Томская Писаница

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 46: Строка 46:
  
 
   Еще эффектнее фигура человека-зверя, у которого тонкие. расставленные в стороны и немного согнутые в коленях ноги, треугольное туловище и положенные на узкие бедра руки. У него человеческая голова выбита сплошь, с выпуклыми круглыми глазами и ртом. На голове высокий головной убор. Надо полагать, что здесь изображена какая-то смысловая композиция, содержание которой, к сожалению, остается для нас не совсем понятным.
 
   Еще эффектнее фигура человека-зверя, у которого тонкие. расставленные в стороны и немного согнутые в коленях ноги, треугольное туловище и положенные на узкие бедра руки. У него человеческая голова выбита сплошь, с выпуклыми круглыми глазами и ртом. На голове высокий головной убор. Надо полагать, что здесь изображена какая-то смысловая композиция, содержание которой, к сожалению, остается для нас не совсем понятным.
 +
 
   Ярко подчеркнутый звериный характер имеют и две небольшие забавные человеческие фигурки, обращенные друг к другу и взявшиеся за руки. У одной высокий и острый головной убор, а другая фигура повернула немного в сторону свою голову; ясно видна острая звериная мордочка с двумя большими торчащими ушами. У них короткие, похожие на лисиные или заячьи, хвостики. Здесь так же, как и па других рисунках, мы видим знакомую нам позу полуприсевшего человека с изогнутыми ногами.
 
   Ярко подчеркнутый звериный характер имеют и две небольшие забавные человеческие фигурки, обращенные друг к другу и взявшиеся за руки. У одной высокий и острый головной убор, а другая фигура повернула немного в сторону свою голову; ясно видна острая звериная мордочка с двумя большими торчащими ушами. У них короткие, похожие на лисиные или заячьи, хвостики. Здесь так же, как и па других рисунках, мы видим знакомую нам позу полуприсевшего человека с изогнутыми ногами.
 +
 
   Среди массы фигур полулюдей-полуживотных есть, однако, и реалистические изображения. Мы уже говорили о сцене охоты человека на животных. Не менее интересны в этом отношении две небольшие фигурки, изображенные очень схематично: неуклюжие бесформенные головы, туловище, расставленные в стороны ноги. Фигурки обращены друг к другу и жестикулируют руками, как будто ведут оживленную беседу.
 
   Среди массы фигур полулюдей-полуживотных есть, однако, и реалистические изображения. Мы уже говорили о сцене охоты человека на животных. Не менее интересны в этом отношении две небольшие фигурки, изображенные очень схематично: неуклюжие бесформенные головы, туловище, расставленные в стороны ноги. Фигурки обращены друг к другу и жестикулируют руками, как будто ведут оживленную беседу.
 +
 
   На писаных камнях мы встречаем и полные таинственности, еле заметные маски-личины сердцевидной формы. Внутри личин обозначены глаза и рот. Маски-личины то совсем овальные, то в форме сердца, есть на всех камнях. Однако по силе изображения и размерам все известные личины превосходит одна, выбитая вдали от основной группы на пологой огромной плите. Здесь всего одно изображение: широкий вверху овал. заканчивающийся узкой бородкой. На личине овальный рот и большие, в виде кругов, глаза. Такие же личины известны на писаницах Восточной Сибири. Есть и по соседству - в Хакасско-Минусинской котловине. Там они изображены на каменных стелах, самые древние из которых относятся к началу эпохи бронзы: к концу III- началу II тысячелетия до н. э.
 
   На писаных камнях мы встречаем и полные таинственности, еле заметные маски-личины сердцевидной формы. Внутри личин обозначены глаза и рот. Маски-личины то совсем овальные, то в форме сердца, есть на всех камнях. Однако по силе изображения и размерам все известные личины превосходит одна, выбитая вдали от основной группы на пологой огромной плите. Здесь всего одно изображение: широкий вверху овал. заканчивающийся узкой бородкой. На личине овальный рот и большие, в виде кругов, глаза. Такие же личины известны на писаницах Восточной Сибири. Есть и по соседству - в Хакасско-Минусинской котловине. Там они изображены на каменных стелах, самые древние из которых относятся к началу эпохи бронзы: к концу III- началу II тысячелетия до н. э.
 +
 
   Как стелы, так и личины на писаницах связаны с культом предков - охранителей рода. Согласно другому мнению, это образы поверженных врагов. Как в том, так и в другом случае личины связаны с культом мертвых, с идеями о потустороннем мире. Это подтверждается тем, что стелы с личинами были найдены вблизи могил бронзового века или древнетюркских могил. Они также очень похожи на маски. Маски-личины - это изображения, наделенные определенными чертами духов. Они полны таинственности, лишены действия.</nowiki>
 
   Как стелы, так и личины на писаницах связаны с культом предков - охранителей рода. Согласно другому мнению, это образы поверженных врагов. Как в том, так и в другом случае личины связаны с культом мертвых, с идеями о потустороннем мире. Это подтверждается тем, что стелы с личинами были найдены вблизи могил бронзового века или древнетюркских могил. Они также очень похожи на маски. Маски-личины - это изображения, наделенные определенными чертами духов. Они полны таинственности, лишены действия.</nowiki>
  
Строка 57: Строка 61:
  
 
[[изображение:томская писаница1.jpg]]
 
[[изображение:томская писаница1.jpg]]
 +
 +
экспозиция "время"
 +
  
 
[[изображение:томская писаница2.jpg]]
 
[[изображение:томская писаница2.jpg]]
 +
 +
смотровая площадка на реке Томь
 +
  
 
[[изображение:томская писаница3.jpg]]
 
[[изображение:томская писаница3.jpg]]
 +
 +
наскальные изображения
 +
  
 
[[Изображение:томская писаница5.jpg]]
 
[[Изображение:томская писаница5.jpg]]
  
[[Изображение:томская писаница6.jpg]]
+
избушка охотника
 +
 
  
 
[[Изображение:томская писаница7.jpg]]
 
[[Изображение:томская писаница7.jpg]]
 +
 +
животное из зоопарка
 +
  
 
[[Изображение:томская писаница8.jpg]]
 
[[Изображение:томская писаница8.jpg]]
  
[[Изображение:томская писаница9.jpg]]
+
кормушки для птиц
  
  

Текущая версия на 07:25, 23 января 2014

                          Томская писаница.

Томская писаница10.jpg


Место расположения:

Томская писаница - уникальный многопрофильный историко-культурный и природный музей-заповедник под открытым небом в Яшкинском районе Кемеровской области, созданный на базе одной, cамой южной, группы скал в нижнем Притомье, протянувшихся на расстояние 50 км (от деревни Писаная Яшкинского района до города Юрга) и испещренных наскальными рисунками. Кроме Томской писаницы здесь обнаружено еще шесть местонахождений наскальных рисунков. Музей-заповедник расположен в лесопарковой зоне в 50 км к северо-западу от Кемерова, на площади в 140 га на правом берегу Томи, где сохранилось 280 наскальных рисунков IV-I тысячелетий до н.э.Расположен музей в сосновом бору, недалеко от автомобильной дороги соединяющей Кемерово и Яшкино примерно в 50 км от Кемерово.

Ценности Томской писанницы:

В настоящее время "Томская Писаница" включает в себя 13 постоянных экспозиций

Древнее святилище "Томская Писаница"

Архитектурно-этнографический комплекс "Шорский улус Кезек"

"Мифология и эпос народов Сибири"

Комплекс "Археодром" (реконструкции древних жилищ, павильон погребений, "Живая археология")

Музей наскального искусства Азии

"Славянский мифологический лес" (реконструкция языческого святилища)

Комплекс "Время и календари"

Музей естественной истории (историческая геология, минералогия, палеонтология)

Архитектурно-этнографический комплекс "Русское сибирское село"

Зона "Сказка", в зимний период "Резиденция сибирского Деда Мороза"

Монгольская юрта

Зоопарк (животный мир музея-заповедника)

Часовня в честь Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия

Музей-заповедник "Томская Писаница" - излюбленное место отдыха кузбассовцев и гостей области. Томскую писаницу посещают находящиеся в Кузбассе с деловыми визитами политики, бизнесмены, представители культуры и науки.


'''Легенда о Томской Писанице:''' У местных народов сибирской тайги сохранились легенды и сказания о некогда проводившихся праздниках охотников. В центре лесных мистерий был особый обряд - добыча охотничьего счастья. Праздник длился много дней, совершался всем родом сообща у родовых святынь - камней, скал, деревьев. Ряженные в оленьи шкуры охотники с рогами на голове танцевали колдовские танцы, зачаровывая таежных зверей. Возможно, какой-то момент такого ритуального танца мы и видим на Томской писанице. Очевидно, такой же ритуальный характер носит другая антропоморфная фигура, выбитая внизу. Это эффектно стоящий в фас полузверь-получеловек с объемистым туловищем, звериной головой с двурогим головным убором. Две параллельные ноги и хвост сзади, к сожалению, не сохранились полностью. Свои огромные руки он положил на бедра. Стоит, подбоченясь, как будто готов в любой момент пуститься в пляс. Еще эффектнее фигура человека-зверя, у которого тонкие. расставленные в стороны и немного согнутые в коленях ноги, треугольное туловище и положенные на узкие бедра руки. У него человеческая голова выбита сплошь, с выпуклыми круглыми глазами и ртом. На голове высокий головной убор. Надо полагать, что здесь изображена какая-то смысловая композиция, содержание которой, к сожалению, остается для нас не совсем понятным. Ярко подчеркнутый звериный характер имеют и две небольшие забавные человеческие фигурки, обращенные друг к другу и взявшиеся за руки. У одной высокий и острый головной убор, а другая фигура повернула немного в сторону свою голову; ясно видна острая звериная мордочка с двумя большими торчащими ушами. У них короткие, похожие на лисиные или заячьи, хвостики. Здесь так же, как и па других рисунках, мы видим знакомую нам позу полуприсевшего человека с изогнутыми ногами. Среди массы фигур полулюдей-полуживотных есть, однако, и реалистические изображения. Мы уже говорили о сцене охоты человека на животных. Не менее интересны в этом отношении две небольшие фигурки, изображенные очень схематично: неуклюжие бесформенные головы, туловище, расставленные в стороны ноги. Фигурки обращены друг к другу и жестикулируют руками, как будто ведут оживленную беседу. На писаных камнях мы встречаем и полные таинственности, еле заметные маски-личины сердцевидной формы. Внутри личин обозначены глаза и рот. Маски-личины то совсем овальные, то в форме сердца, есть на всех камнях. Однако по силе изображения и размерам все известные личины превосходит одна, выбитая вдали от основной группы на пологой огромной плите. Здесь всего одно изображение: широкий вверху овал. заканчивающийся узкой бородкой. На личине овальный рот и большие, в виде кругов, глаза. Такие же личины известны на писаницах Восточной Сибири. Есть и по соседству - в Хакасско-Минусинской котловине. Там они изображены на каменных стелах, самые древние из которых относятся к началу эпохи бронзы: к концу III- началу II тысячелетия до н. э. Как стелы, так и личины на писаницах связаны с культом предков - охранителей рода. Согласно другому мнению, это образы поверженных врагов. Как в том, так и в другом случае личины связаны с культом мертвых, с идеями о потустороннем мире. Это подтверждается тем, что стелы с личинами были найдены вблизи могил бронзового века или древнетюркских могил. Они также очень похожи на маски. Маски-личины - это изображения, наделенные определенными чертами духов. Они полны таинственности, лишены действия.


Изображения:Томская писаница


Томская писаница1.jpg

экспозиция "время"


Томская писаница2.jpg

смотровая площадка на реке Томь


Томская писаница3.jpg

наскальные изображения


Томская писаница5.jpg

избушка охотника


Томская писаница7.jpg

животное из зоопарка


Томская писаница8.jpg

кормушки для птиц


Место расположения на карте:



Томская писаница4.jpg

Персональные инструменты
Инструменты