Учебный проект Подготовка и защита дипломной работы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(3. Зачем нужен план выступления? (Середкин Г.))
(5. Цели и задачи выступающего в различных частях его речи (введения, основной части, заключения). (Козлов А.))
Строка 208: Строка 208:
  
 
===5. Цели и задачи выступающего в различных частях его речи (введения, основной части, заключения). (Козлов А.) ===
 
===5. Цели и задачи выступающего в различных частях его речи (введения, основной части, заключения). (Козлов А.) ===
 +
Введение
 +
Во введении оратор должен ответить своим слушателям на такие ключевые вопросы, как «о чем и зачем я говорю?», «с какой целью сегодня ищу внимания аудитории, что хочу донести до слушателя?» .Обозначив предмет выступления и сразу поставив перед собой и слушателями цель, вы помогаете аудитории настроиться на вашу волну. Кроме того, именно хорошее начало выступления задает тон всей вашей речи и формирует первое впечатление у слушателей.
 +
 +
Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:
 +
 +
Каково существующее положение дел (status quo)?
 +
В чем состоит проблема и что должно быть вместо этого?
 +
Как можно изменить существующее положение?
 +
Заключение
 +
Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего («эффект края»), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:
 +
 +
Как можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?
 +
 +
Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле.
 +
 
===6. Приемы, используемые во введении, основной части, заключении. (Васильев М.) ===
 
===6. Приемы, используемые во введении, основной части, заключении. (Васильев М.) ===
 
===7. Как отвечать на вопросы? (Мольченюк В.) ===
 
===7. Как отвечать на вопросы? (Мольченюк В.) ===

Версия 06:57, 10 октября 2015

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Всем студентам рано или поздно приходится защищать свои курсовые, а затем и дипломную работу. Этот проект поможет разобраться в основных аспектах подготовки и самой защиты дипломной (курсовой) работы. Разные специалисты представят свою точку зрения. Задача студентов – разработать рекомендации студентам, готовящимся защищать свою работу.

Содержание

ПСИХОЛОГ

Почувствуй себя уверенно! Психолог отвечает за психологическое, эмоциональное состояние выступающего. Его главная задача – дать практические советы по преодолению волнения, активизации внимания слушателей. Так же Психолог выяснит влияние внеязыковых средств на общее восприятие выступления.

1. Способы преодоления волнения перед публичным выступлением. (Никулин К.)

Как побороть страх перед выступлением?

Публичное выступление достаточно часто вызывает волнение и тревогу. А вдруг я что-то забуду? Растеряюсь и не смогу справиться со своими эмоциями? Не сумею ответить на вопросы? Моя речь будет неинтересна аудитории? Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди робкие и стеснительные. Но как считает ораторское искусство на самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Даже многие опытные ораторы испытывают волнение, когда выходят выступать с новой темой или перед незнакомой аудиторией. Как ни удивительно это звучит, но страх перед публичными выступлениями - одна из самых распространённых фобий на Земном шаре (по статистическим данным страх публичных выступлений занимает первое и второе места в разных странах). Любой человек испытывал волнение, а иногда даже страх при необходимости выступить с докладом, провести презентацию, произнести речь на собрании, тост на праздничном мероприятии или рассказать стихотворение на конкурсе самодеятельности. В зависимости от важности мероприятия, от аудитории, перед которой предстоит выступать, волнение может проявляться в разной степени. Пульс в такие моменты учащается, появляются хрипота, дрожь (в руках, коленках, голосе), язык деревенеет, а иногда даже лицо, шея покрываются красными пятнами. Связать несколько слов в осмысленный текст представляется задачей невыполнимой. Куда девать руки? Глаза в потолок или в пол? Как же преодолеть страх публичного выступления и справиться с волнением?

Основные положения борьбы со страхом:


1. Практика - это самый эффективный способ. Чтобы избавиться от страха, вам нужно постоянно его преодолевать. Примерно после пятого-шестого (регулярного!) выступления перед публикой страх постепенно начнёт убывать. Практика, практика и еще раз практика. Используйте любую возможность, чтобы получить навыки публичных выступлений. 2. Подготовка к выступлению. Лучший способ уменьшить страх перед публичным выступлением - подготовиться к нему. Для успешного выступления вам необходимо хорошо знать тему доклада. Подготовленный материал можно показать другим людям, чтобы не возникало сомнений в его качестве. Можно отрепетировать своё выступление заранее (перед зеркалом, слушателем), продумав темп речи, движения, выражение лица и т. д. Чем сильнее вы уверены в своих знаниях, тем меньше будете беспокоиться о том, что скажете что-то не то и в итоге окажитесь в нелепом положении. Именно неуверенность в своих знаниях удерживает многих людей от выступлений перед большой аудиторией. 3. Откажитесь от мысли, что вы всегда должны быть совершенны. Большинство людей боятся публичных выступлений из-за страха сделать ошибку перед всеми. Эта тревога еще больше усиливает вероятность ошибок. А от них не застрахованы даже профессиональные ораторы. Спросите себя: "Что случится самое худшее, если я ошибусь?" Ошибка не приведет к смертному приговору. Помните: всем понравиться всё равно не удастся. Около 5% аудитории всё равно останутся недовольными. С этим ничего не поделаешь, это закон жизни, так нужно ли тратить на это нервы? 4. Внешний вид. Постарайтесь выглядеть во время выступления хорошо. В первую очередь для самого себя. Здесь срабатывает следующий психологический момент. Например, у девушки появилась "стрела" на колготках. Она думает об этом, переживает. Пусть 90% людей ее не видят, но девушка-то знает про это. Эти мысли не прибавляют ей уверенности. Позаботьтесь о том, чтобы одежда и обувь не доставляли вам внутреннего дискомфорта и не отвлекали ваше внимание во время выступления. 4. Если емеется возможность пройдите тренинг или курсы по ораторскому искусству

Методы борьбы со страхом непосредственно перед выступлением:


1. Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы, чтобы ваше лицо не напоминало маску античного театра. 2. Энергично помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат; скорость вашей реакции и красноречие ощутимо повышаются. 3. Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения. 4. Подвигайтесь в спокойном ритме. Вытяните руки вверх, не отрывая пяток от пола, потянитесь и бросьте тело вниз, встряхните руками. При волнении рефлекторно увеличивается частота дыхания (волнуясь, мы дышим часто и поверхностно). А так как все в организме человека взаимосвязано, то при сознательном контроле дыхания изменяется и психологическое состояние человека. Научившись контролировать свое дыхание и управлять им, вы научитесь контролировать такие чувства, как волнение, страх, паника. Медленное и глубокое дыхание поможет уменьшить тревожное состояние. Воспользуйтесь следующими дыхательными упражнениями перед выступлением:. 1. "Дыхание квадратом": сделайте вдох через нос, выдержите паузу, выдохните через нос и снова выдержите паузу. Упражнение делайте на четыре счета (вдох на раз, два, три, четыре, пауза на раз, два, три, четыре и т. д.). 2. "Дыхание на счет": сделайте вдох через нос на раз-два, выдох через нос на три-четыре-пять-шесть. Выдержите паузу. (3-5 вдохов и выдохов). Далее увеличивайте продолжительность вдохов и выдохов. Сделайте вдох через нос на раз-два-три-четыре, выдох через нос на пять-шесть-семь-восемь-девять-десять-одиннадцать-двенадцать (5-7 вдохов и выдохов). 3. "Выдох через рот": сделайте вдох через нос на раз-два-три, выдох через рот на пять-шесть-семь-восемь-девять-десять-одиннадцать-двенадцать (5-7 вдохов и выдохов). Мы всегда говорим на выдохе. Говоря, вдох лучше делать носом, а выдох мы, так или иначе, делаем ртом. Чем длиннее наш выдох, тем сильнее, мелодичнее и без перерыва нам удастся говорить. Важно научиться выдыхать медленнее обычного. 4. Если перехватило дыхание, сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной "у". Например: ух, круг, пух… Если вы не знаете, куда деть руки. Перед началом выступления руки находятся в естественном положении вдоль туловища или чуть согнуты в локтях и чуть прижаты к телу. Во время выступления можно положить руки за спину, на стол или трибуну. Не желательно перекрещивать руки, замыкать кисти рук, держать в карманах. Можно взять в руки какой-нибудь предмет (ручку, книгу, лист со своими записями), но не совершать излишних манипуляций с предметом. Лучше держать предмет одной рукой, чтобы другая оставалась свободной. В случае нарастания беспокойства во время выступления помогут любые движения. Можно походить, взять в руки что-либо, микрофон, наглядное пособие. Придумать повод для аплодисментов и поаплодировать вместе с залом. Надеемся, что эти советы вам пригодятся. Кто хочет перестать бояться, должен начать выступать. Трудно только первые пять раз. Вооружитесь знаниями и приобретайте опыт выступлений, совершенствуйте свое ораторское искусство. И с каждым разом дискомфорт будет заменяться удовольствием от хорошо выполненной работы. Пробуйте, находите то, что поможет именно вам.

2. Влияние жестов и мимики на восприятие выступления. (Чанков Э.)

Если внимательно наблюдать за высокопоставленными или ответственными должностными лицами по основным вопросам политики (внешней и внутренней) во время их выступления, то можно попытаться определить степень их искренности во время выступления.

  1. Если у говорящего о грандиозных планах руки расположены пальцами вовнутрь, то следует быть осторожными. Это признак проявления грез наяву или неосознанного тщеславия. И наоборот, если его пальцы повернуты наружу, то, скорее всего, Вы видите субъекта, который только показывает Вам свою рассудительность.
  2. Когда руки опущены вниз, то это означает, что он боится.
  3. У человека, чьи руки спрятаны, присутствует внутренняя неуверенность.
  4. Говорящий с растопыренными пальцами - убежден в какой-либо идее, в отличии от человека, чьи пальцы сомкнуты.
  5. Если руки человека повернуты ладонями к себе. То это означает скрытность, возможно, он что-то недоговаривает.
  6. Во время присяги, президент по обычаю поднимает руку вверх. Если во время этого действия его пальцы согнуты внутрь, то это свидетельствует о желании все переключить на себя. А если пальцы поднятой руки согнуты наружу, то этот человек - способен подвергаться влиянию извне, это большой приспособленец. А вот прямо направленные пальцы показывают на равновесие между этими тенденциями.
  7. Когда руки сложены за спиной, это говорит о том, что человек, в данный момент, в состоянии смирения, ну а в случае, когда руки сложены спереди, он хочет, чтобы все побыстрее закончилось.
  8. Если в разговоре человек сильно будет размахивать руками, тогда знайте, что он сам не верит в то, что говорит.
  9. Если человек, который Вас слушает и при этом теребит в руках скрепку, карандаш или любой другой предмет, то это говорит о том, что в разговоре с Вами он не заинтересован.
  10. Когда большой палец руки направлен вверх, это означает, что человек уверен в своих словах и наполнен решимости их реализовать. Когда большой палец направлен вниз, то это означает, что все потеряно. Еще бывают случаи, что подобное положение большого пальца может свидетельствовать о неприязни к объекту, о котором он говорит. Направленность двух больших пальцев вверх означает маниакальную пробивную силу человека, часто не знающего, что он делает.
  11. Скрытую угрозу или глубокие внутренние убеждения нам показывает поднятый вверх указательный палец руки. Также это может означать склонность верить. Указательный палец направленный вниз, точно указывает на неудачу или поражение.
  12. Если Вы заметили, что кто-то во время разговора поднес палец ко рту, то это указывает на то, что собеседник осознал, что сказал что-то неправильное.

3. Средства активизации внимания, установки контакта с аудиторией. (Трофимова С.)

Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства. Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим. Одна из важных составляющих успешного выступления – умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией.

Зрительный контакт – это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории - насколько аудитория поняла сказанное (может нужно что-то повторить). Не утомлена ли аудитория (может нужно сделать перерыв); Интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории мы (или пора сменить оратора).

Как это делается? Заняв исходную позицию для выступления, мы, не спеша, переходим к делу. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального контакта с аудиторией. Мы должны продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой. Здесь важно не переиграть.

Сначала мы устанавливаем зрительный контакт с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает речь. Установите зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз. Дождитесь, пока на вас посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора, - установите зрительный контакт с ними. Дождитесь, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на вас. Это важно для успеха публичного выступления. Вообразите, что между вашими глазами и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

Как выбрать место для выступления таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны. Надо встать так, чтобы между вами и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление. Начать, потому что в ходе выступления вы будете перемещаться по сцене - подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

Особое внимание уделяйте тем местам, откуда вы получаете сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, вы приобретаете вернейших союзников. Подойдите ближе и скажите несколько фраз, обращенных к правому краю. Задавая вопросы, жестом и взглядом покажите, что ждете ответа от сидящих в последних рядах.

Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, мы держим в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Вы можете переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрируете, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если вы сбились, забыли текст, ваш бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если вы будете продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что вы скажете после паузы, даже возрастет.

Как бы ни интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

1)Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

2)Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

3)Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

4)Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

5)Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

6)Показ практической значимости информации.

7)Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

8)Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

9)Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

10) Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли.

11) Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

4. Передача сообщения при помощи имиджа (внешний вид выступающего). (Покояков И.)

5. Способы добиться расположения аудитории. (Залевский М.)

1. Привлечь внимание

   Картина, знакомая многим: человек выходит на сцену, волнуется, слова словно застревают у него в горле. Что делать, ведь сейчас ему предстоит выступать? Важно справиться с первым волнением, установить эмоциональный контакт с аудиторией, добиться ее расположения и привлечь к себе внимание.Как этого достигнуть? Советы здесь простые: улыбнуться, четко представиться, сделать комплимент аудитории и произнести нейтральную, позитивную фразу, не относящуюся напрямую к делу.
  Следующее правило для успешного контакта - заявить о том, что у оратора с аудиторией есть нечто общее (по социальному, национальному, культурному признаку и т.д.). Подчеркнуть эту общность поможет обращение: "коллеги", "мужики", "православные" и пр. Наполеон как-то сказал в государственном совете: "Представившись католиком, я мог окончить Вандейскую войну; представившись мусульманином, я укрепился в Египте, а представившись ультрамонтаном (иезуитом), я привлек на свою сторону итальянских патеров. Если бы мне нужно было управлять еврейским народом, то я восстановил бы храм Соломона".

Чтобы еще более укрепить эмоциональную связь с аудиторией, можно в начале выступления поделиться со слушателями своим опытом, рассказать так называемую Я-историю, которая каким-то образом связана с темой выступления. Допустим, презентуя собственную организацию, директор может сказать несколько слов о том, как он сам пришел сюда работать, с чего началась его деятельность.

   Чтобы еще более укрепить эмоциональную связь с аудиторией, можно в начале выступления поделиться со слушателями своим опытом, рассказать так называемую Я-историю, которая каким-то образом связана с темой выступления. Допустим, презентуя собственную организацию, директор может сказать несколько слов о том, как он сам пришел сюда работать, с чего началась его деятельность.
   Первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих "крючков"-вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всею речью), неожиданный и неглупый вопрос".

Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории.

2. Удержать интерес

       Поддержать контакт с аудиторией помогут вопросы - иногда неожиданные и даже провокационные. Полезно расшевелить слушателей, получить от них обратную связь. Оратор может совместно с аудиторией искать ответ. Может задавать риторические вопросы, чтобы акцентировать внимание на каком-либо тезисе. А может отвечать на собственные вопросы сам, придавая динамику своему выступлению. оратор должен понимать, что внимание людей постоянно колеблется, и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, оно неотвратимо будет "убегать", переключаться на что-то другое. Такому переключению особенно способствует монотонная, однообразная речь.
      Pяд специальных приемов, которые оратор может применить для дополнительного привлечения внимания аудитории:
  1. Прием провокации. На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией. У них тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить. Используйте этот момент для подготовки аудитории к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.
  2. Прием гиперболы. Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателей к предмету речи, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.
  3. Прием прогноза. Основываясь на реальных фактах, постарайтесь сделать прогнозы ожидаемых событий. Тем самым вы раскроете тему выступления в перспективе и дадите своим слушателям дополнительную пищу для размышлений.
  4. Сопоставление всех "за" и "против". В качестве обзора ознакомьте слушателей со всеми аргументами в пользу или в противовес какому-либо мнению, концепции, мероприятию и пр. После сопоставления всех аргументов покажите правильное, на ваш взгляд, решение проблемы, используя при этом контрастную аргументацию: "Однако на самом деле...".
  5. Прием сопереживания.
 Увлеченно описывайте события, связывающие вас со слушателями, не упускайте подробностей, важных для аудитории, заставляя людей сопереживать. Однако А.Ф. Кони в свое время предупреждал начинающих ораторов: "Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы "трогательное" действительно "трогало" сердце, надо о нем говорить спокойно, холодно, бесстрастно: ни голос не должен дрожать, ни слеза слышаться, не должно быть никакого внешнего притока трогательности, от этого получается контрастный фон: черные линии сливаются с черным фоном, а на белом выступают резко".
  1. Прием драматизации.
 Наглядно и увлекательно драматизируйте, рисуйте словесные картины, чтобы слушатели могли отождествить себя с действующими лицами и жизненной ситуацией.

Внесение элемента неформальности. Учитывая предмет речи, поведение аудитории, сообщите о своих заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях. Покажите, каким образом вам удалось избежать одностороннего подхода к проблеме и найти ее решение. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в свою пользу.

6. Способы расслабления и восстановления своих внутренних ресурсов. (Мальцев А.)

7. Барьеры в общении, их преодоление. (Боргояков Е.)

1. Барьеры взаимодействия. Мотивационный барьер возникает, если у партнёров разные мотивы вступления в контакт. Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает нравственная позиция, несовместимая с вашей. Барьер стилей общения. Как известно, у каждого человека свой стиль общения. Он зависит от темперамента человека, его характера, мировоззрения. Стиль общения формируется под влиянием воспитания, окружения, профессии.

2. Барьеры восприятия и понимания. Эстетический барьер возникает в том случае, если партнёр неопрятно, неряшливо одет, обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком.

3. Коммуникативные барьеры. Некомпетентность одного из партнёров вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Да, собственно, так оно и есть. Поэтому очень важно иметь дело со знающим специалистом, а если произошла ошибка, вести себя по ситуации: если партнёр совсем не разбирается в проблеме, вежливо свернуть разговор; если он владеет вопросом частично и обратиться больше не к кому. ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность. Плохая техника речи партнёра, невнятность, скороговорка, очень тихий или, наоборот, пронзительный голос способны вывести из себя кого угодно. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим партнёром, придётся приспосабливаться к его манере говорить, да ещё и не показывать вида, что вы чем-то недовольны!

Как преодолеть барьеры в общении Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для этого необходимо следующее:

1 Уважать собеседника, каким бы он ни был.

2 Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.

3 Иметь чувство собственного достоинства. .

4 Уметь контролировать себя в общении.

5 Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.

ОРАТОР

Выступай эмоционально, логично и интересно! Оратор – мастер красноречия. Его задача – обобщить опыт и поделиться мастерством.

1. Упражнения для постановки голоса, на развитие дикции. (Демидов Д.)

Голос, дикция и речь – важные составляющие для любого успешного публичного выступления. Многие люди имеют невнятную речь, тихий голос и хромающую дикцию. Причин этого бесчисленное множество. Как развить голос? Постановка голоса важна не только для публичных людей. Развитый и громкий голос облегчит Ваше общение в повседневной жизни, и Вас не будут вечно переспрашивать: «Ааа?», «Что?», «Чего?» и прочие раздражающие вопросы. Выполняя ряд упражнений для развития голоса, Вы устраните множество дефектов и недостатков. Итак, приступим.

  1. Чтобы голос был звучным, очень важно правильно дышать. Если Вы только начали развивать свой голос, то дыхательные упражнения это первое, чем Вы должны заниматься. Встаньте, выпрямите позвоночник, ноги поставьте на ширине плеч, одну руку положите на грудь, другую на живот. Когда вдыхаете носом, выдвигайте животик вперед (расширяя нижнюю область грудной клетки). Свободно и непринужденно выдыхайте воздух через рот, возвращая живот и грудную клетку в первоначальное положение. Таки образом Вы разрабатываете диафрагму.
  1. Второе упражнение на дыхание связано с задержкой воздуха. Быстро вдохните воздух через нос, а затем задержите дыхание на три секунды. Потом выдохните воздух через рот. Проделайте это упражнение 5—10 минут.
  1. Вдохните через рот максимум воздуха, затем плавно начните его выдыхать, произнося гласные буквы (а, о, у, и, э, ы). Старайтесь, чтобы звук гласной буквы звучал как можно громче и как можно дольше. Так же Вы можете при выдохе плавно перескакивать с одной гласной буквы с другой – ааааооооуууыыыы.
  1. С закрытым ртом во время выдоха начните «мычать» — произнося ммм. Старайтесь мычать так, чтобы была щекотка в губах. Кроме этого обязательно меняйте громкость звука – с тихого звучания на громкое и наоборот. Это упражнение поможет развить артикуляционный аппарат, что придаст силу голосу.
  1. Теперь начните рычать, произнося ррррр. Это упражнение тоже разрабатывает артикуляционный аппарат. Меняйте громкость звука, а также интонации от тонкой к грубой.

Как развить дикцию?

Дикция – это качество произношения слов (отчетливость), манера выговаривать слова. Дикция очень важна для актеров, певцов, политиков, преподавателей.

Для развития дикции подойдут скороговорки. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки аккурат в медовик, но ей не до медовика Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа ужата, а у ежа ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка не пытка.

Для того, чтобы начать развивать дикцию, сначала необходимо размять язык, губы, мышцы лица и артикуляционный аппарат.

  1. Начнем с языка. Высунете язык вперед как можно дальше, затем засуньте его назад (только не проглотите его). Начните форсировать языком вперед, а затем назад. Продолжительность упражнения – 5—7 минут.
  1. Укалывание щек языком. Начните колоть поочередно свои щеки языком. Сначала уколите левую щеку, потом правую. На выполнение потратьте 7—12 минут. Это отличное упражнение для тренировки языка.
  1. Хорошее упражнение на язык – это «Чистка зубов». Вы начинаете по кругу вращать язык. Рот при этом должен быть закрыт. Сделайте 20—30 вращений почасовой и против часовой.
  1. Затем, высунете язык и начните крутить его по кругу. Сделайте 10—15 кругов почасовой стрелке, затем против часовой. После этого утритесь (витерите слюни с губ).
  1. С губами почти то же самое. Упражнение называется «Трубочка — улыбка». Сначала Вы вытягиваете губы вперед, через 3 секунды Вы начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делайте это упражнение минимум 7 минут.

2. Как подготовиться к публичному выступлению? (Палаш Б.)

3. Зачем нужен план выступления? (Середкин Г.)

Если вы хорошо умеете выступать публично, когда у вас все хорошо получается, то план не нужен. Нужно только соблюдать структуру выступления, должны следить затем, чтоб у вашего выступления был начало, середина и конец. А если вы начинающий оратор и пока у вас не все хорошо получается и чувствуете себя не комфортно, не уютно, к тому еще, есть какие-то переживание, страх публичных выступлений. Лучше при себе иметь план выступления. Не обязательно смотреть в него, то есть вы должны знать, если нужно, если вы растеряетесь, можете посмотреть на план выступления Не нужно прописывать все дословно, желательно в этом плане выделить какие-то основные моменты. Когда вы будете готовиться к выступлению, когда вы будете прописывать основные моменты, уже будете запоминать, что, зачем идет. Вам будет легче выступать, и вы будете меньше волноваться. Выходя выступать сразу же настройтесь, что вы не будете подсматривать. Потому что, хоть раз подсмотрите во время выступления, тогда вас будет тянуть, все время смотреть, что же там написано. Постарайтесь рассказать своими словами, что вы собираетесь донести. Если, вы в какой-то момент растеряетесь, если пойдет, что-то не так, вы будете знать, что у вас есть план выступления, всегда можете посмотреть, что там и все будет хорошо.

4. Как и зачем использовать «цветы красноречия» (пословицы, поговорки, цитаты, шутки, метафоры и т.д.)? (Поликарпова Е.)

"Цветы красноречия"-это риторические приемы, позволяющие максимально полно раскрыть тему речи, сделать выступление живым, понятным и интересным для аудитории. Основные приемы:

1) Сравнение. Такой прием выгоден когда нужно донесли до слушателя числовую информацию.

2) Повтор.Используется для лучшего закрепления в сознании аудитории основную мысль выступления.

3) Аллегория. Используется для иллюстрации абстрактных понятий, таких как дружба, равноправие, любовь, верность, чтобы усилить восприятие ключевых идей речи. 4) Призыв.Использования призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации.

5) Цитирование.Используется для аргументирования вашего выступления.

6) Антитеза. Нужна для усиления восприятия свойств какого-то предмета или явления.

7) Намек. Используют только в том случае, если вы уверены, что сказанное воспримут как выдумку. Нужна для усиления, подчеркивания или черт предмета мысли.

8) Риторический вопрос.Задавать вопросы, не требующие ответа, в своей речи следует аккуратно. Важно, чтобы слушатели разделяли вашу позицию по этому вопросу, иначе ответ на этот вопрос может быть не так уж и очевиден, как вам кажется.

9) Софизмы. Используются в качестве уловки аудитории. Прибегать следует только в крайних случаях, когда остальные приемы не действуют.

5. Цели и задачи выступающего в различных частях его речи (введения, основной части, заключения). (Козлов А.)

Введение Во введении оратор должен ответить своим слушателям на такие ключевые вопросы, как «о чем и зачем я говорю?», «с какой целью сегодня ищу внимания аудитории, что хочу донести до слушателя?» .Обозначив предмет выступления и сразу поставив перед собой и слушателями цель, вы помогаете аудитории настроиться на вашу волну. Кроме того, именно хорошее начало выступления задает тон всей вашей речи и формирует первое впечатление у слушателей.

Конечно, нельзя дать универсальных рекомендаций по составлению структуры основной части публичного выступления. Структура основной части зависит от вашей темы и жанра, ваших целей, выделенного времени и многих других нюансов. Часто бывает так, что если хорошо разбираетесь в теме, тогда план речи не вызывает труда. Но если у вас возникают трудности, то можете попробовать ответить на следующие наводящие вопросы:

Каково существующее положение дел (status quo)? В чем состоит проблема и что должно быть вместо этого? Как можно изменить существующее положение? Заключение Заключение, как всем хорошо известно, запоминается слушателями лучше всего («эффект края»), поэтому важно уделить должное внимание этому элементу плана вашего выступления. Как вступление, так и заключение следует разрабатывать очень тщательно. В идеале заключение должно содержать краткое повторение ваших тезисов и ваш ответ на последний вопрос главной части речи:

Как можно изменить существующее положение дел для решения обозначенных проблем?

Важно, чтобы в заключении не появлялось новой информации и нового материала. Его задача состоит в том, чтобы просто подводить итоги. Заключение состоит из нескольких этапов: сначала необходимо резюмировать и обобщить промежуточные выводы, к которым вы пришли в ваших главах, на основе этого обобщения сделать общий вывод, который обязательно должен соответствовать изначально поставленной проблеме, затем от этого вывода перейти к некоторому более широкому контексту и очертить дальнейшие возможные перспективы размышления. Иногда, в заключении полезно задать какой-то риторический вопрос, который направит мысли слушателей в нужном вам русле.

6. Приемы, используемые во введении, основной части, заключении. (Васильев М.)

7. Как отвечать на вопросы? (Мольченюк В.)

8. Как реагировать на различные неполадки в процессе выступления? (Галахов М.)

СПЕЦИАЛИСТ ПО ЯЗЫКУ

Говори грамотно! Специалист русского языка даст советы по использованию языковых средств выразительности, подскажет принятые речевые оборы, используемые при защите дипломной (курсовой) работы, предостережет от неправильного произношения часто употребляемых слов.

1. Речевые обороты, принятые при защите дипломной (курсовой) работы. (Таратынов П.)

2. Литературные нормы произношения и ударения (необходимо составить словарь наиболее используемых слов и выражений). (Узун Т.)

Языковое явление считается нормативным, если оно характеризуется такими признаками, как: соответствие структуре языка; массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих; общественное одобрение и признание. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную. Нормы ударения. Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения. Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударе¬ние может передвигаться с одного слога на другой, например: понять, по'нял, поняла'. Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: а'тлас и атл'ас, за'мок и замо'к, му'ка и мука'. Бывают случаи, когда ударение меняется с течением времени: так, при Пушкине говорили музы'ка, а не му'зыка. Вспомним: Гремит музы'ка боевая. Это объясняется происхождением слова музыка от франц. «music» с ударением на последнем слоге. Как только это слово «обрусело», оно потеряло французское ударение. Словарь. Овраг - [а]враг, автономия - [а]вт[а]номия, молоко – м[а]л[а]ко, пятак - п[и]так, перо – п[и]ро, хлеб – хле[п], сад – са[т], лёг – лё[к], порог – поро[к], лёгкий – лё[хк’]ий, порядочно – порядо[шн]о, коне[шн]о, пере[шн]ица, праче[шн]ая, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]ица, мединститут — мед[ы]нститут, из искры — из [ы]скры.

3. Языковые средства выразительности: виды, примеры, целесообразность их использования. (Бойко А.)

4. Оправданность использования заимствованных слов, профессионализмов, терминов. (Жукова О.)

Заимствованные слова могут уточнять некоторые понятия, а также сокращают описательные обороты речи, так что замещение иноязычным словом можно объяснить принципом экономии времени.

Профессионализмы же служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, получаемой продукции и т.д. При недостаточной разработанности терминологии профессионализмы нередко играют роль терминов. Специальная лексика служит для разграничения близких понятий, предметов.

Термин - это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо предмет, явление и т.п. Термины характеризуются огромной информативностью и однозначностью, что важно при написании дипломной (курсовой) работы.

Таким образом мы можем заметить, что использование заимствованных слов, профессионализмов и терминов необходимо при составлении и защите курсовой или дипломной работы.

5. Чистота речи (способы борьбы с нозализмами, словами-«паразитами», сленгом, жаргоном). (Девяшина Е.)

Чистота речи как показатель речевой культуры человека Чистота - это одно из проявлений правильности, которое сказывается в соблюдении лексических норм, ибо чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах, но проявляется, как правило, на речевом уровне.

 СЛОВА - ПАРАЗИТЫ Словами-паразитами являются, например: это самое, так сказать, ну это, вот, значит, примерно, типа, как бы и др. Словами-паразитами их делает употребление "не к месту" в любой части фразы, тем более их неоднократное (часто даже в пределах одного предложения) повторение. Употребление слов-паразитов, за исключением передразнивания или пародирования, всегда оценивается слушателями негативно, поскольку словами-пустышками прикрывается либо содержательная пустота, либо трудности с подбором слов. 

ЖАРГОНИЗМЫ Жаргон - социальная разновидность речи, используемая узким кругом носителей языка, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. В современном русском языке выделяют молодёжный жаргон, или сленг (англ. Slang - слова и выражения, употребляемые людьми определённых профессий или возрастных групп), жаргоны профессиональные, в местах лишения свободы используется и лагерный жаргон.

РЕЦЕНЗЕНТ

Посмотри на себя со стороны! Рецензент акцентирует внимание на критериях оценивания выступления, подскажет приемы снижения негативного воздействия замечаний.

1. Критерии оценивания выступления слушателями (членами выпускной квалификационной комиссии). (Чудаев А.)

2. Вопросы для рефлексии самого выступающего. (Руднова С.)

3. Вопросы к рецензированию текста речи. (Савурский Е.)

4. Приемы снижения негативного воздействия замечаний. (Есипов А.)

5. Виды вопросов членов комиссии, как к ним относиться. (Гладков М.)

ДИЗАЙНЕР

Обеспечь наглядность своего выступления! Задача Дизайнера – дать советы по изготовлению электронных презентаций и раздаточного материала.

1. Требования к оформлению электронных презентаций. (Ардасов Ю.)

2. Требования к оформлению раздаточного материала. (Сат А.)

Персональные инструменты
Инструменты