Старый Ашпан (Шарыповский район, Красноярского края)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 3: Строка 3:
 
Старый Ашпан -  сегодня – это урочище за Кедровым озером, за Дудошным, в Темринских горах.
 
Старый Ашпан -  сегодня – это урочище за Кедровым озером, за Дудошным, в Темринских горах.
 
Когда - то 70 лет назад на месте этого урочища была деревенька, которая так и называлась Старый Ашпан. В нашем селе жила Кокович Надежда Самсоновна, 1911г. рождения. Родилась она и выросла в Старом Ашпане. Краеведы школы  в 1993 году записали ее рассказ о Старом Ашпане:
 
Когда - то 70 лет назад на месте этого урочища была деревенька, которая так и называлась Старый Ашпан. В нашем селе жила Кокович Надежда Самсоновна, 1911г. рождения. Родилась она и выросла в Старом Ашпане. Краеведы школы  в 1993 году записали ее рассказ о Старом Ашпане:
«Мой отец, Писарчук Самсон Никифорович со своей женой Матреной приехали в Сибирь в 1908 году из Волынской области, поселились в Ашпане. Там уже было две улицы Центральная и Хвостовая. Отец построил дом, родилось трое детей. Жили единолично, кругом лес, глушь, скота находили по боталу. По деревне текла речка Белая (в ней вода молочная, и даже камешки на дне белые), а вокруг деревни много родничков. Дома были большие, рубленые. Скота держали много, у всех кони, садили огороды, сеяли рожь, пекли ржаной хлеб.  
+
«Мой отец, Писарчук Самсон Никифорович со своей женой Матреной приехали в Сибирь в 1908 году из Волынской области, поселились в Ашпане. Там уже было две улицы Центральная и Хвостовая. Отец построил дом, родилось трое детей. Жили единолично, кругом лес, глушь, скота находили по боталу. По деревне текла речка Белая (в ней вода молочная, и даже камешки на дне белые), а вокруг деревни много родничков. Дома были большие, рубленые. Скота держали много, у всех кони, садили огороды, сеяли рожь, пекли ржаной хлеб. Муку мололи в Глядене, Можарах. Землю корчевали, каждая сотка земли полита потом. Семьи большие, дружные, мужики мастеровые.
Муку мололи в Глядене, Можарах. Землю корчевали, каждая сотка земли полита потом. Семьи большие, дружные, мужики мастеровые.
+
В Старом Ашпане жили Ильницкие, Гаврилюк, Анищук, Прилепа, Докало, Кокович, Писачук (их семьи занимали пять домов), Бакун (четыре семьи), Жилины (с Курской области, три семьи) и другие, остальных не помню. Магазина в селе не было, зато была  начальная школа, я в ней училась. Все люди занимались ремеслом, продавали. Отец мой делал кадушки, лохани, продавал их в Шарыпово. На вырученные деньги покупал все для дома.
В Старом Ашпане жили Ильницкие, Гаврилюк, Анищук, Прилепа, Докало, Кокович, Писачук (их семьи занимали пять домов), Бакун (четыре семьи), Жилины (с Курской области, три семьи) и другие, остальных не помню. Магазина в селе не было, зато была  начальная школа, я в ней училась. Все люди занимались ремеслом, продавали.
+
Отец мой делал кадушки, лохани, продавал их в Шарыпово. На вырученные деньги покупал все для дома.
+
 
В церковь ездили Шарыповскую, иногда Ужурскую. Очень все тогда любили съезжие праздники. В каждой деревне был свой праздник. К нему готовилось  все село, стряпали, делали вино. Приезжали родственники, знакомые. Было веселье. На Покров ездили в Корнилово, в Глядене отмечали Миколу, в  Шарыпово - Митрофанов день, в Ужуре - Петров. Жизнь  в Старом Ашпане была нарушена в годы коллективизации. Приехало начальство из Темры и велело всем переезжать в другие деревни, а дядю моего Якова Писачука приговорили к раскулачиванию. Сгрузили его добро, а семью сослали. Они все сгинули. Раз приехали, два, и люди стали разъезжаться: в Ашпан, Можары, Гляден, Темру».
 
В церковь ездили Шарыповскую, иногда Ужурскую. Очень все тогда любили съезжие праздники. В каждой деревне был свой праздник. К нему готовилось  все село, стряпали, делали вино. Приезжали родственники, знакомые. Было веселье. На Покров ездили в Корнилово, в Глядене отмечали Миколу, в  Шарыпово - Митрофанов день, в Ужуре - Петров. Жизнь  в Старом Ашпане была нарушена в годы коллективизации. Приехало начальство из Темры и велело всем переезжать в другие деревни, а дядю моего Якова Писачука приговорили к раскулачиванию. Сгрузили его добро, а семью сослали. Они все сгинули. Раз приехали, два, и люди стали разъезжаться: в Ашпан, Можары, Гляден, Темру».
 
Сегодня на месте деревеньки ямы от подполий, бочка в земле закопана - дегтярьня там была, деготь паровой делали, и место это называется Ашпанское урочище. Оракцы к речке Белой ездят за черемшой.
 
Сегодня на месте деревеньки ямы от подполий, бочка в земле закопана - дегтярьня там была, деготь паровой делали, и место это называется Ашпанское урочище. Оракцы к речке Белой ездят за черемшой.
 
Ашпан - это искаженная фраза, по-хакасски она звучит «АШ-ВАН»- что значит –«Не перешел», «Я заблудился».
 
Ашпан - это искаженная фраза, по-хакасски она звучит «АШ-ВАН»- что значит –«Не перешел», «Я заблудился».
 
Кокович Н.С. сказала: « Заблудится там можно, лес стеной стоит, горы не высокие, глушь, одним словом».
 
Кокович Н.С. сказала: « Заблудится там можно, лес стеной стоит, горы не высокие, глушь, одним словом».

Текущая версия на 09:50, 17 января 2008

Исчезнувшее село Старый Ашпан

Старый Ашпан - сегодня – это урочище за Кедровым озером, за Дудошным, в Темринских горах. Когда - то 70 лет назад на месте этого урочища была деревенька, которая так и называлась Старый Ашпан. В нашем селе жила Кокович Надежда Самсоновна, 1911г. рождения. Родилась она и выросла в Старом Ашпане. Краеведы школы в 1993 году записали ее рассказ о Старом Ашпане: «Мой отец, Писарчук Самсон Никифорович со своей женой Матреной приехали в Сибирь в 1908 году из Волынской области, поселились в Ашпане. Там уже было две улицы Центральная и Хвостовая. Отец построил дом, родилось трое детей. Жили единолично, кругом лес, глушь, скота находили по боталу. По деревне текла речка Белая (в ней вода молочная, и даже камешки на дне белые), а вокруг деревни много родничков. Дома были большие, рубленые. Скота держали много, у всех кони, садили огороды, сеяли рожь, пекли ржаной хлеб. Муку мололи в Глядене, Можарах. Землю корчевали, каждая сотка земли полита потом. Семьи большие, дружные, мужики мастеровые. В Старом Ашпане жили Ильницкие, Гаврилюк, Анищук, Прилепа, Докало, Кокович, Писачук (их семьи занимали пять домов), Бакун (четыре семьи), Жилины (с Курской области, три семьи) и другие, остальных не помню. Магазина в селе не было, зато была начальная школа, я в ней училась. Все люди занимались ремеслом, продавали. Отец мой делал кадушки, лохани, продавал их в Шарыпово. На вырученные деньги покупал все для дома. В церковь ездили Шарыповскую, иногда Ужурскую. Очень все тогда любили съезжие праздники. В каждой деревне был свой праздник. К нему готовилось все село, стряпали, делали вино. Приезжали родственники, знакомые. Было веселье. На Покров ездили в Корнилово, в Глядене отмечали Миколу, в Шарыпово - Митрофанов день, в Ужуре - Петров. Жизнь в Старом Ашпане была нарушена в годы коллективизации. Приехало начальство из Темры и велело всем переезжать в другие деревни, а дядю моего Якова Писачука приговорили к раскулачиванию. Сгрузили его добро, а семью сослали. Они все сгинули. Раз приехали, два, и люди стали разъезжаться: в Ашпан, Можары, Гляден, Темру». Сегодня на месте деревеньки ямы от подполий, бочка в земле закопана - дегтярьня там была, деготь паровой делали, и место это называется Ашпанское урочище. Оракцы к речке Белой ездят за черемшой. Ашпан - это искаженная фраза, по-хакасски она звучит «АШ-ВАН»- что значит –«Не перешел», «Я заблудился». Кокович Н.С. сказала: « Заблудится там можно, лес стеной стоит, горы не высокие, глушь, одним словом».

Персональные инструменты
Инструменты