Читательский дневник Латышевой Елены 2

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(«Читательский дневник Латышевой Елены 2».)
(«Читательский дневник Латышевой Елены 2».)
 
Строка 722: Строка 722:
  
 
биография автора: [http://www.litra.ru/biography/get/biid/00473931190731313113]
 
биография автора: [http://www.litra.ru/biography/get/biid/00473931190731313113]
 
<br>
 
 
видеоряд:
 
 
<br>
 
 
историческая эпоха:
 
 
критическая литература
 
об этом произведении:
 
 
 
||"'''Это тоже важно"'''
 
||
 
|-
 
||17
 
||1.Название произведения:
 
 
<br>
 
 
2.Фамилия, имя, отчество автора произведения:
 
 
<br>
 
 
 
3.Главные герои:
 
 
<br>
 
 
 
||'''Сюжет произведения''':
 
 
||'''Отзыв о прочитанном''':
 
 
||'''Полезные ссылки'''
 
 
<br>
 
 
краткое содержание:
 
 
<br>
 
 
биография автора:
 
 
<br>
 
 
видеоряд:
 
 
<br>
 
 
историческая эпоха:
 
 
критическая литература
 
об этом произведении:
 
 
 
||"'''Это тоже важно"'''
 
||
 
|-
 
||17
 
||1.Название произведения:
 
 
<br>
 
 
2.Фамилия, имя, отчество автора произведения:
 
 
<br>
 
 
 
3.Главные герои:
 
 
<br>
 
 
 
||'''Сюжет произведения''':
 
 
||'''Отзыв о прочитанном''':
 
 
||'''Полезные ссылки'''
 
 
<br>
 
 
краткое содержание:
 
 
<br>
 
 
биография автора:
 
 
<br>
 
 
видеоряд:
 
 
<br>
 
 
историческая эпоха:
 
 
критическая литература
 
об этом произведении:
 
 
 
||"'''Это тоже важно"'''
 
||
 
|-
 
||17
 
||1.Название произведения:
 
 
<br>
 
 
2.Фамилия, имя, отчество автора произведения:
 
 
<br>
 
 
 
3.Главные герои:
 
 
<br>
 
 
 
||'''Сюжет произведения''':
 
 
||'''Отзыв о прочитанном''':
 
 
||'''Полезные ссылки'''
 
 
<br>
 
 
краткое содержание:
 
 
<br>
 
 
биография автора:
 
 
<br>
 
 
видеоряд:
 
 
<br>
 
 
историческая эпоха:
 
 
критическая литература
 
об этом произведении:
 
 
 
||"'''Это тоже важно"'''
 
||
 
|-
 
||17
 
||1.Название произведения:
 
 
<br>
 
 
2.Фамилия, имя, отчество автора произведения:
 
 
<br>
 
 
 
3.Главные герои:
 
 
<br>
 
 
 
||'''Сюжет произведения''':
 
 
||'''Отзыв о прочитанном''':
 
 
||'''Полезные ссылки'''
 
 
<br>
 
 
краткое содержание:
 
 
<br>
 
 
биография автора:
 
  
 
<br>
 
<br>

Текущая версия на 18:42, 20 апреля 2014

[править] «Читательский дневник Латышевой Елены 2».

№п/п 1.Название произведения: "Гроза"



2. Ф.И.О. автора произведения: А.Н. Островский




3.Главные герои: Савел Прокофьевич Дикой, Борис Григорьевич, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), Тихон Иванович Кабанов, Катерина, Варвара, Кулигин, Ваня Кудряш, Шапкин, Глаша


Сюжет произведения:События происходят в первой половине XIX в., в городке Калинове. Первое действие — в общественном саду на берегу Волги. механик-самоучка Кулигин беседует с— Кудряшом и Шапкиным — о грубых выходках и самодурстве Дикого. Второе действие, происходящее в доме Кабановых, начинается разговором Феклуши с Глашей (горничная). Странница расспрашивает о делах Кабановых и передает рассказы о дальних странах. Следующее действие происходит на скамейке у ворот кабановского дома. Феклуша и Кабаниха беседуют о «последних временах», Феклуша говорит, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало», рассказывает о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о суете московской жизни. Появляется Дикой с жалобами на семью, Кабаниха упрекает его за беспорядочное поведение. Пока Дикой угощается, приходит Борис, чтобы узнать, где глава семейства. Всё четвёртое действие, происходящее на улицах Калинова, — на галерее полуразрушенного здания с остатками фрески. Начинается дождь, и на галерею входят Дикой и Кулигин, который принимается уговаривать Дикого дать денег на установку солнечных часов. В ответ Дикой его всячески бранит и даже грозит объявить разбойником. Стерпев брань, Кулигин начинает просить денег на громоотвод. Дикой уверенно заявляет, что от грозы «обороняться» грех. Последнее действие снова на м берегу Волги. Через некоторое время Кулигин вносит тело Катерины. Бросаясь к Катерине, Тихон обвиняет мать: «Маменька, вы её погубили!» и, не обращая внимания на грозные окрики Кабанихи, падает на труп жены. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» — этими словами Тихона завершается пьеса.


Отзыв о прочитанном:Драма «гроза» сразу привлекла внимание русской общественности. Вскоре Московский Малый театр поставил пьесу на своей сцене. «Гроза» «самое решительное произведение Островского», Добролюбов добавляет: «Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». В драме Островского действуют представители господствующего класса —купчиха Кабанова, купец Дикой. Кабанова имеет немалую власть и значение в городе. ее реплика: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала», — говорит нам о том, кто такая Кабаниха, мы уже начинаем понимать ее характер. Островский изображает ее как самую ревностную защитницу «темного царства». В произведении «Гроза» Островский устами Катерины обвиняет существующие порядки. появление «Грозы» было важным шагом в русской драматургии. И сегодня «Гроза» заставляет нас задуматься над явлениями нашей жизни. В этом заключается значение драмы Островского одной из жемчужин русской и мировой классики. Полезные ссылки:



краткое содержание: [1]



биография автора:[2]



видеоряд:[3]



историческая эпоха:

"мой литературный багаж"


"Это тоже важно"
16 1.Тема: Лирика А. С. Пушкина. �Стихи к лицею




2.Ф.И.О. автора произведений: А.С.Пушкин



Названия произведений:"Воспоминания в Царском Селе", "Простите, верные дубравы!". "Моему Аристарху", "Горишь ли ты, - лампада наша", "Сквозь слез смотрю в решетки", "Вы помните: текла за ратью рать", "К Чаадаеву", "К другу стихотворцу", "Все чередой идет определенной", "Разлука ждет нас у порогу".


Отзыв о прочитанном: В исключительно богатом и разнообразном творчестве Пушкина стихотворения занимают очень большое и значительное место. Основной круг мотивов лирики Пушкина в первые лицейские годы замкнут рамками так называемой "легкой поэзии" Пушкин начинает создавать стихотворения, отвечающие мыслям и чувствам наиболее передовых людей русского общества в период нарастания в нем революционных настроений, возникновения первых тайных политических обществ, ставивших своей задачей борьбу против самодержавия и крепостничества. В своих, так называемых "вольных стихах "Чаадаеву" Я считаю, что творчество Пушкина - это неисчерпаемый источник, который дает духовные знания не одному поколению людей.


Полезные ссылки



краткое содержание:



биография автора:[4]



видеоряд: иллюстрации[5] [6] [7] [8] [9] [10] [11]



историческая эпоха:

"мой литературный багаж"

(какие ёще литературные

произведения этого автора

я уже читал))

"Это тоже важно"
18 1.Название произведения: Отцы и дети



2.Фамилия, имя, отчество автора произведения: И.С.Тургенев



3.Главные герои: Базаров, Аркадий, Николай Петрович, Павел Петрович


Сюжет произведенияСюжет романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” заключен в названии. Роман начинается со сцены приезда Аркадия и Базарова в имение Кирсановых. Аркадий по поводу и без повода употребляет слово отец, разговаривает низким голосом, пытается вести себя развязно, подражая Базарову. Но у него ничего не получается, все выглядит неестественно, потому что он остался таким же мальчиком, каким уехал из родного гнезда. Усадьба, построенная на открытом месте и ее хозяева, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы, вызывают улыбку.Это уходящая в прошлое эпоха старосветских помещиков. С точки зрения Базарова они - чудаки, их жизнь бесполезна для общества. Николай Петрович дал крестьянам волю и этим оказал им медвежью услугу. Его игра на виолончели не способна улучшить жизнь народа, даже не в состоянии поднять его культурный уровень. Все это так, как бы говорит Тургенев, но без этих чудаков не было бы поэзии, музыки. Братья, внешне такие разные, но схожи своей душевной целостностью. Кирсановы любят Пушкина, Базаров не понимает этого поэта и поэзию вообще, потому что не принимает его идеалов. Над Базаровым автор побаивается шутить. Красные руки, взлохмаченные волосы, неуклюжие, но уверенные движения придают внешности Базарова что-то звериное.Называть человека разумным, если тот отрицает опыт прошлых поколений (”мы не признаем авторитетов”), нельзя. Жизнь сыграла с Базаровым злую шутку. Полюбил, но его любовь отвергли. Интересно, что умер Базаров не в дороге, а в родном доме, на руках у “старосветских помещиков”. Написал Тургенев, есть только два персонажа, достойных сатиры: Кукшина и Ситников. Первую Тургенев спрашивает: “Что ты пружишься?” Чего не хватает этому существу с маленьким носиком? Почему Кукшина для внимания к себе и уважения не делает ничего? Бессмысленно пылятся журналы, которые никогда никто не прочитает, бессмысленно само существование Кукшиной. Не случайно рядом с ней Тургенев ставит такого пустейшего человека, как Ситников; он и места в романе занимает меньше всех.


Отзыв о прочитанном:Процесс ломки социальных отношений предстал в романе, как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни. Современники остро реагировали на появление произведения. Евгений Базаров — радикальный разночинец, характер которого формировался в обстановке великих реформ, разрушающих уклад дворянско-крестьянской России. Он не признает сословий, презирает дворянскую культуру, ненавидит обломовщину. Павел Петрович Кирсанов, бывший офицер, полностью опустошенный романом с одной из светстких львиц. Между ними назревает конфликт между молодостью, жаждущей перемен, и консерватизмом зрелого возраста... Вечная тема отцов и детей, поднятая в одном из самых сильных романов И.С. Тургенева, актуальна и в наше время. Роман “Отцы и дети” имел бешеный успех в российских литературных кругах. С помощью юмористических и сатирических моментов автор выражает свое отношение к персонажам. В сцене спора и дуэли Базарова и П. П. Кирсанова юмор переходит в фарс, потому что “дети” не должны убивать “отцов”, а “отцы” заставлять “детей” думать так же, как они думают. Потому что проблема “отцов и детей” вечна, и смотреть на нее надо с юмором, как это и сделал Тургенев.


Полезные ссылки



краткое содержание: [12]



биография автора: [13]



видеоряд: фильм [14]



историческая эпоха,

"мой литературный багаж"

(какие ёще литературные

произведения этого автора

я уже читал))

"Это тоже важно"
18 1.И.А. Гончаров

"Обломов"

3.Главные герои: Обломов, Илья Ильич — помещик, дворянин

Штольц, Андрей Иванович — друг детства Обломова

Ильинская, Ольга Сергеевна — дворянка, возлюбленная Обломова

Захар — слуга Обломова

Пшеницына, Агафья Матвеевна — хозяйка квартиры, жена Обломова

Сюжет произведения:

В Романе "Обломов" рассказывается о человеке по имени Илья Ильич Обломов. Он вместе со своим слугой Захаром живёт в Петербурге, редко выходя из дома и даже редко поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, Никакие проблемы не могут сдвинуть его с места. Его лучший друг с детства Штольц, полная противоположность Илье Ильичу, заставляет героя на какое-то время окунуться в жизнь. Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую и после долгих раздумий предлагает ей жениться. Однако поддавшись интригам Тарантьева, Обломов переезжает в квартиру, попадая в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Постепенно все хозяйство Ильи Ильича переходит в руки Пшеницыной, а сам он окончательно угасает в «обломовщине». По Петербургу ходят слухи о скорой свадьбе Обломова и Ильинской. К нему в дом приходит Ильинская и убеждается, что ничто уже не пробудит Обломова от погружения в сон, их отношения заканчиваются. В то же время делами Обломова начинает заниматься брат Пшеницыной Иван Мухояров, который запутывает Илью Ильича в своих махинациях. Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось бы, починить уже никому не по силам. От всего этого Илья Ильич заболевает горячкой. Через год Пшеницына влюбляется в Илью Ильича. Через какое то время у них появляется сын Андрей. Также она разоблачает замыслы брата и отказывается от него. Ольга Ильинская, разочаровавшаяся в первой любви, выходит замуж за Штольца, он спустя некоторое время посещает Обломова. Илья Ильич просит своего друга не оставить сына. Через два года Обломов умирает. Его сына воспитывали Штольц и Ольга Ильинская. Пшеницына сосредоточила все свои чувства на сыне. А верный слуга Захар начал просить милостыню.


Отзыв о прочитанном:

Роман И.А. Гончарова «Обломов» — одно из самых глубоких исследований русского характера. Гончаров открывает нам в душе Обломова: нежелание участвовать в общей деятельности. «Обломов» — поэма о нежной душе, и пусть не все тайны русского характера открылись в ней, пусть только одна черточка, но и это не мало. Роман Гончарова "Обломов" заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Образ Обломова заслуживает внимания хотя бы ради того, чтобы составить мнение об этом человеке. Жизнь Обломова пуста и бессмысленна. У Ильи Ильича нет никаких стремлений, каждый его день похож на предыдущий. Он пребывает в своем растительном существовании, не отвлекаясь ни на что. Обломов всячески противится тем, кто пытается его поднять с уютного дивана. Внешний мир представляется Обломову чуждым и враждебным. Обломов ни болен, ни разочарован в жизни. Просто ему удобно жить так, как он живет, в полном бездействии. Он целыми днями лежит. Причем "лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием". Автор показывает нам всю глубину обломовской натуры, его доброту, честность ,порядочность. проблематика:пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной.

Полезные ссылки:

Краткое содержание: [[15]] Биография автора: [[16]] Видеоряд: [[17]] Историческая эпоха: [[18]] "мой литературный багаж"


"Это тоже важно"
19 1.Война и мир.



2.Л.Н. Толстой.



3.Наташа Ростова, Андрей Балконский, Пьер Безухов.


Действие книги начинается летом 1805г. В Петербурге. На вечере у фрейлины Шерер присутствуют знатные и богатые гости. В их числе Пьер Безухов и князь Андрей Болконский. Они ведут разговор о войне. Болконский восхищается Наполеоном и жаждет подвигов и славы. Далее автор переносит нас в дом графа Ростова, где проходит обед в честь именин его жены и младшей дочки.У графа Безухова хозяин при смерти и наследники пытаются выкрасть завещание. В итоге огромное состояние достаётся Пьеру. Наступает осень 1805 года. Русская армия в Австрии участвует в походе против Наполеона. Главнокомандующий Кутузов со своей армией всё время отступает для объединения с союзниками. Удаётся заключить перемирие с французским маршалом. Юнкер Николай Ростов служит в гусарском полку. И во время Шенграбенского сражения Ростов получает ранение, упав с лошади он замечает француза, идущего на него, кидает в него пистолет и бежит. За участие в сражении Николая награждают Георгиевским крестом. Князь Андрей живёт мечтами о подвиге вплоть до Аустерлицкого сражения. Когда Кутузов потерял надежду и войско стало отступать, Болконский взял знамя и повёл за собой батальон. Почти сразу его ранят и отвозят на перевязочный пункт Наполеона. Все считают, что Андрей погиб, но в списка умерших и пленённых его нет.

Николай Ростов уезжает в отпуск домой с Денисовым. Ростова вся Москва считает героем. Долохов и Безухов стреляются на дуэли из-за того, что Пьер получил письмо, в котором указывалась связь его жены с Долоховым. В итоге Долохов был ранен. Пьер с Элен сильно ссорятся и расстаются. Князь, получив известия о смерти сына, очень изменился. Он стал чёрствым, постоянно оскорбляет и всячески унижает княжну Марью, но княжна понимала, что это всё из-за боли утраты сына. 19 марта у княгини Болконской начались роды.В этот день возвращается Андрей Болконский. Княжна умирает во время родов, ребенок остается жив, это мальчик. В доме Ростовых царит атмосфера влюблённости. Николай отдаёт долг и уезжает в армию. Денисов, восхищённый Наташей, просит её руки, но получает отказ и уезжает. Жизнь Андрея не остановилась, он влюбляется в Наташу Ростову. У них начинается роман. Во время отъезда Андрея, Наташу охмуряет Анатоль и пытается увезти ее с собой. Но ничего не выходит. Соня, Марья и Пьер убеждают Наташу в том, что Анатоль женат. Князь Андрей узнаёт об отказе Наташи и о романе с Анатолем. В июне 1812 г. начинается война, Наполеон становится во главе армии. Император Александр, узнав, что неприятель перешёл границу, посылает к Наполеону генерал-адъютанта Балашева. Князь Андрей хочет найти Анатоля Курагина и вызвать его на дуэль; Когда Болконский узнает о начале войны с Наполеоном, он просит перевода в Западную армию; Кутузов даёт ему поручение к Барклаю де Толли и отпускает его. Павлоградский полк, в котором по-прежнему служит Николай Ростов, отступает из Польши. На следующий день при местечке Островне эскадрон Ростова ударил на французских драгун, теснивших русских улан. Николай взял в плен французского офицера— за это он получил Георгиевский крест, но сам он никак не мог понять, что смущает его в этом так называемом подвиге. Ростовы живут в Москве, Наташа очень больна. 12 июля, в воскресенье, Ростовы поехали к обедне в домашнюю церковь Разумовских. На Наташу очень сильное впечатление производит молитва . Она постепенно возвращается к жизни. Пьер привозит к Ростовым воззвание государя к москвичам, а Петя просит, чтобы ему разрешили пойти на войну. Не получив разрешения, Петя решает на следующий день пойти встречать государя, чтобы выразить ему своё желание служить отечеству. Умирает старый князь Балконский. Княжна Марья после похорон отца собирается выехать из Богучарова в Москву, но богучаровские крестьяне не хотят выпускать княжну. Случайно в Богучарове оказывается Ростов, легко усмиривший мужиков, и княжна может уехать. И она, и Николай думают о воле провидения, устроившей их встречу. После Бородинского сражения, Кутузов решает оставить Москву пустой. Пьер остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона. Было получено известие об оставлении Москвы; через некоторое время прибыл от Кутузова полковник Мишо с известием об оставлении и пожаре Москвы; Между тем Наполеон присылает к Кутузову Лористона с предложением мира, но Кутузов отказывается. Царь требует наступательных действий, и, несмотря на нежелание Кутузова, Тарутинское сражение было дано. Осенней ночью Кутузов получает известие о том, что французы ушли из Москвы. Николай Ростов отправляется в Воронеж, где встречает княжну Марью, у него опять появляются мысли о женитьбе на ней, но его связывает обещание, данное им Соне. Неожиданно он получает письмо от Сони, в котором та возвращает ему его слово. Княжна Марья, узнав, что её брат находится в Ярославле, у Ростовых, едет к нему. Брата она застаёт в состоянии, когда он уже знает, что умрёт. Наташа поняла смысл того перелома, который произошёл в князе Андрее незадолго до приезда сестры. Когда князь Андрей умер. Арестованного Пьера приводят на гауптвахту, где он содержится вместе с другими задержанными; его допрашивают французские офицеры, потом он попадает на допрос к маршалу Даву. Даву был известен своей жестокостью, но когда Пьер и французский маршал обменялись взглядами, они оба смутно почувствовали, что они братья. Этот взгляд спас Пьера. Денисов , собирается напасть на большой французский транспорт . Отряд нападает на французский транспорт, и во время перестрелки Петя погибает. Среди отбитых пленных был Пьер. После освобождения Пьер находится в Орле — он болен. Пьер едет к княжне Марье, где встречает Наташу. После смерти князя Андрея Наташа замкнулась в своём горе; из этого состояния её выводит известие о гибели Пети. Она три недели не отходит от матери только она может облегчить горе графини. Когда княжна Марья уезжает в Москву, Наташа по настоянию отца едет с ней. Пьер обсуждает с княжной Марьей возможность счастья с Наташей; в Наташе тоже просыпается любовь к Пьеру.

Роман «Война и мир» — крупнейшее произведение Толстого, вершина его художественного творчества. По словам писателя, он отдал работе над романом «пять лет непрестанного и исключительного труда, при наилучших условиях жизни». Роман «Война и мир» — произведение, равного которому нет во всей мировой литературе. Лев Толстой рисует храбрость и героизм русской армии, отразившей удары наполеоновских полчищ. Проникнутые сознанием правоты своего дела, русские воины проявляют на поле боя невиданное мужество. Батарея капитана Тушина, оставленная под Шенграбеном одна на поле боя, ведет целые сутки ураганный огонь по неприятелю, задерживая его наступление. Легендарные подвиги свершает русское войско на Бородинском поле, где решалась судьба Москвы и всей России.Лев Толстой показывает, что сила русской армии состояла не только в храбрости солдат и воинском искусстве полководцев, но и в поддержке всего народа.Война была суровым испытанием не только военной мощи, но и моральной силы народа. И это испытание русский народ выдержал с честью. С чувством национальной гордости показывает Лев Толстой мужество, стойкость и душевное благородство народа, проявившиеся в трудные годы войны.Эпопея «Война и мир» является произведением, в котором наиболее полно воплотился победоносный дух народной освободительной войны.

Толстой поставил ряд проблем волновавших его и общество в то время. Одной из поставленных проблем была проблема счастья. Основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России. Толстой выразил эту проблему через главных героев: Наташу, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Николая и Пети Ростова, семьи Курагиных, Денисова, Долохова. Очень разные люди Пьер, Андрей Болконский, Николай Ростов, Денисов, Долохов и многие другие. И каждому по-своему приходиться пройти на своем пути через тяжелые моральные испытания. Для Николая, эта проблема существует в плане моралитрудно быть прекрасным человеком, Пьеру она представляется в виде ряда вопросов: что дурно? что хорошо? Для Пьера временным выходом становиться масонская ложа.он пытается забыть ту жизнь, которой он жил раньше: женщину, на которой он женился якобы не по своей воле, общество, которым жил. Но его ждет разочарование в масонстве он не находит успокоения, и тут начинается новая строка в его жизни. Пьер возвращается в общество, ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война, развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны, и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается на свои места. В плену в его голове встает мысль о смысле жизни, и он находит ответ, он забывает о тех проблемах, от которых он убегал. И в дальнейшем тот опыт, полученный им во время пленения, сыграет огромную роль в нахождении счастья, которое он найдет в семейном кругу вместе Наташей Ростовой. Николай в свою очередь пытается забыть свои проблемы и особенно отсутствие счастье в армии, службе. И, в отличие от Пьера служба была призванием Николая, но как бы ни было хорошо, всегда найдется что-либо противное жизненным интересам. Этим была война. Чтобы идти на войну, нужно ряд причин, иногда создающее единое целое. В Николае соединились призвание и отсутствие жизненных ценностей, иначе -счастья.

16 1. Название произведения: Вишнёвый сад




2.Ф.И.О. автора произведений: А.П.Чехов


3. Главные герои:Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет. Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской. Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Трофимов Петр Сергеевич, студент. Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик. Шарлотта Ивановна, гувернантка. Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик. Дуняша, горничная. Фирс, лакей, старик 87 лет. Яша, молодой лакей. Прохожий. Начальник станции. Почтовый чиновник. Гости, прислуга.



Сюжет произведения:Имение помещицы Любови Андреевны Раневской. Прекрасный сад скоро должен быть продан за долги. Последние пять лет Раневская и её дочь Аня прожили за границей. В имении оставались брат Раневской Леонид Андреевич Гаев и её приёмная дочь Варя. Дела у Раневской плохи, денег почти не осталось. Любовь Андреевна всегда сорила деньгами. Несколько лет назад от пьянства умер её муж. Раневская полюбила другого человека. Вскоре трагически погиб её маленький сын Гриша. Любовь Андреевна, не в силах перенести горя, бежала за границу. Любовник последовал за ней. Когда он заболел, Раневской пришлось поселить его на даче возле Ментоны и три года за ним ухаживать. Когда пришлось продать дачу за долги, он обобрал и бросил Раневскую.

Гаев и Варя встречают Любовь Андреевну и Аню на станции. Дома их ждут горничная Дуняша и з купец Ермолай Алексеевич Лопахин. Отец Лопахина был крепостным Раневских, сам он разбогател, но говорит о себе, что остался «мужик мужиком». Приходит конторщик Епиходов. Дом наполняется людьми, все в приятном возбуждении. Каждый говорит о своём. Любовь Андреевна разглядывает комнаты и сквозь слезы вспоминает прошлое. Горничной Дуняше не терпится рассказать барышне о том, что ей сделал предложение Епиходов. Сама Аня советует Варе выйти за Лопахина, а Варя мечтает выдать Аню за богатого человека. Гувернантка Шарлотта Ивановна, странная особа, хвалится своей собакой, сосед помещик Симеонов-Пищик просит денег взаймы. Лопахин напоминает Раневской о том, что имение скоро должно быть продано с торгов, единственный выход — разбить землю на участки и отдать их в аренду дачникам. Раневскую предложение Лопахина удивляет: как можно вырубить её любимый вишнёвый сад. Лопахину хочется подольше остаться с Раневской, которую он любит «больше, чем родную», но ему пора уходить. Любовь Андреевна плачет, вспоминая своего утонувшего сына, учителем которого был Трофимов. Гаев, оставшись наедине с Варей, пытается рассуждать о делах. Есть богатая тётка в Ярославле, которая, правда, их не любит: ведь Любовь Андреевна вышла замуж не за дворянина. Гаев любит сестру, но все-таки называет её «порочной», что вызывает недовольство Ани. Гаев продолжает строить проекты: сестра попросит денег у Лопахина, Аня поедет в Ярославль — словом, они не допустят, чтобы имение было продано, Гаев даже клянётся в этом. Ворчливый Фирс наконец уводит барина, как ребёнка, спать. Аня спокойна и счастлива: дядя все устроит. Лопахин не перестаёт уговаривать Раневскую и Гаева принять его план. Остановившись в поле у часовни,именно на той скамье, Епиходов пробовал объясниться с Дуняшей, но та уже предпочла ему молодого лакея Яшу. Раневская и Гаев словно не слышат Лопахина и говорят совсем о других вещах. Ни в чем и не убедив странных людей, Лопахин хочет уйти. Раневская просит его остаться: с ним веселее. Приходят Аня, Варя и Петя Трофимов. Раневская заводит разговор о «гордом человеке». По мнению Трофимова, в гордости нет смысла.Петя осуждает интеллигенцию, не способную к труду.В разговор вступает Лопахин: он как раз работает с утра до вечера, имея дело с крупными капиталами, но все больше убеждается, как мало вокруг порядочных людей. Его перебивает Раневская. Вообще все здесь не хотят и не умеют слушать друг друга. Наступает тишина, в которой слышится отдалённый печальный звук струны. Вскоре все расходятся. Аня и Трофимов рады возможности поговорить вдвоём. Трофимов убеждает Аню, что надо быть «выше любви», что главное — свобода. Счастье близко: если не они, то другие обязательно увидят его. Наступает день торгов. В этот вечер в усадьбе затевается бал. Когда-то здесь танцевали генералы и бароны, а теперь почтовый чиновник, начальник станции .Гостей развлекает своими фокусами Шарлотта Ивановна. Раневская с беспокойством ожидает возвращения брата. Ярославская тётка все же прислала пятнадцать тысяч, но их недостаточно, чтобы выкупить имение. Петя Трофимов успокаивает Раневскую: дело не в саде, с ним давно покончено, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна просит не осуждать её, пожалеть, без вишнёвого сада её жизнь теряет смысл. Каждый день Раневская получает телеграммы из Парижа. « Этот дикий человек», которого она любит, умоляет её приехать. Петя осуждает Раневскую за любовь. Сердитая Раневская, не сдержавшись, мстит Трофимову, называя его «смешным чудаком», «уродом», «чистюлей»: «Надо самому любить... надо влюбляться!» Петя в ужасе пытается уйти, но потом остаётся, танцует с Раневской, попросившей у него прощения. Наконец появляются Лопахин и Гаев, который, ничего не рассказав, тут же уходит к себе. Вишнёвый сад продан, и купил его Лопахин.Лопахин поднимает ключи, брошенные на пол Варей. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишнёвому саду»! Аня утешает плачущую мать: сад продан, но впереди целая жизнь. Будет новый сад, роскошнее этого, их ждёт «тихая глубокая радость»... Дом опустел. Его обитатели, простившись друг с другом, разъезжаются. Лопахин собирается на зиму в Харьков, Трофимов возвращается в Москву, в университет. Лопахин и Петя обмениваются колкостями. Трофимов называет Лопахина «хищным зверем», необходимым «в смысле обмена веществ», он все-таки любит в нем «нежную, тонкую душу». Лопахин предлагает Трофимову деньги на дорогу. Тот отказывается. Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишнёвого сада. Раньше они волновались, страдали, а теперь успокоились. Раневская собирается пока жить в Париже на деньги, присланные тёткой. Аня воодушевлена, начинается новая жизнь — она закончит гимназию, будет работать, читать книги, перед ней откроется «новый чудесный мир». Неожиданно появляется запыхавшийся Симеонов-Пищик и вместо того, чтобы просить денег, наоборот, раздаёт долги. Оказалось, что на его земле англичане нашли белую глину. Лопахин обещает найти новое место Шарлотте, Варя устроилась экономкой к Рагулиным, Епиходов, нанятый Лопахиным, остаётся в имении, Фирса должны отправить в больницу. Между Варей и Лопахиным должно, наконец, произойти объяснение. Варе Ермолай Алексеевич нравится, но сама она не может сделать предложение. Лопахин, тоже прекрасно отзывающийся о Варе, согласен «покончить сразу» с этим делом. Когда Раневская устраивает их встречу, Лопахин, так и не решившись, покидает Варю, воспользовавшись первым же предлогом. Остаётся только Фирс, о котором, казалось бы, все заботились, но которого забыли отправить в больницу. Фирс, вздыхая, что Леонид Андреевич поехал в пальто, а не в шубе, ложится отдохнуть и лежит не двигаясь.


Отзыв о прочитанном: Разные герои пьесы символизируют прошлое, настоящее и будущее. Так, например, Раневская и Гаев поглощены воспоминаниями о давно прошедших временах, Лопахин занят сиюминутными делами, стремясь извлечь пользу из всего, что имеет в настоящий момент, а Петя с Аней смотрят далеко вперёд, невзирая на реально происходящие события. Так прошлое, настоящее и будущее выясняют между собой отношения в течение всего повествования. Каждый герой говорит о своём, не слушая другого, в результате чего “наступает тишина, в которой слышится отдалённый печальный звук лопнувшей струны”.


Полезные ссылки



краткое содержание: [19]



биография автора: [20]



видеоряд:[21]



критическая литература об этом произведении: [22]

историческая эпоха:

"мой литературный багаж" А.П.Чехов "Ионыч", "Крыжовник"


"Это тоже важно"
17 1.Название произведения: Господин из Сан-Франциско


2.Фамилия, имя, отчество автора произведения: И.А.Бунин



3.Главные герои: Господин из Сан-Франциско,его жена,дочь



Сюжет произведения:Господин ехал в Старый Свет на два года, с женой и дочерью, ради развлечения. Маршрут путешествия был очень большой. Включая Южную Италию, где они собирались провести декабрь и январь. Затем Ниццу, Монте-Карло, Флоренцию, Рим, Париж, Севилью, потом Англию, Грецию и Японию. Господин не имеет имени, он безлик в стремлении купить прелести реальной жизни. В отеле господин неожиданно умирает, теряя не только жизнь, но и все привилегии богатого человека, становясь обузой для всех окружающих, начиная от хозяина отеля, который противится тому, чтобы гроб оставался в его апартаментах, заканчивая собственной семьёй, которая не знает, что делать с телом господина. Описание природы, бедных людей на острове Капри ведётся живым, полным символических образов языком и поэтому выделяется на фоне общей стилистики произведения. В заключении рассказа тело господина возвращается домой, на берега Нового Света, на том же корабле, который с большим почётом вёз его в Старый Свет, но теперь его тело лежит в просмолённом гробу на дне трюма, а на идёт людный бал.


Отзыв о прочитанном:Рассказ начинается на корабле Атлантида . Главным героем является господин из Сан-Франциско. Бунин не дает ему имени. Это объясняется тем, что никто его так и не запомнил, что таких, как он, много. Господин едет в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью,единственно ради развлечения . У него есть распланированный маршрут, деньги,желания.

Он во всех отношениях чувствует и ведет себя господином. Но так ли это на самом деле? Нет. За свои пятьдесят восемь лет он так и не научился жить,любить, чувствовать, радоваться жизни. Сам господин снаружи элегантен, ухожен, красив, а внутри пуст, бездушен.Для него не существует семьи, радостей или неприятностей, любимой женщины. Всего жизни нет неожиданностей или сюрпризов, у него все размеренно, расписано по дням, часам и секундам.


Полезные ссылки


краткое содержание: [23]


биография автора: [24]


видеоряд:


историческая эпоха:

критическая литература об этом произведении: [25]


"Это тоже важно"
17 1.Название произведения: Гранатовый браслет


2.Фамилия, имя, отчество автора произведения: И.А.Куприн



3.Главные герои: Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена князя Василия Львовича Шеина, возлюбленная Желткова.



Сюжет произведения: Главная героиня этого произведения - Шеина Вера Николаевна, жила на даче со своим мужем, так как в её городской квартире был ремонт. В день её рождения пришли гости и она получила от своего, анонимного поклонника в подарок браслет, украшенный зелёным гранатом. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от других мужчин. Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с князем Василием нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на представлении увидел княгиню Веру и влюбился в неё чистой и безответной любовью. Несколько раз в год, на праздники он позволял себе писать ей письма. Теперь, после разговора с князем, ему стало стыдно за те поступки, которые могли скомпрометировать невинную женщину. Его любовь к ней была настолько глубока, что он не мог представить разлуку, на которой настаивали муж и брат княгини. После их ухода он написал прощальное письмо Вере Николаевне, в котором извинялся перед ней. Вера Николаевна, узнав о смерти Георгия спросила разрешения мужа и поехала на квартиру самоубийцы, чтобы посмотреть на человека, который столько лет безответно любил её. Вернувшись домой, она попросила Женни Рейтер сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что она сыграет именно ту часть сонаты, о которой писал Желтков. Сидя в цветнике под звуки прекрасной музыки, Вера Николаевна прижалась к стволу акации и плакала. Она поняла, что та любовь, о которой говорил Аносов, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Отзыв о прочитанном: Читая рассказ, читатель постоянно находится в напряжении, так как действия разворачиваются быстро, и сложно предположить, что будет дальше.

Рассказ можно разделить на две части: до и после смерти Желткова. Смерть героя является границей взглядов Веры на любовь. До этого она не понимает Желткова, Вера не верит, что это была настоящая любовь, которую она упустила. Проблема человеческих отношений, безусловно, актуальна всегда, пока существует человечество. Людям присущи разные чувства: любовь и ненависть, преданность и предательство. В этом рассказе ярче всего выражено чувство любви. Многие российские и иностранные писатели того времени поднимали эту тему в своих произведениях. Она и в наше время пользуется не меньшей популярностью. Тему любви можно считать вечной и философской.

Полезные ссылки


краткое содержание: [26]


биография автора: [27]


видеоряд: [28]


историческая эпоха:

критическая литература об этом произведении:


"Это тоже важно"
17 1.Название произведения: Двенадцать


2.Фамилия, имя, отчество автора произведения: А.А.Блок



3.Главные герои:



Сюжет произведения: Первая глава представляет собой экспозицию — заснеженные улицы Петрограда зимой.Описаны несколько прохожих — священник, богатая женщина в каракуле, старухи. По улицам идёт патрульный отряд революционеров из двенадцати человек. Патрульные обсуждают своего бывшего товарища Ваньку. Бросившего революцию ради кабаков, и сошедшегося с бывшей проституткой Катькой, а также поют песню о службе в Красной гвардии. Неожиданно отряд сталкивается с повозкой, на которой едут Ванька с Катькой. Красногвардейцы нападают на сани; извозчику удаётся выехать из-под огня, но Катька погибает от выстрела одного из двенадцати. Убивший её боец Петруха печалится, но товарищи осуждают его за это. Патруль идёт дальше, держа шаг. За ними увязывается й пёс, но его отгоняют штыками. Затем бойцы видят впереди неясную фигуру и пытаются стрелять по ней, но безрезультатно — впереди них идёт Иисус Христос. Отзыв о прочитанном: автор не идеализирует своих героев, а с максимальной точностью и достоверностью воспроизводит основные реалии эпохи, влияющие во многом на поступки и поведение героев. Когда Катька погибает от руки одного из красноармейцев, об этом переживает лишь Петруха. Он признается, что был в нее влюблен. Полезные ссылки


краткое содержание: [29]


биография автора: [30]


видеоряд:


историческая эпоха:

критическая литература об этом произведении:


"Это тоже важно"
17 1.Название произведения: Ионыч


2.Фамилия, имя, отчество автора произведения: А.П.Чехов



3.Главные герои: Дмитрий Ионович Старцев, Туркин, его жена Вера Иосифовна,дочь Екатерина Ивановна



Сюжет произведения: Земский врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает работать в губернский город С., где знакомится с Туркиными. Все члены этой радушной семьи славятся своими талантами: остроумный Иван Петрович Туркин ставит любительские спектакли, его жена Вера Иосифовна пишет повести и романы, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле и собирается ехать учиться в консерваторию. Семья производит на Старцева благоприятное впечатление.

Возобновив знакомство, он влюбляется в Екатерину Ивановну. Вызвав девушку в сад, Старцев пытается объясниться в любви, и неожиданно получает от Котика (Катерина Ивановна ,так её звали домашние) записку, где ему назначается свидание на кладбище. Старцев уверен, что это шутка, но ночью идёт на кладбище и безрезультатно ждёт Екатерину Ивановну, предаваясь романтическим грёзам. На следующий день, облачившись в чужой фрак, Старцев едет делать предложение Екатерине Ивановне и получает отказ. Старцев не ожидал отказа, и теперь его самолюбие уязвлено. Доктору не верится, что все его мечты, привели его к такому концу. Однако узнав, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, Старцев успокаивается, и жизнь его возвращается в привычную колею. Проходит четыре года. У Старцева большая практика и очень много работы. Он располнел и неохотно ходит пешком, предпочитая ездить на тройке с бубенчиками. За все это время он навестил Туркиных не более двух раз, однако не завёл и новых знакомств, так как обыватели раздражают его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом.Вскоре Старцев получает от Веры Иосифовны и Котика письмо и, подумав, едет в гости. Очевидно, что на Екатерину Ивановну их встреча произвела гораздо более сильное впечатление, чем на Старцева, который, вспоминая свою былую любовь, испытывает чувство неловкости. Как и в его первое посещение, Вера Иосифовна читает вслух свой роман, а Екатерина Ивановна шумно и долго играет на рояле, но Старцев чувствует одно лишь раздражение. В саду, куда Котик приглашает Старцева, девушка говорит о том, с каким волнением ожидала этой встречи, и Старцеву становится грустно и жаль прошлого. Он рассказывает о своей серой однообразной жизни. Покидая дом Туркиных, он чувствует облегчение от того, что не женился в своё время на Екатерине Ивановне, и думает, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город. Он оставляет без ответа письмо от Котика и больше уже никогда не приезжает к Туркиным. Со времени Старцев становится грубым и раздражительным. Он разбогател, имеет громадную практику, но жадность не позволяет бросить земское место. В городе его зовут уже просто Ионычем. Живётся Старцеву скучно, ничто его не интересует, он одинок. А Котик, любовь к которой была единственной радостью Старцева, постарела.


Отзыв о прочитанном: Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач. Он все свое время отдает работе. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной. Чехов небольшими штрихами рисует эту "талантливость". Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Старцев влюбился в Екатерину. Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но после расставания, он страдал всего три дня. Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой. Прежде и горячими движениями души, и пылкостью чувств он выгодно отличался от жителей города. Но постепенно Старцев привык к их жизни и втянулся в нее. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют "Ионычем", тем самым принимая его в свою среду. Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мертвых душ". Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь. Полезные ссылки


краткое содержание: [31]


биография автора: [32]


видеоряд:


историческая эпоха:

критическая литература об этом произведении:


"Это тоже важно"
17 1.Название произведения: Крыжовник


2.Фамилия, имя, отчество автора произведения: А.П.Чехов



3.Главные герои: Иван Иванович Буркин,Павел Константинович Алёхин,Николай Иванович-брат Буркина



Сюжет произведения: Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь они решают зайти к помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку .Алехин, встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча. Детство братья провели на воле, в имении отца, который выслужил офицерский чин и оставил детям дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай все время представлял себе будущую усадьбу, где должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком. Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был поражён тем, как тот опустился, постарел. Тот стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами.Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен жизнью. При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, женится, старится. Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Отзыв о прочитанном: Чехов показывает, насколько убогой может быть мечта человека, которой он посвятил всю свою жизнь. У Николая было желание жить в своем собственном доме, наслаждаясь тишиной и покоем. На протяжении долгих лет мечта была несбыточной, но человек всеми силами старался осуществить ее. И непременным атрибутом своего будущего счастья он видел крыжовник, простую садовую ягоду. Для достижения своей мечты он готов был ограничивать себя во всем: “Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и все копил и клал в банк. Страшно жадничал”.

Для того чтобы приблизить свою мечту, Николай женился на пожилой и непривлекательной женщине. Довел несчастную женщину до смерти полуголодным существованием. И при этом у него ни на минуту не возникла мысль о том, что он виновник не только того, что ее жизнь была абсолютно безрадостной, но и ее смерти. Мысли о материальном благополучии застилали глаза несчастному на протяжении долгих лет. Пошлость убогого существования видна во всем, человек не делает ничего, чтобы вырваться из удушающей своей пошлостью и убогостью атмосферы, наоборот, он по-настоящему счастлив. Однако за свое пренебрежение к собственной душе получает сторицей — духовная деградация приводит к тому, что человек практически полностью теряет человеческий облик, он превращается в низменное существо, не имеющее идеалов, не обладающее добротой и благородством. Название рассказа несет в себе очень глубокий смысл. Получается, что вся жизнь чиновника Николая была посвящена одной цели — наслаждению кислыми ягодками крыжовника. Это ли не ужасная трагедия человека, заставляющая всерьез размышлять о бессмысленности.

Полезные ссылки


краткое содержание: [33]


биография автора: [34]


видеоряд:


историческая эпоха:

критическая литература об этом произведении:


"Это тоже важно"
17 1.Название произведения: На дне


2.Фамилия, имя, отчество автора произведения: М.Горький



3.Главные герои: Михаил Иванович Костылев, Василиса Карповна,Квашня,Медведев,торговка пельменями,Васька,Сатин,Актёр Сверчков-Заволжский,Лука,Анна.



Сюжет произведения: В доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене Василисе Карповне, живут «бывшие люди», т. е. люди без твёрдого социального статуса, а также работающие, но бедняки. В доме появляются: Квашня, торговка пельменями и Медведев. Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть одной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьёт Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы; Василиса из ревности бьёт сестру. Сатин и Актёр (бывший актёр провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) — полностью опустившиеся люди, пьяницы, картёжники, Сатин ещё и шулер. Барон — бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома.В самый напряжённый момент Лука фактически сбегает, оставив обнадёженных людей. Актёра это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и Сатин узнаёт о смерти Актёра. Отзыв о прочитанном: Действующие лица пьесы, униженные люди, разорвавшие связи с обществом и отвергнутые им, это люди, которые не имеют будущего. Ведут споры о правде, свободе, счастье, терпении, жалости. Герои решают вечный вопрос: «Быть или не быть?». Каждый из них понимает по–разному, что значит быть: для одних, быть значит быть кем-то в обществе, чтобы вызывать уважение, для других, быть значит жить безо всяких претензий.Мне кажется, что в современном мире не только возросла актуальность пьесы, ее злободневность, но и вполне закономерно на первый план выдвинут знаменитый «спор о человеке». «Человек – это звучит гордо!» - в этой фразе заключается вера в лучшее, без которой не может быть счастлив человек. Полезные ссылки


краткое содержание: [35]


биография автора: [36]


видеоряд:


историческая эпоха:

критическая литература об этом произведении:


"Это тоже важно"
17 1.Название произведения: Олеся


2.Фамилия, имя, отчество автора произведения: И.А.Куприн



3.Главные герои: Иван Тимофеевич,Ермола,Мануйлиха,Олеся



Сюжет произведения: Молодой мужчина,Иван Тимофеевич,приезжает в деревушку по службе.Он сильно скучает и чтобы как то развлечься, он ходит на охоту с Ермолой. Однажды, во время метели, герой узнает от Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живёт ведьма Мануйлиха, которая непонятно откуда появилась в селе, а затем была выселена за его пределы за свои колдовские деяния. Возможность познакомиться появляется быстро: как только потеплело, герой с Яромолой отправляется на охоту и, заблудившись в лесу, натыкается на хату.Он знакомится с Мануйлихой и внучкой Олесей. Он долго думал о ней.Как только просохли дорожки, он направился к ним в избушку. внучка встретила гостя приветливей, чем Мануйлиха. А когда гость попросил Олесю погадать ему, та призналась, что уже раскинула на него карты, и главное, что она ему нагадала — что в этом году «падает вам большая любовь со стороны трефовой дамы с темными волосами». А тем, «кто будет вас любить, вы много горя принесете». Когда Олеся отправилась провожать гостя, она попыталась доказать ему, что ей и её бабке принадлежит дар колдовства, и провела над ним несколько опытов. Потом герой пытается узнать, откуда все-таки пришла Мануйлиха в Полесье, на что Олеся ответила уклончиво, что бабушка не любит говорить об этом. С того дня герой стал частым гостем. Олеся всегда была рада его видеть. вот старуха была не особо довольна, но Ивану удалось задобрить её подарками. Много споров между ними разгоралось, когда Иван пытался научно обосновать «черное искусство». несмотря на разногласия, между ними возникла глубокая привязанность. После посещения изрядника у Ивана и Олеси поменялись отношения. Потом его несколько дней мучала лихорадка. Служебные обязанности Ивана были закончены, и все чаще приходила к нему мысль жениться на Олесе. Убедив себя в правильности решения, он делает предложение. Олеся отказывается, сказав, что не хочет портить жизнь барину. Она предлагает Ивану просто поехать с ним, без женитьбы Иван подозревает, что отказ связан с боязнью церкви, на что Олеся говорит, что ради любви к нему она готова перебороть это. Она назначила ему встречу в церкви, в праздник Святой Троицы, Ивана охватило ужасное предчувствие. Олеся пришла в церковь, после чего на нее накинулись деревенские бабы. Чудом вырвавшаяся Олеся пригрозила им, что они ещё вспомнят её. утром Ярмола, посоветовал Ивану убираться из деревни град, который побил жито у половины села, по мнению деревенских, был наслан колдуньями .И озлобленный народ начал уже про Ивана «кричать недоброе». Желая предупредить Олесю о беде, герой мчится в избу, где находит лишь следы спешного бегства и яркие красные бусы, которые остались единственной вещью на память об Олесе и её великодушной любви. Отзыв о прочитанном: «Олеся» - повесть о любви между разными людьми, которая готова разрушить преграды, да вот не может. Удивительно сколько сентиментальности и одновременно правдивости скрыто в этом сюжете. О том как в лесной глуши, среди болот и сосен зародилась любовь. Любовь искренняя и чистая, не испачканная вниманием посторонних людей, рассматривающих ее с ироничной улыбкой в уголках губ, в отрыве от цивилизации не опошлевшая под напором расчета и общественного мнения. Однако же и в глуши до любви добрались грязные ручки общества, а разум подсказал, что цветок, распустившийся в лесу, в городе завянет. Полезные ссылки


краткое содержание: [37]


биография автора: [38]


видеоряд:


историческая эпоха:

критическая литература об этом произведении:


"Это тоже важно"
17 1.Название произведения: Последний срок


2.Фамилия, имя, отчество автора произведения: В.Распутин



3.Главные герои: Старуха Анна,Таня-дочь,Варвара- дочь,Мирониха



Сюжет произведения: Старуха Анна лежала без движения, не открывая глаз; она почти застыла, но жизнь ещё теплится. Дочери понимают это, поднеся к губам кусок разбитого зеркала. Оно запотевает, значит, мама ещё жива. Варвара, одна из дочерей Анны, полагает возможным оплакать её. Анна — мать пятерых детей, двое сыновей погибли. Анна ждёт не дождётся Таню из Киева. Собравшись вокруг старухи, дети, видя мать, не знают, как им реагировать на её странное возрождение.

В конце концов мать жива. «Страх от сознания, что мать вот-вот умрёт, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее, он идёт от смерти. Казалось, смерть уже заметила их всех в лицо и уже больше не забудет». Пока дети пьют и предаются воспоминаниям, старуха Анна, взбадривается и выходит на крыльцо. Её навешает приятельница Мирониха. Анна расстроена , что среди собравшихся у её постели детей нет Татьяны, Танчоры, как она её называет. Танчора не была похожа ни на кого из сестёр. Она стояла как бы между ними со своим особым характером, мягким и радостным. Не дождавшись дочери, старуха решает умереть. «Делать на этом свете больше ей было нечего и отодвигать смерть стало ни к чему. Пока ребята здесь, пускай похоронят, проводят, как заведено у людей, чтобы другой раз не возвращаться им к этой заботе. Тогда, глядишь, приедет и Танчора... Старуха много раз думала о смерти и знала её как себя. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней. Они договорились, что старуха отойдёт ночью, сначала уснёт, как все люди, потом та тихонько прижмётся, снимет с неё мирской сон и даст ей вечный покой».


Отзыв о прочитанном: Ситуация в повести задается сразу: умирает восьмидесятилетняя старуха. Как мне показалось, жизнь, вводимая Распутиным в его повестях, всегда берется в моменте перерыва своего естественного течения, когда вдруг с неизбежностью нависает большая беда. Кажется, как будто дух смерти витает над распутинскими героями. Когда Анна умирает, то дети буквально покидают ее. Варвара, сославшись на то, что ребят оставила одних, уезжает, а Люся и Илья и вовсе не поясняют причин своего бегства. Когда мать просит их остаться, то ее последняя просьба осталась неуслышанной. По-моему, это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Мне кажется, это был для них последний из последних сроков. Увы..."Ночью старуха умерла". Благодаря произведениям Распутина, я смогла найти ответы на многие вопросы. Этот писатель остался в моем представлении одним из лучших, ведущих современных прозаиков. Полезные ссылки


краткое содержание: [39]


биография автора: [40]


видеоряд:


историческая эпоха:

критическая литература об этом произведении:


"Это тоже важно"
17 1.Название произведения: Сотников


2.Фамилия, имя, отчество автора произведения: В.Быков



3.Главные герои: Рыбак и Сотников



Сюжет произведения: Зимней ночью, кружили по полям Рыбак и Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак шёл легко и быстро, Сотников отставал. Ему вообще не следовало отправляться на задание — он заболевал. Он с трудом поспевал за Рыбаком.Хутор, к которому они направлялись, оказался сожжённым. Дошли до деревни, выбрали избу старосты.

Они шли через поле к дороге и внезапно уловили шум. Кто-то ехал по дороге. Уже видны были две подводы с людьми. Оставалась надежда, что это крестьяне, тогда бы все обошлось. «А ну, стой!— Стой, стрелять будем!» И Рыбак прибавил в беге. Сотников отстал, испугался, что не сможет подняться. Нашарил винтовку и выстрелил наугад. Сотников не боялся смерти в бою. Боялся только стать обузой. Он смог сделать ещё несколько шагов и почувствовал, как ожгло бедро, и по ноге потекла кровь. Подстрелили. Сотников снова залёг и начал отстреливаться по уже различимым в темноте преследователям. После нескольких его выстрелов все стихло. Сотников смог разглядеть фигуры, возвращавшиеся к дороге.

Сотников услышал шёпот, это Рыбак, ушедший уже далеко, все-таки вернулся за ним. Вдвоём под утро они добрались до следующей деревни. В доме, куда они вошли, партизан встретила девятилетняя девочка.Рыбак глянул в окно и отпрянул: «Немцы!». «Быстро на чердак», — распорядилась Демичиха. Полицаи искали водку. «Нет у меня ничего, — зло отругивалась Демичиха. — Чтоб вам околеть». И тут сверху, с чердака, грохнул кашель. «Кто у тебя там?» Полицаи уже лезли наверх. Связанных Сотникова, Рыбака и Демичиху повезли в полицию. В том, что они пропали, Сотников не сомневался. Мучила его мысль о том, что они оказались причиной гибели вот для этой женщины и её детей. Первым на допрос повели Сотникова.И когда Рыбака привели на допрос, он старался быть покладистым, не раздражать зря следователя отвечал обстоятельно и, как ему казалось, очень хитро. «Ты парень вроде с головой, — одобрил следователь. — Мы проверим твои показания. Возможно, сохраним тебе жизнь. Ещё послужишь великой Германии в полиции. Вернувшись в подвал и увидев сломанные пальцы Сотникова — с вырванными ногтями, запёкшиеся в крови, — Рыбак испытал тайную радость, что избежал такого. Нет, он будет изворачиваться до последнего. В подвале их было уже пятеро. Привели еврейскую девочку Басю, от которой требовали имена тех, кто её скрывал, и Демичиху. Утром дверь подвала отворилась во дворе уже стояли полицаи с оружием на изготовку. На крыльцо вышли немецкие офицеры и полицейское начальство.— Я хочу сделать сообщение, — выкрикнул Сотников. — Я партизан. Это я ранил вашего полицая. Тот, — он кивнул на Рыбака, — оказался здесь случайно. «— Господин следователь, — рванулся Рыбак. — Вы вчера мне предлагали. Я согласен. — Подойдите поближе, — предложили с крыльца. — Вы согласны служить в полиции? — Согласен, — со всей искренностью, на которую был способен, ответил Рыбак. — Сволочь, — как удар, стукнул его по затылку окрик Сотникова.» Сотникову сейчас было мучительно стыдно за свои наивные надежды спасти ценой своей жизни попавших в беду людей. Полицаи вели их на место казни, куда уже согнали жителей местечка и где уже свешивались пять петель. Приговорённых подвели к скамейке. Рыбаку пришлось помогать Сотникову подняться на неё. «Сволочь», — снова подумал про него Сотников и тут же укорил себя: откуда у тебя право судить. Опору из-под ног Сотникова выбил Рыбак.Когда все кончилось и народ расходился, а полицаи начали строиться, Рыбак стоял в стороне, ожидая, что будет с ним. Он провёл взглядом по улице надо бежать. Вот сейчас, скажем, бухнуться в проезжающие мимо сани, врезать по лошади! Но, встретившись с глазами мужика, сидевшего в санях, и почувствовав, сколько в этих глазах ненависти, Рыбак понял: с этим не выйдет. Но с кем тогда выйдет? И тут его, словно обухом по голове, оглушила мысль: удирать некуда. После ликвидации — некуда. Из этого строя дороги к побегу не было.


Отзыв о прочитанном: Многие авторы, писавшие о войне, ограничивались описанием масштабных сражений и ярких подвигов солдат, что, конечно, уже немало. Однако Быков пошел гораздо дальше. В произведении он уделил внимание не столько батальным сценам, сколько описанию психологии, внутреннего мира своих персонажей — простых солдат на большой войне. Автор пытается показать, почему его герой поступает именно так, а не иначе, проникая для этого в самые глубины его сознания. Поэтому сюжетная линия повести периодически прерывается воспоминаниями главных героев (их двое) о событиях из их прошлого, которые в свое время повлияли на формирование их личностей. Кроме того, Быков использует оригинальный литературный прием: хотя повествование ведется все время от лица автора, он поочередно фокусирует внимание на описании мыслей и чувств то одного, то другого героя. Таким образом читателю дается возможность увидеть происходящее в книге как бы глазами двух разных людей. В итоге Рыбак доходит до того, что соглашается быть полицаем и становится палачом стоящего с петлей на шее Сотникова, выбивая из-под его ног чурбан. Только поняв, что убежать ему уже не удастся, да и некуда бежать, он до конца осознает, что сотворил. Но изменить уже ничего нельзя…

Сотников же, наоборот, попав в плен, пытается всячески выгородить своих товарищей, берет всю вину на себя. Он не поддался ни пыткам, ни угрозе смерти, не предал ни себя, ни других. Последним своим долгом он считал спасти остальных, но и это у него не вышло. Поэтому единственное, что ему оставалось — достойно встретить смерть.Слаб бывает человек, даже сильный и смелый. Хоть в чем-то, да слаб. Слаб, если нет в нем внутренней твердости и нравственной силы. Рыбак все на войне делает правильно. Но он просто рационален. Часто говорят, что у каждого своя правда. Рыбак считает, что он по-своему прав. Для него главное — это сохранить свою жизнь, а уже потом принести какую-нибудь пользу. У Сотникова другая правда: выстоять, не предать и пусть даже ценой своей жизни спасти людей именно сейчас, а не когда-нибудь потом. И хотя такими, как Сотников, были не все, то, что они были, заставляло и других становиться нравственнее и упорнее. В конечном итоге это сделало их победителями.

Полезные ссылки


краткое содержание: [41]


биография автора: [42]


видеоряд:


историческая эпоха:

критическая литература об этом произведении:


"Это тоже важно"
23 1.Название произведения: "Тихий Дон"


2.Ф.И.О. автора произведения: М.Шолохов



3.Главные герои: : Григорий Мелехов — казак станицы Вёшенской, 1892 г. р. Пётр Мелехов — его старший брат Дуняшка — их младшая сестра Пантелей Прокофьевич Мелехов — их отец, старший урядник Василиса Ильинична — жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки Дарья Мелехова — жена Петра Степан Астахов — сосед Мелеховых Аксинья Астахова — жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова Наталья Коршунова (затем Мелехова) — законная жена Григория Дмитрий Коршунов — её старший брат, в начале событий лучший друг Григория Мирон Григорьевич Коршунов — богатый казак, их отец дед Гришака — отец Мирона Коршунова, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг. Михаил Кошевой — бедный казак, ровесник и друг, впоследсвии смертный враг Григория Хрисанф Токин (Христоня) — «здоровенный и дурковатый казак», служивший в Атаманском полку Иван Адеевич Синилин по прозвищу «Брех» — старый казак, служивший в Атаманском полку, страстный рассказчик Аникей (Аникушка), Федот Бодовсков, Иван Томилин, Яков Подкова, братья Шумилины (Шамили) — казаки хутора Татарского Сергей Платонович Мохов — иногородний, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в х. Татарском Елизавета и Владимир — его дочь и сын Емельян Константинович Атепин по прозвищу «Цаца» — компаньон С. П. Мохова Иван Алексеевич Котляров — казак, машинист моховской мельницы Валет — иногородний, маленький, озлобленный человек, весовщик той же мельницы Давыдка — молодой весёлый парень, вальцовщик мельницы Емельян — кучер Мохова Евгений Листницкий — казак, дворянин, сотник Атаманского полка Николай Алексеевич Листницкий — его отец, казачий генерал, владелец усадьбы Ягодное дед Сашка — конюх Листницких, страстный лошадник и пьяница студенты Боярышкин и Тимофей Штокман Иосиф Давыдович — слесарь, приезжий, уроженец Ростова-на-Дону, член РСДРП Прохор Зыков — смирный казак, сослуживец Григория Мелехова Алексей Урюпин по прозвищу «Чубатый» — суровый казак, сослуживец Григория Мелехова Калмыков, Чубов, Терсинцев, Меркулов, Атарщиков — казачьи офицеры, сослуживцы Евгения Листницкого Илья Бунчук — новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик Анна Погудко — еврейка из Ростова-на-Дону, пулемётчица, возлюбленная Бунчука Крутогоров, Геворкянц — пулемётчики из команды Бунчука Ольга Горчакова — жена ротмистра Бориса Горчакова, затем Евгения Листницкого Капарин — штабс-капитан, помощник Фомина


Сюжет произведения: События в “Тихом Доне” начинаются в 1912 году, перед первой мировой войной, и заканчиваются в 1922 году, когда отгремела на Дону гражданская война. В “Тихом Доне” много подлинных названий хуторов и станиц Донского края. Центром событий является станица Вешенская. Шолохов изображает действительных участников событий: это Иван Лагутин, председатель казачьего отдела ВЦИКа, первый председатель Донского ВЦИКа Федор Подтелков, член ревкома еланский казак Михаил Кривошлыков. В то же время вымышлены основные герои повествования: семьи Мелеховых, Астаховых, Коршуновых, Кошевых, Листницких. Вымышлен и хутор Татарский. “Тихий Дон” начинается изображением довоенной жизни казачества. Дни хутора Татарского проходят в напряженном труде. На первый план выдвигается семья Мелеховых. Первая мировая война изображается Шолоховым как народное бедствие.Шолохов с большим мастерством описывает ужасы войны, калечащей людей и физически, и нравственно. Смерть и страдания объединяют солдат: люди не могут привыкнуть к войне. Во второй книге, Шолохов пишет,что весть о свержении самодержавия не вызвала среди казачества радостного чувства, они отнеслись к ней со “сдержанной тревогой и ожиданием”. Казаки устали от войны. Они мечтают об ее окончании. Сколько их уже погибло. Казаки не сразу разобрались в исторических событиях. Горькие слова в романе предваряют описание трагических событий на Дону, рассказ о расправе с экспедицией Подтелкова, о Верхне-Донском восстании. Вернувшись с фронтов мировой войны, казаки еще не знали, какую трагедию братоубийственной войны им придется пережить в скором будущем. Верхне-Донское восстание предстает в изображении Шолохова как одно из центральных событий. Причин было много. Красный террор, неоправданная жестокость представителей советской власти на Дону в романе показаны с большой художественной силой. Многочисленные расстрелы казаков.Шолохов показал в романе и то, что Верхне-Донское восстание отразило народный протест против разрушения устоев крестьянской жизни и вековых традиций казаков, традиций, ставших основой крестьянской нравственности, складывавшейся веками, и передаваемых по наследству от поколения в поколение. Писатель показал и обреченность восстания. Образ Григория Мелехова — художественное открытие Шолохова. Создавая этот образ, писатель выступил новатором, художественно воспроизводящим то, что в жизни было самым спорным, самым сложным, самым волнующим. Григорий Мелехов в эпопее не изолированный характер. Он находится в самом тесном единстве и связан как со своей семьей, так и с казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся, постоянно находясь в поисках правды. Мелехов не отделен от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других. Мир Григория — народный мир, он никогда не отрывал себя от своего народа, от природы. Женщины занимают центральное место в эпопее - Аксинья, Наталья, Дарья, мать.



Отзыв о прочитанном: «Тихий дон» — это роман-эпопея, роман настоящей жизни людей и отдельного человека. этот роман один из величайших произведений ХХ века.Михаил Шолохов работал над ним очень долго.Все 4 тома автор писал 14 долгих и трудных лет. Не просто так роман был удостоен не только мировой славы, но и удостоенный Нобелевской премии «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Главные герои – казаки маленького хутора на Дону, со своими обычаями и нравами, так же показана жизнь казаком их судьба, чувства. Читая роман, искренне жаль этот народ, потому что во время тяжёлого времени, а именно Первой мировой войны, а впоследствии революция и гражданская война. Трудные дни медленно перетекали в недели, месяцы, годы, но народ стоял, как стена и верил только в одно, что скоро всё закончится, ещё немного и они будут свободными, вернутся домой. Они даже не могли представить, что как только кончится одна война, начнётся другая, которая будет длиться ещё дольше, чем предыдущая. Персонажи изображены ярко, живо и по-настоящему любящие жизнь. Так же в произведении присутствуют настоящие исторические личности, что больше захватывает читателя. Одна из главных тем романа — это, конечно же, любовь. Любовь в этом произведении является чем-то возвышенным, лёгким и в тоже время драматичным. Если мы осуждали автора за жестокость и муки, которые он предоставил пережить главным героям на войне, то любовь — это искреннее чувство каждого персонажа в этом романе, у кого-то это любовь к родине, другой любит свой быт и любимое дело, но для большинства персонажей любовь — это семья, дети, родители. На протяжении всех четырёх томов Михаил Шолохов держит нас в постоянном напряжении, переживании за героев и их судеб.


Полезные ссылки


краткое содержание: [43]


биография автора: [44]


видеоряд:[45]


историческая эпоха:

"мой литературный багаж": "Судьба человека","Они сражались за Родину"


"Это тоже важно"
Персональные инструменты
Инструменты