Визитка Мультивикторины: команда ПОИСК
(→Обоснование выбора объектов для включения в виртуальный экскурсионный маршрут «Золотое кольцо Нижегородского края».) |
(→Обоснование выбора объектов для включения в виртуальный экскурсионный маршрут «Золотое кольцо Нижегородского края».) |
||
Строка 45: | Строка 45: | ||
В XV - XVI веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. По левому земли его тянулись до Пырского озера и реки Ржавки (Нижний Новгород). По правому берегу - до реки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район). В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерю-шево, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй - 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные - на рублевом оброке. [Изображение: Дудин 5.jpg|thumb||Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин 4.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | В XV - XVI веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. По левому земли его тянулись до Пырского озера и реки Ржавки (Нижний Новгород). По правому берегу - до реки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район). В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерю-шево, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй - 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные - на рублевом оброке. [Изображение: Дудин 5.jpg|thumb||Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин 4.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | ||
Балыки, икра, мед, воск, пушнина и в те времена считались ценными товарами. Их в изобилии поставляли для торговли монахи Дудина монастыря. Землепашцы с монастырских земель изгонялись. До сих пор в бывших владениях, в окрестностях Желнина, Дубенах, Арапове сохранились высокоствольные сосны, могучие дубы - остатки бортных владений. .[[Изображение:Дудин 3.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин 1.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | Балыки, икра, мед, воск, пушнина и в те времена считались ценными товарами. Их в изобилии поставляли для торговли монахи Дудина монастыря. Землепашцы с монастырских земель изгонялись. До сих пор в бывших владениях, в окрестностях Желнина, Дубенах, Арапове сохранились высокоствольные сосны, могучие дубы - остатки бортных владений. .[[Изображение:Дудин 3.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин 1.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | ||
− | В 70-х годах XVI века во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение - каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились на месте бывшего монастыря. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение - колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы. .[[Изображение:Дудин 2.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин м.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | + | В 70-х годах XVI века во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение - каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились на месте бывшего монастыря. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение - колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы. .[[Изображение:Дудин 2.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]][[Изображение:Дудин м.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь 50-е годы ХХ века]] |
Дудину монастырю принадлежали строения в Нижнем. По сотной грамоте, составленной при царе Михаиле Федоровиче в 1630 году, в Нижегородском кремле "стоял двор, а на дворе келья и городьба, строения того же монастыря". Неподалеку располагался еще один монастырский двор для приезда крестьян. Вне кремля возле городских стен раскинулся другой двор с торговыми лавками у Дмитровских ворот. Четвертый двор, с фруктовым садом, находился у Варварских ворот. В монастыре на Оке всей братии в разное время числилось от 15 до 30 человек. В монастырской слободке жили крестьяне, получавшие жалование: стряпчий, кузнец, мельник, плотник, каменщик, штукатур, рыбак, иконописец. | Дудину монастырю принадлежали строения в Нижнем. По сотной грамоте, составленной при царе Михаиле Федоровиче в 1630 году, в Нижегородском кремле "стоял двор, а на дворе келья и городьба, строения того же монастыря". Неподалеку располагался еще один монастырский двор для приезда крестьян. Вне кремля возле городских стен раскинулся другой двор с торговыми лавками у Дмитровских ворот. Четвертый двор, с фруктовым садом, находился у Варварских ворот. В монастыре на Оке всей братии в разное время числилось от 15 до 30 человек. В монастырской слободке жили крестьяне, получавшие жалование: стряпчий, кузнец, мельник, плотник, каменщик, штукатур, рыбак, иконописец. | ||
В 1761 году обитали в монастыре по именным указам один капитан и семь человек отставных солдат. | В 1761 году обитали в монастыре по именным указам один капитан и семь человек отставных солдат. | ||
Пять веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали. Стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород останавливался здесь Сергий Радонежский и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. С 1677 года по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству. В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили "за неимением средств на содержание". | Пять веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали. Стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород останавливался здесь Сергий Радонежский и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. С 1677 года по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству. В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили "за неимением средств на содержание". | ||
Часть имущества, построек переходят в распоряжение нижегородских монастырей и церквей. Теряет обитель ценные дары-вклады: старинные богато украшенные иконы, церковную утварь. В бывшей монастырской церкви остаются немногие из святынь, наиболее ценные реликвии, среди которых явленная икона святого Николая Чудотворца. Долгое время хранили прихожане рукописное свидетельство о чудесном исцелении этой иконой крестьянина Курмышского уезда Петра Алексеева и сына его Федора, которые в 1755 году при архимандрите Аароне приходили в обитель "для молебного благодарственного пения перед образом". Икона признавалась не только явленной, но и чудотворной, исцеляющей от болезней и предохраняющей от бед. На своем месте оставлена икона Успения Божьей Матери, вложенная патриархом Иоакимом в 1677 году, украшенная серебряной ризой, искусной позолотой чеканной работы; старинные евангелия, напрестольный крест с двадцатью тремя частями святых мощей, а также архимандричий посох и кресло деревянной работы, обтянутое кожей. | Часть имущества, построек переходят в распоряжение нижегородских монастырей и церквей. Теряет обитель ценные дары-вклады: старинные богато украшенные иконы, церковную утварь. В бывшей монастырской церкви остаются немногие из святынь, наиболее ценные реликвии, среди которых явленная икона святого Николая Чудотворца. Долгое время хранили прихожане рукописное свидетельство о чудесном исцелении этой иконой крестьянина Курмышского уезда Петра Алексеева и сына его Федора, которые в 1755 году при архимандрите Аароне приходили в обитель "для молебного благодарственного пения перед образом". Икона признавалась не только явленной, но и чудотворной, исцеляющей от болезней и предохраняющей от бед. На своем месте оставлена икона Успения Божьей Матери, вложенная патриархом Иоакимом в 1677 году, украшенная серебряной ризой, искусной позолотой чеканной работы; старинные евангелия, напрестольный крест с двадцатью тремя частями святых мощей, а также архимандричий посох и кресло деревянной работы, обтянутое кожей. | ||
− | Первым настоятелем Дудина мужского монастыря значился Амвросий, за всю же историю обители известны имена более двадцати настоятелей. Интересна судьба одного из них - игумена Евфимия родом из Нижнего Новгорода, управлявшего обителью с 1593-го по 1596 год. Его имя становится известным с 1610 года. В этом году он, будучи архимандритом московского Новоспасского монастыря, сопутствовал Филарету (отцу будущего царя Михаила Федоровича) и Амвросию Палицыну в составе посольства от патриарха Гермогена и бояр к польскому королю Сигизмунду III с предложением об избрании Владислава на русский престол. Евфимий и Палицын по настоянию польского короля отправились в Москву, чтобы "привести московских людей к крестному целованию на королевское имя". По свидетельству, проникнув в коварные планы поляков, они не выполнили в Москве поручения короля. После этого Евфимий в 1612 году подписал под грамотой князя Дмитрия Пожарского: "Отстоять Москву или положить за нее живот". Но в 1613 году, вероятно за самовольное сношение с польским королем и разногласия с остальными послами, он переведен из Новоспасского монастыря настоятелем в прежний Дудин, где и умер в 1615 году. .[[Изображение:Дудин мм.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] | + | Первым настоятелем Дудина мужского монастыря значился Амвросий, за всю же историю обители известны имена более двадцати настоятелей. Интересна судьба одного из них - игумена Евфимия родом из Нижнего Новгорода, управлявшего обителью с 1593-го по 1596 год. Его имя становится известным с 1610 года. В этом году он, будучи архимандритом московского Новоспасского монастыря, сопутствовал Филарету (отцу будущего царя Михаила Федоровича) и Амвросию Палицыну в составе посольства от патриарха Гермогена и бояр к польскому королю Сигизмунду III с предложением об избрании Владислава на русский престол. Евфимий и Палицын по настоянию польского короля отправились в Москву, чтобы "привести московских людей к крестному целованию на королевское имя". По свидетельству, проникнув в коварные планы поляков, они не выполнили в Москве поручения короля. После этого Евфимий в 1612 году подписал под грамотой князя Дмитрия Пожарского: "Отстоять Москву или положить за нее живот". Но в 1613 году, вероятно за самовольное сношение с польским королем и разногласия с остальными послами, он переведен из Новоспасского монастыря настоятелем в прежний Дудин, где и умер в 1615 году. .[[Изображение:Дудин мм.jpg|thumb|left|Николаевский Амвросиев Дудин монастырь 50-е гг. ХХ в.]] |
В печальное время управления Нижегородской епархией епископом Исаею (1699 - 1708), сосланным позже в Кирило-Белозерский монастырь, цветущая Дудина обитель пришла в запустение и упадок. Братия в то время, по словам летописца, была "пьющая и часто переменная". Да и начальство в обители не отличалось добродетелями, так что в 1700 - 1713 годах переменилось пять настоятелей. Для исправления братии нижегородским преосвященным Селиверстом был послан иеромонах Печерского монастыря Иоасаф (Иосиф), произведенный 19 мая 1713 года в дудинские игумены. Ему удалось наладить порядок в обители и восстановить ее былую славу. Не уцелел Дудин монастырь и его соборный Успенский храм. Но даже камни способны пробудить человеческую память, оживить воображение и воскресить жизнь наших предков, напомнить о наших корнях. | В печальное время управления Нижегородской епархией епископом Исаею (1699 - 1708), сосланным позже в Кирило-Белозерский монастырь, цветущая Дудина обитель пришла в запустение и упадок. Братия в то время, по словам летописца, была "пьющая и часто переменная". Да и начальство в обители не отличалось добродетелями, так что в 1700 - 1713 годах переменилось пять настоятелей. Для исправления братии нижегородским преосвященным Селиверстом был послан иеромонах Печерского монастыря Иоасаф (Иосиф), произведенный 19 мая 1713 года в дудинские игумены. Ему удалось наладить порядок в обители и восстановить ее былую славу. Не уцелел Дудин монастырь и его соборный Успенский храм. Но даже камни способны пробудить человеческую память, оживить воображение и воскресить жизнь наших предков, напомнить о наших корнях. |
Версия 22:39, 11 февраля 2008
Фамилия Имя Отчество участника/участников
Белый Григорий, Бодрягина Дарья, Салов Павел
Название команды
ПОИСК
Школа
Адрес Вашей школы
город Дзержинск, ул Попова, 26 А
Фамилия Имя Отчество учителя
Барк Ирина Анатольевна, учитель истории, обществознания, МХК
Схема виртуального экскурсионного маршрута «Золотое кольцо Нижегородской области»
Обоснование выбора объектов для включения в виртуальный экскурсионный маршрут «Золотое кольцо Нижегородского края».
Николаевский Амвросиев Дудин монастырь Захватывает дух от красоты, что открывается всякому с высоты берега на окские дали, где стоял когда-то Амвросиев Дудин монастырь. Место это и по своему прошлому, и по расположению необыкновенно русское, с простыми и понятными названиями селений вокруг: Подъяблонное, Подвязье, Желнино, Тетерюшево, Ченцово, Колесница, Каликино. Не одно поколение желнинцев в прошлом было связано с мужским Амвросиевым Дудиным монастырем. Нет точной даты основания монастыря. О нем упоминается впервые в летописи 1445 года в связи с освобождением великого князя Василия Васильевича Темного из плена. Дьяк князя Дмитрия Шемяки Федор Дубенский и мурза Бигич плыли по Оке от Мурома к Нижнему Новгороду. Услышали они об освобождении великого князя и возвратились от Дудина монастыря в Муром, где Бигич был взят под стражу наместниками князя Василия Ивановича. Из надписи на Евангелии, писанном на пергаменте и принадлежавшем Дудину монастырю, видно, что в 1408 году монастырь был уже обустроен и имел настоятелем игумена. Иван Грозный, которому предания приписывают его основание, родился в 1530 году. Можно предположить, что основание обители относится к XIV-XV векам, когда в Нижнем уже действовали Печерский, Благовещенский и Зачатейский монастыри.Архимандрит Макарий, составивший историю монастыря в прошлом веке, объясняет его название. Амвросиевым он назван по имени его основателя и первого строителя Амвросия, Николаевским - от явленной чудотворной иконы святого Николая Чудотворца, которая обретена была на берегу реки Оки, в том месте, где в честь этого события и возведен монастырь. Название же Дудин произошло от близлежащего села Дуденева, в котором ранее жили некие богачи Дуденевы, во многом содействовавшие строительству обители.
В XV - XVI веках монастырь владел обширными вотчинами по обоим берегам Оки. По левому земли его тянулись до Пырского озера и реки Ржавки (Нижний Новгород). По правому берегу - до реки Ворсмы и деревни Швариха (Богородский район). В монастыре до упразднения его в 1764 году хранились грамоты царя Ивана Васильевича Грозного на владение деревней Ченцово (1560), три грамоты царя Федора Иоанновича о деревне Польцо, рыбных ловлях на Оке с озерами и урочищами (1585), две грамоты о варницах в Балахне (1586), другие грамоты на владение Скоробогатовской пустынью, Гнилицкой мельницей, две грамоты Василия Шуйского на всю вотчину Нижегородскую, а также Владимирскую со всеми угодьями в 3685 сажен. По второй ревизии Дудину монастырю предоставлены во владение такие селения, как Подъяблонное, Тетерю-шево, Каликино, Ченцово, Швариха, Дубенки, Желнино с крестьянами, землей пахотной и лесами 1176 четвертей, сена 6331 копна и 775 сажен дровяного леса. Всех крестьян за монастырем числилось по первой ревизии 1201 душа, по второй - 1306 душ, 326 крестьян находились на пашне и монастырской работе, а остальные - на рублевом оброке. [Изображение: Дудин 5.jpg|thumb||Николаевский Амвросиев Дудин монастырь]] Балыки, икра, мед, воск, пушнина и в те времена считались ценными товарами. Их в изобилии поставляли для торговли монахи Дудина монастыря. Землепашцы с монастырских земель изгонялись. До сих пор в бывших владениях, в окрестностях Желнина, Дубенах, Арапове сохранились высокоствольные сосны, могучие дубы - остатки бортных владений. . В 70-х годах XVI века во времена "черемисской войны" монастырь запустел. К концу столетия вновь оправился, окреп, обновился постройками. В XVIII веке за каменной монастырской оградой толщиной более метра и высотой почти в три возвышалось центральное сооружение - каменная соборная Успенская церковь с теплым приделом во имя Николая Чудотворца, построенная в 1677 году взамен деревянной. Остатки этого храма сохранились на месте бывшего монастыря. В XVIII веке была еще одна церковь над святыми воротами, холодная, построенная в честь Владимирской иконы Божьей Матери. К Успенской церкви примыкало самое древнее каменное строение - колокольня, устроенная в 1593 году при игумене Евфимии. Надворные постройки XVIII века состояли из каменных архимандричьих келий под одну крышу с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней; из трех каменных выходов с четырьмя кельями над ними, а также двух братских двойных пятиместных келий. Вне стен монастыря располагались разные службы. .Дудину монастырю принадлежали строения в Нижнем. По сотной грамоте, составленной при царе Михаиле Федоровиче в 1630 году, в Нижегородском кремле "стоял двор, а на дворе келья и городьба, строения того же монастыря". Неподалеку располагался еще один монастырский двор для приезда крестьян. Вне кремля возле городских стен раскинулся другой двор с торговыми лавками у Дмитровских ворот. Четвертый двор, с фруктовым садом, находился у Варварских ворот. В монастыре на Оке всей братии в разное время числилось от 15 до 30 человек. В монастырской слободке жили крестьяне, получавшие жалование: стряпчий, кузнец, мельник, плотник, каменщик, штукатур, рыбак, иконописец. В 1761 году обитали в монастыре по именным указам один капитан и семь человек отставных солдат. Пять веков простояла обитель над Окою, переживая вместе с Русью все ее радости и печали. Стала широко известна благодаря тому, что во время хождения в Нижний Новгород останавливался здесь Сергий Радонежский и в обители хранилось Евангелие, написанное по его распоряжению. С 1677 года по грамоте царя Федора Алексеевича монастырь был причислен к патриаршему дому, а при учреждении Святейшего Синода стал именоваться Синодальным домовым монастырем. В последние годы своего существования он подчинялся епархиальному начальству. В 1764 году во времена царствования Екатерины II монастырь упразднили "за неимением средств на содержание". Часть имущества, построек переходят в распоряжение нижегородских монастырей и церквей. Теряет обитель ценные дары-вклады: старинные богато украшенные иконы, церковную утварь. В бывшей монастырской церкви остаются немногие из святынь, наиболее ценные реликвии, среди которых явленная икона святого Николая Чудотворца. Долгое время хранили прихожане рукописное свидетельство о чудесном исцелении этой иконой крестьянина Курмышского уезда Петра Алексеева и сына его Федора, которые в 1755 году при архимандрите Аароне приходили в обитель "для молебного благодарственного пения перед образом". Икона признавалась не только явленной, но и чудотворной, исцеляющей от болезней и предохраняющей от бед. На своем месте оставлена икона Успения Божьей Матери, вложенная патриархом Иоакимом в 1677 году, украшенная серебряной ризой, искусной позолотой чеканной работы; старинные евангелия, напрестольный крест с двадцатью тремя частями святых мощей, а также архимандричий посох и кресло деревянной работы, обтянутое кожей.
Первым настоятелем Дудина мужского монастыря значился Амвросий, за всю же историю обители известны имена более двадцати настоятелей. Интересна судьба одного из них - игумена Евфимия родом из Нижнего Новгорода, управлявшего обителью с 1593-го по 1596 год. Его имя становится известным с 1610 года. В этом году он, будучи архимандритом московского Новоспасского монастыря, сопутствовал Филарету (отцу будущего царя Михаила Федоровича) и Амвросию Палицыну в составе посольства от патриарха Гермогена и бояр к польскому королю Сигизмунду III с предложением об избрании Владислава на русский престол. Евфимий и Палицын по настоянию польского короля отправились в Москву, чтобы "привести московских людей к крестному целованию на королевское имя". По свидетельству, проникнув в коварные планы поляков, они не выполнили в Москве поручения короля. После этого Евфимий в 1612 году подписал под грамотой князя Дмитрия Пожарского: "Отстоять Москву или положить за нее живот". Но в 1613 году, вероятно за самовольное сношение с польским королем и разногласия с остальными послами, он переведен из Новоспасского монастыря настоятелем в прежний Дудин, где и умер в 1615 году. .В печальное время управления Нижегородской епархией епископом Исаею (1699 - 1708), сосланным позже в Кирило-Белозерский монастырь, цветущая Дудина обитель пришла в запустение и упадок. Братия в то время, по словам летописца, была "пьющая и часто переменная". Да и начальство в обители не отличалось добродетелями, так что в 1700 - 1713 годах переменилось пять настоятелей. Для исправления братии нижегородским преосвященным Селиверстом был послан иеромонах Печерского монастыря Иоасаф (Иосиф), произведенный 19 мая 1713 года в дудинские игумены. Ему удалось наладить порядок в обители и восстановить ее былую славу. Не уцелел Дудин монастырь и его соборный Успенский храм. Но даже камни способны пробудить человеческую память, оживить воображение и воскресить жизнь наших предков, напомнить о наших корнях.