Обсуждение участника:Баранова Алёна

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 22: Строка 22:
 
На хуторе «Ферма» разводили лучших голландских племенных молочных коров швицальгаусской породы.
 
На хуторе «Ферма» разводили лучших голландских племенных молочных коров швицальгаусской породы.
 
Доход монастыря от всех видов деятельности составлял более 30 000 рублей.
 
Доход монастыря от всех видов деятельности составлял более 30 000 рублей.
 +
В Понетаевском монастыре в Советское время находится дом инвалидов. В его архиве в начале шестидесятых годов «школьные следопыты» отыскали «Личное дело» Тани Савичевой. В нём было только две строчки: «Прибыла-1944 г. . Выбыла-1945 г.»-это именно та, известная всему миру ленинградка Таня Савичева, дневник которой был зачитан, как обвинительный акт фашизму, на Нюрнбенском процессе.
 +
В ходе поисков удалось установить, в каком корпусе Понетаевского дома инвалидов жила Таня, то, что из него она была направлена в Шатковскую больницу, там был найден документ с датой её смерти.
 +
Следопыты смогли отыскать двух женщин, бывших медсестёр районной больницы, которые помнили Таню-это Н.М.Середпина и А.М.Журпина.
 +
Вместе с ними на кладбищах Шатков была найдена могила, а в мае 1972 года состоялось открытие памятника
 +
Обелиск выполнен по эскизу ученика Староиванцевской школы Димы Курташкина.
 +
В мае 1982 года был открыт памятник на надгробии Тани, авторы его - скульпторы Т.Холуева и  архитектор Б.Холуев.
 +
Могилу Тани Савичевой посещают шатковцы, гости, именитые артисты.
 +
Отдать дань памяти маленькой ленинградки приезжали Эдита Пьеха, Кирилл Лавров, лётчик-космонавт В.Зудов. Неоднократно бывала в Шатках сестра Тани – Нина Николаевна.
 +
 
История одного из хуторов Серафимо-Понетаевского монастыря – Хиринского, - вызывает особенный интерес. Село Хирино относится к группе старейших населённых пунктов бывшего Арзамасского уезда. Данный населённый пункт был заложен в 28 верстах от Арзамаса. Первыми его владельцами были дворяне Хирины. Первое документальное упоминание о деревне Хириной относится к 1583 году. Тогда в ней были 1 господский и 23 крестьянских двора.
 
История одного из хуторов Серафимо-Понетаевского монастыря – Хиринского, - вызывает особенный интерес. Село Хирино относится к группе старейших населённых пунктов бывшего Арзамасского уезда. Данный населённый пункт был заложен в 28 верстах от Арзамаса. Первыми его владельцами были дворяне Хирины. Первое документальное упоминание о деревне Хириной относится к 1583 году. Тогда в ней были 1 господский и 23 крестьянских двора.
 
В середине 17 века в деревне была возведена деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи. В это время селом Хирино владел сын князя Степана Ивановича Путятина – Алексей. 31 декабря 1721 года он подал прошение в Синод о замене ветхой церкви новой, также во имя Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца. И вот в этом, самом обыкновенном, ничем непримечательном селе в 1758 году была построена прекрасная церковь Иоанна Предтечи по проекту известного архитектора В.И.Баженова. Имя выдающегося градостроителя интересно местным  жителям тем, что в восемнадцатом столетии он получил во владение земли на территории нашего района(Кардавиль, Понетаевка, Корино).
 
В середине 17 века в деревне была возведена деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи. В это время селом Хирино владел сын князя Степана Ивановича Путятина – Алексей. 31 декабря 1721 года он подал прошение в Синод о замене ветхой церкви новой, также во имя Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца. И вот в этом, самом обыкновенном, ничем непримечательном селе в 1758 году была построена прекрасная церковь Иоанна Предтечи по проекту известного архитектора В.И.Баженова. Имя выдающегося градостроителя интересно местным  жителям тем, что в восемнадцатом столетии он получил во владение земли на территории нашего района(Кардавиль, Понетаевка, Корино).

Версия 07:26, 11 февраля 2008

                     Дивеево-Понетаевка-Хирино-Архангельское.

Одним из людей, прославившим Нижегородский край и оставившим о себе добрую и вечную память, является Преподобный Серафим Саровский (в миру – Прохор Исидорович Мошнин).19 июля 2008 года исполняется 105 лет со дня канонизации отца Серафима, мощи которого помещены в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. С именем Серафима Саровского тесно связана история создания Серафимо-Понетаевского женского монастыря. Всё началось со скандала в Серафимо-Дивеевской обители из-за выборов начальницы общины. Священный Синод, разобравшийся в ситуации, предложил начальству удалить из монастыря сестру Гликерию Занятову, претендовавшую на пост настоятельницы монастыря, опасаясь продолжения смуты в Дивеево. 6 марта 1862 год стены Серафимо-Дивеевской обители навсегда покинули три послушницы. Среди них была и Гликерия Васильевна Занятова. Они направились в село Понетаевка в усадьбу дочери генерал-майора Копьева. Выбор этот был сделан не случайно. По словам Гликерии Занятовой, её был услышан совет батюшки преподобного Серафима Саровского. Елизавета Алексеевна Копьева, действительно проживала в это время в своём имении. Она лично знала батюшку Серафима, который ещё при жизни своей благословил её устроить богадельню в своём имении и не забывать после его смерти «сироточек». Часто бывала она в Дивеевской обители, хорошо знала и Гликерию, которую не раз приглашала к себе в имение. Удалённые из Дивеевской обители сёстры нашли у Е.А.Копьевой приют и заботу. Узнав о том, где поселились изгнанные сёстры и Гликерия, некоторые сёстры Серафимо-Дивеевской общины стали добровольно присоединяться к ним на жительство. И в короткие сроки в Понетаевском имении собралось более сорока сестёр. По ходатайству Е.А.Копьевой, которая написала прошение Нижегородскому епископу Нектарию , в её имение была учреждена женская община во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с наименованием Серафимовская. Община был утверждена Государем Императором и Священным Синодом 27 октября 1864 года. Во главе новой обители с общего согласия сестёр стала Гликерия Занятова. Годы послушания в Дивееве не прошли для неё даром. Кроме таланта художницы и организаторских способностей, Гликерия обладала ещё и даром красноречия. Не получившая фактически никакого образования, не умевшая писать, воспитанная только на чтении духовной литературы, эта молодая женщина умела говорить вдохновенно и убедительно. Слова её шли от самого сердца и западали в душу собеседника. Она могла найти общий язык и с фрейлинами Высочайшего Двора, где бывала не единожды, и с простыми крестьянами. Под своё покровительство взяла талантливых дивеевских художниц Великая княгиня Мария Николаевна ,лучшие преподаватели Санкт-Петербургской Академии художеств преподавали им рисунок и живопись. Именно Гликерия привезла с собой во дворец епанчу (короткую полумантию) преподобного Серафима Саровского, которой накрыли тяжелобольную Великую княжну Марию Александрову. С верой и любовью попросила Великая княжна помощи батюшки Серафима в исцелении от болезни и спокойно уснула. Спустя совсем немного времени дыхание больной стало спокойнее, боль и отёк горла, мучившее ей долгое время, прекратились. Через несколько ней княжна стала совершенно здорова. Об этом случае говорили много во дворце, и когда в муках умирала Императрица Александра Фёдоровна о полумантии батюшки снова вспомнили. Святыня была доставлена во дворец. Положенная на постель умирающей, она облегчила предсмертные страдания Государыни. Имя Гликерии во дворце запомнилось. Государь Александр Второй пожаловал основанной Гликерией Серафимо-Понетаевской женской обители 600 десятин земли. В 1864 году в Серафимо-Понетаевской общине проживало уже 66 монахинь. На устройство и обеспечение общины Е.А.Копьевой было предоставлено: «…в вечное владение пахотной земли 94 десятины в господский сад с усадьбою на пространстве шести десятин, а всего 100 десятин, с каменным строением, находящемся в саду, в коем могут проживать до 50 и более сестёр не стеснительно. Господский же дом с надворным строением остаётся только в пожизненном моём владении, а после моей смерти поступает в собственность Серафимовской же женской обители. К утверждению же означенной общины немало способствует и то, что среди одного каменного дома устроена церковь, в которой иконостас и святые иконы уже готовы». Община быстро строится, её земельные угодья растут. В 1867 году они составляли уже 731 десятину 1131 сажень. Все земли обрабатывались сестрами общины, кроме 86 десятин, которые община сдавала в аренду. В 1869 году Серафимо-Понетаевская община была возведена в степень третьеклассного женского монастыря с учреждением при нём для девиц духовного знания. В 1870 году Гликерия Занятова принимает монашеский постриг с именем Евпраксии в том же году удостаивается возведения в сан игуменьи. С первых дней возникновения обители сёстры занимались живописными работами. Они обучались в Академии художеств у знаменитых итальянских художников братьев Бонафеде – тех самых, которые исполняли грандиозные мозаичные иконы в Исаакиевском соборе. Эти мастерицы позже и создадут славу Понетаевского монастыря своими удивительными иконами, которые они писали не только по дереву и холсту, но и по финифти. В 1871 году живописными работами по финифти занималось уже 20 сестёр, а несколько монахинь делали мозаичные иконы. Доход от этого в 1867 году составил 820 рублей, а в 1872 году эта сумма возросла до 1498 рублей в год. В 1872 году в Серафимо-Понетаевском монастыре проживало 247 сестёр, а в 1888 году уже 442 сестры. К тому времени было три церкви, 15 жилых корпусов, три из них каменных, 1500 десятин земли,511 десятин леса. Капитала в ценных бумагах у монастыря было 1050 рублей. Кроме того, монастырю принадлежала каменная часовня в Нижнем Новгороде, построенная архитектором Л.В.Далем в стиле 17 века. Монастырь имел 12 хуторов, на одном из которых выращивали телят на продажу, на другом хуторе «Ферма» содержали молочный скот, коровы были голландской породы и давали до 10 тыс. литров молока в год. Там же была маслобойка. На хуторе «Сыроварном» варили сыр. На хуторе «Юрловском» была овцеферма, на хуторе «Петровском» - пчельник и сад. На хуторе «Хиринском» выращивали рожь, излишки которой продавали. Каскад из четырёх прудов давал монастырю рыбу. У монастыря были кирпичный завод, лесозавод, мельница, кузница, водокачка, на хуторе «Спасском» был свой винокуренный завод. 4 ноября 1893 года матушка Евпраксия на 75-м году жизни, после тяжёлой болезни, умерла. Её преемницей стала игуменья Нектария. Она состояла попечительницей трёх церковно-приходских школ. В 1901 году за свои труды игуменья Нектария была удостоена Всемилостивейшего пожалования золотым Наперсным крестом из кабинета Его Величества, а в 1909 году за вклад в дело женского образования и благоукрашения святой обители она была награждена золотым Наперсным крестом с украшениями из кабинета Его Императорского Величества. К 1903 году в монастыре проживало 633 сестры и 30 девочек-сирот. Земельные владения монастыря составляли 14 608 десятин. В 1911 году в монастыре проживало уже 860 сестёр и 50 девочек-сирот, а недвижимый капитал в банковских билетах составлял 67 760 рублей серебром. Архитектурный ансамбль монастыря окончательно сложился к 1911 году. Монастырь был обнесён кирпичной оградой, внутри которой находились домовые храмы, величественная колокольня, «живописный» корпус, многочисленные кельи для сестёр. Кроме того, при монастыре строится и оборудуется больница, богадельня для беспомощных старых женщин, приют для девочек-сирот, церковная школа, гостиницы. Развивая монастырское хозяйство, монахини монастыря применяли самые последние достижения науки и техники. Так, на лесопильном заводе были установлены паровые машины, а в 1905 году была устроена электрическая станция, подающая электроэнергию для освещения завода и для работы лесопильных станков. Электричество было проведено и на монастырскую мельницу. На хуторе «Ферма» разводили лучших голландских племенных молочных коров швицальгаусской породы. Доход монастыря от всех видов деятельности составлял более 30 000 рублей. В Понетаевском монастыре в Советское время находится дом инвалидов. В его архиве в начале шестидесятых годов «школьные следопыты» отыскали «Личное дело» Тани Савичевой. В нём было только две строчки: «Прибыла-1944 г. . Выбыла-1945 г.»-это именно та, известная всему миру ленинградка Таня Савичева, дневник которой был зачитан, как обвинительный акт фашизму, на Нюрнбенском процессе. В ходе поисков удалось установить, в каком корпусе Понетаевского дома инвалидов жила Таня, то, что из него она была направлена в Шатковскую больницу, там был найден документ с датой её смерти. Следопыты смогли отыскать двух женщин, бывших медсестёр районной больницы, которые помнили Таню-это Н.М.Середпина и А.М.Журпина. Вместе с ними на кладбищах Шатков была найдена могила, а в мае 1972 года состоялось открытие памятника Обелиск выполнен по эскизу ученика Староиванцевской школы Димы Курташкина. В мае 1982 года был открыт памятник на надгробии Тани, авторы его - скульпторы Т.Холуева и архитектор Б.Холуев. Могилу Тани Савичевой посещают шатковцы, гости, именитые артисты. Отдать дань памяти маленькой ленинградки приезжали Эдита Пьеха, Кирилл Лавров, лётчик-космонавт В.Зудов. Неоднократно бывала в Шатках сестра Тани – Нина Николаевна.

История одного из хуторов Серафимо-Понетаевского монастыря – Хиринского, - вызывает особенный интерес. Село Хирино относится к группе старейших населённых пунктов бывшего Арзамасского уезда. Данный населённый пункт был заложен в 28 верстах от Арзамаса. Первыми его владельцами были дворяне Хирины. Первое документальное упоминание о деревне Хириной относится к 1583 году. Тогда в ней были 1 господский и 23 крестьянских двора. В середине 17 века в деревне была возведена деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи. В это время селом Хирино владел сын князя Степана Ивановича Путятина – Алексей. 31 декабря 1721 года он подал прошение в Синод о замене ветхой церкви новой, также во имя Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца. И вот в этом, самом обыкновенном, ничем непримечательном селе в 1758 году была построена прекрасная церковь Иоанна Предтечи по проекту известного архитектора В.И.Баженова. Имя выдающегося градостроителя интересно местным жителям тем, что в восемнадцатом столетии он получил во владение земли на территории нашего района(Кардавиль, Понетаевка, Корино). В 1859 году в селе имелась одна церковь, одно сельское училище и 192 двора, населённых 1244 жителями. В 1861 году хиринские барские земли были проданы управляющим имением Зингером Понетаевскому монастырю. В 30-е годы прошлого века, когда повсеместно рушились храмы, эта участь не миновала и Хиринскую церковь, которая, по сути, являлась историческим памятником. Церковь находится до сих пор на федеральной категории охраны.

Старожилы утверждают, что и в разрушенном храме во время Великой Отечественной войны были слышны церковные песнопения. Даже полуразрушенный, храм помогал местным жителям пережить тяжёлое время. 

С 2008 года планируется вести восстановительные работы этого исторического памятника. С недавних пор с именем Серафима Саровского связано с. Архангельское Шатковского района, одной из достопримечательностей которого является источник Кипячий ключ. Вода этого источника, поступающая с глубины 150 метров, признана целебной, относится к сульфатно-гидрокарбонатно-кальциево-магниевой группе. С давних пор этой водой лечатся не только местные жители, но и приезжие. Каждый год на Крещение Господне в ночь на 19 января на источнике собирается большое количество народа, чтобы совершить омовение водой, которая считается в этот день святой. Наверное, именно поэтому к 100-летию со дня канонизации Преподобного Серафима Саровского было принято решение в честь этой даты благоустроить Кипячий ключ: была построена купальня с часовней, территория вокруг источника была обнесена изгородью, были выложены дорожки, заасфальтирована площадка для транспорта, от районного центра Шатки проложена дорога. Сейчас не только на Крещение, но и в любое время года не иссякает поток людей, желающих набрать воды и искупаться в источнике.

Инструменты