Покровская, церковь города Советска Вятского края
(Новая: Самое древнее здание города Советска. Первое письменное упоминание о ней относится к 1674 году (в летоп...) |
|||
Строка 4: | Строка 4: | ||
Место было выбрано на высоком берегу реки Пижмы за речкой Кукаркой. Монастырь занимал значительную земельную площадь. Он был обнесен деревян-ным забором – оградой, со входом через деревянную надвратную церковь во имя Николая Можайского (на том месте ныне стоит часовенный памятный кирпичный столп на ул. Колхозной). Граница ограды проходила от угла нынешнего кладбища к магазину по улице оф. Смехова, от магазина в сторону р. Пижмы и по ее берегу до кладбища. | Место было выбрано на высоком берегу реки Пижмы за речкой Кукаркой. Монастырь занимал значительную земельную площадь. Он был обнесен деревян-ным забором – оградой, со входом через деревянную надвратную церковь во имя Николая Можайского (на том месте ныне стоит часовенный памятный кирпичный столп на ул. Колхозной). Граница ограды проходила от угла нынешнего кладбища к магазину по улице оф. Смехова, от магазина в сторону р. Пижмы и по ее берегу до кладбища. | ||
После перевода Иоанно – Предтеченского монастыря из с. Жерновогорья в сл. Кукарку его название сохранилось. | После перевода Иоанно – Предтеченского монастыря из с. Жерновогорья в сл. Кукарку его название сохранилось. | ||
− | + | В архивных документах Покровской церкви имеется запись о перестройке в 1788 году Предтеченской церкви (ныне левый придел Покровской церкви) по причине разрушения алтарной стены и тесноты помещения. Придел был освящен иереем Вознесенской церкви села Ильинска Петром Иродионовым. | |
− | + | Можно заключить, что Кукарская Покровская церковь имела начало с Предтеченской (ныне северный придел во имя Иоанна Предтечи), она была теп-лой. | |
Гора, которую преодолевали, чтобы дойти до монастыря, стала называться Ивановской. | Гора, которую преодолевали, чтобы дойти до монастыря, стала называться Ивановской. | ||
− | + | Нет точной даты переименования Иоанно-Предтеченского монастыря в По-кровский, но известно, что в 1719 году в летописи о Кукарской Успенской церкви монастырь уже назывался Кукарским Покровским. | |
В 1725 году в монастыре случился пожар (что в нем пострадало, неизвестно). | В 1725 году в монастыре случился пожар (что в нем пострадало, неизвестно). | ||
В 1764 году Кукарский Покровский мужской монастырь упраздняется (по-следним игуменом монастыря был Илларион). Все монашествующие переводятся в Истобенский монастырь. Покровская церковь преобразуется в приходскую в 1765 году. Определяются селения, входящие в Покровский приход: селения Под-монастырской слободки и в основном Петропавловского приказа (Самоделкино, Грехово, Городище, Б. и М. Жаворонково и другие). | В 1764 году Кукарский Покровский мужской монастырь упраздняется (по-следним игуменом монастыря был Илларион). Все монашествующие переводятся в Истобенский монастырь. Покровская церковь преобразуется в приходскую в 1765 году. Определяются селения, входящие в Покровский приход: селения Под-монастырской слободки и в основном Петропавловского приказа (Самоделкино, Грехово, Городище, Б. и М. Жаворонково и другие). | ||
− | + | Правый придел Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца Можайского устроен после сгоревшей 6 сентября 1774 года надвратной деревян-ной Никольской церкви, ворота под которой вели в монастырскую ограду. Утварь и иконы были спасены. | |
− | + | Священником Покровской церкви в это время был Тимофей Самарцев, а старостой - Петр Вшивцев. | |
− | + | Ныне на месте престола сгоревшей церкви стоит памятный часовенный столп с нишей для иконы - в 1784 году он уже существовал (подобный кирпичный столп стоял и у нынешнего магазина по ул. оф. Смехова, когда и по какому пово-ду установлен – неизвестно). 3 июня 1777 года, после сгоревшей надвратной Никольской церкви, была выдана Храмозданная грамота на строительство Никольского придела, который строится с правой стороны от Покровского придела, в виде палатки с куполом на столбах и четырьмя окнами. «Палатка» просуществовала до 1780-го года, потом ее разобрали и стали строить каменный придел с кирпичной главкой (такой же, как и над Покровским приделом). В 1785 году он был достроен и освящен. | |
− | + | Получилось здание, как бы состыкованное из трех малых церквей, имеющее в каждую церковь отдельные входы с западной стороны (хотя традиционно входы в церкви устраивались крестообразно – с западной, южной и северной сторон). | |
− | + | ||
− | + | ||
В 1836 году мастер В.Ф. Кривошеин из Орловской округи в Предтеченском и Никольском приделах убрал алтарные столбы и сделал приличные арки. | В 1836 году мастер В.Ф. Кривошеин из Орловской округи в Предтеченском и Никольском приделах убрал алтарные столбы и сделал приличные арки. | ||
В Прибавлении №52 к «Вятских Губернских ведомостям» №26 от 30.12.1839 года о Кукарской Покровской церкви пишется «…. стены её с южной стороны выложены не кирпичом, а бутовым отесанным камнем. Ряды камней в стенах лежат не по ватерпасу, а по положению земной поверхности, которая до-вольно поката на северо-запад». | В Прибавлении №52 к «Вятских Губернских ведомостям» №26 от 30.12.1839 года о Кукарской Покровской церкви пишется «…. стены её с южной стороны выложены не кирпичом, а бутовым отесанным камнем. Ряды камней в стенах лежат не по ватерпасу, а по положению земной поверхности, которая до-вольно поката на северо-запад». | ||
− | + | Церковь строилась не в один прием, поэтому в ней постоянно производились какие-либо строительные работы: | |
− | + | 1773 год – в алтаре Покровского придела сменили деревянный пол на опоч-ный; | |
− | + | 1778 год - пробиты окна в холодную Покровскую церковь; | |
1780 год - на строящемся Никольском приделе переложен восьмерик главки по пропорции; | 1780 год - на строящемся Никольском приделе переложен восьмерик главки по пропорции; | ||
1784 год – в главном приделе заменен каменный пол из серых плит, пони-жен уровне пола на ¼ и постелен новый из опочных строганных плит; | 1784 год – в главном приделе заменен каменный пол из серых плит, пони-жен уровне пола на ¼ и постелен новый из опочных строганных плит; | ||
Строка 28: | Строка 26: | ||
1822 год – Павел Морозов ремонтирует два ребра на шпице колокольни, поврежденные громовым ударом. (Такой же ремонт будет произведен Иваном Семеновых и в 1845 году); | 1822 год – Павел Морозов ремонтирует два ребра на шпице колокольни, поврежденные громовым ударом. (Такой же ремонт будет произведен Иваном Семеновых и в 1845 году); | ||
1827 год – штукатурятся внутри все три придела, карнизы и 25 клейм для изображения икон (мастера Братухин Иван Гаврилович и его сын Алексей); | 1827 год – штукатурятся внутри все три придела, карнизы и 25 клейм для изображения икон (мастера Братухин Иван Гаврилович и его сын Алексей); | ||
− | + | 1834 год – Павел Морозов разбирает внутренние стены, своды, делает арки и соединяет теплые приделы Предтеченский и Никольский. | |
− | + | ||
В церковной ограде при монастыре в сарайчике был устроен глубокий ко-лодец в 10 сажень с деревянным срубом на двух опорах с колесом. Вода из колод-ца поднималась на поверхность двумя двухведерными бадьями, окованными же-лезными обручами. Колесо вращалось руками. Одна бадья опускалась вниз, а вто-рая, наполненная водой, поднималась вверх. | В церковной ограде при монастыре в сарайчике был устроен глубокий ко-лодец в 10 сажень с деревянным срубом на двух опорах с колесом. Вода из колод-ца поднималась на поверхность двумя двухведерными бадьями, окованными же-лезными обручами. Колесо вращалось руками. Одна бадья опускалась вниз, а вто-рая, наполненная водой, поднималась вверх. | ||
− | + | Деревянный сруб служил недолгое время. На его восстановление требова-лись большие затраты, объявлялись денежные сборы. | |
− | + | В 1839 году крестьянин Савва Иерофеевич Трегубов д. Ключевской Орлов-ского уезда Вятской губернии вычистил обвалившийся и заваленный сверху ко-лодец до дна, срубил из леса новый, выделав горловину колодца. | |
Позднее в колодце становится мало воды. В 1845 году крестьянин Максим Лежнин из д. Шуга Водозерского Приказа колодец углубил. | Позднее в колодце становится мало воды. В 1845 году крестьянин Максим Лежнин из д. Шуга Водозерского Приказа колодец углубил. | ||
− | |||
В эти же годы строится и 2-х этажный кирпичный дом для церковнослужи-телей. | В эти же годы строится и 2-х этажный кирпичный дом для церковнослужи-телей. | ||
− | + | Из-за большого объема строительных работ по решению прихожан был взят на работу помощник старосты по строительству Павел Прокопьевич Пушкарев из д. Грехово. | |
1846 год - на поверхности кровли были вырисованы и вызолочены 138 звезд разной величины: Яков и Александр Соловьевы вызолотили обе главки церкви; | 1846 год - на поверхности кровли были вырисованы и вызолочены 138 звезд разной величины: Яков и Александр Соловьевы вызолотили обе главки церкви; | ||
− | + | 1857 год - Фёдор Бердинский из д. Б.Яснур вызолотил листовым золотом и оба креста; | |
1863 год – Покровская церковь почти за 200 лет своего существования при-обрела современный внутренний вид. Церковь стала тепло-холодной. | 1863 год – Покровская церковь почти за 200 лет своего существования при-обрела современный внутренний вид. Церковь стала тепло-холодной. | ||
При строительных работах в церкви использовался местный строительный материал: лес, известь, кирпич, опочный камень. Одним из поставщиков опоки был Киприан Матвеевич Лапшин, который поставлял плиты для пола, работу вы-полнял Петр Федотович Соснин. | При строительных работах в церкви использовался местный строительный материал: лес, известь, кирпич, опочный камень. Одним из поставщиков опоки был Киприан Матвеевич Лапшин, который поставлял плиты для пола, работу вы-полнял Петр Федотович Соснин. | ||
Строка 46: | Строка 42: | ||
1808 год - Василий Яковлев из Нолинска переливает треснутый колокол; | 1808 год - Василий Яковлев из Нолинска переливает треснутый колокол; | ||
1827 год - Иван Шмелев из г. Вятки позолотил иконостас Никольского при-дела и в клеймах написал лики святых; | 1827 год - Иван Шмелев из г. Вятки позолотил иконостас Никольского при-дела и в клеймах написал лики святых; | ||
− | + | 1829 год - Фёдор Юрасов из г. Вятки обложил серебром два Евангелия; | |
− | + | 1834 год - Петр Саврасов из Глазовского уезда написал иконы в клеймах; | |
− | + | 1837 год - Григорий Романов из Владимирской губернии отбелил ризу иконы Николая Можайского; | |
1837 год - Яков Соловьев из Нижегородской губернии, дворовый крестья-нин помещика Горихвастова, по договору с крестьянином В. И. Самоделкиным, (который оплатил работы живописца) написал иконы во все три иконостаса. | 1837 год - Яков Соловьев из Нижегородской губернии, дворовый крестья-нин помещика Горихвастова, по договору с крестьянином В. И. Самоделкиным, (который оплатил работы живописца) написал иконы во все три иконостаса. | ||
− | + | В Никольском приделе были написаны иконы на библейские темы: наверху в щите - «Тайную вечерю»; в навесе в клейме - «Нагорную проповедь»; на сере-дине царских дверей «Вседержитель»; в 4-х клеймах - четырех Евангелистов (сообразно теперешним чеканным). | |
− | + | В Предтеченском приделе были написаны иконы: наверху в щите - «Моле-ние о чаше Иисуса Христа» с изображением в тени спящих апостолов и подходя-щего Иуду со спирою; в навесе – Саваоф ( Бог – отец) с надписью «Отче наш иже еси»; на середине царских дверей -«Благовещение», в 4-х клеймах - четырех Евангелистов; на Пономарских дверях - «местного Захарию - отца Предтечева»; на тумбе - «Смерть Захарии». | |
− | + | ||
В среднем приделе: на полукружии - «Распятие Христа», от него направо- «Суд пред Пилатом», «Суд пред Архиереем», «Предательство Иуды»; а налево - «Пригвождение ко кресту», «Несение креста», «Биение у столпа»; в клеймах - «Снятие со креста», «Положение во гроб»; на аналойных тумбах (высоких столи-ках с покатым верхом) - «Сошествие святого духа», «Покрова Б.Матери», «Свято-го Николая Можайского», «Иоанна Предтечи», две панагии (маленькие полукруг-лые иконки) к царским дверям с изображением Спасителя и Богоматери. | В среднем приделе: на полукружии - «Распятие Христа», от него направо- «Суд пред Пилатом», «Суд пред Архиереем», «Предательство Иуды»; а налево - «Пригвождение ко кресту», «Несение креста», «Биение у столпа»; в клеймах - «Снятие со креста», «Положение во гроб»; на аналойных тумбах (высоких столи-ках с покатым верхом) - «Сошествие святого духа», «Покрова Б.Матери», «Свято-го Николая Можайского», «Иоанна Предтечи», две панагии (маленькие полукруг-лые иконки) к царским дверям с изображением Спасителя и Богоматери. | ||
На церкви также работали мастера: Алексей Иванович Клевакин убирает в 1842 году старую ризу с иконы св. Николая Можайского и делает новую медную с позолотой; Евод Михайлович Портнягин из г. Мурома, мастер по золочению и резьбе по дереву (1843 год); Яков Прокопьевич и Александр Прокопьевич Со-ловьевы расписывают распятие, а на тумбе в 14 клеймах - жизнь Христа (1846 год); Андрей Иванович Вендельман - мастер по золочению церковной утвари из Лифляндской губ. (1850 год). | На церкви также работали мастера: Алексей Иванович Клевакин убирает в 1842 году старую ризу с иконы св. Николая Можайского и делает новую медную с позолотой; Евод Михайлович Портнягин из г. Мурома, мастер по золочению и резьбе по дереву (1843 год); Яков Прокопьевич и Александр Прокопьевич Со-ловьевы расписывают распятие, а на тумбе в 14 клеймах - жизнь Христа (1846 год); Андрей Иванович Вендельман - мастер по золочению церковной утвари из Лифляндской губ. (1850 год). | ||
Строка 58: | Строка 53: | ||
Невозможно перечислить всех людей, которые принимали участие в пере-устройстве храма за его трехвековую жизнь. | Невозможно перечислить всех людей, которые принимали участие в пере-устройстве храма за его трехвековую жизнь. | ||
В 1855 году церковь оштукатурили снаружи. | В 1855 году церковь оштукатурили снаружи. | ||
− | + | Иконостасы в приделах заменялись неоднократно: так в 1866 году он заме-нен в главном приделе, а старый, изготовленный на средства В. И. Самоделкина, передан в Богословскую церковь с. Ситемка (Б. Богословское). | |
В церкви имелись древние богослужебные книги - в 1917 году их было 139; в библиотеке хранились книги, газеты и журналы (722 наименования). | В церкви имелись древние богослужебные книги - в 1917 году их было 139; в библиотеке хранились книги, газеты и журналы (722 наименования). | ||
− | + | Интересна история и колокольни. | |
Время возникновения неизвестно, но по её смежности со стеной Предтечен-ского придела можно заключить, что она построена раньше, чем Покровский при-дел, возможно одновременно с Предтеченским. Шпиц колокольни и главка, вы-полняющие роль кровли, цельнокирпичные, и швы кладки затирались специаль-ным составом, не пропускающим влагу. | Время возникновения неизвестно, но по её смежности со стеной Предтечен-ского придела можно заключить, что она построена раньше, чем Покровский при-дел, возможно одновременно с Предтеченским. Шпиц колокольни и главка, вы-полняющие роль кровли, цельнокирпичные, и швы кладки затирались специаль-ным составом, не пропускающим влагу. | ||
− | + | 1864 год – на кирпичную кладку нашит деревянный каркас, «шпиц на коло-кольне обит белым аглицким железом с вызолоченными звездами» (так записано в летописи Покровской церкви). | |
− | + | Известны два момента в ее истории, когда над колокольней висела угроза её уничтожения: | |
− | + | - в 1844 году священнослужители с прихожанами решили удлинить цер-ковь, при этом разобрать колокольню и некоторые внутренние стены. Удельный архитектор Салавкин обследовал здание и выявил трещины: на стенах, своде Ни-кольского придела и за алтарной аркой Покровского придела, - и запретил пере-стройку церкви. | |
− | + | Прихожане и служители церкви высказали свои соображения по поводу по-явления трещин: с южной стороны Никольского придела вблизи стены произво-дились захоронения, а вешняя и дождевая воды, проникая в глубину, расслабляли грунт, и стена садилась. Говорили, что тяжелая каменная колокольня давит на грунт, деформируя его, происходит подвижка грунта. И чтобы облегчить коло-кольню, предлагали разобрать её шпиц, к стене придела приложить быки (контр-форсы). | |
− | + | В 1852-1854 годах для выявления причины возникновения трещин из г. Вят-ки прибыли архитектор Ломакин и инженер Олехнович. Инженер Олехнович за-претил разбирать колокольню, прикладывать быки, т. к. испортится вид фасада. Распорядился закрепить своды и стены металлическими связками и заштукату-рить трещины. Все эти неисправности устранил мастер Марко Слободин из Ор-ловского уезда. Но быки у южной стены все же сложили, видимо железные связки не остановили разрушение. Кирпичное покрытие шпица от влаги и морозов про-должало разрушаться, в 1855 году покрыли железом выступы окон, а через 10 лет и весь шпиц. На колокольне было 17 колоколов: самый большой - 196 пудов (1136 кг), самый малый - 32 ½ фунта (128,2 кг). | |
Колокольней, которой уже более трёх веков, мы любуемся и поныне. | Колокольней, которой уже более трёх веков, мы любуемся и поныне. | ||
− | |||
И хотя церковь перестраивалась неоднократно, в законченном виде она представляет собой единый архитектурный образ, выдержанный в традициях зод-чества XVII века. | И хотя церковь перестраивалась неоднократно, в законченном виде она представляет собой единый архитектурный образ, выдержанный в традициях зод-чества XVII века. | ||
Архитектура того времени, исполненная редкой живописности, так назы-ваемым «дивным узоречьем», была тесно связана с народным творчеством, с де-ревянным зодчеством. От других храмов нашего края Покровскую церковь отли-чает величавая простота и лаконизм, что придает великую силу выразительности и яркую образность. Тип храма, состоящего из основного двухцветного объекта с примыкающими к нему с запада Трапезной и шатровой колокольни, остается в рамках традиций Вятской школы зодчества «первой волны» его развития. Храм имеет приземистые пропорции, объемы его подчёркнуто массивны, декор много проще, чем на других памятниках Вятского края. Наличники из гладких полуко-лонок несут простой по рисунку трехобъемный кокошник, карниз из валиков с поребриком, выразительные дуги, лопатки по углам кубического объема состав-ляют весь декоративный наряд церкви. | Архитектура того времени, исполненная редкой живописности, так назы-ваемым «дивным узоречьем», была тесно связана с народным творчеством, с де-ревянным зодчеством. От других храмов нашего края Покровскую церковь отли-чает величавая простота и лаконизм, что придает великую силу выразительности и яркую образность. Тип храма, состоящего из основного двухцветного объекта с примыкающими к нему с запада Трапезной и шатровой колокольни, остается в рамках традиций Вятской школы зодчества «первой волны» его развития. Храм имеет приземистые пропорции, объемы его подчёркнуто массивны, декор много проще, чем на других памятниках Вятского края. Наличники из гладких полуко-лонок несут простой по рисунку трехобъемный кокошник, карниз из валиков с поребриком, выразительные дуги, лопатки по углам кубического объема состав-ляют весь декоративный наряд церкви. | ||
− | + | Главка венчает оригинальную по форме крышу на четыре ската, несомнен-но, навеянную мотивами деревянного зодчества. Невысокая шатровая колокольня хорошо увязана с храмом, сливаясь с ним в общий гармоничный силуэт. | |
− | + | С виртуозным мастерством древние мастера используют отношение про-порций, придающее силу и красоту облику скромного храма, рассказывающего нам об эстетических вкусах наших предков, тем самым, связывая жизнь совре-менную с бытовым укладом минувших лет. Это помогает полнее раскрыть богат-ство и неповторимое своеобразие культуры нашего современного края. | |
− | + | Кроме самого здания церкви примечательна и ограда вокруг неё. | |
− | + | ||
Желание устройства ограды возникло у прихожан и служителей церкви в 1820 году при священнике этой церкви Василии Владимировиче Филимонове, ко-торый написал прошение Вятскому Преосвященному Амвросию об утверждении плана ограды (утвержден в апреле 1822 года). Старостой церкви в это время был крестьянин Самоделкин Василий Иванович (из д. Самоделкино), выбранный на мирском сходе 10. 04. 1817 года. | Желание устройства ограды возникло у прихожан и служителей церкви в 1820 году при священнике этой церкви Василии Владимировиче Филимонове, ко-торый написал прошение Вятскому Преосвященному Амвросию об утверждении плана ограды (утвержден в апреле 1822 года). Старостой церкви в это время был крестьянин Самоделкин Василий Иванович (из д. Самоделкино), выбранный на мирском сходе 10. 04. 1817 года. | ||
Строительство ограды проводилось на пожертвования и сборы с прихожан (по решениям мирских сходов от 19.04. 1821 года - по 1 руб. с каждой ревизской души и от 01. 06. 1821 года ещё по 1 руб. с каждой мужской души). | Строительство ограды проводилось на пожертвования и сборы с прихожан (по решениям мирских сходов от 19.04. 1821 года - по 1 руб. с каждой ревизской души и от 01. 06. 1821 года ещё по 1 руб. с каждой мужской души). | ||
100 тыс. штук кирпича, необходимого для строительства ограды, поставлял купец Герасим Васильевич Платунов (по 16 руб. за тысячу) из кирпичных сараев, находящихся около церкви; глину для изготовления кирпича брали неподалеку от церкви (ныне овраг на кладбище за стеной церковной ограды). Известь поставля-ли Иван и Кирилл Капустины. Работы по кладке кирпичной ограды и въездных ворот, согласно плана, произвел в 1822 - 1823 годах Павел Морозов из д. Чертихи Нижегородской губ. (дворовый крестьянин Урусова). | 100 тыс. штук кирпича, необходимого для строительства ограды, поставлял купец Герасим Васильевич Платунов (по 16 руб. за тысячу) из кирпичных сараев, находящихся около церкви; глину для изготовления кирпича брали неподалеку от церкви (ныне овраг на кладбище за стеной церковной ограды). Известь поставля-ли Иван и Кирилл Капустины. Работы по кладке кирпичной ограды и въездных ворот, согласно плана, произвел в 1822 - 1823 годах Павел Морозов из д. Чертихи Нижегородской губ. (дворовый крестьянин Урусова). | ||
− | + | На углах стены ограды четыре башенки, с калиткой на кладбище и в стене - в южную сторону, за которой прежде была кузница. Высота стены 3 ½ аршина, длина её 81 ½ сажень, на воротах четыре иконы. На лицевой стороне Деисус (в центре Иисус Христос, слева Дева Мария, справа Иоанн Креститель). На задней – Святитель и Чудотворец Николай. | |
− | + | Иконы в застеклённых овальных нишах ворот (в клеймах) написаны на лис-товом железе в 1829 году живописцем Иваном Ивановичем Шмелевым из г. Вят-ки. | |
Главку ворот вызолотили в 1846 году Яков и Александр Соловьевы, крест над воротами листовым золотом в 1857 году выполнил Фёдор Бердинский. На ко-лоннах ворот были установлены фонари, которые освещали вход в ограду. (Следы их креплений видны и сегодня - это хомуты из полосового железа.) | Главку ворот вызолотили в 1846 году Яков и Александр Соловьевы, крест над воротами листовым золотом в 1857 году выполнил Фёдор Бердинский. На ко-лоннах ворот были установлены фонари, которые освещали вход в ограду. (Следы их креплений видны и сегодня - это хомуты из полосового железа.) | ||
Ограда, выполненная в стиле Византийской архитектуры, имеет и поныне впечатляющий вид, особенно проезжие ворота и бойницы. | Ограда, выполненная в стиле Византийской архитектуры, имеет и поныне впечатляющий вид, особенно проезжие ворота и бойницы. | ||
− | |||
В книге 1866 года Н. Золотницкого о Кукарке сообщается: «Покровская церковь с усыпальницей и другими церковными зданиями обнесена высокой камен-ной оградой, к которой примыкает обнесенное деревянной решеткой кладбище; внутренность ограды также служит кладбищем и наполнена надгробными па-мятниками, большей частью из опочного камня». | В книге 1866 года Н. Золотницкого о Кукарке сообщается: «Покровская церковь с усыпальницей и другими церковными зданиями обнесена высокой камен-ной оградой, к которой примыкает обнесенное деревянной решеткой кладбище; внутренность ограды также служит кладбищем и наполнена надгробными па-мятниками, большей частью из опочного камня». | ||
Резные надгробные сооружения из местной опоки сохранили имена резчи-ков - Л. О. Бронникова, Зенцова и др., а также имена погребенных. | Резные надгробные сооружения из местной опоки сохранили имена резчи-ков - Л. О. Бронникова, Зенцова и др., а также имена погребенных. |
Версия 15:38, 30 октября 2009
Самое древнее здание города Советска. Первое письменное упоминание о ней относится к 1674 году (в летописи о Покровской церкви под датой 1674 года имеется запись: «Погребена в монастырской ограде девица Анна Кривских- над-пись на плите перед входом в церковь на площадке.») Предшественником этой церкви являлся Ионанно - Предтеченский мона-стырь, или Пустыня Жерновых гор (основанный предположительно между 1555 и 1568 годами). В 1594 году при монастыре существовал храм деревянный одно-предельный во имя Иоанна Предтечи. В 1609 году, в смутное время, монастырь был разорен, а Иоанно-Предтеченская церковь сожжена. Неоднократно монастырь подвергался нападе-нию и в последующие годы. После очередного разорения монастыря было решено перенести его в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости. Как сообща-ет в 1851 году священник Дмитрий Трапицын в «Статистическом описании церк-вей сл. Кукарки» – перевод монастыря произошел между 1668-1690 годах. Место было выбрано на высоком берегу реки Пижмы за речкой Кукаркой. Монастырь занимал значительную земельную площадь. Он был обнесен деревян-ным забором – оградой, со входом через деревянную надвратную церковь во имя Николая Можайского (на том месте ныне стоит часовенный памятный кирпичный столп на ул. Колхозной). Граница ограды проходила от угла нынешнего кладбища к магазину по улице оф. Смехова, от магазина в сторону р. Пижмы и по ее берегу до кладбища. После перевода Иоанно – Предтеченского монастыря из с. Жерновогорья в сл. Кукарку его название сохранилось. В архивных документах Покровской церкви имеется запись о перестройке в 1788 году Предтеченской церкви (ныне левый придел Покровской церкви) по причине разрушения алтарной стены и тесноты помещения. Придел был освящен иереем Вознесенской церкви села Ильинска Петром Иродионовым. Можно заключить, что Кукарская Покровская церковь имела начало с Предтеченской (ныне северный придел во имя Иоанна Предтечи), она была теп-лой. Гора, которую преодолевали, чтобы дойти до монастыря, стала называться Ивановской. Нет точной даты переименования Иоанно-Предтеченского монастыря в По-кровский, но известно, что в 1719 году в летописи о Кукарской Успенской церкви монастырь уже назывался Кукарским Покровским. В 1725 году в монастыре случился пожар (что в нем пострадало, неизвестно). В 1764 году Кукарский Покровский мужской монастырь упраздняется (по-следним игуменом монастыря был Илларион). Все монашествующие переводятся в Истобенский монастырь. Покровская церковь преобразуется в приходскую в 1765 году. Определяются селения, входящие в Покровский приход: селения Под-монастырской слободки и в основном Петропавловского приказа (Самоделкино, Грехово, Городище, Б. и М. Жаворонково и другие). Правый придел Покровской церкви во имя святителя Николая Чудотворца Можайского устроен после сгоревшей 6 сентября 1774 года надвратной деревян-ной Никольской церкви, ворота под которой вели в монастырскую ограду. Утварь и иконы были спасены. Священником Покровской церкви в это время был Тимофей Самарцев, а старостой - Петр Вшивцев. Ныне на месте престола сгоревшей церкви стоит памятный часовенный столп с нишей для иконы - в 1784 году он уже существовал (подобный кирпичный столп стоял и у нынешнего магазина по ул. оф. Смехова, когда и по какому пово-ду установлен – неизвестно). 3 июня 1777 года, после сгоревшей надвратной Никольской церкви, была выдана Храмозданная грамота на строительство Никольского придела, который строится с правой стороны от Покровского придела, в виде палатки с куполом на столбах и четырьмя окнами. «Палатка» просуществовала до 1780-го года, потом ее разобрали и стали строить каменный придел с кирпичной главкой (такой же, как и над Покровским приделом). В 1785 году он был достроен и освящен. Получилось здание, как бы состыкованное из трех малых церквей, имеющее в каждую церковь отдельные входы с западной стороны (хотя традиционно входы в церкви устраивались крестообразно – с западной, южной и северной сторон). В 1836 году мастер В.Ф. Кривошеин из Орловской округи в Предтеченском и Никольском приделах убрал алтарные столбы и сделал приличные арки. В Прибавлении №52 к «Вятских Губернских ведомостям» №26 от 30.12.1839 года о Кукарской Покровской церкви пишется «…. стены её с южной стороны выложены не кирпичом, а бутовым отесанным камнем. Ряды камней в стенах лежат не по ватерпасу, а по положению земной поверхности, которая до-вольно поката на северо-запад». Церковь строилась не в один прием, поэтому в ней постоянно производились какие-либо строительные работы: 1773 год – в алтаре Покровского придела сменили деревянный пол на опоч-ный; 1778 год - пробиты окна в холодную Покровскую церковь; 1780 год - на строящемся Никольском приделе переложен восьмерик главки по пропорции; 1784 год – в главном приделе заменен каменный пол из серых плит, пони-жен уровне пола на ¼ и постелен новый из опочных строганных плит; 1805 год – Михайло и Иван Негановы из сл. Кукарки белят внутри Предте-ченского и Никольского теплых приделов, а также ремонтируют шпиц колоколь-ни; 1821 год – крыша Покровской церкви приобретает нынешний внешний вид. Переделаны деревянная кровля на металлическую (мастер П. Морозов) и стропила (мастера В.Максимов и К.Белобородов). Тогда и появляется этот свое-образный купол. При сооружении купола верхняя часть его была поднята, и за-крылся четверик основания главки с архитектурными деталями (видимо, тогда же и была разобрана главка над Никольским приделом). 1822 год – Павел Морозов ремонтирует два ребра на шпице колокольни, поврежденные громовым ударом. (Такой же ремонт будет произведен Иваном Семеновых и в 1845 году); 1827 год – штукатурятся внутри все три придела, карнизы и 25 клейм для изображения икон (мастера Братухин Иван Гаврилович и его сын Алексей); 1834 год – Павел Морозов разбирает внутренние стены, своды, делает арки и соединяет теплые приделы Предтеченский и Никольский. В церковной ограде при монастыре в сарайчике был устроен глубокий ко-лодец в 10 сажень с деревянным срубом на двух опорах с колесом. Вода из колод-ца поднималась на поверхность двумя двухведерными бадьями, окованными же-лезными обручами. Колесо вращалось руками. Одна бадья опускалась вниз, а вто-рая, наполненная водой, поднималась вверх. Деревянный сруб служил недолгое время. На его восстановление требова-лись большие затраты, объявлялись денежные сборы. В 1839 году крестьянин Савва Иерофеевич Трегубов д. Ключевской Орлов-ского уезда Вятской губернии вычистил обвалившийся и заваленный сверху ко-лодец до дна, срубил из леса новый, выделав горловину колодца. Позднее в колодце становится мало воды. В 1845 году крестьянин Максим Лежнин из д. Шуга Водозерского Приказа колодец углубил. В эти же годы строится и 2-х этажный кирпичный дом для церковнослужи-телей. Из-за большого объема строительных работ по решению прихожан был взят на работу помощник старосты по строительству Павел Прокопьевич Пушкарев из д. Грехово. 1846 год - на поверхности кровли были вырисованы и вызолочены 138 звезд разной величины: Яков и Александр Соловьевы вызолотили обе главки церкви; 1857 год - Фёдор Бердинский из д. Б.Яснур вызолотил листовым золотом и оба креста; 1863 год – Покровская церковь почти за 200 лет своего существования при-обрела современный внутренний вид. Церковь стала тепло-холодной. При строительных работах в церкви использовался местный строительный материал: лес, известь, кирпич, опочный камень. Одним из поставщиков опоки был Киприан Матвеевич Лапшин, который поставлял плиты для пола, работу вы-полнял Петр Федотович Соснин. Множество мастеров выполняли в церкви живописные, столярные и архи-тектурные работы: 1790 год - Илларион Гущин из Суны делает к иконам киоты и клейма с резь-бою; 1795 год - Петр Жилин из Устюга делает ризы из серебра; 1808 год - Василий Яковлев из Нолинска переливает треснутый колокол; 1827 год - Иван Шмелев из г. Вятки позолотил иконостас Никольского при-дела и в клеймах написал лики святых; 1829 год - Фёдор Юрасов из г. Вятки обложил серебром два Евангелия; 1834 год - Петр Саврасов из Глазовского уезда написал иконы в клеймах; 1837 год - Григорий Романов из Владимирской губернии отбелил ризу иконы Николая Можайского;
1837 год - Яков Соловьев из Нижегородской губернии, дворовый крестья-нин помещика Горихвастова, по договору с крестьянином В. И. Самоделкиным, (который оплатил работы живописца) написал иконы во все три иконостаса.
В Никольском приделе были написаны иконы на библейские темы: наверху в щите - «Тайную вечерю»; в навесе в клейме - «Нагорную проповедь»; на сере-дине царских дверей «Вседержитель»; в 4-х клеймах - четырех Евангелистов (сообразно теперешним чеканным). В Предтеченском приделе были написаны иконы: наверху в щите - «Моле-ние о чаше Иисуса Христа» с изображением в тени спящих апостолов и подходя-щего Иуду со спирою; в навесе – Саваоф ( Бог – отец) с надписью «Отче наш иже еси»; на середине царских дверей -«Благовещение», в 4-х клеймах - четырех Евангелистов; на Пономарских дверях - «местного Захарию - отца Предтечева»; на тумбе - «Смерть Захарии». В среднем приделе: на полукружии - «Распятие Христа», от него направо- «Суд пред Пилатом», «Суд пред Архиереем», «Предательство Иуды»; а налево - «Пригвождение ко кресту», «Несение креста», «Биение у столпа»; в клеймах - «Снятие со креста», «Положение во гроб»; на аналойных тумбах (высоких столи-ках с покатым верхом) - «Сошествие святого духа», «Покрова Б.Матери», «Свято-го Николая Можайского», «Иоанна Предтечи», две панагии (маленькие полукруг-лые иконки) к царским дверям с изображением Спасителя и Богоматери. На церкви также работали мастера: Алексей Иванович Клевакин убирает в 1842 году старую ризу с иконы св. Николая Можайского и делает новую медную с позолотой; Евод Михайлович Портнягин из г. Мурома, мастер по золочению и резьбе по дереву (1843 год); Яков Прокопьевич и Александр Прокопьевич Со-ловьевы расписывают распятие, а на тумбе в 14 клеймах - жизнь Христа (1846 год); Андрей Иванович Вендельман - мастер по золочению церковной утвари из Лифляндской губ. (1850 год). На строительство церкви самые крупные суммы вложили Самоделкины Ва-силий и Андрей (за 20 лет - 10 860 руб.), которые и в последующее время дарили церкви утварь: сосуды, серебряные кресты, позолоченные потиры, дискосы; а также прихожане: Иван Филиппович Самоделкин, Евдокия Елькина, Афанасий Взоров – лекарь, Максим Терехов, Смоленцев, Петр Чертищев, Иван Александро-вич Дмитриевых, Василий Васильевич Жаровцев, Лукиных – капитан, купцы: Димитрий Якимов, Александра Константиновна Александрова, Михаил Васильев, Стефания Якимова и многие другие. Невозможно перечислить всех людей, которые принимали участие в пере-устройстве храма за его трехвековую жизнь. В 1855 году церковь оштукатурили снаружи. Иконостасы в приделах заменялись неоднократно: так в 1866 году он заме-нен в главном приделе, а старый, изготовленный на средства В. И. Самоделкина, передан в Богословскую церковь с. Ситемка (Б. Богословское). В церкви имелись древние богослужебные книги - в 1917 году их было 139; в библиотеке хранились книги, газеты и журналы (722 наименования). Интересна история и колокольни. Время возникновения неизвестно, но по её смежности со стеной Предтечен-ского придела можно заключить, что она построена раньше, чем Покровский при-дел, возможно одновременно с Предтеченским. Шпиц колокольни и главка, вы-полняющие роль кровли, цельнокирпичные, и швы кладки затирались специаль-ным составом, не пропускающим влагу. 1864 год – на кирпичную кладку нашит деревянный каркас, «шпиц на коло-кольне обит белым аглицким железом с вызолоченными звездами» (так записано в летописи Покровской церкви). Известны два момента в ее истории, когда над колокольней висела угроза её уничтожения: - в 1844 году священнослужители с прихожанами решили удлинить цер-ковь, при этом разобрать колокольню и некоторые внутренние стены. Удельный архитектор Салавкин обследовал здание и выявил трещины: на стенах, своде Ни-кольского придела и за алтарной аркой Покровского придела, - и запретил пере-стройку церкви. Прихожане и служители церкви высказали свои соображения по поводу по-явления трещин: с южной стороны Никольского придела вблизи стены произво-дились захоронения, а вешняя и дождевая воды, проникая в глубину, расслабляли грунт, и стена садилась. Говорили, что тяжелая каменная колокольня давит на грунт, деформируя его, происходит подвижка грунта. И чтобы облегчить коло-кольню, предлагали разобрать её шпиц, к стене придела приложить быки (контр-форсы). В 1852-1854 годах для выявления причины возникновения трещин из г. Вят-ки прибыли архитектор Ломакин и инженер Олехнович. Инженер Олехнович за-претил разбирать колокольню, прикладывать быки, т. к. испортится вид фасада. Распорядился закрепить своды и стены металлическими связками и заштукату-рить трещины. Все эти неисправности устранил мастер Марко Слободин из Ор-ловского уезда. Но быки у южной стены все же сложили, видимо железные связки не остановили разрушение. Кирпичное покрытие шпица от влаги и морозов про-должало разрушаться, в 1855 году покрыли железом выступы окон, а через 10 лет и весь шпиц. На колокольне было 17 колоколов: самый большой - 196 пудов (1136 кг), самый малый - 32 ½ фунта (128,2 кг). Колокольней, которой уже более трёх веков, мы любуемся и поныне. И хотя церковь перестраивалась неоднократно, в законченном виде она представляет собой единый архитектурный образ, выдержанный в традициях зод-чества XVII века. Архитектура того времени, исполненная редкой живописности, так назы-ваемым «дивным узоречьем», была тесно связана с народным творчеством, с де-ревянным зодчеством. От других храмов нашего края Покровскую церковь отли-чает величавая простота и лаконизм, что придает великую силу выразительности и яркую образность. Тип храма, состоящего из основного двухцветного объекта с примыкающими к нему с запада Трапезной и шатровой колокольни, остается в рамках традиций Вятской школы зодчества «первой волны» его развития. Храм имеет приземистые пропорции, объемы его подчёркнуто массивны, декор много проще, чем на других памятниках Вятского края. Наличники из гладких полуко-лонок несут простой по рисунку трехобъемный кокошник, карниз из валиков с поребриком, выразительные дуги, лопатки по углам кубического объема состав-ляют весь декоративный наряд церкви. Главка венчает оригинальную по форме крышу на четыре ската, несомнен-но, навеянную мотивами деревянного зодчества. Невысокая шатровая колокольня хорошо увязана с храмом, сливаясь с ним в общий гармоничный силуэт. С виртуозным мастерством древние мастера используют отношение про-порций, придающее силу и красоту облику скромного храма, рассказывающего нам об эстетических вкусах наших предков, тем самым, связывая жизнь совре-менную с бытовым укладом минувших лет. Это помогает полнее раскрыть богат-ство и неповторимое своеобразие культуры нашего современного края. Кроме самого здания церкви примечательна и ограда вокруг неё. Желание устройства ограды возникло у прихожан и служителей церкви в 1820 году при священнике этой церкви Василии Владимировиче Филимонове, ко-торый написал прошение Вятскому Преосвященному Амвросию об утверждении плана ограды (утвержден в апреле 1822 года). Старостой церкви в это время был крестьянин Самоделкин Василий Иванович (из д. Самоделкино), выбранный на мирском сходе 10. 04. 1817 года.
Строительство ограды проводилось на пожертвования и сборы с прихожан (по решениям мирских сходов от 19.04. 1821 года - по 1 руб. с каждой ревизской души и от 01. 06. 1821 года ещё по 1 руб. с каждой мужской души).
100 тыс. штук кирпича, необходимого для строительства ограды, поставлял купец Герасим Васильевич Платунов (по 16 руб. за тысячу) из кирпичных сараев, находящихся около церкви; глину для изготовления кирпича брали неподалеку от церкви (ныне овраг на кладбище за стеной церковной ограды). Известь поставля-ли Иван и Кирилл Капустины. Работы по кладке кирпичной ограды и въездных ворот, согласно плана, произвел в 1822 - 1823 годах Павел Морозов из д. Чертихи Нижегородской губ. (дворовый крестьянин Урусова). На углах стены ограды четыре башенки, с калиткой на кладбище и в стене - в южную сторону, за которой прежде была кузница. Высота стены 3 ½ аршина, длина её 81 ½ сажень, на воротах четыре иконы. На лицевой стороне Деисус (в центре Иисус Христос, слева Дева Мария, справа Иоанн Креститель). На задней – Святитель и Чудотворец Николай. Иконы в застеклённых овальных нишах ворот (в клеймах) написаны на лис-товом железе в 1829 году живописцем Иваном Ивановичем Шмелевым из г. Вят-ки. Главку ворот вызолотили в 1846 году Яков и Александр Соловьевы, крест над воротами листовым золотом в 1857 году выполнил Фёдор Бердинский. На ко-лоннах ворот были установлены фонари, которые освещали вход в ограду. (Следы их креплений видны и сегодня - это хомуты из полосового железа.) Ограда, выполненная в стиле Византийской архитектуры, имеет и поныне впечатляющий вид, особенно проезжие ворота и бойницы. В книге 1866 года Н. Золотницкого о Кукарке сообщается: «Покровская церковь с усыпальницей и другими церковными зданиями обнесена высокой камен-ной оградой, к которой примыкает обнесенное деревянной решеткой кладбище; внутренность ограды также служит кладбищем и наполнена надгробными па-мятниками, большей частью из опочного камня». Резные надгробные сооружения из местной опоки сохранили имена резчи-ков - Л. О. Бронникова, Зенцова и др., а также имена погребенных.