Электронный читательский дневник Шнюковой Екатерины/5 часть

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 26: Строка 26:
 
  |-
 
  |-
 
  |1
 
  |1
|width="16%"|
+
|width="20%"|
 
''"Грантовый браслет"''  
 
''"Грантовый браслет"''  
  

Версия 16:15, 30 марта 2014

Содержание читатьльского дневника:

1.А.И.Куприн

  • "Гранатовый браслет"

2. М.Горький

"Макар Чудра"

3.А.Блок

"Двенадцать"

4.Михаила Афанасьевича Булгакова

"Собачье сердце"

№п/п 1.Название произведения.
2.Фамилия, имя, отчество
автора произведения.
3.Главные герои.
Сюжет произведения Отзыв о прочитанном Полезные ссылки
(краткое содержание,
биография автора,
видеоряд,
историческая эпоха, "мой литературный багаж"

(какие ёще литературные произведения этого автора я уже читал))

"Это тоже важно"
1

"Грантовый браслет"

А.И.Куприн

Главные герои:

  • Василий Львович Шеин - князь, губернский предводитель дворянства
  • Вера Николаевна Шеина — его жена, возлюбленная Желткова
  • Георгий Желтков — чиновник контрольной палаты
  • Анна Николаевна Фриессе — сестра Веры
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский — брат Веры, товарищ прокурора
  • Генерал Яков Михайлович Аносов — дедушка Веры и Анны
  • Людмила Львовна Дурасова — сестра Василия Шеина
  • Густав Иванович Фриессе — муж Анны Николаевны
  • Женни Рейтер — пианистка
  • Васючок — молодой шалопай и кутила
В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина получила от своего давнего, анонимного поклонника в подарок браслет, украшенный редким зелёным гранатом. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин.

Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с князем Василием Львовичем нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистой и безответной любовью. Несколько раз в год, на большие праздники он позволял себе писать к ней письма. Теперь, после разговора с князем, ему стало стыдно за те поступки, которые могли скомпрометировать невинную женщину. Однако, его любовь к ней была настолько глубока и бескорыстна, что он не мог представить вынужденную разлуку, на которой настаивали муж и брат княгини. После их ухода он написал прощальное письмо к Вере Николаевне, в котором извинялся перед ней за всё и просил послушать L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, No 2).Largo Appassionato. Затем он отнёс квартирной хозяйке возвращённый ему браслет с просьбой повесить украшение на икону Божьей Матери (по католическому обычаю), заперся в своей комнате и застрелился, не видя смысла в дальнейшей своей жизни. Желтков оставил посмертную записку, в которой объяснил - застрелился по причине растраты казённых денег. Вера Николаевна, узнав о смерти Г.С.Ж., спросила разрешения мужа и поехала на квартиру самоубийцы, чтобы посмотреть хотя бы раз на человека, который столько лет безответно любил её. Вернувшись домой, она попросила Женни Рейтер сыграть что-нибудь, не сомневаясь, что та сыграет именно ту часть сонаты, о которой писал Желтков. Сидя в цветнике под звуки прекрасной музыки, Вера Николаевна прижалась к стволу акации и плакала. Она поняла, что та любовь, о которой говорил Аносов, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Когда пианистка закончила играть и вошла к княгине, та стала целовать её со словами: "Нет, нет, - он меня простил теперь. Всё хорошо."

Практически с первых строк Куприн знакомит читателя с главной героиней Вера Николаевна Шеина. Она замужем и временно проживает на даче. Осень. Супруг дарит женщине на именины жемчужные серьги, которые под стать этой эффектной и холодной женщине. Одновременно появляется ее сестра- Анна, не столь привлекательная внешне, но удивительно чувственная натура. В тот же вечер Вера получает сверток с золотым браслетом с гранатами от неизвестного поклонника, который вот уже семь лет любит героиню.

Параллельно автор рассказывает еще несколько минисудеб героев. Здесь и история несчастного влюбленного в Веру Николаевну, и женитьба друга семьи генерала Аносова, а также размышления о любви, которая непременно должна быть трагедийной, о том, что Веру возможно преследуем маньяк, о том, что возможно современные мужчины уже не способны на такую любовь, о которой грезят все женщины.

Само произведение навевает легкую грусть. В финале полностью разделяешь переживания главной героини, которая, узнав в своем поклоннике мелкого чиновника, который покончил жизнь самоубийством. В этот момент героиня раскрывается как чувствующая натура. Ранее холодная женщина заливается слезами, она выпускает на волю свою душу, чувства. Она понимает, что та самая окрыленная романтическая любовь прошла мимо нее и уже не повториться вновь.

Полезные ссылки

краткое содержание

биография автора

видеоряд

историческая эпоха

"мой литературный багаж"

"Это тоже важно"
2 А.И.Куприн

"Олеся"

Главные герои. Иван Тимофеевич — паныч (молодой барин), писатель Ярмола лесовщик, слуга Мануйлиха — старая ведьма Олеся — её внучка Евпсихий Африканович — полицейский урядник Никита Назарыч Мищенко — приказчик, конторщик соседнего имения Слепой лирник — певец, играющий на лире Рябчик — охотничья собака Ярмолы Таранчик — конь Ивана Тимофеевича

южет повести разворачивается в глухой украинской деревне на окраине Волынского Полесья, куда Иван Тимофеевич приехал на полгода из большого города. Одолеваемый скукой, он пытается познакомиться с крестьянами, пробует их лечить, обучает грамоте своего слугу Ярмолу, но всё это оказывается бесполезным. Единственное занятие, которое ему остаётся — это охота. В один ненастный вечер Ярмола рассказывает Ивану Тимофеевичу, что поднявшийся ветер — дело рук колдуньи, и о том, что в лесу живёт ведьма Мануйлиха со своей внучкой. Через три дня на охоте Иван Тимофеевич, сбившись с пути, попадает в избу к Мануйлихе, где знакомится с молодой девушкой Олесей, которая помогает ему найти обратную дорогу. Весной, вернувшись в лесную избушку, герой просит Олесю ему погадать. Та предсказывает ему невесёлое будущее, одинокую жизнь, попытку самоубийства. Рассказывает, что в ближайшее время его ждёт любовь «трефовой дамы», шатенки, как и она сама. Иван Тимофеевич не верит картам и просит её показать свои способности, в ответ Олеся демонстрирует ему, что может заговаривать кровь и нагонять страх. Молодой барин становится частым гостем в лесном доме. Однажды он застаёт хозяек в унынии, оказалось, что урядник Евпсихий Африканович выгоняет женщин из их дома. Иван Тимофеевич встречается с полицейским и, подкупив его подарком, просит оставить женщин в покое. Гордая Олеся обижается на подобное заступничество и общается с героем прохладнее, чем раньше. Скоро Иван заболевает, и неделю не приходит в гости к Олесе. После его выздоровления чувства молодых людей вспыхивают с новой силой. Несмотря на протесты Мануйлихи, они тайком продолжают встречаться. Через месяц Ивану Тимофеевичу приходит время возвращаться в город. Он предлагает Олесе выйти за него и уехать вместе, но Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу. На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась всё же пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины. Она также убеждена, что ей и Ивану необходимо расстаться, иначе их ждёт только горе. Переубедить её не удаётся. Молодые люди прощаются, Олеся просит её поцеловать. Ночью случается гроза с градом, испортившая урожай. Утром Ярмола предлагает Ивану Тимофеевичу уехать, так как в деревне считают грозу делом рук ведьмы, а также знают об их связи. Перед отъездом герой ещё раз возвращается в лесную избушку, в которой находит только красные бусы Олеси.

Полезные ссылки

краткое содержание

биография автора

видеоряд

историческая эпоха

"мой литературный багаж"


"Это тоже важно"
3 М.Горький

Макар Чудра

Главные герои:

  • Радда
  • Лойко Зобара
лавный герой произведения — старый цыган Макар Чудра. Он рассказывает легенду о любви двух молодых цыган — Лойко Зобаре и Радде, которые любят друг друга, но считают, что любовь — это цепь, сковывающая их независимость. В результате Лойко убивает Радду и при всех встает перед ней, уже мёртвой, на колени, выполняя таким образом поставленное ранее девушкой условие их свадьбы[1]. Отец Радды, который присутствовал при убийстве дочери, убивает Лойко ножом. В одном из своих ранних рассказов «Макар Чудра» Горький рассказал о вольной жизни цыган, их любви к свободе, об их гордости, о трагических ошибках юности.

Вот он, Макар Чудра, старый цыган, он ещё пока в силе, многое повидал на своём веку. Его рассуждения интересны и мудры по-своему. Как он сказал молодому Алексею Пешкову /Горькому/ : «Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка и не нужно тебя никому». Хлебом можно утолить голод, на палку можно опереться, защититься... Или такая его мысль: «…Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько». А как это звучит актуально даже сейчас в наше время, при современной городской жизни. И далее рассказал Макар Чудра былину с такими словами: «…Ты её запомни и, как запомнишь, век свой будешь свободной птицей». В смысле: «...не верь девкам и держись от них дальше». Повествование его былины было какое-то необычное, восторженное, возвышенное: о свободной кочевой жизни табора, о гордости тех людей, об их любви, о вечных отношениях мужчины и женщины.

Полезные ссылки

краткое содержание

биография автора

видеоряд

историческая эпоха

"мой литературный багаж"


"Это тоже важно"[1]
4 А.Блок

"Двенадцать"

Главные герои.

Первая глава представляет собой экспозицию — заснеженные улицы революционного Петрограда зимой 1917—1918. Описаны несколько прохожих — священник, богатая женщина в каракуле, старухи. По улицам идёт патрульный отряд революционеров из двенадцати человек. Патрульные обсуждают своего бывшего товарища Ваньку, бросившего революцию ради кабаков и сошедшегося с бывшей проституткой Катькой, а также поют песню о службе в Красной гвардии. Неожиданно отряд сталкивается с повозкой, на которой едут Ванька с Катькой. Красногвардейцы нападают на сани; извозчику удаётся выехать из-под огня, но Катька погибает от выстрела одного из двенадцати. Убивший её боец Петруха печалится, но товарищи осуждают его за это. Патруль идёт дальше, держа шаг. За ними увязывается шелудивый пёс, но его отгоняют штыками. Затем бойцы видят впереди неясную фигуру и пытаются стрелять по ней, но безрезультатно — впереди них идёт Иисус Христос. "Двенадцать" трагическое глубокое произведение о судьбе России, о революции, сначала, прекрасной, потом неминуемо несущей гибель, всему тому, что Блок любил и воспевал в своих произведениях. Больше нет прекрасных незнакомок, романтических баллад, нет больше Бога. Есть распутная девка, революционные лозунги, есть Христос "в белом венчике", учесть которого страдать... Вся боль поэта, все его разрушенные надежды, вся трагедия русской интеллигенции в самом мощном, самом громком его крике.- поэме "Двенадцать". Только сейчас, читая, перечитывая, понимаешь, как страдал поэт видя, как затаптывают, его женщину, любимую им страну. как ломают все, что так долго было вымученно, что непременно должно было привести к всеобщему счастью...

Для Блока, поэма "Двенадцать" апофеоз его творческой жизни, к сожалению, стала апофеозом и жизни общественной. С этой поэмой Блок как поэт исчез. Остался лишь несчастный человек, опустошенный, истерзанный страной, которую он так страстно любил

Полезные ссылки

краткое содержание

биография автора

видеоряд

историческая эпоха

"мой литературный багаж"


"Это тоже важно"
5 Михаила Афанасьевича Булгакова

"Собачье сердце"

Главные герои:

  • Шарик — московский бродячий пёс.
  • Полиграф Полиграфович Шариков — человек, в которого превращается пёс после проделанной профессором Преображенским операции.
  • Филипп Филиппович Преображенский — блестящий хирург, «величина мирового значения», проживающий в 1920-е годы в Москве.
  • Иван Арнольдович Борменталь — молодой доктор, ассистент профессора Преображенского.
  • Зинаида Прокофьевна Бунина — молодая девушка, «социал-прислужница» профессора Преображенского.
  • Дарья Петровна Иванова — кухарка профессора Преображенского.
  • Фёдор — швейцар дома, где проживает профессор Преображенский.
  • Швондер — председатель домкома.
  • Вяземская — заведующая культотделом дома.
  • Пеструхин и Жаровкин — сослуживцы Швондера, члены домкома.
  • Пётр Александрович — некий влиятельный «совработник», пациент и хороший знакомый профессора Преображенского.
Москва, 1924 год. Профессор Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достиг отличных результатов в практическом омоложении. Продолжая исследования, он задумал небывалый эксперимент — операцию по пересадке собаке человеческого гипофиза и яичек с придатками и семенными канатиками. Выбранный в качестве подопытного животного бездомный пёс, случайно получивший кличку «Шарик», подобранный им на улице, оказался в просторной квартире профессора и получил отличное питание. Донором органов стал погибший в драке Клим Чугункин — вор, алкоголик и дебошир.

Результаты операции превзошли ожидания. У Шарика вытянулись конечности, выпала шерсть, появилась речь, и он принял человеческий облик. По Москве поползли слухи о чудесах, творящихся в доме профессора. Однако Преображенскому скоро пришлось пожалеть о сделанном. С Шариком произошло не только физическое, но и психологическое очеловечивание, он унаследовал от Чугункина все пагубные привычки. Полиграф Полиграфович Шариков, как он себя сам назвал, обнаружил пристрастие к сквернословию, пьянству, воровству, блуду, кабацким кутежам, тщеславию и рассуждениям о пролетарской идее. Ради повышения своего социального статуса Шариков по рекомендации председателя домкома Швондера, надеявшегося с его помощью выжить профессора Преображенского из квартиры, устраивается на должность заведующего «подотделом очистки города Москвы от бродячих животных в отделе МКХ. Новая работа радует самолюбие Шарикова, за ним ежедневно приезжает служебная машина, прислуга начинает относиться к нему с подобострастием, и он уже не чувствует себя обязанным Преображенскому и Борменталю, которые всё ещё пытаются привить ему нормы культурной жизни. Он получает удовольствие от уничтожения бездомных котов, хотя, по словам Преображенского, «коты — это временное». Шариков приводит в квартиру профессора Преображенского принятую им на работу молодую девушку, от которой скрыл свою биографию. Узнав от профессора правду, девушка отказывается от ухаживаний Шарикова — и тогда тот угрожает уволить её. За девушку вступается доктор Борменталь. Шариков решает написать политический донос на обитателей квартиры, которые далеко не симпатизируют новой власти и её представителям в собственном доме. Однако бумага попадает к одному из бывших пациентов Преображенского, и тот возвращает её профессору. Преображенский требует от Шарикова убраться из его квартиры, тот отказывается и достаёт револьвер. Борменталь обезоруживает Шарикова, вместе с профессором они проводят новую операцию, превращая Шарикова обратно в собаку. Пёс не помнит ничего из того, что с ним происходило, и остаётся жить в квартире профессора.

Повесть М.Булгакова Собачье сердце состоит из девяти частей, содержание которых – ни что иное, как приключения безумного пса, окрещенного Шариком. Именно он и является центральным героем, впоследствии именуемым Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.

Первая часть – это своеобразный монолог пса, холодной зимней ночью скулящего в подворотне. Скулит он оттого, что испытывает дикую боль, какой – то повар обварил ему бок кипятком. Кроме того, пес голоден. Вдруг он видит мужчину, который, зайдя в продуктовый магазин, выходит оттуда с куском колбасы. Колбасой угощают пса, и он следует за профессором. Профессор – ученый, гениальный деятель науки, Филипп Филиппович Преображенский. Профессор сделал открытие – гипофиз человека замененный гипофизом животного, способен вернуть молодость. Чтобы убедиться в этом, он решает провести опыт на собаке, для чего и приводит в дом пса. Во второй части повести описывается жизнь пса в доме профессора: ему залечивают бок, кормят так, что он резко увеличивается в объеме, а шерсть его начинает лосниться. Попытки переучить, воспитать как-то Шарикова ни к чему не приводит, он все также ловит зубами блох, ворует деньги у профессора, а как-то даже забирается ночью в комнату к прислуге Зиночке. Профессор приходит к выводу: надо как-то изменить ситуацию. Борменталь предлагает накормить Шарикова мышьяком, но профессор не согласен с таким предложением. Вывод один: прооперировать снова, заменить гипофиз. Итоги этой операции положительны. Шариков начинает вновь обрастать шерстью, говорит все меньше слов, и все больше лает. Вскоре он становится обычным псом. Тоску наводит лишь одно – головная боль по утрам, которая пульсирует вокруг непонятного шва на голове, но к вечеру проходит. На этом завершается удивительная, смешная и фантастическая повесть М.Булгакова Собачье сердце.


Полезные ссылки

краткое содержание

биография автора[2],[3]

видеоряд

историческая эпоха

"мой литературный багаж"


"Это тоже важно"[4]/
6 Михаил Александрович Шолохов

"Тихий Дон"

Главные герои:

  • Григорий Мелехов — казак станицы Вёшенской, 1892 г. р.
  • Пётр Мелехов — его старший брат
  • Дуняшка — их младшая сестра
  • Пантелей Прокофьевич Мелехов — их отец, старший урядник
  • Василиса Ильинична — жена Пантелея Мелехова, мать Петра, Григория и Дуняшки
  • Дарья Мелехова — жена Петра
  • Степан Астахов — сосед Мелеховых
  • Аксинья Астахова — жена Степана, возлюбленная Григория Мелехова
  • Наталья Коршунова (затем Мелехова) — законная жена Григория
  • Полужирное начертаниеДмитрий Коршунов — её старший брат, в начале событий лучший друг Григория
  • Мирон Григорьевич Коршунов — богатый казак, их отец
  • дед Гришака — отец Мирона Коршунова, участник русско-турецкой войны 1877-78 гг.
  • Михаил Кошевой — бедный казак, ровесник и друг, впоследствии смертный враг Григория
  • Хрисанф Токин (Христоня) — «здоровенный и дурковатый казак», служивший в Атаманском полку
  • Иван Адеевич Синилин по прозвищу «Брех» — старый казак, служивший в Атаманском полку, страстный рассказчик
  • Сергей Платонович Мохов — иногородний, богатый купец, хозяин магазина и паровой мельницы в х. Татарском
  • Елизавета и Владимир — его дочь и сын
  • Емельян Константинович Атепин по прозвищу «Цаца» — компаньон С. П. Мохова
  • Иван Алексеевич Котляров — казак, машинист моховской мельницы
  • Валет — иногородний, маленький, озлобленный человек, весовщик той же мельницы
  • Давыдка — молодой весёлый парень, вальцовщик мельницы
  • Емельян — кучер Мохова
  • Евгений Листницкий — казак, дворянин, сотник Атаманского полка
  • Николай Алексеевич Листницкий — его отец, казачий генерал, владелец усадьбы Ягодное
  • Штокман Иосиф Давыдович — слесарь, приезжий, уроженец Ростова-на-Дону, член РСДРП
  • Прохор Зыков — смирный казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Алексей Урюпин по прозвищу «Чубатый» — суровый казак, сослуживец Григория Мелехова
  • Илья Бунчук — новочеркасский казак, питерский рабочий, пулемётчик, большевик
  • Анна Погудко — еврейка из Ростова-на-Дону, пулемётчица, возлюбленная Бунчука
  • Крутогоров, Геворкянц — пулемётчики из команды Бунчука
  • Ольга Горчакова — жена ротмистра Бориса Горчакова, затем Евгения Листницкого
  • Капарин — штабс-капитан, помощник Фомина

Исторические персонажи:

  • Крючков, Козьма Фирсович — первый георгиевский кавалер в Первой мировой войне
  • Лагутин, Иван Алексеевич — казак 14-го Донского казачьего полка, первый председатель казачьего отдела при ВЦИК
  • Корнилов, Лавр Георгиевич — Верховный главнокомандующий Русской Армией летом 1917 г., Главнокомандующий Добровольческой армии
  • Подтёлков, Фёдор Григорьевич — председатель Донского казачьего Военно-Революционного Комитета, председатель СНК Донской Советской Республики
  • Кривошлыков, Михаил Васильевич — секретарь Донского казачьего Военно-Революционного Комитета
  • Голубов, Николай Матвеевич — войсковой старшина, командующий войсками Военно-Революционного Комитета
  • Чернецов, Василий Михайлович — командир партизанского отряда
  • Каледин, Алексей Максимович — атаман Войска Донского
  • Краснов, Пётр Николаевич — атаман Войска Донского
  • Фомин, Яков Ефимович — урядник, лидер антикрасновского мятежа в январе 1919 года и антисоветского — в 1921-22 гг.
  • Кудинов, Павел Назарьевич — командующий повстанческими войсками Верхне-Донского округа в 1919 г.
  • Ермаков, Харлампий Васильевич — командир 1-й повстанческой дивизии во время Вёшенского восстания
  • Сидорин, Владимир Ильич — командующий Донской армией

Большая часть действия романа разворачивается в хуторе Татарском станицы Вёшенской примерно между 1912 и 1922 годами[25]. В центре сюжета жизнь казачьей семьи Мелеховых, прошедшей через Первую мировую и Гражданскую войну. Многое пережили Мелеховы с хуторянами и со всем донским казачеством в эти смутные годы. От крепкой и зажиточной семьи к концу романа в живых остаются Григорий Мелехов, его сын Миша и сестра Дуня. Главный герой книги Григорий Мелехов — донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Исторический перелом, напрочь поменявший древний уклад донского казачества, совпал с трагическим переломом и в его личной жизни. Григорий не может понять, с кем ему остаться: с красными или с белыми. Мелехов в силу природных способностей дослуживается сначала из простых казаков до офицерского звания, а потом и до генеральской должности (командует повстанческой дивизией в Гражданской войне), но военной карьере не суждено сложиться. Также мечется Мелехов между двумя женщинами: нелюбимой поначалу женой Натальей, чувства к которой проснулись только после рождения детей Полюшки и Мишатки, и Аксиньей Астаховой, первой и самой сильной любовью Григория. И обеих женщин он не смог сохранить. В конце книги Григорий бросает всё и возвращается домой к единственному оставшемуся из всей семьи Мелеховых сыну и к родной земле. Роман содержит описание жизни и быта крестьян начала XX века: обряды и традиции, характерные для донского казачества. Подробно описана роль казаков в военных действиях, антисоветские восстания и их подавление, становление Советской власти в станице Вёшенской.

Персональные инструменты
Инструменты