Великий Враг, село(Кстовский район Нижегородская область)
Строка 3: | Строка 3: | ||
'''Великий Враг''' | '''Великий Враг''' | ||
− | В непосредственной близости от Кстова, над обрывами - осыпями высокого правого берега Волги стоит древнее село Великий Враг, в своей дальней и бурной истории отразившее важнейшие вехи судеб всей нашей Родины. Народная же память относит основание села к XIV веку и связывает с победой Руси на поле Куликовом. Отмечая особые заслуги Симонова монастыря среди других обителей Древней Руси, Дмитрий Донской пожаловал братии на пропитание многие земли и угодья, в том числе «дал Государь князь Дмитрий Иванович Пречистой Богородице в дом на Симоново воды по Волге ниже Нова города: Елинские да Лелюховские с озер и с пески и с заводьими…по душе своей на помин, в наследие вечных благ». Именно тогда было основано село Великий Враг, получившее свое название от мощного вымыва материка в сторону Волги, прокопанного за века небольшой речкой Великовражеской. | + | В непосредственной близости от [[Кстово, город (Нижегородская область)|Кстова]], над обрывами - осыпями высокого правого берега [[Волга (река)|Волги]] стоит древнее село Великий Враг, в своей дальней и бурной истории отразившее важнейшие вехи судеб всей нашей Родины. Народная же память относит основание села к XIV веку и связывает с победой Руси на поле Куликовом. Отмечая особые заслуги Симонова монастыря среди других обителей Древней Руси, Дмитрий Донской пожаловал братии на пропитание многие земли и угодья, в том числе «дал Государь князь Дмитрий Иванович Пречистой Богородице в дом на Симоново воды по Волге ниже Нова города: Елинские да Лелюховские с озер и с пески и с заводьими…по душе своей на помин, в наследие вечных благ». Именно тогда было основано село Великий Враг, получившее свое название от мощного вымыва материка в сторону Волги, прокопанного за века небольшой речкой Великовражеской. |
− | В XV веке село многократно выжигалось проходившими по Нижегородским землям ордами монголо - татар и ногаев. И лишь во время военных походов из Нижнего Новгорода на Казань 1548 и 1550 годов Иван IV не только вспомнил о «родовом молении», но и указал в Великом Враге срубить храм и лично пожаловал в него образ Иверской Божьей матери. Но прошедшие затем в конце XVI столетия огнем разорений Чермисские войны вновь запустошили эти земли. Власти Симонова монастыря потеряли интерес к своим далеким нижегородским вотчинам. | + | В XV веке село многократно выжигалось проходившими по [[Нижегородская область|Нижегородским землям]] ордами монголо - татар и ногаев. И лишь во время военных походов из [[Нижний Новгород|Нижнего Новгорода]] на [[Казань]] 1548 и 1550 годов [[Грозный, Иван Васильевич|Иван IV]] не только вспомнил о «родовом молении», но и указал в Великом Враге срубить храм и лично пожаловал в него образ Иверской Божьей матери. Но прошедшие затем в конце XVI столетия огнем разорений Чермисские войны вновь запустошили эти земли. Власти Симонова монастыря потеряли интерес к своим далеким нижегородским вотчинам. |
Только в начале XVII века деревня Великий Враг вновь начала оживать. За несколько лет после «Смуты» Великий Враг стал довольно крупным по тем временам сельцом - то есть селением, с усадьбой помещика, но без храма. В 1628 году царь Михаил Федорович подтвердил права Симонова монастыря на сельцо Великий Враг, пожаловал в новопостроенную в нем небольшую обитель икону Казанской Божьей матери, почитавшуюся главной святыней Нижегородского народного ополчения К. Минина и Д. М. Пожарского. В созданной после этого описи указывались и все нижегородские владения монастыря: «Пустыня, что на Великом Враге, повоявленная, Пресвятой Богородицы Казанская и Николая чудотворца, и к ней полянка Уткино, озеро Орлово, на Волге воды, (речки - Н. Ф.) Елена и Санчина, озеро Лелюково, Крутое да во Княжеском поле 6 озер с заводями». Здесь важно упоминание «Княжьего поля» - места ловель и охот князей великого Нижегородско - Суздальского княжества времени его расцвета к XIV столетии. [[Изображение:Казанский_храм.jpg|thumb|Казанский храм]] | Только в начале XVII века деревня Великий Враг вновь начала оживать. За несколько лет после «Смуты» Великий Враг стал довольно крупным по тем временам сельцом - то есть селением, с усадьбой помещика, но без храма. В 1628 году царь Михаил Федорович подтвердил права Симонова монастыря на сельцо Великий Враг, пожаловал в новопостроенную в нем небольшую обитель икону Казанской Божьей матери, почитавшуюся главной святыней Нижегородского народного ополчения К. Минина и Д. М. Пожарского. В созданной после этого описи указывались и все нижегородские владения монастыря: «Пустыня, что на Великом Враге, повоявленная, Пресвятой Богородицы Казанская и Николая чудотворца, и к ней полянка Уткино, озеро Орлово, на Волге воды, (речки - Н. Ф.) Елена и Санчина, озеро Лелюково, Крутое да во Княжеском поле 6 озер с заводями». Здесь важно упоминание «Княжьего поля» - места ловель и охот князей великого Нижегородско - Суздальского княжества времени его расцвета к XIV столетии. [[Изображение:Казанский_храм.jpg|thumb|Казанский храм]] | ||
− | В 1646 году монастырек с двумя рублеными храмами возвышался над кручами береговых обрывов к Волге (видимо на месте современного храма), а рядом стояли 27 крестьянских усадеб с 68 мужчинами, 2 служебных монастырских двора с простыми горницами для приезда московских гостей и 6 дворов «детенышей» - рабочих - черноризцев, в обязанность которых входило не только возделывание пашен, огорода, сада и содержание скотного двора, но и доставка наработанного в течение года «зделья» (железа и изделий из него, резной деревянной посуды, сырых и выделанных кож, хлеба, мяса, масла, яиц) в Москву, в кладовые Симона монастыря. Упадок хозяйства Великовражская пустынка и ее слобода, как и все Поволжья, пережили на рубеже XVII и XVIII веков, в период начала войны России со Швецией. | + | В 1646 году монастырек с двумя рублеными храмами возвышался над кручами береговых обрывов к [[Волга (река)|Волге]] (видимо на месте современного храма), а рядом стояли 27 крестьянских усадеб с 68 мужчинами, 2 служебных монастырских двора с простыми горницами для приезда московских гостей и 6 дворов «детенышей» - рабочих - черноризцев, в обязанность которых входило не только возделывание пашен, огорода, сада и содержание скотного двора, но и доставка наработанного в течение года «зделья» (железа и изделий из него, резной деревянной посуды, сырых и выделанных кож, хлеба, мяса, масла, яиц) в [[Москва|Москву]], в кладовые Симона монастыря. Упадок хозяйства Великовражская пустынка и ее слобода, как и все Поволжья, пережили на рубеже XVII и XVIII веков, в период начала войны [[Россия|России]] со Швецией. |
В 1792 году здесь был построен изумительный деревянный храм Казанской иконы Божьей матери (в шатровом стиле). Он радует нас своей красотой и изяществом до сих пор. | В 1792 году здесь был построен изумительный деревянный храм Казанской иконы Божьей матери (в шатровом стиле). Он радует нас своей красотой и изяществом до сих пор. |
Текущая версия на 10:25, 15 февраля 2008
Великий Враг
В непосредственной близости от Кстова, над обрывами - осыпями высокого правого берега Волги стоит древнее село Великий Враг, в своей дальней и бурной истории отразившее важнейшие вехи судеб всей нашей Родины. Народная же память относит основание села к XIV веку и связывает с победой Руси на поле Куликовом. Отмечая особые заслуги Симонова монастыря среди других обителей Древней Руси, Дмитрий Донской пожаловал братии на пропитание многие земли и угодья, в том числе «дал Государь князь Дмитрий Иванович Пречистой Богородице в дом на Симоново воды по Волге ниже Нова города: Елинские да Лелюховские с озер и с пески и с заводьими…по душе своей на помин, в наследие вечных благ». Именно тогда было основано село Великий Враг, получившее свое название от мощного вымыва материка в сторону Волги, прокопанного за века небольшой речкой Великовражеской.
В XV веке село многократно выжигалось проходившими по Нижегородским землям ордами монголо - татар и ногаев. И лишь во время военных походов из Нижнего Новгорода на Казань 1548 и 1550 годов Иван IV не только вспомнил о «родовом молении», но и указал в Великом Враге срубить храм и лично пожаловал в него образ Иверской Божьей матери. Но прошедшие затем в конце XVI столетия огнем разорений Чермисские войны вновь запустошили эти земли. Власти Симонова монастыря потеряли интерес к своим далеким нижегородским вотчинам.
Только в начале XVII века деревня Великий Враг вновь начала оживать. За несколько лет после «Смуты» Великий Враг стал довольно крупным по тем временам сельцом - то есть селением, с усадьбой помещика, но без храма. В 1628 году царь Михаил Федорович подтвердил права Симонова монастыря на сельцо Великий Враг, пожаловал в новопостроенную в нем небольшую обитель икону Казанской Божьей матери, почитавшуюся главной святыней Нижегородского народного ополчения К. Минина и Д. М. Пожарского. В созданной после этого описи указывались и все нижегородские владения монастыря: «Пустыня, что на Великом Враге, повоявленная, Пресвятой Богородицы Казанская и Николая чудотворца, и к ней полянка Уткино, озеро Орлово, на Волге воды, (речки - Н. Ф.) Елена и Санчина, озеро Лелюково, Крутое да во Княжеском поле 6 озер с заводями». Здесь важно упоминание «Княжьего поля» - места ловель и охот князей великого Нижегородско - Суздальского княжества времени его расцвета к XIV столетии.В 1646 году монастырек с двумя рублеными храмами возвышался над кручами береговых обрывов к Волге (видимо на месте современного храма), а рядом стояли 27 крестьянских усадеб с 68 мужчинами, 2 служебных монастырских двора с простыми горницами для приезда московских гостей и 6 дворов «детенышей» - рабочих - черноризцев, в обязанность которых входило не только возделывание пашен, огорода, сада и содержание скотного двора, но и доставка наработанного в течение года «зделья» (железа и изделий из него, резной деревянной посуды, сырых и выделанных кож, хлеба, мяса, масла, яиц) в Москву, в кладовые Симона монастыря. Упадок хозяйства Великовражская пустынка и ее слобода, как и все Поволжья, пережили на рубеже XVII и XVIII веков, в период начала войны России со Швецией.
В 1792 году здесь был построен изумительный деревянный храм Казанской иконы Божьей матери (в шатровом стиле). Он радует нас своей красотой и изяществом до сих пор.