Происхождение этрусков

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
Введение в этрускологию.  
+
 
 +
== Введение в этрускологию. ==
 +
 
Этруски занимают особое место не только в истории Апеннинского полуострова, но и среди всех народов античности. Их во многом загадочная и длительная история начинается в Италии в VIII в. до н. э. и заканчивается незадолго до начала нашей эры. Имеются прямые указания античных авторов на особую культурную роль этрусков - фактически, в архаический период они оказывали на Город такое же влияние, как позднее греки. Этрусский язык, бесконечно далёкий от латинского, стал источником пополнения лексики последнего во всех сферах, где этруски выступали учителями римлян - градостроительстве и мореходстве, ремесле и торговле, обрядах и гадательной практике. Наконец, этруски выступили посредниками в принятии римлянами письменности - самой основы цивилизации. <br/>
 
Этруски занимают особое место не только в истории Апеннинского полуострова, но и среди всех народов античности. Их во многом загадочная и длительная история начинается в Италии в VIII в. до н. э. и заканчивается незадолго до начала нашей эры. Имеются прямые указания античных авторов на особую культурную роль этрусков - фактически, в архаический период они оказывали на Город такое же влияние, как позднее греки. Этрусский язык, бесконечно далёкий от латинского, стал источником пополнения лексики последнего во всех сферах, где этруски выступали учителями римлян - градостроительстве и мореходстве, ремесле и торговле, обрядах и гадательной практике. Наконец, этруски выступили посредниками в принятии римлянами письменности - самой основы цивилизации. <br/>
  

Версия 15:43, 13 февраля 2009

Введение в этрускологию.

Этруски занимают особое место не только в истории Апеннинского полуострова, но и среди всех народов античности. Их во многом загадочная и длительная история начинается в Италии в VIII в. до н. э. и заканчивается незадолго до начала нашей эры. Имеются прямые указания античных авторов на особую культурную роль этрусков - фактически, в архаический период они оказывали на Город такое же влияние, как позднее греки. Этрусский язык, бесконечно далёкий от латинского, стал источником пополнения лексики последнего во всех сферах, где этруски выступали учителями римлян - градостроительстве и мореходстве, ремесле и торговле, обрядах и гадательной практике. Наконец, этруски выступили посредниками в принятии римлянами письменности - самой основы цивилизации.

Вместе с этим, этруски были в Европе пришельцами, совершенно неродственным индоевропейцам элементом, во многом непонятным и загадочным. Их язык, генетическая принадлежность которого не установлена до сих пор, после ассимиляции этрусского населения римлянами и италиками был забыт на долгие века, сохранившись в европейской истории только в нескольких десятках глосс и туманных упоминаниях античных авторов. Другие же средиземноморские народы, родство которых с этрусками сейчас твёрдо установлено, оказались совершенно забыты.
Таким образом, исследование этрусской культуры в общем контексте античного развития представляется и сегодня весьма актуальным, поскольку, сформировавшись на архаическом субстрате и принеся с собой ряд типично восточных черт, она оказала очень существенное воздействие на развитие древнейшего Рима, на складывание основ римской государственности, на развитие искусства и религии.

Кроме того, история этрусков по своему значению выходит за рамки древнеиталийской истории и географические границы Апеннинского полуострова. Она раскрывает древние языковые и культурные связи между народами Средиземноморья – от Пиренейского полуострова до Малой Азии и Кавказа.

Этруски были высококультурным народом по сравнению с современными им другими народами Италии. Их цивилизация красочно описана античными авторами и обильно представлена многочисленными памятниками. Тем не менее, история этрусков один из тех самых сложных и неясных вопросов в науке, которые до настоящего времени порождают ряд различных теорий и гипотез. Главный предмет научного спора – вопрос о происхождении этрусков, по которому античные авторы сообщают совершенно противоречивые сведения. Этот вопрос мог бы решить язык этрусков. Но он является не меньшой загадкой, чем проблема их происхождения. Таким образом, этрусская проблема уже давно находится в центре внимания антиковедения. Изучение происхождения древних этрусков, их социально-экономической и политической жизни, своеобразие духовной культуры и религии имеют более чем трехсотлетнюю историю.

Этрускология одно из подразделений антиковедения, как и все антиковедние в целом имеет устоявшуюся методологию исследования и определенный корпус источников. Во второй половине XX в. к этрусской культуре и особенно к этрусской религии стали применять сравнительные методы. Долгое время эти методы применялись к этрусскому языку, но результатов не дали, а вот в отношении к этрусской религии удалось добиться значительных результатов.

Этрусская религия демонстрирует определенные связи с Востоком и с каждым годом наука все больше устанавливает эти связи. С тех пор как религия этрусков была помещена на широкий сравнительный фон, возникла необходимость и изменения методологии этрусской религии. Это связано с тем, что за последние несколько десятилетий в мировой науке появились очень важные методологические изменения в области мифологии и религии. В частности, важной ступенью стал структурализм, возникший на Западной Европе, но оказавший существенное влияние и на отечественную научную мысль.

Таким образом, литература по этрускологии огромна и непрерывно продолжает пополняться. Обзор новейших данных можно узнать у Ельницкого Л. А. "Вестник древней истории"

Персональные инструменты
Инструменты