники процесса, кроме обвиняемых и одного из экспертов, Г.Е. Верещагина, были русскими. И защищали удмуртов от клеветы тоже русские. Однако они руководствовались разными этническими принципами, разными взглядами на происходящее. Именно в этом и заключается главный урок Мултанского дела.

Стоит ли ворошить прошлое?

Подсудимые были оправданы, но поднятая против вотяков травля не прекратилась. На X съезде естествоиспытателей и врачей, а затем в отдельном издании, вятский священник Н. Н.Блинов выступил с новыми якобы доказательствами существования человеческих жертвоприношений среди удмуртов. В. Г. Короленко назвал его статьи «глубочайшим невежеством, грубым искажением печатных текстов».

Короленко.jpg

Даже в советское время в Удмуртии существовали предания о совершаемых местными жителями человеческих жертвоприношениях. Выросшие в тех местах русские рассказывали, что слухи об исчезновениях "замоленных" людей получают распространение и в 60-х, и в 80-х годах прошлого столетия. Говорят, что практика человеческих жертвоприношений сохранилась в Удмуртии и поныне, но официальные власти всячески замалчивают об этих фактах, чтобы не нагнетать противостояние в обществе. К сожалению, и сегодня находятся люди, которые используют эти давние события с целью противопоставить русских и удмуртов, вызвать в них чувства взаимного неприятия. Вероятно, это становится возможным из-за того, что Мултанское дело все-таки изучено недостаточно. Требуется научное осмысление этого процесса. По-моему, необходимо создавать краеведческие общества, которые занимались бы исследованием этого происшествия, так как полевые материалы помогают детализировать многие запутанные события этого нашумевшего дела и ещё раз рассмотреть спорные вопросы. В 1925 году в г. Ижевске было оформлено Научное общество по изучению Вотского края (НОИВК). Одним из важных направлений деятельности общества была выбрана организация этнографических и археологических экспедиций с целью сбора исчезающего краеведческого материала. Заместителем председателя и членом правления НОИВК был врач, краевед, один из учредителей Сарапульского земского музея – Фёдор Васильевич Стрельцов. В 1926 году вышел первый сборник «Трудов НОИВК» под редакцией Ф.В. Стрельцова, в котором были опубликованы материалы по Мултанскому делу. Кроме того, летом 1928 года под его рукводством состоялась этнографическая экспедиция в село Старый Мултан. Целями экспедиции были: сбор этнографического материала данной местности (традиционных костюмов, обычаев, сферы их бытования) и сбор сведений, касающихся Мултанского дела, как одного из первых в России уголовных процессов, имеющих этнокультурную окраску. В ходе экспедиции Стрельцов Ф.В. беседовал со многими жителями села Старый Мултан и записывал воспоминания о событиях того периода. Ему довелось встретиться и поговорить с Зориным Дмитрием Степановичем, сделать его фотоснимок. Дмитрий Степанович Зорин был одним из главных обвиняемых в ходе Мултанского процесса, так как весной 1892 года он исполнял обязанности жреца при удмуртском молении. В 1928 году ему было семьдесят лет. Он, как и шесть его односельчан, провёл 4 года под арестом в камере предварительного заключения, около года – в одиночной камере Малмыжской тюрьмы. Он рассказал, что судебный пристав не слушал показания удмуртов, не брал их во внимание. Экспедиция Ф.В. Стрельцова во многом подтвердила доказанный Короленко факт о многочисленных нарушениях и попустительствах следствия и обвинения. Поэтому необходимо продолжать исследование, собрать вместе все материалы и документы и опубликовать их в общедоступных книгах для того, чтобы не было противоречивых мнений и взглядов на те давние события.

Заключение

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема Мултанского дела остается до сих пор актуальной и не до конца решенной. Еще много недосказанного, в котором необходимо разобраться. Это было поистине громкое дело. Решение суда по Мултанскому делу 120 лет назад имело судьбоносное значение не только для мултанцев, но и для всего удмуртского народа. Подсудимых пытались ложно обвинить именно по религиозным мотивам. На скамье подсудимых в течение 4 лет находились не только взятые под стражу мултанцы, но и весь удмуртский народ. Поэтому я думаю, что не следует забывать об этом громком деле, чтобы не осталось «темного пятна» в истории нашей Родины.

Список литературы

1. Великий миротворец... [Электронный ресурс].- http://www.stihi.ru/2009 Дата обращения: 8.11.2014 3. Касимова, Е.А. Мултанское дело и Научное общество по изучению Вотского края. [Электронный ресурс].- http://togeo.ru Дата обращения:10.11.2014 4. Кони, А.Ф. В.Г. Короленко и суд/А. Ф. Кони.//Кони А.Ф. Влспоминания о писателях/А.Ф. Кони – М.:Правда, 1989. – С.452-458. 5. Логинова И.В. Мултанское дело (1892-1896 гг.) в советской историографии 1920-начала 1980-х гг./И.В. Логинова.//Проблемы школьного и дошкольного образования: тезисы докладов Пятой региональной науч.-практ. конференции. – Глазов: Изд-во Глазов. Гос.пед.ин-та, 2002. – С. 9-10 6. Мултанское дело: история и современный взгляд: Материалы научно-практической конференции. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2000. – С.9-16. 7. Ракитин А.И. Загадочные преступления прошлого. [Электронный ресурс].- http://www.murders.ru/Multan_10.html Дата обращения: 8.11.2014

Практические рекомендации

Статья предназначена для всех, кто интересуется историей Удмуртии и хочет больше узнать о ее тайных страницах.

Персональные инструменты
Инструменты