Прошлое и настоящее Пошехонского края Ярославской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Адриан Пошехонский, Ярославский, священномученик)
м (Житие Адриана Пошехонского, Ярославского, священномученика)
Строка 127: Строка 127:
  
 
Информация о литературном прошлом и настоящем Пошехонского края.
 
Информация о литературном прошлом и настоящем Пошехонского края.
=Житие Адриана Пошехонского, Ярославского, священномученика=
+
3.1. Житие Адриана Пошехонского, Ярославского, священномученика
 
  Житие Адриана Пошехонского, жившего в 16 веке, написано игуменом Успенского монастыряря Алексием (1570-1573,существует в двух частях. Первая, древнейшая часть «Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова» представляет собой рассказ об основании преподобным монастыря и о трагической гибели святого 10 лет спустя. Во второй части «Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана», возникшей вскоре после обретения мощей Адриана Пошехонского в 1626 году, подробно излагается это событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы. Житие Адриана Пошехонского является ценным источником культурной и бытовой истории нашего края 16 века.  
 
  Житие Адриана Пошехонского, жившего в 16 веке, написано игуменом Успенского монастыряря Алексием (1570-1573,существует в двух частях. Первая, древнейшая часть «Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова» представляет собой рассказ об основании преподобным монастыря и о трагической гибели святого 10 лет спустя. Во второй части «Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана», возникшей вскоре после обретения мощей Адриана Пошехонского в 1626 году, подробно излагается это событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы. Житие Адриана Пошехонского является ценным источником культурной и бытовой истории нашего края 16 века.  
 
(© СОШ №1 г. Пошехонья Автор Крюковская Татьяна)
 
(© СОШ №1 г. Пошехонья Автор Крюковская Татьяна)

Версия 00:03, 8 ноября 2010

Содержание

Информация о географическом положении (прошлом и настоящем).

Из истории создания Рыбинского водохранилища

Рыбинское водохранилище – искусственное море, рукотворное море – создано на реке Волге и её притоках Шексне и Мологе. 13 апреля 1941 года в 13ч.10 мин началось его заполнение. Около 17 тысяч лет назад на месте Рыбинского водохранилища было ледниковое озеро. Постепенно оно обмелело, и возникла обширная Молого-Шекснинская низменность. Рыбинское водохранилище планировалось как самое большое по площади искусственное озеро в мире. Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 году у деревушки Переборы выше места впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 года русло Волги перекрыли. Наполнение гигантской чаши продолжалось 7 долгих лет и закончилось только в 1947 году по достижении запланированного "нормального подпорного уровня" (+102 м относительно уровня Мирового океана). Уровень должен быть +98 м. При таком подпорном уровне город Молога и большая часть территории Мологского уезда остались бы незатопленными. Средняя глубина — 5,5 м, максимальная — 25-30 м. Площадь 4580 км2. Объём 25,5 км³. Центр 37° 30′ в.д. и 58° 30′ с.ш. Затоплено: 3645 км лесов, 663 деревни, 1 город (Молога), 6 монастырей и более 50 храмов. В рапорте начальнику Волгостроя докладывали, «что граждан добровольно пожелавшим уйти из жизни вместе со скрабом при наполнении водохранилища, составляет 294 человека». Переселено 130 000 чел. На дне Рыбинского водохранилища покоятся деревни, кладбища и даже целые сёла с церквями. Нередко официально это не подтверждается, доходит до смешного. Но во время межени над поверхностью воды показываются кресты церквей. В основном такие подводные сёла находятся вблизи пошехонских и брейтовских берегов. После наполнения гигантской чащи ушла под воду и была изъята из хозяйственного оборота восьмая часть ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье драгоценных пойменных заливных лугов, травы которых по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов, более 70 тыс. га веками возделываемой пашни, более 30 тыс. га высокопродуктивных пастбищ, более 250 тыс. га грибных и ягодных лесов. Сельскохозяйственному производству региона был нанесен тяжелейший удар, поскольку основными районами маслоделия Ярославской губернии были Мологский и Пошехонский уезды, а также северные части Мышкинского и Рыбинского уездов, то есть те территории, которые были затоплены или подтоплены водохранилищем. Здесь, на северо-западе губернии, вырабатывалось до 85 процентов ярославского масла, значительная часть которого до революции экспортировалась в Западную Европу, в частности, в Англию и Данию. Создание такого «водного гиганта» привело к разрушению культурно-исторического наследия. Прошло около семи десятилетий и мы должны помнить об истоках духовности и культуры и передать их нашим потомкам. (Авторы: Кротова Алена. 8 класс, Ковригина Т.В. Пятницкая ООШ. 26.10.2010) [1]

Карта Ярославской губернии 1927 года.

На данной карте указана территория Ярославской губернии, которая была затоплена водами Рыбинского водохранилища.(Кротова Алена, 8 класс Пятницкая ООШ) [2]

Жертвы создания Рыбинского водохранилища

Рыбинское море поглотило в своих пучинах великое множество старинных населенных пунктов, включая один из древнейших городов Мологу. Другой, не менее замечательный город Весьегонск перенесен был на гору, что и сохранило его, хотя вряд ли новый город смог полноценно заменить ушедший под воду. Село Брейтово перенесено на другое место. Такая вот своеобразная "Русская Атлантида"... Конечно, Рыбинское море поглотило не весь Пошехонский район, а лишь меньшую его часть. Вынуждены были уехать жители Мормужинского, Давшинского, Пельневского и Космодемьянского приходов. По берегам водоема образовались новые поселения, новые колхозы, и жизнь в общем-то нормализовалась. С самим же городом Пошехонье ситуация сложилась иначе. Городу Пошехонью повезло. Рыбинское море не только не накрыло его, но разлившиеся реки, которых в городе несколько, настолько улучшили облик Пошехонья, что многие часто называют его "Северной Венецией". Такое сравнение подкрепляется не только обилием воды и древней архитектуры, но и бесчисленным количеством мостов, которых в Пошехонье столько, что кажется, никто никогда даже не пробовал их сосчитать. Здесь были созданы промышленные предприятия. Издревле в городе существовал редкий золотобойный промысел: Мастера-золотобойщики изготовляли сусальное золото, которое пользовалось спросом даже в советские времена. Купола Московского Кремля, Исаакиевского собора в Питере, фонтаны Царского Села и даже оперный театр в Одессе - все это украшено было сусальным золотом пошехонских мастеров. Сейчас промысел умер. Воды рукотворного моря поглотили село Никольское, которое находилось возле места впадения реки Маткома в Глухую Шексну; село Мормужино у устья реки Согожа; село Пельнево на левом берегу реки Шексна; село Космодемьянское Пошехонского уезда, которое располагалось на левом берегу Шексны на северной границе уезда, недалеко от нынешней деревни Шетинское. Под водой оказался и памятник архитектуры церковь Космы и Дамиана (1838 года). На дне моря покоятся сотни деревь, кладбища, сёла с церквями. (Автор: Яковлев Андрей 9 класс. Ковригина Т.В. Пятницкая ООШ. 26.10.2010) [3]; [4]

Информация об историческом прошлом.

АДРИАНОВ МОНАСТЫРЬ

31 мая 1543 - официальная дата основания Адрианова монастыря, вернее заложение игуменом Адрианом небольшой церкви.Жители в окрестности 90 вёрст посещали данную обитель. Благодетелей у обители не было, церковную утварь брать было негде, в связи с этим, игумен Адриан занимался ещё писанием икон.Со временем братия увеличилась и послушники построили ещё три кельи для жительства и ещё одну, которую затем преобразовали в трапезную. Так же Преподобный Адриан задумал строительство каменного храма и собрал на это достаточную сумму. Но через год, 5 марта 1544года, в обитель ворвались разбойники , ограбили монастырь и убили игумена Адриана. Прошло много лет. В 1699 году монастырь потерпел пожар, и, в связи с этим, в 1702 году здесь возвели каменную обитель с большим количеством храмов. Для сравнения - в наше время на территории монастыря осталось всего два храма: храм Богоявления Господня и Успенский. Монастырь хранит много святынь. Н.Н. Юрьева, жена Я.М. Юрьева, пошехонского помещика, пожертвовала монастырю ковчежец и крест. В ковчежце находятся мощи многих святых, например: Иоанна Крестителя, Святого Евангелиста Луки.Всего монастырь хранит мощи девятнадцати святых. Так же в обители имеются два серебряных креста, которые находятся над вратами Успенского храма.Кресты содержат частицы мощей.Игуменский посох преподобного Адриана - тоже святыня, которой братия монастыря сильно дорожит. Посох сделан из дерева с полукруглой рукояткой, мера посоха - 1,5 аршина. Среди святынь имеется и икона Преподобномученика Адриана. Икона хранится в храме Богоявления Господня. Икона содегжит частицу святых мощей Адриана. Колодец, вырытый игуменом Адрианом, также считается святыней обители, но находится сейчас в плачевном состоянии.

В 2000 году монастырь возродился сначала как женский. Его возглавляла игуменья Дамиана. Сначала был первый женский состав, затем - второй. В 2006 году монастырь стал мужским. Восстановление монастыря продолжал первый мужской состав, а сейчас эстафету принял второй мужской состав, которым руководит игумен Иоанн. Сегодня в обители кроме игумена живут два иеромонаха, иеродьякон и восемь послушников. Именно эта братия восстановила колокольню монастыря, и сейчас подходит к завершению последняя стадия ремонтных работ. (Автор: Сорокин Александр, 9 класс, Белосельская СОШ, информация от1.10.2010)
Файл:Taz02.jpg
монастырь до революции

Возрождение Адрианова монастыря

В 1918 году обитель закрыли, разграбили, монастырское кладбище распахали под огороды, уцелевшие от погромов строения распределили под дома и дачи, а потом и вовсе забросили. 2000 год - год возрождения духовной жизни монастыря. Монастырь был открыт как женский (Дамиана (Латышева), игум. (XXI в.)). Первую зиму сестры пережили в нечеловеческих условиях. Кругом полная разруха – нет света, отопления, температура в кельях опускалась ниже ноля, вода превращалась в лед. В таких экстремальных условиях сестрам пришлось провести несколько лет. Первоначально, на деньги, выделенные Московской патриархией, начался ремонт в килейном корпусе. "За лето хотелось утеплить здание, вход отремонтировать и сделать отопление", - делилась планами старшая сестра инокиня Филарета. В монастыре вместе с настоятельницей было 6 сестер, помимо трудов духовных они активно поднимали хозяйство. "Полная бытовая неустроенность не пугает, здесь очень красивое место, очень намоленная святыня", - утверждала инокиня Николая. В этот период был вычищен и благоустроен колодец, по преданию выкопанный самим Адрианом Пошехонским. Сестры жили надеждой найти мощи преподобного, которые на протяжении многих столетий были главной святыней монастыря. 2006 году женский монастырь был преобразован в мужской. В 2007 году был оштукатурен весь колокольный комплекс, сделана новая крыша и все строительные работы внутри северного крыла На территории имеются: огород, хозяйственные постройки, среди них гараж, скотный двор и др. В одной из хозяйственных построек расположен естественный ледник. Внутри постройки бьёт родник, благодаря которому зимой происходит естественное намерзание льда ( Ковригина Юлия 8 класс, Пятницкая ООШ, информация от 25.10.2010) [5]

РОДНИК СВЯТОГО АДРИАНА

Родник Святого Адриана даёт начало реке Иней.В давние времена родник находился в деревне Зайцево, которая, к сожалению, уже исчезла и сейчас название деревни не упоминается. Теперь родник - достопримечательность деревни Заднево. Раньше к роднику ходили за ключевой водой, которая считалась целебной, но потом родник забросили.в 2007 году начались работы по восстановлению родника. В расчистке территории и самого родника принимали участие лишь два человека - Андреев Алексей Васильевич и Афанасьев Михаил Александрович (мой папа). При чистке родника, через каждые 30 см. находили серебряные и золотые монеты XVI,XVII,XVIII веков, глиняные трубки, кресты и прочую церковную утварь. Также при восстановлении родника оказал помощь московский предприниматель Попов В.А. В роднике бьёт 12 ключей. Сейчас над родником возвели крышу, построили купель. Построены летняя и зимняя трапезные. По дороге к роднику сделаны очень удобные скамеечки с крешей, чтобы отдохнуть усталым путникам. На роднике строятся новые удобства для отдыхающих. В 2008-2009гг. исследователи из нашей школы брали пробы родниковой воды и проводили химический и биологический анализ. По всем показателям вода оказалась очень чистой. В наше время такая вода - настоящий клад. Люди с большой радостью приезжают сюда из разных уголков России за полезной родниковой водой. (Автор: Афанасьева Алёна, 8 класс Белосельская СОШ)
Файл:100 1037.jpeg
родник святого Адриана

Пошехонская старина и уединенные пошехонцы

Первоначально Пошехонье - это обширная местность - край на левой стороне реки Шексны. Название произошло от притока Великой Волги - Шехонь/Шехона. Пошехонье - это еще и городок - центр уезда, а теперь района. (Автор: Смирнова Алена, 10 класс, Колодинская СОШ, 28.10.2010г) [6]

Пошехонье - город пяти рек и семи мостов

Пошехонье позицирует себя под брендом "Город пяти рек и семи мостов" и это неслучайно. (Автор:Денисенко Ирина,9 класс, Колодинская СОШ, Богоявленская А.А. 28.10.2010г.) [7]

Пошехонье

Пошехонье - это обширная местность на левой стороне реки Шексны. Но Пошехонье - это еще и городок, центр района. В период феодальной раздробленности Пошехонье входило в состав Белозерского княжества. Вместе с белозерцами принимали участие пошехонцы в Куликовской битве 1380 года. В 1486 году был образован Белозерский уезд, а в 1541, в период укрепления Русского централизованного государства, из этого уезда выделена новая отдельная административная единица - Пошехонский уезд. Центром его было определено село Белое. В 1540 году пришел в “пределы Пошехонския” монах Адриан, ставший впоследствии местным святым, и с 1543-го начал строить монастырь, который сыграл заметную роль в истории уезда и города. Преп. Адриан Пошехонский обучался иноческому житию у преп. Корнилия Комельского. После смерти наставника в 1537 году у инока появилось горячее желание построить в глухом пустынном месте обитель. Однажды в храме появился благолепный странник. Старец предложил проводить инока в глухое место, где не ступала нога человеческая, привел его в дремучий Пошехонский лес и исчез, будто его и не было.

Здесь, у реки Ветхи, трудами монахов был воздвигнут храм в честь Успения Божией Матери и обитель. В 1550 году, в Великий пост, на Адрианову пустынь напала шайка разбойников. Злодеи схватили игумена. Жгли его горящей лучиной, кололи ножом, давили накинутой на шею веревкой, выпытывая деньги. Страдалец, указав на кувшин с 40 рублями, сказал: “Вот все наше имущество”. Злодеи удавили святого старца, а храм был ограблен. Тело преподобного мученика Адриана монахи увезли из обители и спрятали на берегу реки Ушломы близ села Белого. Спустя 76 лет, в 1626 году, инок Иона перед смертью открыл, что отец его - священник Исидор - с соседями свезли тело убитого игумена Адриана к опустевшей церкви пророка Ильи и схоронили его под полом храма. На могиле для памяти посадили рябину. Получив о том донесение, патриарх Филарет предложил перенести мощи святого в Адрианову пустынь.

В 1680 году административный центр уезда и его городское правление были переведены из села Белого в монастырское село Пертому. Не случайно некоторые краеведы ведут отчет действительной истории города Пошехонье с этого года. С 1727 года уезд приписан к Ярославлю и в составе Ярославской провинции - к Московской губернии. В 1777 году Указом Екатерины II село Пертома переименовано в город Пошехонье, уезд включен в состав Ярославской губернии, а в следующем году утвержден и герб города. К концу 18 века население уезда достигло 129 тыс. человек. Заметно оживилась экономическая жизнь уезда и города Пошехонье в 19 веке: развивались крестьянские и помещичьи хозяйства, кустарные и отхожие промыслы, торговля, появились местные богатые предприниматели, купцы, мещане. Их стараниями построены в городе здания центра, магазины, а в 1832 году - торговые ряды. В 1822 году возведена церковь на городском Успенском кладбище, в 1883 - закончено строительство нового теплого храма городского собора. Развитие края продолжилось и в советское время. В 1929 году был образован Пошехонский район, но в мирную жизнь ворвалась большой бедой Великая Отечественная война. 6500 пошехонцев - трудоспособных людей в расцвете сил - не пришли с фронта, многие вернулись ранеными и калеками. В уходящем столетии город значительно вырос. Открыты общеобразовательные школы, детские сады, библиотеки, музыкальная школа, районный Дом культуры, построена Центральная районная больница, работает Историко-краеведческий музей. (Автор: Дедюлина Анастасия, 8 класс, Колодинская СОШ, учитель Богоявленская А.А., 29.10.2010г)

Рыбинское водохранилище и его история

Рыбинское водохранилище -море, которое человек создал своими руками. История Рыбинского водохранилища уникальна. Это неспокойное огромное море впечатляет своими размерами на карте. Рыбинское водохранилищенаходится в Ярославской области, на реке Волге. (Автор: Колодинская СОШ, учитель Богоявленская А.А.29.10.2010г) [8]

Град-Китеж Рыбинского водохранилища

Китеж-град -древнерусский город,который , по народному поверью, чудом скрылся под землю во время нашествия Батыя. На его месте в Нижегородской губернии образовалось святое озере...Рыбинское водохранилище, раскинувшееся в верховьях Волги на территории трёх областей святым назвать нельзя. Воды искусственного моря скрывают несколько "град Китежей", но не по доброй воле ушедших на дно, а по Государственному плану электрофикации России. (Автор: Колодинская СОШ учитель Богоявленская А.А. 30.10.2010 г) [9]

Сохоть

== МОУ Колодинская СОШ == Рассказ экскурсовода "Святой Севастиан Сохотской "

В конце XV века дремучими лесами, нехоженой тропой шел в Пошехонские места святой Севастиан Сохотский. Остановился подвижник в Сохотском лесу. Речка, которая там протекает, Сохотью зовется. Стал Преподобный Севастиан жить отшельником, питаться тем, что в лесу растет, и время проводить в молитве. Удалившись от мира в Пошехонские леса, он на реке Сохоть построил для себя келью и церковь, которую, разумеется, сам и освятил в честь и славу Преображения Господня. При этой церкви он стал жить сначала один; но укрываться от мира он долго не мог: о нем, как о подвижнике, скоро разнеслась слава; вскоре явились к нему ученики, которые и оставались с ним, чтобы вести жизнь подвижническую. Преподобный Севастиан естественно сделался их настоятелем. Всю свою жизнь он проводил в молитве, посте и трудах. Он сам носил воду, рубил дрова, плел вервие, пек хлебы, молол жито. Кончина его последовала в конце XV века (1492 г.). В середине XIX века над мощами преподобного Севастиана был построен каменный храм. На месте первой обители возник крупный монастырский комплекс в Ярославской области, который состоял из нескольких храмов и жилых зданий для обителей монастыря.

Севастианов Преображенский монастырь: Проследим, как создавался Севастианов Преображенский монастырь. На месте обители святого Севастиана Сохотского Пошехонского, над его мощами местные жители поставили деревянную часовню. В 1853 году была сооружена деревянная церковь в честь Севастиана Сохотского Пошехонского. Некоторое время храм находился в ведении пошехонского Адрианова монастыря под именем Преображенско – Севастиановского скита. В 1885 году была поставлена вторая деревянная церковь Преображения Господня. В 1894 году был возведен двухэтажный полукаменный трапезный корпус. В 1898 году Севастиановский храм перевели в Успенский скит, устроенный монастырем в трех верстах к северу на берегу реки Сохоть. Новую шатровую звонницу возвели над восточными воротами обители в 1898 году. В этом же году был заложен трехпрестольный пятиглавый кирпичный храм. Он строился 8 лет и был освящен в 1906 году.

Поездки на Сохоть: Первый крестный ход на место Севастианова Монастыря, который состоялся в 2007 году. Совершается богослужение. В нем приняло участие 9 человек. Приехав на место, мы увидели остатки разрушенных храмов. Бывшая трапезная, единственное полукаменное здание построенное в 1894 году, оставшееся после монастыря. Рядом с трапезной находилась колокольня Севастианова женского монастыря. Она разрушена, но осталось подвальное помещение, его вы видите на экране. В настоящее время там находятся иконы, которые оставляют паломники. А наверху установлены два креста: один деревянный, другой металлический. На территории монастыря сохранился жилой дом и полуразрушенные хозяйственные постройки, старый колодец. Прошел год, и мы снова собрались на Сохоть. Приехав на место, первым делом мы послужили Преподобному Севастиану перед крестами, установленными на месте разрушенного храма. Молиться было очень легко и чувствовалось, что когда то пускай и очень давно, здесь творил молитву Преподобный Севастиан.Совершается богослужение. Последний крестный ход был в августе 2010 года "Рассказ экскурсовода о памятных местах провела Углова Алена, 10 класс"

== МОУ Ермаковская СОШ == Рассказ экскурсовода Монастырь Преображенский Себастианов, п.Сохоть, последняя четверть 19 - начало 20в.

Один из крупнейших монастырских комплексов Ярославской области, сформировавшихся в период эклектики. Культовые и жилые постройки монастыря, типичные для своего времени, были выдержаны в русском стиле. История монастыря отличалась уникальной активностью и размахом строительной деятельности.

Преображенско-Севастиановский общежительный монастырь находился в 36км к северу от Пошехонья на р.Сохоть среди обширного лесного пространства. Он был образован на основе женской православной общины, учрежденной указом Синода от 13 декабря 1885г. Официальное открытие монастыря совершено архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном 10 декабря 1889г. Выбор места для комплекса не был случайным: в конце 15в. здесь находилась обитель местночтимого святого Севастиана Пошехонского, который был его первым игуменом вплоть до своей смерти, последовавшей, по одним источникам, в 1492, а по другим - в 1542г. В 1697-1702гг. обитель числилась за Вологодской епархией, с 1725г. была приписана к ЧереповЕЦкому Воскресенскому монастырю Новгородской епархии, а в 1764г., при учреждении монастырских штатов, была упразднена. Известно, что над мощами преподобного местные жители поставили деревянную часовню, на месте которой в 1853г. петербургским купцом Петром Денисовым была сооружена деревянная церковь с шатровой колокольней, освященная 9 января 1856г. в честь Севастиана Пошехонского. Вплоть до учреждения общины этот храм находился в ведении пошехонского Адрианова монастыря под именем Преображенско-Севастиановского скита. В 1885г. на средства ярославского потомственного почетного гражданина Михаила Литова восточнее этого храма была поставлена вторая деревянная церковь Преображения. Тот же благотворитель в 1887 - 1888гг. субсидировал ремонт и частичную перестройку старого храма. В 1894г. на пожертвования М.Е.Комарова возведен двухэтажный полукаменный трапезный корпус. В его нижнем этаже находилась обширная трапезная, кухня и кельи для трапезниц и кухонниц, а вверху располагались кельи настоятельницы и сестер. В 1898г. Севастиановский храм перенесли в Успенский скит, устроенный монастырем в трех верстах к северу от основной обители на высоком берегу р.Сохоть. Эта работа производилась на средства Василия Алферова, принявшего монашество. В связи с переносом Севастиановской церкви в другое место перед монастырем встал вопрос о строительстве колокольни. Новую шатровую звонницу возвели из толстых бревен над восточными воротами обители в 1898г. В том же году на месте старого храма был заложен трехпрестольный пяти-главый кирпичный храм, посвященный коронованию Николая II и царицы Александры Федо-ровны. Его проект по типу тоновского собора в Свеаборге составил гражданский инженер А.Федосеев. В процессе строительства первоначальный проект был изменен, получив более индивидуальные черты. Главный престол Рождества Богоматери и Севастиана Пошехонско-го и северный придел во имя Николая Чудотворца и Великомученицы Александры были ос-вящены в январе 1906г., а южный придел Рождества Иоанна Предтечи - в июне. Оба храма стояли по одной оси напротив восточных ворот, трапезная располагалась перпендикулярно им к западу от каменной церкви. По сторонам от основных зданий в мона-стыре находился целый ряд деревянных построек: двухэтажный келейный корпус, постав-ленный в 1886 на пожертвования и средства М.М.Литова, одноэтажный келейный корпус с мезонином (1890), в котором размещались иконописная и башмачная мастерские, еще один одноэтажный дом для сестер (1887) и небольшой флигель при нем (1896), хлебная и квасная (1886), баня с прачечной и кладовая (оба здания 1886). Квадратная в плане территория ком-плекса была обнесена деревянной оградой с тремя воротами на восточной, южной и запад-ной сторонах. Большое число монастырских построек располагалось за его стенами. Ближе к южным воротам стояли два дома притча (1886 и 1893гг.) с надворными постройками. Неподалеку от восточного входа размещались две гостиницы для богомольцев (1887 и 1890гг.), за первой из них располагалась конюшня. Кроме этих сооружений в подмонастырской слободе числилось более 20 хозяйственных, жилых и служебных построек (в том числе большой скотный двор, конюшенный двор, сарай для пожарных машин, многочисленные амбары и сараи). Монастырское кладбище находилось в 200 м от ограды обители. Здесь в 1911г. на средства благотворительницы московской купчихи Е.Ф.Чижовой была поставлена деревянная часовня в русском стиле. Проект для нее выполнил А.Федосеев - строитель монастырского собора. Монастырю принадлежала также каменная часовня на главной площади Пошехонья, возведенная в 1891г. в память спасения царской семьи в 1888г. во время крушения поезда и освященная 28 августа 1892г. К настоящему времени от некогда развитого комплекса сохранилось несколько полу-разрушенных хозяйственных построек. Каменный собор уничтожен, деревянная церковь, в советское время превращенная в клуб, в 1890гг. была перенесена в п.Зубарево Пошехонского р-на и приспособлена под жилой дом. Из-за своей удаленности и отсутствия дорог место недоступно для обследования. Церковь Преображения - скромный образец небольшого деревянного храма со спокойным фасадным декором, типичным для времени эклектики. Рубленный из бревен без остатка и обшитый тесом храм был поднят на невысоком кирпичном основании. Он принадлежал к клетскому типу с продольно-осевой композицией. К компактному четверику, четырех-скатная кровля которого была увенчана главкой на глухом восьмигранном барабанчике, с востока примыкал прямоугольный пониженный алтарь, а с запада - небольшая, также пониженная трапезная. Декор здания был довольно скромен: узкие филенчатые лопатки на углах объемов, фриз из вертикально положенного теса в основании прямоугольных окон (окна четверика - по три на боковых фасадах - более высокие), наличники с несложными фигурными фартуками и пропильными подзорами на сандриках, неширокие ажурные подзоры по краю кровли. Церковь Рождества Богоматери - крупный каменный храм, типичный для монастырского строительства рубежа 19 - 20вв. в формах русского стиля. Фасадная композиция кирпичного и оштукатуренного храма сложилась не сразу, что отчетливо проявляется при сравнении форм реально построенного здания и двух предшествовавших ему проектов. На первом церковь предстает повторением собора в Свеаборге, что и было декларировано в пояснительной записке А.Федосеева. Прямоугольный односветный четверик с чуть пониженным алтарем, имеющим в центре скругленную апсиду, и узким западным притвором увенчаны пятью крупными главами (центральная световая), возвышающимися над четырехскатной кров-лей. Пилястры с капителями, членящие фасад и наличники арочных окон и порталов, завершенные разорванными фронтонами, повторяют образцовые проекты К.А.Тона. По второму по времени проекту предполагалось построить четырехстолпный храм с пятью световыми главами. Чуть вытянутый по продольной оси четверик приобретает здесь симметричную композицию - с небольшими выступами прямоугольных ризалитов по центрам слегка зауженных алтаря и западного притвора. В средних расширенных пряслах фасадов располагались строенные арочные окна, во фланговых - одинарные. И те и другие имели обрамления в виде ва-ликов с перехватами, аналогичные аркатурно-колончатому поясу, украшавшему цилиндрические барабаны луковичных глав. Существовавший в реальности храм с двусветным четвериком, чуть вытянутым по продольной оси, имел позакомарное покрытие и также был увенчан пятиглавием. Алтарь с тремя полукруглыми апсидами и более узкий западный притвор по высоте равны четверику. Тонкий профилированный пояс, обходящий все фасады, делит их на два яруса. Узкие щелевидные окна второго света (три в центральных пряслах и по одному в боковых) включены в структуру аркартурно-колончатого пояса. Видимо, этот знаковый элемент, интерпретирующий формы Успенского собора в Москве, где проходило венчание на царство Николая II и его суп-руги, был призван указывать на событие, послужившее поводом для строительства. Изменилась также композиция завершения храма. Восьмигранные барабаны луковичных глав, из которых лишь наиболее крупная цен-тральная является световой, подняты на постаментах, декорированных кокошниками. При этом композиция закомар с круглыми филенками - знак высочайше утвержденных проектов Тона, насаждаемых государством, - сохранилась. В интерьере четыре крещатых столба, от которых были переброшены подпружные арки к пристенным лопаткам, делили пространство храма на девять ячеек. Центральная была увенчана световой главой, угловые перекрыты крестовыми сводами, а пространственный крест - коробовыми сводами с распалубками. В западной части храма были устроены хоры с железной решеткой. Стены были оштукатурены и побелены. В сводчатом подцерковье между первыми восточными пилонами с северной стороны для обозначения места, где, по преданию, покоились мощи Севастиана, устроен склеп в виде малой часовни с каменным надгробием, украшенным образом преподобного. Трапезный корпус - прямоугольное в плане протяженное двухэтажное здание, крытое на два ската с пологими фронтонами на торцовых северном и южном фасадах. Стены кирпичного первого этажа гладко оштукатурены, второй рублен из бревен с остатком. Декор фа-садов ограничен лопатками обоих этажей, отвечающих примыканию внутренних стен, простейшими наличниками прямоугольных окон второго этажа с треугольными очельями (нижние окна, также прямоугольные, обрамлений не имеют) и венчающим карнизом с гладким фризом. Планировка коридорного типа с двухсторонним расположением помещений. В се-верном торце здания на втором этаже размещался зал трапезной. Кладбищенская часовня - деревянная, квадратная в плане типа восьмерик на четверике, была завершена шатром с полицей. В основании шатра по странам света, а также в основании глухого барабанчика главы находились килевидные кокошники. Углы объемов были подчеркнуты лопатками. Венчающие карнизы в четверике были дополнены широким фризом из вертикально набитого теса, а в восьмерике - ажурным подзором. Окна часовни с необычной формой перемычек (в четверике с подвышением в центре, в восьмерике - со срезанными верхними углами) были заключены в строгие наличники с профилированными сандриками. Крыльцо входа прикрывал двускатный навес с маленькой главкой. Внутри восьмерик был завершен плоским потолком, а углы при переходе от четырех-гранного объема к восьмигранному были оформлены в виде треугольных парусов. Рассказ экскурсовода о монастыре в п. Сохоть представила Савинова Алена (10 класс)

ПОШЕХОНСКОЕ СЫРОВАРЕНИЕ

История сыроварения

В 1865 году три друга по морскому корпусу, Николай Верещагин, Владимир Бландов и Григорий Бирюлев, побывав в странах Европы — Англии, Германии, Франции, Дании и Швеции и изучив там молочное производство, совершили в Росии настоящий переворот. Располагая сведениями о землях Ярославской губернии, качестве молока, наличии лугов и пастбищ, они пришли к выводу о возможности успешного развития молочного производства, и в первую очередь масла и сыра. При этом они преследовали и другую цель — поднять благосостояние крестьян. Именно с этих трёх человек и началось в Ярославской губернии, и Пошехонском уезде в частности, промышленное сыроварение и маслоделие.В 1933 году был построен крупнейший по тому времени сыродельный завод, на котором Павел Антонович Авдиенко. Хотя начинал он в той самой молочной фирме, организованной Владимиром Бландовым. В 1927 году, участвуя в Ярославском губернском конкурсе на лучшее качество сыра, он получил вторую премию, в следующем году завоевал заводскую премию». В 1933 году Павел Антонович получил назначение на только что построенный в Пошехонье-Володарске механизированный завод. Сорок два года отработал Авдиенко в маслосыродельной промышленности. Г. М. Ленского «История Пошехонского сыродельного завода» среди мастеров сыроделия и маслоделия, работавших на заводах в период Великой Отечественной войны, указано и имя Павла Антоновича Авдиенко. Производством сыра марки «Пошехонский» на Пошехонском сырзаводе уже после смерти Авдиенко занималась мастер-сыродел Галина Алексеевна Каменская, за что она получила звание Героя Социалистического Труда.

Состав сыра.

Изготавливают сыр из пастеризованного и нормализованного по степени жирности коровьего молока, с добавлением бактериальных заквасок и сычужного фермента. Выпускается в форме круглых головок весом 3,5 — 7 кг.

Производство сыра.

Купленное у колхозов или у частников молоко пастеризуется, пропускается через сепаратор, а затем заливается в специальную «сырную ванну». В ванне нужно поддерживать постоянную температуру около 32°C, и для правильной реакции сюда заносится «чистая культура» (специальная закваска наподобие кефирной) и чуть-чуть селитры. Затем при помощи комбинации содержания обрата и молоко достигает жирность 45%. Для свёртывания смеси готовится специальный «сычужный фермент». Мастер, который все делает самолично, должен «уловить» момент, когда смесь достигает зрелости. Сгустившаяся смесь, которую называют «калье», разбивается лопатками и получается полноценная сырная заготовка - «зерно». После удаления сыворотки «зерно» оседает. После этого зерно сливается в формовочный аппарат, где сырный пласт прессуется и укладывается в формы. Следом головки сыра на 2 суток опускаются в ванны с рассолом. Следом сыр должен в специальных помещениях созревать 45 дней. Главное в созревании — определить раннее парафинирование. Сыр покрывается парафином где-то в месячном возрасте, когда «корочка наведется».


Возрождение

В Пошехонье хотят вернуть славу «пошехонский сыр». В Пошехонье Ярославской области в целях возрождения бренда пошехонского сыра разработана новая туристическая программа "Сырная лавка". Туристы, приезжающие в Пошехонье, смогли бы посетить Сырную лавку - мини-музей сыра, в котором будет представлено старинное оборудование для его приготовления. В лавке краеведы и экскурсоводы рассказывали бы об истории сыроварения, сыроварах Пошехонья, о рецептах приготовления сыров. Пока же под маркой «пошехонский» производят сыры по всей стране, кроме Пошехонья.

Церковь и источник Св. Параскевы наречённой Пятница

На христианской Руси храм, богослужение стояли в центре жизни человека. Где бы не селились русские, первым делом они возводили церковь. Вся жизнь наших предков начиналась с храма. Если есть храм — то село, если нет — то так, деревня. Церковь Св. Параскевы Пятницы расположена в д. Погост-Пятницкий Белосельского сельского поселения Пошехонского района Ярославской области, построена в 17 в. Внесена в список ценных архитектурных памятников 17 века. До 17 века храмы на Руси не завершались шатром. На нашей церкви есть и купол и шатёр. Шатровый храм – это четырёхугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем. Стены и купол были украшены фресковой росписью и лепниной. Фрески – это роспись стен красками по сырой штукатурке, вот почему через века ни дожди, ни снега не смыли краски, они остались яркими на тех местах, где ещё сохранилась штукатурка. Как вспоминают местные жители, это был очень богатый и красивый храм, который имел второй по величине приход среди близлежащих храмов. В церкви проводились обряды венчания, крещения, панихиды и богослужения, связанные с годовым циклом церковных праздников. В воскресенья и праздничные дни звон колоколов далеко разносился до окрестных деревень. Церковь отслужила до конца 30-х годов. Её не коснулись гонения на религию. Была закрыта перед самой ВОВ по причине аварийности. Неразрывно связана история храма с историей местного святого источника. Глубоко в историю уходит своими корнями рождение родника. О давности его существования могут говорить монеты, найденные на дне источника. По древнему обычаю их бросали в воду на счастье, чтобы быстрее исполнились просьбы, высказанные в молитвах к святой Параскеве. Самые древние монеты, найденные в последние годы, датируются 1743 годом. Старожилы помнят, как выглядел родник в конце XIX века. Когда церковь была действующей, родник был святым местом для прихожан. Из родника священники брали воду для освящения. В большие праздники происходило освящение воды прямо в роднике. Вокруг родника был сделан сруб 3 х 3 метра, кругом был настил шириной 1 метр с поручнями. Над родником была крыша, крытая дранкой, её венчал небольшой купол с крестом. Крыша была установлена на столбах. Дно родника было выстлано камнями. Вода вытекала через специальное окно по корытцу. С закрытием церкви, обветшал и обрушился родник. По мнению местных жителей, вода и серая глина из этого источника действительно является лечебными. (© Пятницкая ООШ Авторы: Бабалова Анна, Кротова Алена)

Литературное прошлое и настоящее Пошехонского края

Информация о литературном прошлом и настоящем Пошехонского края. 3.1. Житие Адриана Пошехонского, Ярославского, священномученика

Житие Адриана Пошехонского, жившего в 16 веке, написано игуменом Успенского монастыряря Алексием (1570-1573,существует в двух частях. Первая, древнейшая часть «Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова» представляет собой рассказ об основании преподобным монастыря и о трагической гибели святого 10 лет спустя. Во второй части «Слово на обретение честных мощей преподобномученика игумена Андреана», возникшей вскоре после обретения мощей Адриана Пошехонского в 1626 году, подробно излагается это событие, описание чудес, происходивших от мощей святого и от чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы. Житие Адриана Пошехонского является ценным источником культурной и бытовой истории нашего края 16 века. 

(© СОШ №1 г. Пошехонья Автор Крюковская Татьяна)

Информационные ресурсы

  1. ...
  2. ...
  3. ...

1. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН МК-18-09. ЕРМАКОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ. Ярославская область, Пошехонский муниципальный район. ООО«СПЕЦСТРОЙПРОЕКТ». Ярославль: 2009 г., с. 25-28 (о Сохоти)

Персональные инструменты
Инструменты