Команда 8 Учебный проект Знакомые незнакомцы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(для взрослых)
(для младших школьников)
Строка 18: Строка 18:
  
 
==для младших школьников==
 
==для младших школьников==
Носов Николай Николаевич.
 
Родился Николай Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал в гимназии. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он
 
работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в
 
городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство
 
влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и  нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Первым рассказом Н.Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и
 
дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год
 
выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее?
 
Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги
 
уже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называли
 
и называют часто Н.Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «Дневник
 
Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть
 
«Веселаясемейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»;
 
1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и
 
его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку
 
«Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном
 
городе».
 
  Книги Н.Носова иллюстрировали самые разные художники: И.Семенов,
 
Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В.Горяев и другие.
 
Носова все называли «Веселым писателем. Может показаться странным, но в
 
жизни (исключаю личную ее часть — семью), в общении с детьми, в школах, с
 
издателями, коллегами Н.Н.Носов никогда не давал повода сказать о нем
 
«веселый человек». Он был сдержан, лукав, чаще задумчив, как бы сам в себе,
 
краткословен, точен в оценках работ других писателей, критиков,
 
доброжелателен. Улыбался чаще лишь глазами, то есть настроение его
 
проявлялось во взгляде. И дети — герои в его книгах — не весельчаки, не
 
скоморохи. Они деловиты. Они нормальные здоровые дети, живут открыто,
 
увлеченно. Стремительно действуют и в игре, и в делах своих. Естественно,
 
что часто попадают в смешные ситуации, закономерно хотят больше, чем
 
могут, видят себя героями и в маленьком деле, ибо постоянно в состоянии
 
жизнерадостного роста. В состоянии развития, внутреннего движения.
 
В 1949 году Н.Н.Носов написал повесть «Веселая семейка», читатели которой
 
узнают о совершенно необычном деле Мишки и его друга Коли: они
 
придумали, смастерили инкубатор и вывели цыплят. Такое большое дело,
 
конечно, не могло обойтись без приключений. Однако и здесь главное —
 
процесс деятельности: поиск — ошибки — поиск. Изобретательность,
 
увлеченность, помноженные на упорную потребность нового знания.
 
Еще в дошкольном возрасте большинство детей знакомятся с
 
«Фантазерами» Н.Н.Носова. Мальчишки в этом рассказе соперничают в
 
выдумках. При этом, как и в советах Кости Шишкина, каждая выдумка должна
 
иметь правдоподобное обоснование. Обращение к фантазии свойственно
 
было человеку извечно. На этом основано народное творчество всех видов и
 
жанров. Немало случаев, когда фантазия выбирает героев, увиденных как бы
 
через уменьшительное стекло: мальчик с пальчик, Лутонюшка в русских
 
сказках, андерсеновская Дюймовочка... В скандинавских сагах живет
 
неутомимый народ гномы — своеобразные прародители сказочных героев
 
Толкиена. Джонатан Свифт придумал свою Лилипутию — насмешливый снимок
 
пороков современного ему общества. В Италии — известный «Пиноккио» К.
 
Коллоди и герои сказочных книг Джанни Родари. Славный Пиноккио имеет
 
друга в России — замечательного выдумщика Буратино. В русской литературе
 
еще в прошлом веке начал свою жизнь Мурзилка, ставший в нашем веке
 
одним из самых любимых журналов.
 
В этот ряд легко и уверенно встает придуманный Н. Носовым Незнайка с
 
большим числом своих друзей: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954);
 
«Незнайка в Солнечном городе» (1958); «Незнайка на Луне» (1965).
 
Шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателей прежде всего именно
 
тем, что живут «по правде», как настоящие дети. Они не могут, не хотят быть,
 
действовать в одиночку и дружно объединяются, что очень свойственно
 
детям. Устройство Цветочного, Зеленого, Солнечного городов, где живут
 
коротышки, — это справедливое устройство городов детей: здесь
 
господствует справедливость. Никто не посягает на свободу другого, все
 
трудолюбивы, изобретательны, любят мастерство, искусство. Всем понятна
 
тягчайшая болезнь Незнайки — тоска по родине: возвратясь в Цветочный
 
город, он целует родную землю. Уроки Незнайки и его друзей, разумеется,
 
вбирают в себя и дети-читатели.
 
Биография для младштиш школьников.НОСОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (биография для детей).
 
Что ни говорите, а Носов — самая подходящая фамилия для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. А ещё лучше, если сам писатель подходит своей фамилии.
 
У Носова действительно был нос и совсем не маленький, крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим, глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном». Но что они знали, эти иные? Они ведь, наверное, и книг-то его не читали. А следовало бы. Впрочем, начать никогда не поздно.
 
«— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос.
 
Бобик прибежал:
 
— Где кисель?
 
— Да вот у меня на спине. Облизывай.
 
Бобик давай ему спину облизывать.
 
— Ох и вкусный кисель! — говорит.
 
Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.
 
— Тебе хорошо живётся! — говорит Бобик. — У тебя всё есть!
 
— Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.
 
— А тебе позволяет дедушка?
 
— Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
 
— А где же дедушка спит?
 
— Дедушка там, в углу, на коврике…»
 
Ну разве мог хмурый ворчун написать так смешно? Или, может быть, верно распространённое мнение, что все самые весёлые юмористы, как правило, люди раздражительные, угрюмые и чуть ли не злые? Может, так оно и есть, но только не в этом случае.
 
Николай Николаевич Носов и правда был человеком необщительным, замкнутым. Но шло это от какой-то особенной деликатности, ранимости и даже неуверенности в себе. Что кажется странным, ведь от природы он обладал весьма разнообразными талантами, о чём свидетельствуют хотя бы его многочисленные увлечения.
 
А ровно за сорок лет до того увидел свет его первый рассказ — «Затейники». В это время Н.Н.Носов ещё работал в кино и продолжал там работать, снимая как режиссёр самые разные (мультипликационные, научные, учебные) фильмы. Но одновременно писал весёлые рассказы для детей и о детях, которые всё чаще появлялись в журналах «Мурзилка», «Костёр», «Затейник» и на страницах газеты «Пионерская правда». Появлялись и сразу же становились невероятно популярными. Секрет читательского ажиотажа объяснялся довольно просто. Сначала в небольших рассказах, а потом и в «больших» повестях («Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома») Николай Николаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто они сами, безо всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах. Так, напрямую, без посредников, герои и читателя находили друг друга и разговаривали, и смеялись вместе, и спорили, и дружили.
 
Наверное, по той же причине герои Носова потом легко перекочёвывали в фильмы и спектакли, оставаясь и там самыми обыкновенными «невыдуманными» мальчишками — непоседами, изобретателями и фантазёрами.
 
Со временем ко всем этим героям присоединился ещё один, на сей раз — сказочный. Незнайка пришёл сам и привёл с собой целую ораву весёлых и шумных коротышек, которые постоянным местом жительства избрали для себя три книжки Носова: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Там они прекрасно устроились и вытворяли, что хотели: ссорились, мирились, летали на воздушном шаре, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне.
 
Но даже эти «выдуманные» сказочные коротышки подозрительно походили на своих маленьких читателей. Особенно — Незнайка. Точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за собственного неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Потому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда — советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски!
 
Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев кафе «Незнайка». Заходите спокойно — вас обязательно встретит там старый, добрый и весёлый друг.
 
  
 
==Современники о писателе==
 
==Современники о писателе==

Версия 22:22, 19 января 2008

Содержание

Список команды

Шавель Ольга

Томашевская Екатерина

биография

для взрослых

Носов Николай Николаевич. Родился Николай Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал в гимназии. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников... «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Первым рассказом Н.Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее? Далее по этим ступенькам одна за другой выходили на широкий простор книги уже известного, крепко полюбившегося и «веселого писателя», как называли и называют часто Н.Н.Носова: 1947 — «Веселые рассказы»; 1951 — «Дневник Коли Синицына»; 1953 — сборник «На горке»; 1955 — повесть «Веселаясемейка»; 1956 — «Прятки»; 1958 — «Веселые рассказы и повести»; 1959 — «Незнайка в Солнечном городе»; а в 1960 — «Приключения Незнайки и его друзей» в серии «Школьная библиотека». Книга включала повесть-сказку «Приключения Незнайки и его друзей» и роман-сказку «Незнайка в Солнечном городе».

Книги Н.Носова иллюстрировали самые разные художники: И.Семенов,

Г.Вальк, Д.Бисти, Е.Афанасьева, А. Лаптев, А. Каневский, В.Горяев и другие. Носова все называли «Веселым писателем. Может показаться странным, но в жизни (исключаю личную ее часть — семью), в общении с детьми, в школах, с издателями, коллегами Н.Н.Носов никогда не давал повода сказать о нем «веселый человек». Он был сдержан, лукав, чаще задумчив, как бы сам в себе, краткословен, точен в оценках работ других писателей, критиков, доброжелателен. Улыбался чаще лишь глазами, то есть настроение его проявлялось во взгляде. И дети — герои в его книгах — не весельчаки, не скоморохи. Они деловиты. Они нормальные здоровые дети, живут открыто, увлеченно. Стремительно действуют и в игре, и в делах своих. Естественно, что часто попадают в смешные ситуации, закономерно хотят больше, чем могут, видят себя героями и в маленьком деле, ибо постоянно в состоянии жизнерадостного роста. В состоянии развития, внутреннего движения. В 1949 году Н.Н.Носов написал повесть «Веселая семейка», читатели которой узнают о совершенно необычном деле Мишки и его друга Коли: они придумали, смастерили инкубатор и вывели цыплят. Такое большое дело, конечно, не могло обойтись без приключений. Однако и здесь главное — процесс деятельности: поиск — ошибки — поиск. Изобретательность, увлеченность, помноженные на упорную потребность нового знания. Еще в дошкольном возрасте большинство детей знакомятся с «Фантазерами» Н.Н.Носова. Мальчишки в этом рассказе соперничают в выдумках. При этом, как и в советах Кости Шишкина, каждая выдумка должна иметь правдоподобное обоснование. Обращение к фантазии свойственно было человеку извечно. На этом основано народное творчество всех видов и жанров. Немало случаев, когда фантазия выбирает героев, увиденных как бы через уменьшительное стекло: мальчик с пальчик, Лутонюшка в русских сказках, андерсеновская Дюймовочка... В скандинавских сагах живет неутомимый народ гномы — своеобразные прародители сказочных героев Толкиена. Джонатан Свифт придумал свою Лилипутию — насмешливый снимок пороков современного ему общества. В Италии — известный «Пиноккио» К. Коллоди и герои сказочных книг Джанни Родари. Славный Пиноккио имеет друга в России — замечательного выдумщика Буратино. В русской литературе еще в прошлом веке начал свою жизнь Мурзилка, ставший в нашем веке одним из самых любимых журналов. В этот ряд легко и уверенно встает придуманный Н. Носовым Незнайка с большим числом своих друзей: «Приключения Незнайки и его друзей» (1954); «Незнайка в Солнечном городе» (1958); «Незнайка на Луне» (1965). Шестнадцать друзей-коротышек покоряют читателей прежде всего именно тем, что живут «по правде», как настоящие дети. Они не могут, не хотят быть, действовать в одиночку и дружно объединяются, что очень свойственно детям. Устройство Цветочного, Зеленого, Солнечного городов, где живут коротышки, — это справедливое устройство городов детей: здесь господствует справедливость. Никто не посягает на свободу другого, все трудолюбивы, изобретательны, любят мастерство, искусство. Всем понятна тягчайшая болезнь Незнайки — тоска по родине: возвратясь в Цветочный город, он целует родную землю. Уроки Незнайки и его друзей, разумеется, вбирают в себя и дети-читатели. Биография для младштиш школьников.НОСОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (биография для детей). Что ни говорите, а Носов — самая подходящая фамилия для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. А ещё лучше, если сам писатель подходит своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем не маленький, крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И всё это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим, глуховатым голосом. На первый взгляд — неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его «хмурым ворчуном». Но что они знали, эти иные? Они ведь, наверное, и книг-то его не читали. А следовало бы. Впрочем, начать никогда не поздно. «— Бобик, иди скорей кисель есть! — закричал Барбос. Бобик прибежал: — Где кисель? — Да вот у меня на спине. Облизывай. Бобик давай ему спину облизывать. — Ох и вкусный кисель! — говорит. Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают. — Тебе хорошо живётся! — говорит Бобик. — У тебя всё есть! — Да, — говорит Барбос, — я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу — гребешком причёсываюсь, хочу — на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь. — А тебе позволяет дедушка? — Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя. — А где же дедушка спит? — Дедушка там, в углу, на коврике…» Ну разве мог хмурый ворчун написать так смешно? Или, может быть, верно распространённое мнение, что все самые весёлые юмористы, как правило, люди раздражительные, угрюмые и чуть ли не злые? Может, так оно и есть, но только не в этом случае. Николай Николаевич Носов и правда был человеком необщительным, замкнутым. Но шло это от какой-то особенной деликатности, ранимости и даже неуверенности в себе. Что кажется странным, ведь от природы он обладал весьма разнообразными талантами, о чём свидетельствуют хотя бы его многочисленные увлечения.

А ровно за сорок лет до того увидел свет его первый рассказ — «Затейники». В это время Н.Н.Носов ещё работал в кино и продолжал там работать, снимая как режиссёр самые разные (мультипликационные, научные, учебные) фильмы. Но одновременно писал весёлые рассказы для детей и о детях, которые всё чаще появлялись в журналах «Мурзилка», «Костёр», «Затейник» и на страницах газеты «Пионерская правда». Появлялись и сразу же становились невероятно популярными. Секрет читательского ажиотажа объяснялся довольно просто. Сначала в небольших рассказах, а потом и в «больших» повестях («Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома») Николай Николаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто они сами, безо всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах. Так, напрямую, без посредников, герои и читателя находили друг друга и разговаривали, и смеялись вместе, и спорили, и дружили.

Наверное, по той же причине герои Носова потом легко перекочёвывали в фильмы и спектакли, оставаясь и там самыми обыкновенными «невыдуманными» мальчишками — непоседами, изобретателями и фантазёрами. Со временем ко всем этим героям присоединился ещё один, на сей раз — сказочный. Незнайка пришёл сам и привёл с собой целую ораву весёлых и шумных коротышек, которые постоянным местом жительства избрали для себя три книжки Носова: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Там они прекрасно устроились и вытворяли, что хотели: ссорились, мирились, летали на воздушном шаре, отправлялись в космическое путешествие и даже участвовали в революции на Луне. Но даже эти «выдуманные» сказочные коротышки подозрительно походили на своих маленьких читателей. Особенно — Незнайка. Точь-в-точь мальчишка-сорванец, из-за собственного неумения и зазнайства попадающий в самые разные истории. Потому и полюбился он больше всех. И не только нашим (тогда — советским) ребятам, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков очень скоро заговорил на многих языках мира. Даже по-японски! Так что, если вы по случаю окажетесь в Японии, то не особенно удивляйтесь, увидев кафе «Незнайка». Заходите спокойно — вас обязательно встретит там старый, добрый и весёлый друг.

для младших школьников

Современники о писателе

Творчество писателя

Литературные игры

Аннотированный список ресурсов

Название ресурса краткая аннотация
Персональные инструменты
Инструменты