Золотое кольцо Нижегородского края команды "Эрудит"
(Новая: Изображение:Nizhegorod.jpg) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:Nizhegorod.jpg]] | [[Изображение:Nizhegorod.jpg]] | ||
+ | Городец | ||
+ | Путешествие по известным нижегородским центрам народного промысла лучше всего начать с Городца и воспользоваться для этого «Ракетой» - новым волжским кораблем. | ||
+ | Не успеете вы поудобнее усесться, как «Ракета» уже будет проходить мимо стенки Горьковского порта, выходящей на волжскую сторону. После волжского железнодорожного и автотранспортного моста, под аркой которого промчится наш корабль, перед вами быстро пройдут монументальные корпуса сормовской судоверфи. Дальше почти до самого Городца и слева и справа тянутся низкие луговые берега, всего на метр поднимающиеся над водой. | ||
+ | Панорама берега развертывается очень быстро. Когда «Ракета» пролетает мимо них, пейзаж меняется почти мгновенно и кажется удивительно разнообразным. | ||
+ | Итак, перед нами Городец. Он расположен рядом с перегородившей Волгу плотиной, одной из ступеней волжского каскада. Новое, преобразившее жизнь этого древнего края, соседствует с памятниками глубокой старины. Городец из одного поколения с Москвой и, как теперь доказано, моложе ее всего на пять лет. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. | ||
+ | В настоящее время Городец – крупный промышленный и культурный центр Нижегородской области, но все так же его обрамляет древний вал, поросший вековыми соснами. В настоящее время начало вала находится на улице Азина. | ||
+ | Знакомство с Городцом мы начали с древнего вала. Это понятно: вал – единственный свидетель древней истории города. И все-таки осмотр города следует начинать с древнего центра, расположенного на «Княжей горе». А в Городецком музее можно ознакомиться с природой Городецкого района, с историей края, узнать о разных народных промыслах. Один из них – пряничный промысел. | ||
+ | |||
+ | Пряничные доски | ||
+ | Эта специфическая форма резьбы существовала в целом ряде городов России, но, пожалуй, только в Городце она стала подлинным искусством. Когда возник пряничный промысел в Городце, установить трудно. Вероятно, в 17 столетии. Пряников в Городце выпекалось до тридцати сортов. Пряники были любимы всеми, ими не гнушались и состоятельные люди, но истиной отрадой они были для ребят из семей, дороживших трудовой копейкой. Они были недороги, вкусны и, помимо этого, приобщали к искусству. Между тем те рельефы, которык отпечатывались на пряниках, были, к сожалению, лишь слабой копией резного штампа, их породившего. Вот здесь, в этих досках, проявлялись и талант, и изощренность руки, и фантазия резчика. Эти доски сейчас доставляют глубокое наслаждение своей пластической четкостью, законченностью форм, декоративным совершенством. | ||
+ | Изображения, резавшиеся на пряничных досках, были необычайно разнообразны. Если их перечислять, получился большой список. Здесь и птицы-сирины и какие-то невиданные существа, тут нашла свое оригинальное отражение и поразившая резчика действительность, преображенная им и претворенная в искусство: всадники, лошади, рыбы, петухи, гуси, павлины, а также пароходы. Все что выходило из-под руки мастера приобретало такие красивые, поэтические формы, достигало такого пластического совершенства, что некоторые доски по силе художественной выразительности можно сопоставить лишь с былинным творчеством народа. | ||
+ | |||
+ | Росписи известных городецких мастеров. | ||
+ | |||
+ | Городецкие донца | ||
+ | Профессиональное искусство украшения донец возникло в самом начале прощлого столетия. Художественное оформление донец началось с выемчатой резьбы и инкрустации. Техника выемчатой резьбы была издавна знакома резчикам. Такой резьбой украшали крылья и подкрылки изб и их наличники, различные деревянные бытовые предметы. Инкрустация мореным дубом тоже была известна: эти узоры встречаются на крестьянских раздвижных столах. | ||
+ | В наиболее развитой форме этот сюжет представляет собою двух симметрично расположенных всадников, вздыбивших коней перед деревом-цветком, над верхушкой которого парит птица. На ветках-листьях этого дерева иногда сидят птицы, а в ногах лошадей или по краям композиции изображаются собаки, как бы облаивающие дичь. Всадников сопровождабт обычно фигуры мужчин, держащие в руках мечи или ружья. | ||
+ | Вторым очень распространенным сюжетом, занимавшим всю поверхность донечной доски, являлось изображение мчащейся кареты с женскими фигурами сидящими в ней, с лихим кучером, с лакеем на запятках. | ||
+ | Наконец, третьим, также распространенным сюжетом было изображение воинственного всадника на вздыбленной лошади. С особенной художественной выразительностью резчики донец изображали животных и птиц, метко передавая их позу, их характерные движения. | ||
+ | Работа городецких мастеров. | ||
+ | Семенов | ||
+ | На севере Нижегородской области, рядом со старинным Городцом, расположен небольшой город Семенов. Его имя известно и у нас, и за рубежом благодаря уникальному художественному промыслу – хохломской росписи. | ||
+ | История города | ||
+ | Семенов впервые упоминается в платежнице под 1664 годом, а возникло оно, видимо в самом начале 17 столетия, когда беглые люди «посошлись из верхних мест и дворы поставили, и лес секли, и перелоги раздирали и земли распахали». Семенов постепенно становился главным скупочным пунктом так называемого «щепного товара» - разных деревянных изделий: посуды, чашек, ложек, игрушек и т.д., в громадных количествах изготовлявшихся в этом богатом лесном районе. Этим делом в конце прошлого века занимались жители ста тридцати деревень. | ||
+ | Итак, Семенов – один из религиозных центров, центр производства и продажи щепного товара, центр своеобразной окраски деревянных изделий и вместе с тем невзрачный провинциальный городок царской России. Таким он и оставался вплоть до Октября. Теперь это живой, бойкий город, крупнейший центр оригинальной отрасли народного искусства – хохломской росписи. | ||
+ | Хохломская роспись | ||
+ | |||
+ | Работы известных мастеров | ||
+ | |||
+ | Изделия, покрытые хохломской росписью, восхищают всех: и человека, казалось бы, совершенно равнодушного к искусству, и человека, искушенного во всех его тонкостях. Секрет воздействия хохломской росписи лежит, видимо, в мастерстве ее создателей, облагородивших простую вещь, в необыкновенной колористической прелести этих изделий, перед которой никто устоять не может. | ||
+ | Цехи росписи большие, светлые, в них сидит много народа, и все в одинаковых позах, стоит тишина, пахнет краской и свежим деревом. Когда вы переведете взгляд на руки мастера, то уже не сможете от них оторваться. Под мягкими, грациозными движениями пальцев, вооруженных небольшой кистью, перед вами, как в замедленной киносъемке, рождается в плавном ритме рисунок орнамента, сначала его основа, а затем, на ваших же глазах, эта основа начинает наполняться подробностями, расцветает, оживает. Вы чувствуете необыкновенную уверенность в каждом, иногда почти незаметном движении руки мастера, вы чувствуете, что перед вами раскрывается таинственный процесс искусства. | ||
+ | Каждое изделие перед росписью покрывается так называемой полудой – алюминиевым порошком, который наносится на поверхность предмета, предварительно покрытого олифой. Не совсем просохшая олифа, соединяясь с порошком, создает эффект серебряной металлической поверхности. Так вот, на эту серебряную поверхность и наносится кистью орнамент, и в данном случае в окончательном виде в росписи преобладает золотой фон, а орнамент действительно будто идет поверх этого фона. Это и есть «верховое письмо». | ||
+ | При «фоновом письме» получается как бы обратный эффект: золотой фон исчезает под слоем краски, золото блестит лишь в орнаменте. Делается это так: черной краской по полуде рисуется контур орнамента и затем весь фон, окружающий этот орнамент, закрашивается какой-либо краской. Всего два «письма», да и разновидностей в них немного: «травка», «кудрина», да «древко», а как многообразно впечатление от хохломских росписей! Хохломская роспись (набор посуды, ложек и чашек) | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | Богородск. | ||
+ | Город Богородск находится примерно в 8,00 км от берега Оки и в 40 км от нагорной части города Нижнего Новгорода.[[Изображение:m22409n[1]jpg]] | ||
+ | |||
+ | Село кустарей, ставшее крупнейшим в стране центром кожевенной промышленности с современным высокоразвитым производством - такова основная особенность этого удивительного поселения - единственного в своем роде города кожевников. | ||
+ | Первоначальному выдвижению села Богородского в качестве местного экономического центра способствовало его положение на гужевом тракте, прошедшем из Нижнего Новгорода через Муром на Суздаль и далее на Москву. Этот путь в то время рассматривался как наиболее безопасный и удобный для связи между Н.Новгородом и Москвой и по нему происходило оживленное движение. | ||
+ | Возникновение основного Богородского промысла - кожевенного, который уже значился среди занятий жителей села в XVII веке, было связано, как предполагают, с поселением во второй половине XVI века на территории Нижегородья, в том числе и в Богородске, ссыльных новгородцев, знакомых с этим промыслом. | ||
+ | |||
+ | Работы мастеров. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Другим наиболее старым промыслом в Богородске был гончарный, который, как предполагают, тоже был занесен из Новгорода. | ||
+ | |||
+ | Кожевенное и гончарное производства получили в Новгороде большое развитие в XV - XVI веках, а в Богородске существовали уже в начале XVII века. Поэтому превращение села Богородского из земледельческого в промысловый центр произошло очень рано. На первом месте стояли промыслы по выделке кож и овчин с производством из кож рукавиц, шорных и прочих изделий (кожевенный и скорняжный промыслы). Широко было распространено "отходничество" с промысловыми занятиями (по выделке на стороне из сырья потребителя овчин, пошиву рукавиц и т.д.), вызванное недостаточной емкостью местного рынка. Кожевенный и скорняжный промыслы распространились и по соседним с Богородском селениям, но нигде не достигали такого развития, как в Богородском, оставаясь подсобным занятием жителей. | ||
+ | Возникновению и развитию кожевенных промыслов способствовало наличие местных материалов, употреблявшихся в производстве (дубового корья, извести, поташа). Сырые кожи очень рано стали закупаться на стороне, на ярмарках, в дальних местах Поволжья и юга России. Развитию промыслов, делавших крепостных крестьян более платёжеспособными, способствовали подчас и местные помещики. В истории Богородского кожевенного промысла «особенно памятны» помещики Шереметевы, владевшие селом Богородским с приписанными к нему пятью деревнями с начала XVIII века до крестьянской реформы. Они всячески поощряли этот промысел и перенесли его из села Богородского в другие свои имения. | ||
+ | В настоящее время единственным предприятием Нижегородской области по художественной обработке кожи является объединение «Ренессанс». | ||
+ | «Ренессанс» специализируется на выпуске изделий из натуральной кожи с применением художественной обработки: выжигания, резьбы по коже, подсветки, плетения, тиснения и т.д. Всевозможные шкатулки, коробочки, фотоальбомы с любым рисунком или надписью, эксклюзивные кожаные футляры, фляжки, настенные панно придутся по душе вам и вашим близким. Элегантные папки-меню, папки-счета, карты вин и многие другие аксессуары подчеркнут неповторимую атмосферу вашего ресторана или кафе. Объединение развивает новое направление в производстве продукции из кожи — изделия для обихода православной церкви: обложки для книг, футляры для кадил, книги регистрации венчаний и крещени |
Версия 15:38, 5 февраля 2008
Городец
Путешествие по известным нижегородским центрам народного промысла лучше всего начать с Городца и воспользоваться для этого «Ракетой» - новым волжским кораблем. Не успеете вы поудобнее усесться, как «Ракета» уже будет проходить мимо стенки Горьковского порта, выходящей на волжскую сторону. После волжского железнодорожного и автотранспортного моста, под аркой которого промчится наш корабль, перед вами быстро пройдут монументальные корпуса сормовской судоверфи. Дальше почти до самого Городца и слева и справа тянутся низкие луговые берега, всего на метр поднимающиеся над водой. Панорама берега развертывается очень быстро. Когда «Ракета» пролетает мимо них, пейзаж меняется почти мгновенно и кажется удивительно разнообразным. Итак, перед нами Городец. Он расположен рядом с перегородившей Волгу плотиной, одной из ступеней волжского каскада. Новое, преобразившее жизнь этого древнего края, соседствует с памятниками глубокой старины. Городец из одного поколения с Москвой и, как теперь доказано, моложе ее всего на пять лет. Он был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. В настоящее время Городец – крупный промышленный и культурный центр Нижегородской области, но все так же его обрамляет древний вал, поросший вековыми соснами. В настоящее время начало вала находится на улице Азина. Знакомство с Городцом мы начали с древнего вала. Это понятно: вал – единственный свидетель древней истории города. И все-таки осмотр города следует начинать с древнего центра, расположенного на «Княжей горе». А в Городецком музее можно ознакомиться с природой Городецкого района, с историей края, узнать о разных народных промыслах. Один из них – пряничный промысел.
Пряничные доски
Эта специфическая форма резьбы существовала в целом ряде городов России, но, пожалуй, только в Городце она стала подлинным искусством. Когда возник пряничный промысел в Городце, установить трудно. Вероятно, в 17 столетии. Пряников в Городце выпекалось до тридцати сортов. Пряники были любимы всеми, ими не гнушались и состоятельные люди, но истиной отрадой они были для ребят из семей, дороживших трудовой копейкой. Они были недороги, вкусны и, помимо этого, приобщали к искусству. Между тем те рельефы, которык отпечатывались на пряниках, были, к сожалению, лишь слабой копией резного штампа, их породившего. Вот здесь, в этих досках, проявлялись и талант, и изощренность руки, и фантазия резчика. Эти доски сейчас доставляют глубокое наслаждение своей пластической четкостью, законченностью форм, декоративным совершенством. Изображения, резавшиеся на пряничных досках, были необычайно разнообразны. Если их перечислять, получился большой список. Здесь и птицы-сирины и какие-то невиданные существа, тут нашла свое оригинальное отражение и поразившая резчика действительность, преображенная им и претворенная в искусство: всадники, лошади, рыбы, петухи, гуси, павлины, а также пароходы. Все что выходило из-под руки мастера приобретало такие красивые, поэтические формы, достигало такого пластического совершенства, что некоторые доски по силе художественной выразительности можно сопоставить лишь с былинным творчеством народа.
Росписи известных городецких мастеров. Городецкие донца
Профессиональное искусство украшения донец возникло в самом начале прощлого столетия. Художественное оформление донец началось с выемчатой резьбы и инкрустации. Техника выемчатой резьбы была издавна знакома резчикам. Такой резьбой украшали крылья и подкрылки изб и их наличники, различные деревянные бытовые предметы. Инкрустация мореным дубом тоже была известна: эти узоры встречаются на крестьянских раздвижных столах. В наиболее развитой форме этот сюжет представляет собою двух симметрично расположенных всадников, вздыбивших коней перед деревом-цветком, над верхушкой которого парит птица. На ветках-листьях этого дерева иногда сидят птицы, а в ногах лошадей или по краям композиции изображаются собаки, как бы облаивающие дичь. Всадников сопровождабт обычно фигуры мужчин, держащие в руках мечи или ружья. Вторым очень распространенным сюжетом, занимавшим всю поверхность донечной доски, являлось изображение мчащейся кареты с женскими фигурами сидящими в ней, с лихим кучером, с лакеем на запятках. Наконец, третьим, также распространенным сюжетом было изображение воинственного всадника на вздыбленной лошади. С особенной художественной выразительностью резчики донец изображали животных и птиц, метко передавая их позу, их характерные движения.
Работа городецких мастеров. Семенов
На севере Нижегородской области, рядом со старинным Городцом, расположен небольшой город Семенов. Его имя известно и у нас, и за рубежом благодаря уникальному художественному промыслу – хохломской росписи.
История города
Семенов впервые упоминается в платежнице под 1664 годом, а возникло оно, видимо в самом начале 17 столетия, когда беглые люди «посошлись из верхних мест и дворы поставили, и лес секли, и перелоги раздирали и земли распахали». Семенов постепенно становился главным скупочным пунктом так называемого «щепного товара» - разных деревянных изделий: посуды, чашек, ложек, игрушек и т.д., в громадных количествах изготовлявшихся в этом богатом лесном районе. Этим делом в конце прошлого века занимались жители ста тридцати деревень. Итак, Семенов – один из религиозных центров, центр производства и продажи щепного товара, центр своеобразной окраски деревянных изделий и вместе с тем невзрачный провинциальный городок царской России. Таким он и оставался вплоть до Октября. Теперь это живой, бойкий город, крупнейший центр оригинальной отрасли народного искусства – хохломской росписи.
Хохломская роспись Работы известных мастеров
Изделия, покрытые хохломской росписью, восхищают всех: и человека, казалось бы, совершенно равнодушного к искусству, и человека, искушенного во всех его тонкостях. Секрет воздействия хохломской росписи лежит, видимо, в мастерстве ее создателей, облагородивших простую вещь, в необыкновенной колористической прелести этих изделий, перед которой никто устоять не может. Цехи росписи большие, светлые, в них сидит много народа, и все в одинаковых позах, стоит тишина, пахнет краской и свежим деревом. Когда вы переведете взгляд на руки мастера, то уже не сможете от них оторваться. Под мягкими, грациозными движениями пальцев, вооруженных небольшой кистью, перед вами, как в замедленной киносъемке, рождается в плавном ритме рисунок орнамента, сначала его основа, а затем, на ваших же глазах, эта основа начинает наполняться подробностями, расцветает, оживает. Вы чувствуете необыкновенную уверенность в каждом, иногда почти незаметном движении руки мастера, вы чувствуете, что перед вами раскрывается таинственный процесс искусства. Каждое изделие перед росписью покрывается так называемой полудой – алюминиевым порошком, который наносится на поверхность предмета, предварительно покрытого олифой. Не совсем просохшая олифа, соединяясь с порошком, создает эффект серебряной металлической поверхности. Так вот, на эту серебряную поверхность и наносится кистью орнамент, и в данном случае в окончательном виде в росписи преобладает золотой фон, а орнамент действительно будто идет поверх этого фона. Это и есть «верховое письмо». При «фоновом письме» получается как бы обратный эффект: золотой фон исчезает под слоем краски, золото блестит лишь в орнаменте. Делается это так: черной краской по полуде рисуется контур орнамента и затем весь фон, окружающий этот орнамент, закрашивается какой-либо краской. Всего два «письма», да и разновидностей в них немного: «травка», «кудрина», да «древко», а как многообразно впечатление от хохломских росписей! Хохломская роспись (набор посуды, ложек и чашек)
Богородск. Город Богородск находится примерно в 8,00 км от берега Оки и в 40 км от нагорной части города Нижнего Новгорода.[[Изображение:m22409n[1]jpg]]
Село кустарей, ставшее крупнейшим в стране центром кожевенной промышленности с современным высокоразвитым производством - такова основная особенность этого удивительного поселения - единственного в своем роде города кожевников. Первоначальному выдвижению села Богородского в качестве местного экономического центра способствовало его положение на гужевом тракте, прошедшем из Нижнего Новгорода через Муром на Суздаль и далее на Москву. Этот путь в то время рассматривался как наиболее безопасный и удобный для связи между Н.Новгородом и Москвой и по нему происходило оживленное движение. Возникновение основного Богородского промысла - кожевенного, который уже значился среди занятий жителей села в XVII веке, было связано, как предполагают, с поселением во второй половине XVI века на территории Нижегородья, в том числе и в Богородске, ссыльных новгородцев, знакомых с этим промыслом.
Работы мастеров.
Другим наиболее старым промыслом в Богородске был гончарный, который, как предполагают, тоже был занесен из Новгорода.
Кожевенное и гончарное производства получили в Новгороде большое развитие в XV - XVI веках, а в Богородске существовали уже в начале XVII века. Поэтому превращение села Богородского из земледельческого в промысловый центр произошло очень рано. На первом месте стояли промыслы по выделке кож и овчин с производством из кож рукавиц, шорных и прочих изделий (кожевенный и скорняжный промыслы). Широко было распространено "отходничество" с промысловыми занятиями (по выделке на стороне из сырья потребителя овчин, пошиву рукавиц и т.д.), вызванное недостаточной емкостью местного рынка. Кожевенный и скорняжный промыслы распространились и по соседним с Богородском селениям, но нигде не достигали такого развития, как в Богородском, оставаясь подсобным занятием жителей.
Возникновению и развитию кожевенных промыслов способствовало наличие местных материалов, употреблявшихся в производстве (дубового корья, извести, поташа). Сырые кожи очень рано стали закупаться на стороне, на ярмарках, в дальних местах Поволжья и юга России. Развитию промыслов, делавших крепостных крестьян более платёжеспособными, способствовали подчас и местные помещики. В истории Богородского кожевенного промысла «особенно памятны» помещики Шереметевы, владевшие селом Богородским с приписанными к нему пятью деревнями с начала XVIII века до крестьянской реформы. Они всячески поощряли этот промысел и перенесли его из села Богородского в другие свои имения.
В настоящее время единственным предприятием Нижегородской области по художественной обработке кожи является объединение «Ренессанс». «Ренессанс» специализируется на выпуске изделий из натуральной кожи с применением художественной обработки: выжигания, резьбы по коже, подсветки, плетения, тиснения и т.д. Всевозможные шкатулки, коробочки, фотоальбомы с любым рисунком или надписью, эксклюзивные кожаные футляры, фляжки, настенные панно придутся по душе вам и вашим близким. Элегантные папки-меню, папки-счета, карты вин и многие другие аксессуары подчеркнут неповторимую атмосферу вашего ресторана или кафе. Объединение развивает новое направление в производстве продукции из кожи — изделия для обихода православной церкви: обложки для книг, футляры для кадил, книги регистрации венчаний и крещени